Примерная программа по плаванию для средних общеобразовательных школ города Альметьевска

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Альметьевский колледж физической культуры»





Камалова Эльвина Ильдаровна

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ШКОЛ ГОРОДА АЛЬМЕТЬЕВСКА

(методическая разработка для студентов Альметьевского колледжа физической культуры)

















ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация……………………………………………………………………….

Пояснительная записка…………………………………………………………..

3

4

  1. Нормативная часть……………………………………………………………

    1. Цель и задачи программы…………………………………………………….

    2. Условия реализации программы…………………………………………….

4

5

  1. Методическая часть……………………………………………………………

    1. Организация учебной работы в бассейне…………………………………….

    2. Сенситивные периоды в развитии основных физических качеств……………………………………………………………………………...

6

6

7

  1. Учебные планы………………………………………………………..............

    1. Планирование годичного цикла в группах начальной подготовки..............

9

10

  1. Контрольные нормативы…………………………………….........................

    1. Контрольные нормативы для групп начальной подготовки……………….......................................................................................

    2. Контрольные нормативы для учебно-тренировочных групп.........................

14

14

14

Библиографический список………………………………………………………

15

Приложения……………………………………………………………………….

16





Аннотация. Программа по плаванию для учащихся младших, средних и старших классов средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, а также в соответствии с долгосрочной программой по оздоровлению населения в городе Альметьевске.

Правовые вопросы данной программы регламентируются различными законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения Гражданского кодекса РФ (ГК), закона «О физической культуре и спорте в РФ» № 80-ФЗ, Федерального закона «Об образовании».

Проблема здоровья подрастающего поколения является важнейшей задачей общества и государства. Известно, что фундамент здоровья взрослого населения закладывается в детском возрасте. Различные неблагоприятные изменения состояния здоровья детей и подростков носят большой социальный экономический ущерб, являясь причиной ограничений к освоению ряда массовых профессий.

Плавание по праву занимает ведущее значение и место в системе физического воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта. Он имеет большое оздоровительно-гигиеническое, спортивное, воспитательное и прикладное значение. Трудно переоценить пользу плавания как средства закаливания, развития органов дыхания, исправления осанки, положительного влияния на сердечно-сосудистую и нервную систему, повышения жизненного тонуса детей.

В ходе занятий плаванием двигательные потребности детей переходят в привычку и в результате этого воспитываются и активизируются у детей все другие виды потребностей. В процессе изучения и совершенствования техники плавания развиваются не только физические качества, но и воспитывается сила воли, настойчивость, смелость, дисциплинированность.

Прикладное значение плавания очень велико. Дети овладевают практическими навыками, предохраняющими его от гибели в воде. Подобные навыки необходимы каждому.

Программа рассчитана на обучение учащихся с 1 по 11 класс. Количество учащихся в группах по 10-12 человек. При необходимости классы делятся на подгруппы.

Продолжительность занятия составляет академический час, но может быть сокращена до 30-40 минут. Процесс обучения продолжается в течение 10 лет и, если учащиеся достигают высоких результатов, то занятия проводятся по индивидуальным программам и планам, или им рекомендуются занятия в спортивных группах плавания. Основными формами работы являются: групповые занятия, индивидуальные занятия, теоретические занятия, культурно-массовые мероприятия.

Для успешной реализации программы необходимы: бассейн, спортивный инвентарь (игрушки, обручи, плавательные доски, шесты, жилеты).

В школе организуется работа с учащимися в течение всего учебного года. Учебный год обычно начинается с 1 сентября и заканчивается, как правило, в мае. В каникулярное время уровень физической подготовленности поддерживается по рекомендациям учителя физической культуры.

Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данных классов - 36 недель по одному уроку в неделю.

Расписание уроков составляется администрацией школы по представлению учителя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха учащихся, общего объема общеобразовательных дисциплин в течение учебного дня.

Программа по плаванию разработана в помощь студентам Альметьевского колледжа физической культуры для прохождения производственной практики на базе средних общеобразовательных школ города Альметьевска.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по плаванию для учащихся младших, средних и старших классов средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, а также в соответствии с долгосрочной программой по оздоровлению населения в городе Альметьевске.

