Примерная программа по баскетболу

Программа составлена для тренеров и является основным документом учебно-тренировочной работы. Она охватывает всю систему подготовки баскетболистов от новичков до спортсменов-разрядников.В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов.            Основополагающие принципы:      - Комплексность- предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса( ф...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а

Программа по баскетболу составлена на основе Примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и , допущенной Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Издательство «Советский спорт», М., 2008 года . Программа составлена группой авторов: Ю.М. Портнов- академик РАО, д-р пед. наук, профессор, засл. Деятель науки, В.Г.Башкирова- засл. тренер России, В.Г.Луничкин- профессор, засл. тренер СССР и России и т.д. Государственной типовой программы, разработанной коллективом авторов в составе: Ю. М. Партнов, В. Г. Башкирова, В. Г. Лучикин, М. И. Духовный, Комитетом РФ по физической культуре и спорту. Издательство «Советский спорт». Москва, 2004г. Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. №233).

Программа составлена для тренеров и является основным документом учебно-тренировочной работы. Она охватывает всю систему подготовки баскетболистов от новичков до спортсменов-разрядников.

В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов.

1.1. Основополагающие принципы:

- Комплексность- предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса( физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

- Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.

- Вариативность- предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

1.2. Формирование групп на этапах подготовки:

- Начальной подготовки(НП)- на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта- баскетбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления учебно-тренировочный этап подготовки.

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.

Наименование этапа

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное

число учащихся

в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец спортивного года

ГНП

До 1 года

8

15

6

Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке

Свыше 1 года

---

12

9

Основная идея программы - реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки.

В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов высокого класса.

Выполнение задач предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинокольцовок, кинопрограмм, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.

Программа составлена для каждого г/о. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, кА также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в баскетболе. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков.

Баскетбол - это командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. Нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.

Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию.

Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом - выносливость и т. д. эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.

У девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физических кондиций.

Юные баскетболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей.

Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности.

Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов.

На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.

Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того, как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений, и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.

При подготовке особое внимание нужно уделять работе с юными высокорослыми баскетболистами - юношами и девушками. Следует учитывать особенности девушек - их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности.

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

- постепенный переход от обучения к приемам игры и тактическим действиям к совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействия с партнерами;

- переход от общеподготовительных средств к более специализированным для баскетболиста;

- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

- увеличение объема тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.

Задачи этапа начальной подготовки.

  1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей.

  2. Формирование стойкого интереса к занятиям.

  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

  4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

  5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

  6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

Задачи начальной подготовки

  1. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.

  2. Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.

  3. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.

  4. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.

УЧ Е Б Н О - Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н

п/п

Разделы программы

Группы начальной

Подготовки

1 год

2 год

1

2

3

4

5

6

7

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Техническая подготовка

Тактическая подготовка

Теоретическая подготовка

Контрольные нормативы

Участие в соревнованиях по календарному плану

Инструкторская и судейская практика

Воспитательные мероприятия

Общее количество часов

70

30

70

18

10

6


204

100

40

100

30

8

8

20

306

Физическая подготовка

(для всех возрастных групп)

Контрольные нормативы по ОФП для ГНП

Контрольные упражнения (единицы измерения)

1

ГНП 1 г/о

ГНП 2 г/о

Бег 20м (с) мал./ дев.

2

4.2-4.5

4.0-4.3

Бег 40 (с) мал./ дев.

3

8.5-8.9

8.2-8.5

Бег 300 м (мин) мал./дев.

4

1.16-1.20

1.07-1.15

Прыжок в длину с места (см) м/д

5

160-155

174-160

Высота подскока (см) ( по Абалакову) дев./мал.

6

30-28

32-32

Темы теоретической подготовки

п/п

Разделы подготовки

Группы начальной подготовки

1 год

2 год

1

Физкультура и спорт в РФ

1

2

Развитие вида спорта в России и за рубежом

1

3

Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся

1

1

4

Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим, питание спортсмена

1

1

5

Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж

1

1

6

Основы техники игры

2

1

7

Общая и специальная физическая подготовка

1

1

8

Основы тактики игры

1

9

Правила по баскетболу

1

1

10

Правила по мини-баскетболу

1

1

11

Основные правила ФНБА


Итого часов

10

8

Практическая подготовка

  1. Строевые упражнения.

