- Преподавателю
- Физкультура
- Программа по физической культуре для специальности ТОРА заочное отделение
Программа по физической культуре для специальности ТОРА заочное отделение
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Прокопьев Н.А. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОГОБУ СПО «ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физическая культура
для специальности
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Заочное обучение
Иркутск 2014
Рассмотрено на заседании ДЦК
Протокол №____ от «____» _________20___
Председатель ДЦК _______________________
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) специальности среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2007г. № 03-1180, примерной программы учебной дисциплины «Физическая культура» (технический профиль) для подготовки специалистов среднего звена, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию (протокол 24/1 от 27 марта 2008г), учебного плана по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Является частью ОПСПО ПССЗ
Организация - разработчик: ОГОБУ СПО «Иркутский техникум транспорта и строительства»
Разработчик: Прокопьев Николай Александрович, преподаватель 1 категории ОГОБУ СПО «Иркутский техникум транспорта и строительства»
Утверждена на заседании методического совета
Протокол №______ от «____» _______________ 20_____
Зам. директора по ОД _________________________ Я.М. Шабанова
© ОГОБУ СПО «ИТТриС», 2014г.
© Прокопьев Николай Александрович 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:
Дисциплина входит в состав общеобразовательного цикла и обязательной части циклов и раздела «Физическая культура» ФГОС по профессии СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 286 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 4 часов:
самостоятельной работы обучающегося 282 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
286
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
4
в том числе:
лабораторно-практические
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
282
Итоговая аттестация в форме дифференцируемого зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Научно-методические основы формирования физической культуры личности
Тема 1.1.
Общекультурное и социальное значение физической культуры. Здоровый образ жизни.
Содержание учебного материала
2
1.
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры.
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. Сущность и ценности физической культуры. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Дисциплина «Физическая культура» в системе начального профессионального образования.
Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и открытых спортивных площадок).
2
2.
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность. Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений НПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации. Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
Физическая культура в профессиональной деятельности квалифицированного рабочего. Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.
35
Раздел 2.
Учебно-практические основы формирования физической культуры личности
Тема 2.1.
Легкая атлетика
Самостоятельная работа обучающихся
Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег. Эстафетный бег. Техника прыжков в длину и высоту. Техника метания гранаты и толкания ядра.
35
2
Тема 2.2.
Футбол*
Самостоятельная работа обучающихся
Перемещение по полю. Ведение и передачи мяча. Удары по мячу, по воротам. Остановка и приём мяча. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры: индивидуальные, групповые, командные действия. Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие игроков. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.
35
2
Тема 2.3.
Лыжная подготовка
Самостоятельная работа обучающихся
Техника ловли и передач мяча различными способами, ведения мяча. Техника бросков мяча различными способами без сопротивления и с сопротивлением защитника. Тактика нападения, тактика защиты. Совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите. Технико-тактическая подготовка. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
35
2
Тема 2.4.
Волейбол
Самостоятельная работа обучающихся
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
35
2
Тема 2.5.
Баскетбол
Практическая работа
Освоение техники ловли и передач мяча различными способами без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях). Освоение техники ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Эстафеты и подвижные игры с мячом и без меча. Освоение техники бросков по кольцу. Освоение техники бросков мяча различными способами (с места, в движении, прыжком) без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Освоение техники броска одной рукой (из под щита) после ведения. Освоение техники штрафного броска. Освоение техники нападения ( выбивание, перехват, накрывание). Освоение техники защиты (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Защита после блока. Учебная игра.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Техника ловли и передач мяча различными способами, ведения мяча. Техника бросков мяча различными способами без сопротивления и с сопротивлением защитника. Тактика нападения, тактика защиты. Совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите. Технико-тактическая подготовка. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
35
2
Тема 2.6.
Гимнастика
Самостоятельная работа обучающихся
Строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, со снарядами и на снарядах. Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний и коррекции зрения.
35
2
Раздел 3.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
*(разрабатывается с учётом специфики профессиональной деятельности укрупнённой группы специальностей
/профессий)
Тема 3.1.
Сущность и содержание ППФП в достижении высоких профессиональных результатов
37
Самостоятельная работа обучающихся
Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ профессиограммы.
Средства, методы и методика формирования профессионально значимых двигательных умений и навыков.
Средства, методы и методика формирования профессионально значимых физических и психических свойств и качеств. Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям. Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП.
2
Промежуточная аттестация в форме зачета
Всего:
286
3. условия реализации ПРОГРАММЫ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия универсального спортивного зала, зала аэробики или тренажёрного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий; оборудованных раздевалок с душевыми кабинами.
Спортивное оборудование:
-
баскетбольные, футбольные, волейбольные, гандбольные мячи;
-
щиты, ворота, корзины, сетки, стойки, антенны;
-
сетки для игры в бадминтон, ракетки для игры в бадминтон, воланы, сетки для игры в настольный теннис, теннисные мячи, ракетки для игры в настольный теннис;
-
оборудование для силовых упражнений (гантели, утяжелители, резина, штанги с комплектом различных отягощений, бодибары);
-
оборудование для занятий аэробикой (степ-платформы, скакалки, гимнастические коврики, фитболы);
-
гимнастическая перекладина, шведская стенка, секундомеры, мячи для тенниса, дорожка резиновая разметочная для прыжков и метаний;
-
ядра, гранаты, стартовые колодки, эстафетные палочки, измерительная рулетка;
-
оборудование, необходимое для реализации части по профессионально-прикладной физической подготовке.
