- Преподавателю
- Физкультура
- Примерная программа по баскетболу
Примерная программа по баскетболу
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Демьянова Л.Б. |
Дата | 28.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а
Программа по баскетболу составлена на основе Примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и , допущенной Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Издательство «Советский спорт», М., 2008 года . Программа составлена группой авторов: Ю.М. Портнов- академик РАО, д-р пед. наук, профессор, засл. Деятель науки, В.Г.Башкирова- засл. тренер России, В.Г.Луничкин- профессор, засл. тренер СССР и России и т.д. Государственной типовой программы, разработанной коллективом авторов в составе: Ю. М. Партнов, В. Г. Башкирова, В. Г. Лучикин, М. И. Духовный, Комитетом РФ по физической культуре и спорту. Издательство «Советский спорт». Москва, 2004г. Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. №233).
Программа составлена для тренеров и является основным документом учебно-тренировочной работы. Она охватывает всю систему подготовки баскетболистов от новичков до спортсменов-разрядников.
В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов.
1.1. Основополагающие принципы:
- Комплексность- предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса( физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
- Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
- Вариативность- предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
1.2. Формирование групп на этапах подготовки:
- Начальной подготовки(НП)- на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта- баскетбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления учебно-тренировочный этап подготовки.
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.
Наименование этапа
Год обучения
Минимальный возраст для зачисления
Минимальное
число учащихся
в группе
Максимальное количество учебных часов в неделю
Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец спортивного года
ГНП
До 1 года
8
15
6
Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке
Свыше 1 года
---
12
9
Основная идея программы - реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки.
В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов высокого класса.
Выполнение задач предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинокольцовок, кинопрограмм, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.
Программа составлена для каждого г/о. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, кА также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в баскетболе. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков.
Баскетбол - это командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. Нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию.
Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом - выносливость и т. д. эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.
У девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физических кондиций.
Юные баскетболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей.
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности.
Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов.
На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.
Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того, как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений, и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.
При подготовке особое внимание нужно уделять работе с юными высокорослыми баскетболистами - юношами и девушками. Следует учитывать особенности девушек - их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности.
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения к приемам игры и тактическим действиям к совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействия с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к более специализированным для баскетболиста;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
Задачи этапа начальной подготовки.
-
Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
-
Формирование стойкого интереса к занятиям.
-
Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
-
Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
-
Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
-
Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
Задачи начальной подготовки
-
Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
-
Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
-
Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.
-
Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.
УЧ Е Б Н О - Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
№
п/п
Разделы программы
Группы начальной
Подготовки
1 год
2 год
1
2
3
4
5
6
7
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Теоретическая подготовка
Контрольные нормативы
Участие в соревнованиях по календарному плану
Инструкторская и судейская практика
Воспитательные мероприятия
Общее количество часов
70
30
70
18
10
6
204
100
40
100
30
8
8
20
306
Физическая подготовка
(для всех возрастных групп)
Контрольные нормативы по ОФП для ГНП
Контрольные упражнения (единицы измерения)
1
ГНП 1 г/о
ГНП 2 г/о
Бег 20м (с) мал./ дев.
2
4.2-4.5
4.0-4.3
Бег 40 (с) мал./ дев.
3
8.5-8.9
8.2-8.5
Бег 300 м (мин) мал./дев.
4
1.16-1.20
1.07-1.15
Прыжок в длину с места (см) м/д
5
160-155
174-160
Высота подскока (см) ( по Абалакову) дев./мал.
6
30-28
32-32
Темы теоретической подготовки
№ п/п
Разделы подготовки
Группы начальной подготовки
1 год
2 год
1
Физкультура и спорт в РФ
1
2
Развитие вида спорта в России и за рубежом
1
3
Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся
1
1
4
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим, питание спортсмена
1
1
5
Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж
1
1
6
Основы техники игры
2
1
7
Общая и специальная физическая подготовка
1
1
8
Основы тактики игры
1
9
Правила по баскетболу
1
1
10
Правила по мини-баскетболу
1
1
11
Основные правила ФНБА
Итого часов
10
8
Практическая подготовка
-
Строевые упражнения.
-
Упражнения для рук и плечевого пояса.
