Формирование у обучающихся навыка самооценки на уроках физической культуры

В настоящее время в России идет становление новой системы образования ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Значительные преобразования происходят как в организации и содержании образования, так и в изменении отношения к ученику, его роли и функций в учебном процессе. Процесс демократизации современного общества требует усиления внимания к проблемам формирован...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фетисов Дмитрий Агеевич

Г. Новоуральск


Формирование у обучающихся навыка самооценки на уроках физической культуры

В настоящее время в России идет становление новой системы образования ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Значительные преобразования происходят как в организации и содержании образования, так и в изменении отношения к ученику, его роли и функций в учебном процессе. Процесс демократизации современного общества требует усиления внимания к проблемам формирования активной, самостоятельной личности. Особую актуальность в этой связи приобретает способность и умение человека оценивать собственную деятельность, ее результаты.

Психические свойства личности формируются и развиваются в процессе его деятельности. Из этого следует, что не деятельность включает в свою структуру индивидов в качестве ее исполнителей, а личность, становясь субъектом деятельности, занимает в ней активную, творческую позицию, обнаруживает новые потенциальные возможности. Превращение учащегося в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя.

В. А. Сухомлинский писал: « я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и более ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощрённые методы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался - над собственной судьбой… Воспитание, побуждающее к самовоспитанию - это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание»

Вместе с тем анализ традиционной системы обучения показывает, что в общеобразовательной школе самооценка формируется недостаточно, функции контроля, анализа деятельности школьника осуществляются учителем. Ученик чаще всего получает недостаточно аргументированную оценку результата собственной деятельности в виде отметки.

Недостаток развернутых оценочных суждений учителя, с одной стороны, и не умение школьника контролировать, анализировать и оценивать свою деятельность, с другой, ведет к потере его ориентации в оценке собственных возможностей и формированию неадекватной самооценки результатов учебной деятельности.

Несовершенство урочной формы проведения занятий по физической культуре является главным обстоятельством, обуславливающим низкую эффективность физического воспитания в целом. Для урока характерно наличие ряда недостатков, основными из которых являются:

1. слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры;

2. недостаточная нацеленность на создание условий для перерастания учебного процесса в процесс физического самосовершенствования;

3. слабо выраженный мировоззренческий аспект физкультурных занятий, не оказывающий существенного влияния на формирование ценностных ориентаций, убеждений в области физической культуры;

4. зачастую откровенное, неприкрытое выхолащивание образовательного содержания, низведение роли урока до утилитарного средства активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии.

Задача современного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. В связи с этим, важную роль в жизни современного школьника играет такое понятие, как самооценка, формирующаяся через самоконтроль и самоанализ жизненной активности.

Следовательно, необходимо создавать условия для развития у учащихся универсальной способности - самоконтроля.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-ый этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя (А.А. Баранов; М.Ю. Зайцева УГУ) Для этого учитель должен:

  • показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения, что только проявление приемлемо уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;

  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

  • сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

  • просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность;

  • просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

  • научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки у товарища гораздо легче, чем собственные, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль). Необходимо практиковать выполнение двигательного действия несколькими учениками.

3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, ее самоанализ.

Развитие навыков самоконтроля и самоанализа у обучающихся на уроках физической культуры нужно начинать с формирования представлений его личностных особенностях. При изучении личности ребенка учителю физической культуры необходимо соблюдать следующие правила:

1. наблюдать за учеником нужно в естественных условиях обучения и воспитания;

2. прежде всего, следует определить главные личностные черты учащегося;

3. отдельные особенности личности учащегося необходимо рассматривать в совокупности с другими, характеризующие его личность;

4. важно выявлять положительные черты личности ребенка, на которые необходимо опираться при его обучении и воспитании;

5. не следует упускать из вида и отрицательные черты ученика;

6. не надо торопиться с оценками учащегося. Следует помнить, что нужен только объективный подход (важно учитывать не только свое мнение, но и оценки окружающих, данных ряда исследований личности школьника, динамику формирования качеств личности)

7. важно вскрывать причины проявления негативных черт в личности ученика.

8. для полноценного изучения личности учащегося нужно исследовать его в различных ситуациях, планомерно и систематически;

9. целесообразно изучать школьника в коллективе (группе), выявлять учащихся, которые могут оказывать влияние на данного ученика, сравнивать поведение изучаемого школьника в группе и когда он один;

С целью мотивации учащихся к саморазвитию необходимо совместно с детьми определить ценностные установки, на которые следует опираться, такие как:

  • хочу быть сильным

  • хочу быть здоровым

  • хочу иметь красивую фигуру

  • хочу повысить свою физическую подготовку - это пригодиться мне в моей будущей профессии

  • хочу быть лидером в коллективе

  • хочу самоутвердиться

  • хочу иметь хорошие оценки

  • хочу достигнуть высоких результатов в спорте.

С изменением возраста, интересов, взглядов возможности учащихся мотивация может меняться. Изменению должен быть подвержен и сам процесс обучения и воспитания. Обучение должно сочетаться с элементами учения и перерасти в учение. В свою очередь и процесс воспитания трансформироваться в самовоспитание и в дальнейшем в самосовершенствование.

Для этого нужен переход от технологии дифференцированной модели личностно - ориентированного образования , где ученик совместно с педагогом ставит цели, определяет условия, планирует деятельность, преодолевает осуществляет самоконтроль и педагогический контроль; к такой технологии психологической модели, где ученик самостоятельно выполняет все эти действия

Раскрыть все эти понятия для учащихся должен помочь педагог. Ведь педагогическая деятельность - это технология труда, педагогическое общение - его климат и атмосфера, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя.

Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. В деятельности преподавателя общение является не только средством педагогической коммуникации, но и условием профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а так же средством воспитания учащихся.

Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне. Надо тщательно изучать и формировать собственный стиль общения, изучать отдельного ученика.

Воспитание навыков самоконтроля и самоанализа - это тот «мостик», который связывает учебную деятельность в школе и социальную деятельность вне ее, то есть способствует более успешной адаптации выпускника к реальному нестабильному обществу.

Список литературы


  1. Психология физического воспитания и спорта. Е.Н. Погунов. 2000г.

  2. Опыт организации и проведения уроков здоровья. Устюжанина Л.В. педагог - валеолог, г. Курган, 2005г.

  3. Диагностика физического здоровья. А.В. Чеботарев, 2007г.

  4. Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях. Л.А. Семенов, 2006г.

5


© 2010-2022