В нашей стране постановлениями Центрального Совета Союза спортивных обществ 1961-1969 гг. была создана единая система организации учебно-спортивной работы по плаванию. В эти годы значительно расширилась основная массовая работа по обучению плаванию в пионерских лагерях, были укреплены ДЮСШ и организованы спортивно-оздоровительные лагеря. В 1969 г. был создан клуб "Нептун", проводящий большую работу по вовлечению детей в регулярные занятия плаванием.

В ряде городов было введено обязательное для учащихся 1-4 классов обучения плаванию; с 1971 г. стали создаваться специализированные классы. В 1972 г. были организованы плавательные центры.

Впервые плавательный бассейн в городе Альметьевске был открыт в 1969 году. С открытием бассейна появляются отделения плавания ДЮСШ и секция плавания для работников НГДУ "Альметьевнефть". На данный момент в городе Альметьевске насчитывается 9 бассейнов, из них 7 в городе и 2 в оздоровительных лагерях, но, к большому сожалению, они практически пустуют. Наши горожане неохотно плавают в бассейнах, тогда как в других больших городах эти заведения заполнены до отказа. Ведь 11 плавательных бассейнов - такой роскошью может похвастаться далеко не каждый город Татарстана. А в Альметьевске, благодаря поддержке нефтяников, созданы благоприятные условия для занятий этим видом спорта.

Правовые вопросы данной программы регламентируются различными законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения Гражданского кодекса РФ (ГК), закона «О физической культуре и спорте в РФ» № 80-ФЗ, Федерального закона «Об образовании».

Программу можно рассматривать как нормативную основу подготовки спортивного резерва, спортивных команд в соответствии с уставами физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, коллективов физической культуры (п. 5 ст.8 № 80 - ФЗ).

В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки учащихся как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность учебного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных фаз возрастного развития физических качеств. В данной программе представлены типовые учебные планы по годам обучения, приводятся допустимые нагрузки и методические рекомендации по планированию учебного процесса; описаны средства и методы педагогического контроля, основной материал по теоретической подготовке и воспитательной работе.

I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Цель и задачи программы.

Проблема здоровья подрастающего поколения является важнейшей задачей общества и государства. Известно, что фундамент здоровья взрослого населения закладывается в детском возрасте. Различные неблагоприятные изменения состояния здоровья детей и подростков носят большой социальный экономический ущерб, являясь причиной ограничений к освоению ряда массовых профессий.

Плавание по праву занимает ведущее значение и место в системе физического воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта. Он имеет большое оздоровительно-гигиеническое, спортивное, воспитательное и прикладное значение. Трудно переоценить пользу плавания как средства закаливания, развития органов дыхания, исправления осанки, положительного влияния на сердечно-сосудистую и нервную систему, повышения жизненного тонуса детей.

В ходе занятий плаванием двигательные потребности детей переходят в привычку и в результате этого воспитываются и активизируются у детей все другие виды потребностей. В процессе изучения и совершенствования техники плавания развиваются не только физические качества, но и воспитывается сила воли, настойчивость, смелость, дисциплинированность.

Прикладное значение плавания очень велико. Дети овладевают практическими навыками, предохраняющими его от гибели в воде. Подобные навыки необходимы каждому.

Цель данной программы заключается в гармоничном, физическом, духовно-нравственном развитии личности учащегося, формировании потребностей к разносторонней физической подготовленности и самооздоровлению.

Основными задачами реализации программы являются:

  • Укрепление здоровья и закаливание.

  • Устранение недостатков физического развития.

  • Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.

  • Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков.

  • Развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей).

  • Воспитание сознательной дисциплины.

  • Формирование желания заниматься профессиональным спортом.

  • Воспитание устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

  • Воспитание морально-этических и волевых качеств.

Реализация данной программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:

  • Сознательности и активности.

  • Систематичности обучения.

  • Доступности и индивидуальности.

  • Наглядности обучения.

  • Оздоровительной направленности обучения.

1.2. Условия реализации программы.

Программа рассчитана на обучение учащихся с 1 по 11 класс.

Количество учащихся в группах по 10-12 человек. При необходимости классы делятся на подгруппы.