-
Упражнения для ног.
-
Упражнения для шеи и туловища.
-
Упражнения для всех групп мышц.
-
Упражнения для развития силы.
-
Упражнения для развития быстроты.
-
Упражнения для развития гибкости.
-
Упражнения для развития ловкости.
-
Упражнения типа «полоса препятствий».
-
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
-
Упражнения для развития общей выносливости.
Специально-подготовительные упражнения.
-
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.
-
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.
-
Упражнения для развития игровой ловкости.
-
Упражнения для развития специальной выносливости.
Восстановительные мероприятия
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.
Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса.
Во избежание травм рекомендуется:
-
выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.
-
надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
-
не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
-
не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.
-
прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
-
применять упражнения на расслабление и массаж.
-
освоить упражнения на растягивание - «стретчинг».
-
применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.
Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
Педагогические средства являются основными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.
Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. В спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т. д. эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.
Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.
Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.
Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.
Инструкторская и судейская практика
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Воспитательная работа
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее со время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в СОЛ.
На протяжении многолетней спортивной подготовке тренер формирует у занимающихся у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям.
практическая часть
по баскетболу для групп начальной подготовки
-
Общее представление об игре с помощью словесных и наглядных методов.
-
Техника передвижения в баскетболе.
Стойка -постановка стоп, распределение тяжести тела, сгибание ног. Бег на полной стопе в различном темпе по прямой, по кругу, диагоналям. Бег с носка при ускорениях. Техника бега с использованием «двух шагов».
Прыжки - толчком одной ногой;
- толчком двумя ногами (с места, с разбега).
Остановки - шагом, прыжком, после получения мяча, после ведения.
Вышагивания и повороты: - повороты на сзади стоящей ноге и вышагивания;
- повороты на стоящей впереди ноге (без мяча на месте, после остановок, после ходьбы, после бега, в сочетании с ловлей, передачей и другими способами владения мяча).
3. Техника владения мячом - жонглирование мяча (одним, двумя).
4. Техника владения мячом в нападении.
Ловля мяча двумя руками:
- на уровне груди (1);
- высокого (2);
- низкого (3).
/на месте, с шагами и рывками вперед и в стороны, ловля в движении мяча, направленного вперед по диагонали или по прямой партнером, стоящим на месте, а затем перемещающимся параллельно с ловящим мяч, ловля при встречном движении, в сочетании с остановками, с использованием «двух шагов»/.
Ловля одной рукой:
- высокого (3);
- низкого (2);
- катящегося (2);
- с низкого отскока (3).
/разновидности такие же, как и при ловле двумя руками/.
Передача мяча:
- двумя руками: от груди (1); сверху (3); снизу (3);
- одной рукой: от плеча (2); сбоку (3).
/передачи на месте, после предварительного движения, после остановки, поворотов, в процессе разнохарактерных передвижений с ведением мяча, с отскоком от пола, дальние (3), средние, ближние, встречные, поступательные, на одном уровне, сопровождающие…/.
Ведение мяча:
- на месте и при прямолинейном движении вперед, передвижение приставными шагами вперед, назад, вправо, влево;
- правой рукой, левой рукой на месте, при беге на месте, с небольшим перемещением в разные стороны;
- передвижение в разные стороны с ведением со сменой рук;
- передвижение с ведением по прямой на различные расстояния, с варьированием места ударов о пол и высотой отскока мяча при передвижении в зависимости от характера и его темпа;
- переход на ведение мяча после его ловли в движении;
- ведение по дугам и кругам, переводы мяча перед собой.
Обводка соперника:
- с изменением высоты отскока;
- с изменением скорости;
- с поворотом и переводом мяча.
Обучение финтам: без мяча; с мячом.
Финты без мяча - это обманные движения для отвлечения и вывода из равновесия защитника.
Финты с мячом:
- финт на проход - проход /с ведением/ - 1;
- финт на проход двойной - проход /с ведением/ - 1;
- финт на бросок - бросок -1.
Сочетание разных финтов (1):
- финт на бросок - передача;
- финт на передачу - проход;
- финт на ведение - передача;
- финт на бросок - проход - бросок;
- ведение - поворот - бросок;
- финт на бросок - поворот- бросок;
- финт на бросок - финт на передачу - бросок;
- финт на ведение - поворот - бросок;
- и другие варианты, в зависимости от ситуации…
5. Техника защиты.
