Врачебно-педагогический контроль на уроках легкой атлетики с обучающимися 10-11 классов

    В системе медицинского обслуживания обучающихся в школе важное место занимает врачебный и педагогический контроль, нацеленный на усиление оздоровительного эффекта занятии и реализация принципа дифференцированного подхода к школьникам в процессе занятий физическими упражнениями,  врачебно  - педагогический контроль обеспечивает наблюдение за учащимися на уроках физической культуры и во время внеклассных занятий,  медицинского  обследования и контроль за физическим развитием и состоянием здоро...
Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический и врачебный контроль на уроках легкой атлетики

с обучающимися 10 и 11 классов.

В системе медицинского обслуживания обучающихся в школе важное место занимает врачебный и педагогический контроль, нацеленный на усиление оздоровительного эффекта занятии и реализация принципа дифференцированного подхода к школьникам в процессе занятий физическими упражнениями, врачебно - педагогический контроль обеспечивает наблюдение за учащимися на уроках физической культуры и во время внеклассных занятий, медицинского обследования и контроль за физическим развитием и состоянием здоровья школьников. Врачебно- педагогический контроль представляет собой исследования, проводимыми совместно с врачом и преподавателем физического воспитания (или тренером) и посредственная в местах занятий физической культуры ( или тренировок) и соревнований, с целью оценки воздействия на организм занимающихся физических нагрузок, применяемых в учебно- тренировочных занятиях и соревнованиях. Необходимость таких исследований связана с тем, что явление неполного восстановления после тренировок или занятий физической культурой, развитие переутомления далеко не всегда сказываются сразу на самочувствие и работоспособность учащегося или спортсмена. Это не позволяет преподавателю при необходимости вовремя внести в учебный процесс соответствующие коррективы, в связи с чем дальнейшее занятие не только не дает желаемого результата, но в ряде случаев ведет к возникновению предпатологических состояний или к заболеванию обучающегося или спортсмена. Без знания основных принципов, методов врачебно- педагогического контроля ,преподаватель не может правильно оценить влияние физических упражнений на организм, дифференцировано подойти к обучению школьников разного возраста, пола, уровня физического развития и физической подготовленности. Наблюдения, проводимые на уроках, во время внеклассных занятий и соревнований, помогают преподавателю выявить индивидуальные способности школьников, что также способствует совершенствованию процесса обучения и воспитания.

Основные задачи врачебно- педагогического контроля в школе-

  1. ознакомление с организацией занятий и методикой их проведения;

  2. изучение воздействия физических нагрузок на организм школьников в процессе учебной и внеклассной деятельности;

  3. дозирование объема и интенсивности нагрузок;

  4. уточнение вопросов планирования;

  5. контроль за соблюдением гигиенических требований к одежде занимающихся, микроклимату помещения, где проводятся занятия, спортивному оборудованию.

Однако врачи, к сожалению, не сотрудничают с учителями физической культуры и даже не посещают школы, а тем более в сельской местности, где их присутствие и совместная работа с преподавателями пошла бы только на пользу общего дела. И это проблема! Поэтому я и решила раскрыть это вопрос и сказать о важности медицинского контроля в школе. В своей работе я и хочу показать как важен врачебно- педагогический контроль на занятиях физической культуры. Только при систематическом контроле учитель или тренер смогут оценить способности своих учеников к перенесению больших нагрузок, умению восстанавливаться , росту спортивных результатов и др.

Теперь коснемся некоторых морфофизиологических особенностей подросткового возраста. Рост и развитие организма человека происходит в основном до 18 лет у юношей и до 16 лет у девушек. В процессе роста и развития организма повышается возможность нарастания тренированности. Развитие человеческого организма от рождения до зрелого возраста - закономерный процесс морфологических и функциональных изменений, протекающих в зависимости от внутренних причин, состояния здоровья, наследственной обусловленности, условий жизни, труда, питания, физического воспитания. В процессе роста и развития в организме ребенка, а затем подростка постоянно увеличиваются масса и размеры тела в целом и отдельных органов, совершенствуются регуляторные функции .