Продолжительность занятия составляет академический час, но может быть сокращена до 30-40 минут. Процесс обучения продолжается в течение 10 лет и, если учащиеся достигают высоких результатов, то занятия проводятся по индивидуальным программам и планам, или им рекомендуются занятия в спортивных группах плавания. Основными формами работы являются: групповые занятия, индивидуальные занятия, теоретические занятия, культурно-массовые мероприятия.

Для успешной реализации программы необходимы: бассейн, спортивный инвентарь (игрушки, обручи, плавательные доски, шесты, жилеты).

Таблица 1

Режимы работы и требования по физической и технической подготовке.

Наименования этапа

Классы (год обучения)

Возраст учащихся

Число учащихся в группе

Количество учебных часов в неделю

Требования по физической и технической подготовке на конец года

ГНП1

ГНП2


1-2

3-4

7-8

9-10

8-10

10-12

1

1

Выполнение нормативов ОФП

ГНП3

ГНП4

5-6

7-8

11-12

13-14

10-12

10-12

1

1

Выполнение нормативов ОФП и СФП

УТГ

9-11

15-17

10-12

1

Уровень спортивных результатов, выполнение нормативов СФП и технической подготовке.

* ГНП - группы начальной подготовки;

УТГ - учебно-тренировочные группы.

II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Организация учебной работы в бассейне.

В школе организуется работа с учащимися в течение всего учебного года. Учебный год обычно начинается с 1 сентября и заканчивается, как правило, в мае. В каникулярное время уровень физической подготовленности поддерживается по рекомендациям учителя физической культуры.

Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данных классов - 36 недель по одному уроку в неделю.

Расписание уроков составляется администрацией школы по представлению учителя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха учащихся, общего объема общеобразовательных дисциплин в течение учебного дня.

2.2. Сенситивные периоды в развитии основных физических качеств.

Отдельные двигательные способности развиваются гетерохронно: они отличаются друг от друга периодами ускоренного развития и возрастными рамками «пиковых», максимальных приростов. Это создает предпосылки для целенаправленного воздействия с помощью физических нагрузок на процессы роста и развития учащихся. Появляется возможность выделить оптимальные возрастные периоды для избирательного воздействия на развитие способностей и физических качеств.

Таблица 2

Оптимальные возрастные периоды физического развития, динамики физических качеств, периоды акцентированного развития двигательных способностей девочек от 8 до 17 лет.

Возрастные периоды, лет

Показатели

8 - 9

9 - 10

10 - 11

11 - 12

12 - 13

13-14

14-15

15-16

16-17

Длина тела

С

В

ОВ

ОВ

В

С

Масса тела

С

В

ОВ

В

В

ЖЕЛ

С

В

ОВ

В

В

С

МПК

С

В

ОВ

ОВ

В

С

Координационные способности

С

В

В

В

С

Подвижность в суставах

В

В

В

В

С

Скоростные способности

С

С

С

С

В

В

С

Быстрота

ОВ

В

ОВ

В

С

Абсолютная сила

В

ОВ

В

ОВ

Максимальная сила

С

В

В

В

Общая силовая выносливость

С

С

В

В

В

С

С

Специальная силовая выносливость

С

В

В

В

С

Скоростно-силовые способности

С

В

ОВ

С

*Условные обозначения.



Темпы естественного прироста:



С - средние

С



В - высокие

В



ОВ - очень высокие

ОВ









Таблица 3

Оптимальные возрастные периоды физического развития, динамики физических качеств, периоды акцентированного развития двигательных способностей мальчиков от 8 до 17 лет.

Возрастные периоды, лет

Показатели

8 - 9

9 - 10

10 - 11

11 - 12

12 - 13

13-14

14-15

15-16

16-17

Длина тела

С

В

ОВ

ОВ

В

С

Масса тела

С

В

ОВ

В

В

ЖЕЛ

С

В

ОВ

В

В

С

МПК

С

В

ОВ

ОВ

В

С

Координационные способности

С

В

В

В

С

Подвижность в суставах

В

В

В

В

С

Базовая выносливость (на уровне ПАНО)

С

В

В

В

В

С

Скоростные способности

С

С

С

С

В

В

С

Быстрота

ОВ

В

ОВ

В

С

Абсолютная сила

В

ОВ

В

ОВ

Максимальная сила

С

В

В

В

Общая силовая выносливость

С

С

В

В

В

С

С

Скоростно-силовые способности

С

В

ОВ

С

Условные обозначения.