Для занятий лыжным спортом:
-
лыжная база с лыжехранилищем и теплыми раздевалками, мастерской для мелкого ремонта лыжного инвентаря;
-
учебно-тренировочные лыжни и трассы спусков на склонах, отвечающие требованиям безопасности;
-
лыжный инвентарь (лыжи, ботинки, лыжные палки, лыжные мази и.т.п.).
Технические средства обучения:
-
музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности демонстрации комплексов упражнений;
-
электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на экране.
13
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Бишаева А.А. Физическая культура. [Текст] - М.: ОИЦ «Академия», 2010.
-
Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов [Текст] / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2007. - 366 с.
-
Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /Г.С. Туманян М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
Дополнительные источники:
-
Боровских В.И., Мосиенко М.Г. Физическая культура и самообразование учащихся средних учебных заведений [Текст]: методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. - 66 с.
-
Бурбо Л. Тренируем мышцы живота и спины за 10 минут в день [Текст] / Люси Бурбо. - Ростов н/дону: «Феникс», 2005. - 160 с.
-
Бурбо Л. Фитбол за 10 минут в день [Текст] / Люси Бурбо. - Ростов н/дону: «Феникс», 2005. - 160 с.
-
Жилкин А. И. Легкая атлетика [Текст]: учебное пособие / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Академия, 2005. - 420с.
-
Кремнев И. Атлетическая гимнастика [Текст] / Кремнев И. - М.: Феникс, 2011. - 286 стр.
-
Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / Кеннет Купер: Пер. с англ. - М.: Физкультура с спорт, 2007. - 192 с.: ил.
-
Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда - Москва: Издательство Советский спорт. - 2005. - 192с.
-
Лотоненко А. Физическая культура и здоровье [Текст]: монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева, О.А. Григорьев.- М.: «Еврошкола», 2008.- 450с.
-
Рубцова И.В., Кубышкина Е.В., Алаторцева Е.В., Готовцева Я.В. Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 23 с.
-
Черемисинов В. Н. Валеология [Текст] / В. Н. Черемисинов - Москва: Издательство Физическая культура. - 2005. - 144с.
-
Физическая культура в режиме дня студента: Методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. - 15 с.
14
Интернет ресурсы:
-
Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики sport.minstm.gov.ru
-
Сайт Департамента физической культуры и спорта города Москвы mossport.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека;
- основы здорового образа жизни.
Формы контроля обучения:
- практические задания по работе с информацией (конспектирование и др.),
- домашние задания проблемного характера,
- ведение дневника самонаблюдения.
Оценка подготовленных обучающимся фрагментов занятий (занятий) с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха.
Должен уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
- выполнять задания, связанные с самостоятельной разработкой, подготовкой, проведением обучающимся занятий или фрагментов занятий по изучаемым видам спорта.
Методы оценки результатов:
- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;
- тестирование в контрольных точках.
Лёгкая атлетика.
1.Оценка техники выполнения двигательных действий (проводится в ходе занятий):
бега на короткие, средние, длинные дистанции;
прыжков в длину;
Оценка самостоятельного проведения обучающимся фрагмента занятия с решением задачи по развитию физических качеств средствами лёгкой атлетики.
Спортивные игры.
Оценка техники выполнения базовых элементов техники спортивных игр (броски в кольцо, удары по воротам, подачи, передачи, жонглированиие)
Оценка технико-тактических действий обучающихся в ходе проведения контрольных соревнований по спортивным играм
Оценка выполнения обучающимся функций судьи.
Оценка самостоятельного проведения обучающимся фрагмента занятия с решением задачи по развитию физических качеств средствами спортивных игр.
Аэробика (девушки)
Оценка техники выполнения комбинаций и связок.
Оценка самостоятельного проведения фрагмента занятия или занятия.
Атлетическая гимнастика (юноши)
Оценка техники выполнения упражнений на тренажёрах, комплексов с отягощениями, с самоотягощениями.
Самостоятельное проведение фрагмента занятия или занятия.
Лыжная подготовка.
Оценка техники передвижения на лыжах различными ходами, техники выполнения поворотов, торможения, спусков и подъемов.
Плавание*.
Оценка техники плавания способом:
- кроль на спине;
- кроль на груди;
- брасс.
Оценка техники:
- старта из воды;
- стартового прыжка с тумбочки;
- поворотов.
4. Проплывание избранным способом дистанции 400 м. без учёта времени.
Оценка уровня развития физических качеств занимающихся наиболее целесообразно проводить по приросту к исходным показателям.
Для этого организуется тестирование в контрольных точках:
На входе - начало учебного года, семестра;
На выходе - в конце учебного года, семестра, изучения темы программы.
Тесты по ППФП разрабатываются применительно к укрупнённой группе специальностей/ профессий.