Доклад по физкультуре Банк методов и приёмов работы с текстом на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Доклад по физкультуре Банк методов и приёмов работы с текстом на уроках физической культуры.

Банк методов и приёмов работы с текстом на уроках физической культуры.

Составитель: учитель физической культуры

МКОУ «Покоснинской СОШ»

Смехович Татьяна Леонидовна.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».

Д. Дидро

Одним из основных способов организации деятельности учащихся при освоении курса является работа с текстами учебников.

В работе с текстом не так уж важно читать много, гораздо важнее - качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное.

Чтение и понимание текста одновременно является и средством, и целью в современном образовании.

Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?

Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…»

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»?

Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст.

Для оптимизации работы с текстами, совершенствования общеучебных умений, углубления понимания прочитанного и установления диалогового взаимодействия на уроке я применяю следующие приемы работы с текстом.

Работу с текстом можно разделить на три этапа : работа с текстом до чтения,

во время чтения и после чтения.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

1. Прием «Оценка текста».

В начале урока ученикам предлагаю не читать текст, а оценить содержание изучаемого параграфа: Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

2. Прием «Отсроченная отгадка» - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем.

Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.

Тема урока: Дружба.

Обязан ли человек дружить со своими соседями или одноклассников?

Должен ли человек быть похожим на своего друга?

Тема урока: стыд, вина и извинение. Как избавиться от чувства вины?

  1. Прием «Придумай вопрос»

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п. «Спросить - значит понять».

Удачно составленный вопрос - это уже наполовину полученный ответ.

Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

Число вопросов и время на их составление лучше ограничить. Заметьте,

ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно.

Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ.

Например: Прочитайте фрагмент из учебника. Тема урока «Особенности морали» «Моральные нормы (правила) нигде не записаны. Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать. Есть труды учёных, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, а также религиозные книги. Большинство государственных законов, в том числе и главный закон Российского государства, которым является Конституция Российской Федерации, основано на моральных нормах. Кроме этого, есть родители и учителя, которые учат своих детей соблюдать моральные нормы (правила)».

Придумайте к тексту один - два вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.

Можно использовать типологию учебных вопросов Б. Блума, последовательно обучает школьников овладению умением формулировать вопросы разных типов и отвечать на них.

  • Простые (фактические) вопросы. (Что? Кто? Когда).

  • Уточняющие вопросы. (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?)

Правильно ли я поняла, что моральные нормы (правила) нигде не записаны?

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. (Почему? В чем причина?)

  • Оценочные вопросы. (В чем отличие? В чем сильные и слабые стороны? Это хорошо или плохо?)

  • Творческие (аналитико-синтетические) вопросы. (Что было бы…? Что изменится, если…? Как вы думаете, что произойдет…)

Что было бы, если не существовало моральных норм

  • Практические вопросы. (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…? Как бы вы поступили…?)

4. Выделение ключевых понятий при работе с текстом. Каждый текст опирается на группу понятий. Можно предложить учащимся ответить на следующий вопрос: Какие новые слова Вы узнали, работая с данным текстом?

Моральные нормы, моральный выбор, религиозные книги.

Иногда я предлагаю детям самим выбрать и записать в тетрадь незнакомые слова, понятия, либо оформить их на отдельном листе. Дети самостоятельно читают текст, а затем проводим анализ незнакомых слов. Можно предложить работу со справочным материалом дома.


  1. Прием «Использование таблицы»

Например:

Тема урока: Свобода и ответственность

Конечно, ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от того, какое место человек занимает в обществе. Родители несут ответственность за детей, а дети -за порученные им дела. Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а ученики - за то, как они учатся. Чем больше людей зависит от человека, тем больше степень его ответственности.

Прочитай отрывок текста, заполни таблицу, если можешь, продолжи:

Ответственность

Родители

Дети

Учитель


Создание таблиц - важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.

Заполнить соответствующую часть в таблице. Тема урока: Моральный долг.

Какие же

моральные обязанности

есть у человека?

Нельзя

Уважать других людей и их

права

Преследовать, унижать, осуждать или оскорблять

человека, а тем более принуждать его отказаться от своих убеждений, если они не совпадают с вашими

Бескорыстная помощь другим людям

Оставлять в беде

Благодарность

Рассчитывать на материальную благодарность

Родительский долг

Не заботиться о детях

Профессиональный долг

Не выполнять обязанности на работе

Упражнение «Двойной дневник».

Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий. Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

Известны разные представления о справедливости.

Например, в XIX в. Дворяне занимали высокое положение в обществе.

Их почитали прежде всего за благородное происхождение и за

богатство, а не за заслуги или выдающиеся способности.

И это считалось морально оправданным и справедливым.

Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному.

Еще одним интересным табличным приемом является таблица, которую авторы назвали: «Знаю, хочу узнать, узнал».

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

6. Один из любимых детьми приемов «Создание рисунков». Дети самостоятельно читают текст и рисуют рисунки.

7. Прием «Пометки на полях»

К формам такой разметки относятся: подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д.

? не понимаю

! это интересно

+ надо запомнить

Редко я использую такие приемы как пересказ и составление плана текста.

7. Пересказ текста учебника.

Как вы думаете, эффективно ли использовать тексты учебника для работы над разными видами пересказа.

Существуют следующие виды пересказа:

  • подробный, который позволяет запомнить и воспроизвести детали, подробности, иногда даже индивидуальный стиль первоисточника;

  • краткий, который требуют сжатия информации, выделения главного, выявления причинно-следственных связей;

  • выборочный, который способствует совершенствованию умений в области поиска и дифференциации информации. Задания, обращающие ученика к этому виду речевой деятельности, могут быть сформулированы непосредственно (например: «Перескажите содержание фрагмента текста»), а могут быть «замаскированы» под различными формулировками: «Расскажите…», «Объясните, …», «Прокомментируйте то, что изображено на иллюстрации…» и т.д.

Так или иначе, пересказ помогает окончательно понять смысл. Обучение других еще лучше сказывается на усвоении материала. Поэтому я предлагаю детям почитать текст, а затем поделится новой информацией с друзьями. Вы сами удивитесь насколько более точным окажется восприятие прочитанного.

8 . Составление плана текста как краткого, так и развёрнутого.

Существуют различные виды планов, но я чаще всего использую Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?). Это похоже на первый прием п опридумыванию вопросов. Первый самый простой вид плана - вопросный. Задав основные вопросы к тексту, охватив ими его основную проблематику, мы получим вопросный план, пункты такого плана могут писаться как со знаком вопроса, так и без него.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Он не только должен владеть суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.

Все это может дать человеку Чтение.

В данном реферате мы рассмотрим наиболее удачные и проверенные временем методические приемы работы с текстом учебника, так как именно учебник является одним из основных, распространенных и, что немаловажно доступных инструментов, помогающих учителю в вопросе преподавания.

Понятие методов обучения

Методические приемы являются составной частью методов обучения, которым М.Н. Скаткин дал следующее определение: "метод - это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил".

Методы обучения, отвечающие на вопрос, как изучать знания, - это и собственно методические приемы, способы, подходы, используемые в процессе обучения для достижения целей образования.

Существуют различные классификации методов обучения. Для обучения наиболее удобна классификация методов в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся. Рассмотрим и перечислим предложенные классификации М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером.

  • Информационно-рецептивный

  • Репродуктивный

  • Проблемное изложение

  • Эвристический

  • Исследовательский

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Частично поисковый

Из названия метода обучения вытекает специфический для него способ усвоения и организации усвоения учебного материала.

Объяснительно-иллюстративный метод часто используется для организации первоначального усвоения знаний, он лучше всего подходит для усвоения учащимся новой информации. Как правило он заключается в устном изложении материала, в демонстрации наглядных пособий: диаграмм, схем, карикатур и т.п. К приемам данного метода относят описание, то есть раскрытие внешних признаков, объяснение, повествование, демонстрацию. Повествование - это последовательное изложение, которое может быть представлено аналитическим повествованием (объяснение, доказательство (от общего к частному, от частного к общему) или рассказом (образным повествованием, имеющим сюжет и фабулу (басня, притча)).

Приемы объяснительно-иллюстративного метода бывают различными, но во всех случаях педагогическая сущность этого метода одинакова: ученик осознанно воспринимает предъявленную учителем готовую информацию, самостоятельно при этом затрачивая минимум усилий.

Репродуктивный метод обеспечивает усвоение способов деятельности. Учитель конструирует задания на воспроизведение (репродуцирование) действий, например, просит ученика пересказать объяснение своими словами, изложить содержание фрагмента текста после его прочтения, ответить на вопрос, не требующий поиска информации для его ответа. Во всех этих случаях ученик повторяет то, что ему уже должно быть известно.