Темпы естественного прироста:



С - средние

С



В - высокие

В



ОВ - очень

ОВ













III. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

В таблице 4 представлены примерные учебные планы, соответствующие возрасту и году обучения для различных этапов подготовки. Для детей, имеющих высокий уровень общей и специальной физической подготовленности и выполнивших программные требования, рекомендованный возраст может быть уменьшен на один-два года (по согласованию с медицинским работником школы).

Таблица 4

Примерный учебный план для оздоровительных групп, начальной подготовки и учебно-тренировочных групп.

Раздел подготовки

ГНП1

ГНП2

ГНП3

ГНП4

УТГ

Возраст учащихся

7-8

9-10

11-12

13-14

15-17

Количество часов в неделю

1

1-2

1-2

1-2

1-2

Физическая подготовка на суше и в воде, в т.ч.:

ОФП

СФП и СТП

31

30

30

18

12

30



15

15

30



12

18

Контрольные испытания

1

2

2

2

2

Теоретическая подготовка

2

2

2

2

2

Медицинское обследование

2

2

2

2

2

Общее количество часов

36

36

36

36

36

3.1. Планирование годичного цикла в ГНП.

Учебный год условно можно разбить на 2 полугодия. В первом полугодии проводятся упражнения для освоения с водой, а также обучение технике плавания кролем на груди и на спине.

Урок плавания состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части урока сообщаются задачи урока, осуществляется организация обучающихся, их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. В ней применяются ходьба, бег, общеразвивающие, специально-подготовительные и имитационные упражнения.

В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники плавания.

Заключительная часть урока направлена на постепенное снижение нагрузки и приведение организма обучающихся в относительно спокойное состояние. Проведение игр в заключительной части урока улучшает эмоциональное состояние учащихся и облегчает перенесение нагрузок.

Таблица 5

Календарно-тематический план ГНП1 (36 -урочная программа).

Учебный материал

Месяцы обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Теоретические сведения













Общеразвивающие и специальные упражнения на суше



















Упражнения для освоения с водой







▲/к







Учебные прыжки в воду
















▲/к



Элементарные гребковые движения








▲/к







Игры и развлечения на воде

Медицинское обследование


*к - контроль.

Таблица 6

Календарно-тематический план ГНП2 (36 -урочная программа).

Учебный материал

Месяцы обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Вводная часть:

-правила поведения в бассейне;

-личная гигиена;

-профилактика гриппа




















ОФП

Специальная подготовка:

-упражнения на дыхание;

-погружение и всплывание;

-лежание и скольжение.





▲/к

▲/к















Техника плавания способом кроль на груди и спине:

-работа ног;

-работа рук;

-дыхание

-согласование рук, ног и дыхания.






















▲/к







▲/к







▲/к

























▲/к

Игры и развлечения

Медицинское обследование








*к - контроль.

Таблица 7

Календарно-тематический план ГНП3 (36 -урочная программа).

Учебный материал

Месяцы обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Вводная часть:

-личная гигиена;

-профилактика гриппа















ОФП










Специальная подготовка:

-упражнения на дыхание;

-упражнения на развитие специальных качеств.






























▲/к









Совершенствование техники кроль на груди и на спине.

▲/к

Техника плавания брассом:

-работа ног;

-работа рук;

-согласование работы рук, ног и дыхания.










▲/к



▲/к





▲/к

Игры и развлечения

Медицинское обследование








*к - контроль.

Таблица 8

Календарно-тематический план ГНП4 (36 -урочная программа).

Учебный материал

Месяцы обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Вводная часть:

-личная гигиена;

-профилактика гриппа















ОФП

Специальная подготовка:

-упражнения на дыхание;

-упражнения на развитие специальных качеств.






























▲/к









Совершенствование техники кроль на груди и на спине.

▲/к

▲/к

Совершенствование техники плавания способом брасс

▲/к

Игры и развлечения

Медицинское обследование








*к - контроль.

Таблица 9

Календарно-тематический план УТГ (36 -урочная программа).