Установлено, что наиболее интенсивный процесс морфологического развития организма человека происходит в основном от 13 до 16 лет. С возрастом не только увеличиваются показатели физического развития, но и изменяются взаимоотношение между отдельными признаками физического развития. К примеру, при одном и том же росте в разном возрасте определяются разные величины массы тела, окружности грудной клетки, становой силы и т.д. Весьма значительные изменения в возрастном аспекте наблюдаются в сердечно- сосудистой системе. В процессе роста детей увеличение массы сердца происходит неравномерно, что обусловлено повышением массы тела. К 16-17 годам появляется способность выполнять длительные упражнения с формированием качества выносливости, что обусловлено относительным совершенствованиям вегетативных функций и возможностью наилучшим образом удовлетворить потребность в кислороде, возникающую при длительной мышечной работе. В этот возрастной период наступает совершенствование техники различных упражнений. Особенности возрастного развития выдвигают необходимость разносторонней тренировки в процессе физического воспитания детей и подростков с постепенным расширением используемых средств, направленных на развитие различных качеств. В связи с возрастными особенностями важное значение приобретает врачебный контроль, соблюдение режима, индивидуальный подход тренера и педагога. В обязательный комплекс врачебных исследований входят: выяснение общего медицинского анализа. Исследование физического развития, определение состояния нервной и сердечно- сосудистой систем, органом дыхания, пищеварения и т.д.

При врачебно- педагогическом контроле продолжается изучение воздействия на организм занятий физическими упражнениями, во время больших соревнований или тренировочных нагрузок могут проявится скрытые отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет проверить правильность отнесения его к определенной медицинской группе: основной, подготовительной или специальной.

Итак, наибольшая эффективность в развитии двигательной деятельности школьников достигается при учете особенностей возрастных изменений двигательных качеств, физического развития и функционального состояния различных систем организма. Поэтому возникает необходимость более глубокого изучения состояния физического развития, подготовленности, а так же необходимость контроля за ходом развития школьников, что позволит объективнее оценить результаты педагогического воздействия. Причем это возможно, когда полученные показатели сопоставятся с разработанными стандартами таблицами. Наличие таких стандартов позволят учителю, школьному врачу проводить контроль за динамикой показателей физического развития и физической подготовленности.

Заключение: в своей работе мы провели оценку физической подготовленности учащихся 10 и 11 классов, юношей и девушек, где взяли показатели физической подготовленности I четверти и IV четверти юношей и девушек. Судя по этим показателям можно сказать, что показатель физической подготовленности IV четверти как у юношей, так и у девушек выше, чем показатель I четверти, что соответствует программным требованиям.

И если проведем анализ физической подготовленности учащихся 10 и 11 классов, общеобразовательных школ, то можно отметить, что среди юношей выполнили школьную программу

в беге на 200 метров:

30% - на оценку «отлично»,

40% - на оценку «хорошо»,

30% - на оценку «удовлетворительно».

в беге на 3000 метров:

50% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «удовлетворительно».

в прыжках в длину с места:

40% - на оценку «отлично»,

40% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «удовлетворительно».

среди девушек в беге на 200 метров:

30% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «удовлетворительно»,

20% - на оценку «неудовлетворительно».

в беге на 2000 метров:

40% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «удовлетворительно»,

10% - оценку «неудовлетворительно».

в прыжках в длину с места:

50% - на оценку «хорошо»,

50% - на оценку «удовлетворительно».

Помимо показателей физической подготовленности можно определить тренированность сердца учащихся с помощью индекса Руффье:

Р, - пульс сидя за минуту, после 5-ти минутного сидения ( или отдыха).

Р - пульс стоя за 1 минуту после нагрузки.

Нагрузка - за 30 секунд 30 приседаний.

Р - пульс сидя за 1 минуту, через 1 минуту сидения.

И дать оценку физической подготовленности, где показатель меньше 0 - отличная тренированность.

От 0 - 5 хорошая тренированность,

от 5 - 10 удовлетворительная тренированность,

от 10 - 15 слабая тренированность,

больше 15 неудовлетворительная тренированность.

Чтобы определить динамику совершенствования функциональной деятельности сердечно- сосудистой системы старшеклассников, мы оценили их тренированность сердца также в I четверти и в середине IV четверти. Обследование проводилось с учащимися 10-11 классов. В исследовании приняло 20 человек, из 10 юношей и 10 девушек. Исследования показали: если на I четверть среднее значение индекса составило 8,9 - у девушек и 8,5 - у юношей, то к середине IV четверти произошли изменения тренированности сердечно - сосудистой системе, где среднее значение индекса у девушек- 6,4; у юношей- 7,6.

Судя по оценке физической подготовленности можно сказать, что как у девушек, так и у юношей тренированность сердца удовлетворительная. Я считаю, что индекс Руффье очень эффективный метод исследования тренированности сердечно- сосудистой системы, и его необходимо применять в школе для исследования функционального состояния учащихся.



© 2010-2022