Сущность исследовательского метода состоит в организованном усвоении опыта творческой деятельности, творческом применении знаний.

Есть мнение, что отличие творчества от других способов деятельности, становящихся умениями, состоит в том, что последние, усвоение которых формирует умения и навыки, можно показать или изложить поэлементно, после чего другой человек может их повторить. Процедуры творческой деятельности показать нельзя. Их усвоение требует особых способов деятельности и условий, при которых этот творческий процесс возможен. Исследовательский метод формирует навыки, умения, процедуры именно творческой деятельности, примерами которой могут служить такие, как самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение альтернатив в решении проблемной задачи, прогнозирование возможных вариантов развития ситуации и поиска путей выхода из нее и др.

Учитель, применяющий этот метод, конструирует или подбирает по теме урока проблемные задания, которые предъявляет ученику в определенной системе. Ученик выполняет эти задания самостоятельно. Лучше всего попытаться подобрать такие задания, с которыми ученики (их семьи) так или иначе могли сталкиваться в повседневной жизни, это позволит сформировать практический интерес к обсуждаемому и вовлечь в обсуждение данного вопроса других учеников. Чтобы ответить на эти вопросы, ученик должен высказать предложение и сверить его с фрагментами соответствующих текстов учебника. Исследовательский метод обучения создает условия для того, чтобы учащийся на доступном ему уровне смог приобретать навыки научного познания.

Сущность эвристического (частично-поискового) метода обучения состоит в том, что учитель, поставив проблему, трудную для самостоятельного решения, делит ее на задачи, а затем серией взаимосвязанных вопросов подводит ученика к решению. При таком методе обучения ученик самостоятелен лишь на отдельных этапах учебного исследования.

Исследовательский и эвристический методы, наряду с методом проблемного изложения, когда учитель ставит проблему и цепью рассуждений раскрывает ее решение, показывая при этом противоречивость и сложность процесса познания, составляют основу проблемного обучения. Учитель, используя метод проблемного изложения, время от времени прерывает свой рассказ и предлагает ученикам высказать предположение, сформулировать вопрос, который был бы уместен в данный момент. Таким образом, создаются условия для того, чтобы ученики следили за движением мысли учителя, участвовали в его рассуждениях. Стоит заметить, что подобные методы следует использовать только в том случае, если ученики уже обладают определенными знаниями по предмету, в противному случае возникает большая вероятность уйти в «общие рассуждения» и впустую потратить драгоценное время, отведенное на урок.

Понятие «Методический прием»

Методический прием - это действия учителя, которые направлены на создание условий для решения учащимся конкретной задачи в рамках используемого учителем метода. Например, к приемам устного изложения теоретического материала относят объяснение, рассуждение, характеристику, повествование, описание. Объяснение детально раскрывает сущность понятий, явлений, событий. Рассуждение является вариантом объяснения. Обычно этот прием начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем сопоставления фактов и мнений.

Рассмотрим высказывания относительно определения «Методический прием» некоторых ученых. Так В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко приводят следующее определение: Методические приемы - это психологически правомерные и педагогически ориентированные способы кратковременных действий преподавателя и адекватные им действия обучающихся, обеспечивающие достижение целей занятия. Распространенным является определение, которое дает Е.А. Певцова: методический прием - это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания действительности и приобретения навыков.

В одних случаях учитель прибегает к конспективному повествованию, а в других - к сюжетному повествованию. Конспективное повествование - это краткое перечисление основных положений неглавного содержания. С помощью сюжетного повествования учитель эмоционально излагает по сюжетной линии содержание фактов. Для того, чтобы дать оценку явлениям, фактам учитель обращается к приему характеристики. Сравнительная характеристика позволяет выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особенное, единичное, различия. Итогом сравнения будет служить вывод. Пользуясь описанием, особенно аналитическим, учитель передает существенные, но, в основном, внешние признаки, черты и детали.

К приемам организации познавательной деятельности можно отнести разнообразные методические приемы работы с учебным текстом - составление плана текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной модели текста.

И.Я. Лернер предлагает следующие задания по работе с текстом учебных материалов (текстом учебника), позволяющие усвоить нормы правильного мышления:

Полностью воспроизвести воспринимаемый устный или письменный текст.

  • Изложить его кратко.

  • Озаглавить текст или его части.

  • Сформулировать определение по описанию.

  • Выделить отдельные признаки явления по описанию.