Учебный материал

Месяцы обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Вводная часть:

-личная гигиена;

-профилактика гриппа















ОФП

Специальная подготовка:

-упражнения на дыхание;

-упражнения на развитие специальных качеств.






























▲/к









Совершенствование техники кроль на груди и на спине.

▲/к

Совершенствование техники плавания способом брасс

▲/к

Упражнения начальной тренировки






Старт и повороты




Игры и эстафеты

Медицинское обследование








*к - контроль.



IV. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

4.1. Контрольные нормативы для групп начальной подготовки (промежуточные и итоговые):

  1. «Поплавок» и «звездочка».

  2. Скольжение на груди и спине («стрелочка»).

  3. Прыжки в воду в большом бассейне.

  4. Техника работы ног, дыхания кролем на груди, на спине.

  5. Техника работы рук, дыхания кролем на груди, на спине.

  6. Техника работы ног, рук и дыхания брассом.

  7. Проплыть на технику 25 м способом кроль на груди и на спине, брассом.

  8. Техника стартового прыжка и поворота «маятник».

4.2. Контрольные нормативы для учебно-тренировочных групп (промежуточные и итоговые):

  1. Техника работы ног, дыхания кролем на груди, на спине.

  2. Техника работы рук, дыхания кролем на груди, на спине.

  3. Техника работы ног, рук и дыхания брассом.

  4. Проплыть на технику 50 м способом кроль на груди и на спине, брассом на время.

  5. Техника стартового прыжка и поворота «маятник».

  6. Проплывание 200 м (девочки) и 400 м (мальчики) любым способом без учета времени.



































































Библиографический список.

  1. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации //Теория и практика физ. Культуры. - 1980.-№1.-С31-33.

  2. Ботнаренко Ф.А., Рышняк Б.В. Развитие выносливости в плавании за лидером // Теория и практика физической культуры. - 1978.- №6.- С.65-67.

  3. Булгакова Н.Ж. Теоретические основы отбора и подготовки спортивного резерва в плавании. Теория и практика физической культуры, 1980, 12.

  4. Булгакова Н.Ж. Отбор в спортивном плавании //Плавание. - М: ФиС, 1973.-Вып. 2.-С. 25-28.

  5. Вайцеховский С.М. Книга тренера. -М.: ФиС, 1971. -312 с.

  6. Викулов А.Д. Плавание: Учебник для студентов педагогических университетов и институтов. - М.: 1996.

  7. Ганчар И.Л. Плавание: методика преподавания: Учеб. пособие. - Мн.:
    Хата, 1994.-336 с.

  8. Гориневский В.В. Физические упражнения, соответствующие данному возрасту. - С-Пб, 1996. - 136 с.

  9. Гужаловский А.А. Основы ТиМФК: уч. пособие для тех. ф.к. М: ФиС, 1986.

  10. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: уч.пособие для студентов - М: СпортАкадемПресс, 2001.

  11. Железняк Ю.Д. Программа курса: Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. - М.: Умо,1996. - 27 с.

  12. Кардаманова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. - Ростов-на-Дону, 2001. - 207 с.

  13. Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В. Плавание: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР.- М., Советский спорт, 2004.

  14. Курамшин ЮФ., Попов В.И. ТиМФК: учебное пособие - С-П., 1999.

  15. Мотылянская Р.Е., Ерусалимский Л.А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. М.: Физкультура и спорт; 1980.

  16. Никитский Б.А., Инясевский КА., Васильев ВС., Гордон СМ. Плавание: учебник для пед.инст. - М: Просвещение., 1967.

  17. Плавание IV. Исследования, тренировка, гидрореабилитация.- под общей ред. Петряева А.В.- СПб: «Плавин», 2007. - 256 с.

  18. Понамарёв В.П. Физиологическая характеристика плавания: лекция Л: ГДЦОЛИФК., 1984.

  19. Рыженков А.В., Моисеев Н.П. Теория и методика плавания в вопросах и ответах: методическое пособие - Наб. Челны: КамГИФК., 2001.

  20. Фолкнер Дж.А. Физиология плавания. // Теория и практика физической культуры, 1967, №2.