  2. Упражнения для рук и плечевого пояса.

  3. Упражнения для ног.

  4. Упражнения для шеи и туловища.

  5. Упражнения для всех групп мышц.

  6. Упражнения для развития силы.

  7. Упражнения для развития быстроты.

  8. Упражнения для развития гибкости.

  9. Упражнения для развития ловкости.

  10. Упражнения типа «полоса препятствий».

  11. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

  12. Упражнения для развития общей выносливости.

Специально-подготовительные упражнения.

  1. Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.

  2. Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.

  3. Упражнения для развития игровой ловкости.

  4. Упражнения для развития специальной выносливости.

Восстановительные мероприятия

Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.

Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса.

Во избежание травм рекомендуется:

  1. выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.

  2. надевать тренировочный костюм в холодную погоду.

  3. не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.

  4. не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.

  5. прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.

  6. применять упражнения на расслабление и массаж.

  7. освоить упражнения на растягивание - «стретчинг».

  8. применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.

Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.

Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

Педагогические средства являются основными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. В спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т. д. эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.

Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.

Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

Инструкторская и судейская практика

В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

Воспитательная работа

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования.

Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее со время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в СОЛ.

На протяжении многолетней спортивной подготовке тренер формирует у занимающихся у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям.

практическая часть

по баскетболу для групп начальной подготовки


  1. Общее представление об игре с помощью словесных и наглядных методов.

  2. Техника передвижения в баскетболе.

Стойка -постановка стоп, распределение тяжести тела, сгибание ног. Бег на полной стопе в различном темпе по прямой, по кругу, диагоналям. Бег с носка при ускорениях. Техника бега с использованием «двух шагов».

Прыжки - толчком одной ногой;

- толчком двумя ногами (с места, с разбега).

Остановки - шагом, прыжком, после получения мяча, после ведения.

Вышагивания и повороты: - повороты на сзади стоящей ноге и вышагивания;

- повороты на стоящей впереди ноге (без мяча на месте, после остановок, после ходьбы, после бега, в сочетании с ловлей, передачей и другими способами владения мяча).

3. Техника владения мячом - жонглирование мяча (одним, двумя).

4. Техника владения мячом в нападении.

Ловля мяча двумя руками:

- на уровне груди (1);

- высокого (2);

- низкого (3).

/на месте, с шагами и рывками вперед и в стороны, ловля в движении мяча, направленного вперед по диагонали или по прямой партнером, стоящим на месте, а затем перемещающимся параллельно с ловящим мяч, ловля при встречном движении, в сочетании с остановками, с использованием «двух шагов»/.

Ловля одной рукой:

- высокого (3);

- низкого (2);

- катящегося (2);

- с низкого отскока (3).

/разновидности такие же, как и при ловле двумя руками/.

Передача мяча:

- двумя руками: от груди (1); сверху (3); снизу (3);

- одной рукой: от плеча (2); сбоку (3).

/передачи на месте, после предварительного движения, после остановки, поворотов, в процессе разнохарактерных передвижений с ведением мяча, с отскоком от пола, дальние (3), средние, ближние, встречные, поступательные, на одном уровне, сопровождающие…/.

Ведение мяча:

- на месте и при прямолинейном движении вперед, передвижение приставными шагами вперед, назад, вправо, влево;

- правой рукой, левой рукой на месте, при беге на месте, с небольшим перемещением в разные стороны;

- передвижение в разные стороны с ведением со сменой рук;

- передвижение с ведением по прямой на различные расстояния, с варьированием места ударов о пол и высотой отскока мяча при передвижении в зависимости от характера и его темпа;

- переход на ведение мяча после его ловли в движении;

- ведение по дугам и кругам, переводы мяча перед собой.

Обводка соперника:

- с изменением высоты отскока;

- с изменением скорости;

- с поворотом и переводом мяча.

Обучение финтам: без мяча; с мячом.

Финты без мяча - это обманные движения для отвлечения и вывода из равновесия защитника.

Финты с мячом:

- финт на проход - проход /с ведением/ - 1;

- финт на проход двойной - проход /с ведением/ - 1;

- финт на бросок - бросок -1.

