Здоровьесберегающие технологии на физкультуре

Проблема: необходимо повысить интерес учащихся к урокам физической культуры, используя валеологическую направленность.Цель итоговой работы: применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.Основная цель учителя в своей работе -  воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-целостного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.Достижению цели способствует решение следующих задач:1. Развитие основных физических качеств ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»


Горячев Олег Анатольевич,

учитель физической культуры,

ГБОУ ООШ с. Красные Ключи

м.р. Похвистневский Самарской области










2014гОглавление

I. Вводная часть

1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)

2.Цель и задачи ИР

3. Ожидаемые результаты

II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок

2.2. Контрольно-оценочный блок

3. Ресурсный блок (условия)

III. Заключение

  1. Выводы по ИР

IV. Информационные источники







2

IВводная часть

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость - это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимостьорганизации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Противоречия: с одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с

3

одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.

Проблема: необходимо повысить интерес учащихся к урокам физической культуры, используя валеологическую направленность.

Цель итоговой работы: применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.Основная цель учителя в своей работе - воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-целостного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.Достижению цели способствует решение следующих задач:

1. Развитие основных физических качеств и способностей ребенка, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.

2. Формирование культуры движений, понимание зависимости своей жизни и здоровья от ведения здорового образа жизни.

3. Формирование системы элементарных теоретических знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе жизни, основах самостоятельных занятий физическими упражнениями.

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию, формирование осанки и стопы.

6. Обучение навыкам безопасности жизнедеятельности.

В основе успешной реализации педагогической деятельности лежат следующие основополагающие принципы:

1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

2. Учет познавательной активности в двигательной активности.

3. Единство психического и физического развития.

4

4. Принцип целостности человека, психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.

5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

6. Принцип дифференцированного подхода.

7. Учет возрастных и половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Для успешной реализации цели и решения задач при работе учитель использует следующие педагогические технологии:

1. Здоровьесберегающая технология

2. Здоровьеформирующая технология.

3. Личностно-ориентированный подход.

4. Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей.

5. Игровая и соревновательная технология.

Ожидаемые результаты:

1.Повысятся функциональные возможности организма учащихся.

2.Возрастет уровень физического развития и физической подготовленности школьников.

3.Повысится приоритет здорового образа жизни.

4.Повысятся мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

5.Повысится уровень самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

6.Повысятся профессиональные компетенции и заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

5

7.Сформируется у родителей понимание здорового образа жизни.

II.Основная часть

1.Методологическим основанием образовательной деятельности, направленной на реализацию здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни, может стать личностный подход. С позиции личностного подхода личность должна стать в собственном смысле слова содержанием воспитания. Педагогическим средством является личностно-развивающая воспитательнаяситуация, технология конструирования которой разработана и изначально соответствует личности учителя-воспитателя, принципиально не существует вне этой личности. Конечная цель обучения и воспитания - развитиеличностных качеств, личностной сферы воспитанника.Личностно ориентированное образование смещает основные акценты воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка, что становится методологической основой здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной работе учителя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если:

- личностный подход будет рассматриваться как основной, приоритетный (доминирующий) компонент в стратегии учебно-воспитательной здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры;

- в процессе работы учителя физической культуры будет моделироваться специфическая система способов реализации личностно-ориентированной здоровьесберегающей педагогической технологии;

- личностно-ориентированный образовательный процесс будет проектироваться учителем физической культуры на основе диагностики здоровья учащихся и собственной профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающих личностно-ориентированных технологий.

Данные условия состоят в том, чтобы придать учебному процессу

6

характер здоровьесбережения, изменить его организационные формы.Специфика личностно-ориентированного подхода в здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры обусловлена, с одной стороны, формированием потребностей, мотивов и целей учащихся, а с другой, - эффективному процессу их продвижения к здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению,саморазвитию в целом на основе приоритетной физкультурно-оздоровительной деятельности. Выбор и освоение на теоретическом и практическом уровнях здоровьесберегающих образовательных технологий учителем физической культуры осуществляется в несколько этапов:

- формирование общей компетентности в области современных образовательных технологий;

- углубленное изучение теоретических основ новой избранной учителем здоровьесберегающей личностно-ориентированной технологии;

- изучение методических разработок на этой основе, и опыта реализации данной технологии другими учителями;

- методическая разработка собственных учебных занятий на основе данной технологии, их адаптация к содержанию учебного курса, специфике своей педагогической деятельности и возрастным и личностнымособенностям учащихся;

- экспериментальная апробация технологии, измерение ее педагогической

2.1Новизна современной образовательной технологии состоит в комбинировании элементов личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре. Здоровьесберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности учителя физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом

7

взаимодействии всех участников педагогического процесса.Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.Здесь мы останавливаемся на технологии личностно-ориентированного физкультурного образования, которая является основной в учебном процессе. Под личностно-ориентированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Личностно-ориентированный подход - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Обучение двигательным действиям.

Проводится целостным методом с последующей дифференциацией и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучающиеся сильной группы, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников.На уроках учащимся даются разные учебные задания: одной группе - подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой - усложнённые подводящие упражнения; третьей - действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.

На уроке обязательно проводится индивидуальная работа с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию.

Развитие физических качеств.

Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной

8

подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, ввести карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом будут усложняться.Обязательно контролирую физические нагрузки каждого ученика по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения.При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков.В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети подбираются по силам и им даются разные по сложности упражнения, при этом также можно использовать карточки с заданиями и со схемами упражнений.Особое внимание на уроке уделяем детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости.

9

2.2 Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности учащихся.

При оценке физической подготовленности учащихся учитывается как максимальный результат, так и прирост их результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. В своей работе применяю методы поощрения, словесные, одобрения. Все отметки обязательно аргументировать.Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся также оценивается.Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.

3.Для эффективной реализации здоровьесберегающих технологий должны быть: кадровые, психолого-педагогические, материально-технические, информационно-методические условия.

подготовленность и готовность специалистов к работе по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.Непрерывность профессионального развития педагогических кадров, освоением ими

10

дополнительных профессиональныхобразовательных программ не реже одного раза в 3 года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию направоведения данного вида образовательной деятельности, а такжепрограмм стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений с использованием дистанционных образовательныхтехнологий.Преемственность содержания и форм организации образовательногопроцесса;учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; психолого-педагогическогосопровождения участников образовательного процесса (сохранение иукрепление психологического здоровья обучающихся; формированиеценности здоровья и безопасного образа жизни; индивидуализация обучения).

Материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура» включает необходимый набор спортивного инвентаря и оборудования с учетом особенностей образовательного процесса на каждой ступени общего образования, специфики учебного предмета, а также специфика вида (видов) спорта, минимально

допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения.

Учебно-методическое обеспечение включает примерную программу по предмету «Физическая культура», учебники по физической культуре для общеобразовательных учреждений для 1-9 классов, учебные пособия для учителей физической культуры.

Вдействительности, особенно в сельских школах, большинство из этих условий отсутствуют. Материально-техническая база школы должна постоянно пополнятся и обновляться не раз в 10 лет, а по мере морального устарения.

III.Заключение

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии

11

потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем

учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения

будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально,духовно, но и физически. Здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку

Работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволяет:

1. Повысить успеваемость по предмету.

2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4.Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.



















12

IV. Информационные источники

1.Закон РФ об образовании

2.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

3.ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

4.ФГОС полного общего образования.

5.Дыхан Л.Б. «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - (Библиотека учителя)

6.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,

2004.

7.Кузнецова И.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. - М., 2003.

8. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания

учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2007.

9.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: Аркти, 2003.

10.samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области




13

© 2010-2022