  21. Фомин Н.А. Физиология человека. - 3-е издание. - М.: Владос, 1995.





























Приложение 2

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ ПО ПЛАВАНИЮ.

Средства обучения плаванию.

К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений:

  • общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;

  • подготовительные упражнения для освоения с водой;

  • прыжки в воду;

  • игры и развлечения на воде;

  • упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.



Подготовительные упражнения для освоения с водой.

С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:

  • формирование комплекса рефлексов, соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;

  • освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхание в воде- как подготовка к изучению техники спортивного плавания;

  • устранение инстинктивного страха перед водой - как основа психологической подготовки к обучению.

Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды.

Задачи:

  • быстрое освоение с водой;

  • ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

  • формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее.

Упражнения.

  1. Ходьба по дну, держась за ограничительную дорожку или бортик бассейна.

  2. Ходьба по дну в парах.

  3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.

  4. Ходьба приставными шагами без помощи рук с переходом на бег.

  5. Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед.

  6. «Кто выше выпрыгнет?»

  7. «Футболист».

  8. Бег вперед с помощью попеременных и одновременных гребковых движений руками.

  9. То же спиной вперед.

  10. «Морской бой»

  11. «Полоскание белья».

  12. Пишем восьмерки.

  13. Ходьба в полуприсиде до уровня шеи.

  14. То же до подбородка.

  15. То же до носа.

Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде.

Задачи:

  • Устранение страха перед погружением в воду;

  • Ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;

  • Обучение открыванию глаз в воде.

Упражнения.

  1. Набрать в ладони воду и умыть лицо.

  2. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.

  3. То же до уровня глаз.

  4. То же до полного погружения в воду.

  5. То же держась за бортик.

  6. «Сядь на дно».

  7. Подныривание под дорожку или доску.

  8. Погрузившись в воду, посчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна.

  9. «Достать клад».

  10. Упражнение в парах «водолазы».

  11. Упражнение в парах «насос».

Всплывание и лежание на воде.

Задачи:

  • Ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;

  • Освоение навыка лежания в горизонтальном положении;

  • Освоение возможного изменения положения тела.

Упражнения.

  1. Сделать вдох и опустив лицо в воду лечь на воду, держась за бортик.

  2. То же, оттолкнувшись кистями от бортика.

  3. «Поплавок».

  4. «Медуза».

  5. «Звездочка».

  6. Лечь на спину, держась одной рукой за бортик или партнера.

  7. «Звездочка» на спине.

  8. То же, сводя руки и ноги, переворачиваясь на грудь и в и.п.

Выдохи в воду.

Задачи:

  • Освоение навыка задержки дыхания на вдохе;

  • Умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;

  • Освоение выдоха в воду.

Упражнения.

  1. Дуть на воду, сделав губы трубочкой.

  2. Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку.

  3. Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду -выдох.

  4. То же, опустив лицо в воду.

  5. Сделать 20 приседаний в воду с выдохами.

  6. « Насос».

  7. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи и выдохи.

  8. То же, поворачивая голову в сторону.

Скольжения.

Задачи:

  • Освоение равновесия и обтекаемого положения тела.

  • Умение вытягиваться вперед в направлении движения.

  • Освоение рабочей позы пловца и дыхания.

Упражнения.

  1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед.

  2. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.

  3. То же, меняя положение рук.

  4. То же: руки вдоль туловища.

  5. Скольжение на боку.

  6. Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

  7. То же, руки впереди.

  8. Скольжение, поворачиваясь вдоль собственной оси, с разным положением рук.

Учебные прыжки в воду.

Задачи:

  • Устранение страха перед водой и быстрое освоение с непривычной средой.

  • Подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.

Упражнения.

  1. Сидя на бортике, уперевшись одной рукой, по сигналу спрыгнуть в воду.

  2. «Солдатик».

  3. То же, выпрыгнуть вверх-вперед.

  4. Сидя на бортике, уперевшись ногами в сливной желоб, руки подняты за голову, наклониться вперед и, оттолкнувшись ногами, упасть в воду.

  5. Стоя на бортике, зацепившись пальцами за его край, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх, упасть в воду.

Простые игры на воде (бессюжетные).

  1. «Кто выше?» «Кто дальше?»