Сочетание разных финтов (1):

- финт на бросок - передача;

- финт на передачу - проход;

- финт на ведение - передача;

- финт на бросок - проход - бросок;

- ведение - поворот - бросок;

- финт на бросок - поворот- бросок;

- финт на бросок - финт на передачу - бросок;

- финт на ведение - поворот - бросок;

- и другие варианты, в зависимости от ситуации…

5. Техника защиты.

Техника овладения мячом и противодействие:

- стойка защитника, способы передвижения защитника, тактическое использование стойки и передвижения в различных игровых ситуациях - 1;

- положение и движение рук в защите, применительно к тому, владеет подопечный мячом или нет - 1;

- выбивание мяча из рук нападающего, стоящего на месте - 1;

- выбивание мяча из рук нападающего, выполняющего мячом «двух шагов» или прыжка - 2;

- перехват мяча при поперечной передаче с выходом вперед или в стороны - 2;

- перехват при продольной передаче с выходом из-за опекаемого игрока - 3;

- выпрыгивание - 1;

- взятие отскока- 3;

- отбивание - 1;

-накрывание при броске с места и при броске с «двух шагов» - 2.

6. Тактика нападения.

Индивидуальные действия:

- действие игрока без мяча (выход для отвлечения мяча, выход для получения мяча для броска) - 1;

- действия игрока с мячом (розыгрыш мяча, атака корзины) - 1.

Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков (передай мяч и выходи - 1, заслон - 2, наведение - 3, пересечения - 3);

- взаимодействие трех игроков («треугольник» - 1, ройка со сменой мест - 3, малая восьмерка - 2, скрестный выход - 2).

Командные действия:

- стремительное нападение - система быстрого прорыва - 1;

- нападение без центрового - 1.

7. Тактика защиты.

Индивидуальные действия:

- действие против игрока без мяча - 1 - противодействие получению мяча, противодействие выходу на свободное место;

- действие против игрока с мячом - 1 противодействие розыгрышу мяча, противодействие атаке корзины.

Групповые действия;

- взаимодействие двух игроков (подстраховка - 2, переключение - 2, проскальзывание - 3, групповой отбор мяча - 3);

- взаимодействие трех игроков (3) против тройки, против «треугольника» (1), против малой восьмерки (2),против скрестного выхода (2).

Командные действия:

- система личной защиты -1;

- система зонной защиты - 2;

- прессинг - 3.


Работа с родителями.

  1. Проведение родительских собраний тренерами-преподавателями согласно плану воспитательных мероприятий.

  2. Организация и проведение встреч с родителями учащихся выезжающих на соревнования, в летние спортивно - оздоровительные лагеря.

  3. Проведение бесед и лекций специалистами согласно плану воспитательных мероприятий.

  4. Привлечение родителей для организации, помощи и проведении спортивно-массовых мероприятий.


Медицинское обследование.

(Два раза в году: в начале учебного года и в середине.)



Л и т е р а т у р а

  1. Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. Допущена Федеральным агентством по ФКиС. Издательство «Советский спорт». М. 2008. программа составлена группой авторов: Ю. М. Портнов - академик РАО, доктор пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; В. Г. Башикира - заслуженный тренер России; В. Г. Луничкин - профессор, заслуженный тренер СССР и России и т. д.

  2. Баскетбол. Примерная программа подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. Допущена Комитетом по РФ по ФКиС. Издательство «Советский спорт», Москва, 2004г.

  3. Программа для внешкольных учреждений. Министерство просвещения СССР. Москва, «Просвещение», 1977г.

  4. Баскетбол. Программа для секций коллективов физкультуры. Утверждена Комитетом по ФКиС при СовМине СССР. Москва, 1971г., Издательство «ФиС».

  5. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов по баскетболу, утвержденная Министерством образования РФ. Москва, «Просвещение», 1993г. и Москва, «Просвещение», 1984г.

  6. Баскетбол. Программа для ЖОУ УДОД №8, г. Мурманска, 2002

  7. Отбор в спортивных играх. М. С. Бриль. Москва, «Физкультура и спорт», 1980

  8. Спортивный отбор. В. М. Волков, В. П. Филин. Москва, «ФиС», 1983

  9. Единая Всероссийская спортивная классификация 2001-2005, Москва, «Советский спорт», 2002

  10. Официальные правила баскетбола. Международная Федерация Баскетбола. Российская Федерация Баскетбола. Москва, СпортАкадемПресс, 2003



© 2010-2022