Техника овладения мячом и противодействие:
- стойка защитника, способы передвижения защитника, тактическое использование стойки и передвижения в различных игровых ситуациях - 1;
- положение и движение рук в защите, применительно к тому, владеет подопечный мячом или нет - 1;
- выбивание мяча из рук нападающего, стоящего на месте - 1;
- выбивание мяча из рук нападающего, выполняющего мячом «двух шагов» или прыжка - 2;
- перехват мяча при поперечной передаче с выходом вперед или в стороны - 2;
- перехват при продольной передаче с выходом из-за опекаемого игрока - 3;
- выпрыгивание - 1;
- взятие отскока- 3;
- отбивание - 1;
-накрывание при броске с места и при броске с «двух шагов» - 2.
6. Тактика нападения.
Индивидуальные действия:
- действие игрока без мяча (выход для отвлечения мяча, выход для получения мяча для броска) - 1;
- действия игрока с мячом (розыгрыш мяча, атака корзины) - 1.
Групповые действия:
- взаимодействие двух игроков (передай мяч и выходи - 1, заслон - 2, наведение - 3, пересечения - 3);
- взаимодействие трех игроков («треугольник» - 1, ройка со сменой мест - 3, малая восьмерка - 2, скрестный выход - 2).
Командные действия:
- стремительное нападение - система быстрого прорыва - 1;
- нападение без центрового - 1.
7. Тактика защиты.
Индивидуальные действия:
- действие против игрока без мяча - 1 - противодействие получению мяча, противодействие выходу на свободное место;
- действие против игрока с мячом - 1 противодействие розыгрышу мяча, противодействие атаке корзины.
Групповые действия;
- взаимодействие двух игроков (подстраховка - 2, переключение - 2, проскальзывание - 3, групповой отбор мяча - 3);
- взаимодействие трех игроков (3) против тройки, против «треугольника» (1), против малой восьмерки (2),против скрестного выхода (2).
Командные действия:
- система личной защиты -1;
- система зонной защиты - 2;
- прессинг - 3.
Работа с родителями.
-
Проведение родительских собраний тренерами-преподавателями согласно плану воспитательных мероприятий.
-
Организация и проведение встреч с родителями учащихся выезжающих на соревнования, в летние спортивно - оздоровительные лагеря.
-
Проведение бесед и лекций специалистами согласно плану воспитательных мероприятий.
-
Привлечение родителей для организации, помощи и проведении спортивно-массовых мероприятий.
Медицинское обследование.
(Два раза в году: в начале учебного года и в середине.)
Л и т е р а т у р а
-
Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. Допущена Федеральным агентством по ФКиС. Издательство «Советский спорт». М. 2008. программа составлена группой авторов: Ю. М. Портнов - академик РАО, доктор пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; В. Г. Башикира - заслуженный тренер России; В. Г. Луничкин - профессор, заслуженный тренер СССР и России и т. д.
-
Баскетбол. Примерная программа подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. Допущена Комитетом по РФ по ФКиС. Издательство «Советский спорт», Москва, 2004г.
-
Программа для внешкольных учреждений. Министерство просвещения СССР. Москва, «Просвещение», 1977г.
-
Баскетбол. Программа для секций коллективов физкультуры. Утверждена Комитетом по ФКиС при СовМине СССР. Москва, 1971г., Издательство «ФиС».
-
Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов по баскетболу, утвержденная Министерством образования РФ. Москва, «Просвещение», 1993г. и Москва, «Просвещение», 1984г.
-
Баскетбол. Программа для ЖОУ УДОД №8, г. Мурманска, 2002
-
Отбор в спортивных играх. М. С. Бриль. Москва, «Физкультура и спорт», 1980
-
Спортивный отбор. В. М. Волков, В. П. Филин. Москва, «ФиС», 1983
-
Единая Всероссийская спортивная классификация 2001-2005, Москва, «Советский спорт», 2002
-
Официальные правила баскетбола. Международная Федерация Баскетбола. Российская Федерация Баскетбола. Москва, СпортАкадемПресс, 2003