Формирование коммуникативных учебных универсальных действий на уроках

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой

передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:

  • Личностные

  • Познавательные

  • Регулятивные

  • Коммуникативные

Подробнее хочу остановиться на коммуникативных УУД

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Коммуникативные действия обеспечивают возможности

сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера,

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь

договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,

эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

На уроках физкультуры формируются

  1. способность к общению в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Дети учатся понимать невербальный язык общения. ( При сдаче каких- либо зачетов подсказывать товарищу не разрешается, но дети мимикой, жестами стараются помочь друг другу, исправить)

  2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, учить не только показывать двигательное действие, а и проговаривать упражнение (Например, при выполнении общеразвивающих упражнений, учащийся, проводящий разминку, должен назвать исходное положение, проговорить само упражнение и только потом приступить к выполнению. Ученик может исправлять учащихся, неверно выполняющих упражнение).


  1. Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе, в парах.

На уроках для большей плотности урока, двигательной активности и для решения коммуникативных задач провожу различные упражнения в группах.

Например, делю класс на два, три отделения; каждое отделение получает свое задание, в отделении с более трудным заданием остаюсь сама, в другие назначаю дежурных, которые отвечают за дисциплину и правильность выполнения. Сначала дежурными назначаю более ответственных учащихся, которые сами хорошо владеют данным видом упражнения. Дежурные получают хорошую оценку, если справились с заданием; в их отделении была хорошая дисциплина и правильно выполняли задание. Каждый из учащихся может стать дежурным, поэтому дети стараются не подводить друг друга (этот метод начинает действовать в классе третьем).

Одним из приёмов методики формирования коммуникативной компетентности на уроках физической культуры является следующий: выполнение упражнений по словесной инструкции. Такую работу можно проводить в парах. Делю класс на два отделения, даю задание: выполнить комбинацию из нескольких упражнений. Первое отделение выполняет, второе - проверяет (в парах). Далее выборочно опрашиваю второе отделение, они должны назвать ошибки совершенные их партнерами (если были ошибки), если проверяющий отвечает неуверенно, мямлит, значит сам не понял задания. Затем второе отделение выполняет аналогичное задание.

Также можно провести по инструкции, представленной в письменной форме. Можно дать неправильную, неполную инструкцию (провокация на уточнение, задавание вопросов). Можно дать домашнее задание по написанию инструкций по выполнению упражнений для партнера, для группы.

После такой работы со школьниками происходит уменьшение количества ошибок при выполнении двигательного действия после словесной инструкции. То же самое происходит и при выполнении двигательного действия по показу и по инструкции совместно с показом.

Умение активного слушания можно диагностировать с помощью выполнения двигательных действий по инструкции. Например, с правой ноги сделать три шага вперёд, повернуться налево, руки вверх, прогнуться, принять упор присев, встать. Фиксируется количество ошибок при выполнении. Для отслеживания уровня сформированности умения слушать, данная процедура повторяется, однако упражнение должно быть другим, но одинаковым по сложности, то есть число элементов у них должно быть равным.

Большое значение для формирования коммуникативных универсальных действий имеет организация работы учащихся в соревновательной деятельности, в игре. Игры соревновательного характера начинаются с деления класса на команды. Можно выбрать капитанов считалкой (1-3 класс) или класс сам может предложить капитанов (4-5 класс), а капитаны уже выбирают по очереди членов команды. 1-3 классах дети выбирают тех, с кем дружат: мальчики-мальчиков, девочки-девочек. А дети постарше уже начинают думать, с кем выгоднее играть. Здесь формируются лидерские качества, дети прислушиваются к своему капитану. В спортивных играх, таких как футбол, баскетбол, волейбол, дети начинают согласовывать свои действия с партнерами. Здесь формируется способность к общению в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

Выводы:

При формировании коммуникативных универсальных учебных действий

  • возрастает сплоченность класса;

  • меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; выявляются качества лидера;

  • растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

  • дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.


© 2010-2022