  • Воспроизвести сравнение сходных объектов.

  • Обобщить признаки и свойства явлений.

  • Расчленить объект на его элементы по описанию.

  • Воспроизвести систематизацию однотипных или разнотипных явлений.

  • Воспроизвести раскрытие общего на основе конкретных явлений, конкретизировать общее.

  • Систематизировать приведенные учителем или в тексте доказательства.

Помимо общих учебных умений в каждой предметной области традиционно выделяют специальные (предметные) умения. В обучении посредством определенных методических приемов или при их системном использовании формируются следующие специальные умения:

  • Умение объяснять значение терминов, называть важнейшие признаки понятий;

  • Умение комментировать тексты;

  • Умение применять знания для анализа конкретных жизненных ситуаций;

  • Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации;

  • Умение осуществлять свои навыки на практике в различных сферах;

  • Умение составлять некоторые официальные бумаги (рефераты, доклады, сообщения, заявления и т.д.);

  • Умение проектировать поведение в различных ситуациях, давать оценку поступков людей, собственных действий.

Методические приемы, используемые при работе с текстом учебника.

Изучение нового материала на уроке происходит в самых разных формах: лекция учителя, просмотр учебного видеофильма, чтение учебника, чтение специально подобранного текста и т.д.

Для организации работы с текстами, в том числе учебника, предлагается методический прием, известный как «пометки на полях». С этой целью используются специальные маркировочные знаки, которыми ученики помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.

  • знаком "галочка" отмечается информация, уже известная ученику.

  • знаком "плюс" отмечается новое знание, новая информация

  • знаком "минус" отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями (он думал иначе).

  • знаком "вопрос" отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.

Значение маркировочных знаков трудно переоценить. Получив конкретное задание, ученики начинают не только вчитываться в текст, но и активно думать, искать ответы. Пометки на полях методический прием, помогающий ученику активно отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Известно, что пассивные ученики просто пропускают то, чего не поняли. Они даже не пытаются разобраться в путанице, которая, возможно, есть в понимании того или иного вопроса. А специальный знак "вопрос" обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Успешные ученики, пользуясь маркировочными знаками, постоянно соотносят новую информацию с имеющимися представлениями.

Заметки на полях учебника следует делать карандашом. Количество маркировочных знаков может меняться в зависимости от возраста учащихся и содержания текстов.

Затем происходит заполнение так называемой маркировочной таблицы. Учащимся предлагается составить таблицу, которая имеет 3 колонки: знал, узнал новое, хочу узнать. В каждую из них необходимо внести полученную в ходе чтения текста информацию. При этом записывать важно своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым идет работа.

Маркировочная таблица весьма информативна для учителя. Есть возможность оценить соотношение известного и нового знания у каждого ученика в отдельности. Есть возможность поставить отметку за активность на уроке.

Особенно значима третья колонка. Если из урока в урок она пуста, то это знак самому учителю. Почему ребенка ничего не интересует по данному предмету? Кто в этом больше виноват - ученик или учитель и что самое важное - что с этим дальше делать?

В рамках традиционного обучения учитель часто прибегает к помощи учебника на уроках. Наиболее распространенными являются методические приемы "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Рассмотрим данные приемы более подробно.

Методический прием «Учимся вместе» позволяет направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Использование приема открывает возможности по организации различных видов деятельности учащихся: одним предстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим - прочитать текст и подготовить вопросы к нему. При этом всем ученикам, не зависимо от задания, приходится глубоко осмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них.

Роль учителя при этом заключается в следующем:

Определить учебный текст, с которым будет идти работа. Здесь возможны варианты. Это может быть специально подобранный текст, например, составленный из фрагментов каких-либо статей или книги. В данном случае важно, чтобы текст был проблемным по содержанию материала, достаточно сложным и позволял бы развернуть обсуждение, дискуссию. Работа может также строиться на основе текста учебника или хрестоматии. При этом важно, чтобы текст отвечал одному обязательному требованию - он должен подходить для визуализации, яркого, наглядного способа передачи.

Следующее, что необходимо сделать учителю, - это разделить текст на три смысловых фрагмента или три части. В случае работы с текстом учебника такими частями выступают фонарики параграфа. Если их оказывается больше трех, то какие-то из них объединяются в один.

Далее следует дать ученикам четкую инструкцию, как работать с текстом. Класс заранее должен быть разделен на шесть групп. Одну и ту же часть текста читают две группы, но задания у них разные. Содержание заданий меняется в зависимости от содержания текста, поэтому с ними лучше познакомиться на конкретных примерах.

Учителю необходимо контролировать ход выполнения заданий в группах, следить за регламентом.

Нужно предусмотреть общее задание для всех учеников, которое им предстоит выполнять по ходу урока.

Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы в классе были большие листы бумаги и фломастеры.

Второй методический прием для самостоятельной работы с текстом учебника и взаимообучения на уроке называется «Зигзаг». Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет ученикам оказаться в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом.

Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на 6 или 7 базовых групп по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должно быть больше четырех человек. Число четыре обусловлено количеством смысловых частей текста. Назовем эти группы "ученики".

Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой-то проблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в "корзине идей". Затем ученики рассчитываются на 1-4, и временно расходятся по новым группам. Все первые номера собираются за одним столом, все вторые - за другой и т.д. назовем эти группы "учителя". В итоге образовалось 4 группы "учителя", в каждой - по 6-7 участников. Группа "учителя" работают с разными частями текста параграфа (фонариками), но имеют одинаковые задания: они готовятся к объяснению учебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы "учеников" и там выступать в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст (про себя), необходимо сделать следующее:

Выделить главное в прочитанном, т.е. определить какую информацию, сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить ученикам.

  • Предложить наилучший способ объяснения.

  • Сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу объяснения.

  • Удобнее всего, если, готовясь к роли учителя, учащиеся разделят лист тетради на три части и заполнят таблицу.

  • После этапа самостоятельной работы участникам группы "учителя" следует:

  • обсудить прочитанное;

  • договориться о том, что именно они будут объяснять;

  • договориться о том, каким способом они будут излагать материал.

Главная задача учителя на данном этапе - позаботиться о том, чтобы, способы передачи информации, выбранные учениками, были самыми разными. Это позволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальные, аудиальный, рефлексивный и др.) и всякий раз "совпадать" с детьми того или иного природного типа.

После этого участники групп "учителя" возвращаются в свои первоначальные группы "ученики" (отсюда, по-видимому, пошло название "зигзаг") и по очереди выступают в роли учителей (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.

В оставшееся время урока идет подведение итогов и рефлексия. В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри группы "ученики". Например, можно продолжить предложение: "мне понравилось объяснение, потому что…" или "я хотел бы подробнее узнать о…" или "я так и не понял…" и другие на усмотрение учителя.

Этот прием, в отличие от описанного ранее приема "учимся вместе", открывает дополнительные возможности для развития навыков монологической речи учеников, но пока в микрогруппе. Подходит для больших по численности классов.

Таким образом, одним из наиболее часто применяемых приемов на уроках традиционного и интерактивного типа является работа с учебником. Описанные выше приемы позволяют направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации.

Залогом успешного образовательного процесса при обучении школьников является соблюдение основополагающих дидактических принципов - учета возрастных особенностей учеников и связи теории с практикой (т. е. связи знаний, которые пытается дать учитель с окружающей ученика жизнью). Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи образования - методам и приемам образования, ведь даже такой «простой» предмет как школьный учебник при использовании некоторых методических приемов можно превратить в мощный инструмент обучения, который позволит за короткое время урока «вложить» в учеников знания.

Методические приемы дают преподавателю возможность использовать не весь метод на уроке, потребности в котором часто не возникает, а лишь его отдельные части для работы над каким-либо отдельным вопросом, решением отдельно взятой задачи.



Методические приёмы работы с текстом

"Ассоциативный куст"

Доклад по физкультуре Банк методов и приёмов работы с текстом на уроках физической культуры.

Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Составление вопросного плана

Составление вопросного плана - это один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Памятка для учащегося:

  • внимательно прочитать текст;

  • выделить главные мысли текста;

  • проверить, как они соотносятся между собой;

  • сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

  • определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;

  • сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;

  • прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.

Ромашка Блума

Доклад по физкультуре Банк методов и приёмов работы с текстом на уроках физической культуры.

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.

  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?

Антиципация

Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания.

  1. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.

  2. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.

Разновидности антиципации:

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта:

  • nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/01/07/iz-opyta-raboty-priemy-raboty-s

  • mezhdu-strok.ru/category/prijomy-raboty-s-tekstom

  • km.ru/referats/333349-metodicheskie-priemy-raboty-s-tekstom-uchebnika

  • referat.ru/



© 2010-2022