Методические указания: руководитель должен объяснить причину успеха победителей: например, умение напрягать мышцы и вытягиваться в струну, принимая наиболее обтекаемое положение.

  1. «Полоскание белья».

Методические указания: каждый вид движения выполняется одновременно или поочередно руками в разных направлениях, как бы полоская белье.

  1. «Переправа».

Методические указания: гребки выполняются сбоку от туловища, согнутыми в локтевых суставах руками, одновременно или поочередно.

  1. «Лодочки».

Методические указания: в зависимости от подготовленности учащихся и условия проведения игры «лодочки» могут «расплываться» в быстром или медленном темпе.

  1. «Кто быстрее спрячется под водой?»

Методические указания: перед погружением необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание.

  1. «Морской бой».

Методические указания: шеренги не сближаются и не касаются друг друга руками.

  1. «Винт».

Методические указания: при выполнении поворотов помогать себе гребковыми движениями рук.

  1. «Авария».

Методические указания: во время лежания на воде можно выполнять легкие гребковые движения кистями около тела.

  1. «У кого больше пузырей?»

Методические указания: необходимо сделать глубокий вдох.

  1. «Кто дальше проскользит?»

Методические указания: при скольжении на груди руки вытянуты вперед; при скольжении на спине руки сначала вытянуты вдоль туловища, а затем вперед.

Сюжетные и командные игры в воде.

  1. «Рыбы и сеть».

Методические указания: сеть не должна порваться, крепко держаться за руки; «рыбам» запрещается разрывать сеть; победителем считаются те, кто к концу игры не попал в «сеть».

  1. «Караси и карпы»

Методические указания: «караси» или «карпы» стремятся догнать друг друга по команде учителя; выигрывает команда, у которой поймано меньше игроков.

  1. «Жучок-паучок»: «Жучок-паучок вышел на охоту! Не зевай, поспевай - прячьтесь все под воду!»

Методические указания: при погружении в воду следует открыть глаза, после появления над водой не вытирать лицо руками.

  1. «Охотники и утки».

Методические указания: удары мячом не сильные, чтобы не причиняли болевых ощущений.

  1. Эстафета.

Методические указания: начало строго по сигналу и финиш с построения в команды.

  1. «Водное поло»

Методические указания: перемещения с мячом, только работая ногами и гребковыми движениями рук, бросок осуществляется с опорой на воду.

Упражнения для изучения техники кроля на груди и спине.

Ноги:

  1. сидя на полу или на краю скамейки, с опорой руками сзади - имитация работы ног;

  2. лежа на груди поперек скамейки с опорой руками о пол - имитация работы ног;

  3. сидя на краю бортика бассейна, ноги в воде - движения ногами под счет;

  4. лежа в воде, держась за бортик руками - работа ног, подбородок на поверхности воды;

  5. то же, лицо опущено в воду;

  6. то же с дыханием во время поворота головы в сторону;

  7. работа ног кролем с доской;

  8. то же, с разным положением рук.

Методические указания: следить, чтобы ноги не сгибались в коленном суставе, носки ног были оттянуты и повернуты внутрь. Следить за ровным, вытянутым положением тела в воде

Руки:

  1. «Мельница» - разнонаправленные круговые движения руками;

  2. Стоя, наклонив туловище с опорой о колено - имитация движения одной рукой;

  3. То же с выпрямленной вперед рукой;

  4. То же, стоя на дне бассейна;

  5. Плавание при помощи движения одной рукой с доской;

  6. То же, без доски;

  7. «кроль на сцепление»;

  8. Плавание при помощи движения рук в согласовании с дыханием «три-три».

Методические указания: движения выполняются прямыми руками, гребок делается под туловище, касаясь бедра в конце гребка, ладонь развернута назад.

Упражнения для изучения техники брасса.

Ноги:

  1. Сидя на полу, упор сзади, движения ногами, как при плавании брассом: одновременно подтягивая ноги, разворачивая колени в стороны и волоча стопы по полу, развернуть носки в стороны; выполнить толчок, соединить ноги вытянуть их на полу.

  2. Сидя на бортике бассейна, упор сзади: движения ногами брассом.

  3. Лежа на спине, держась руками за сливной бортик 6 движений ногами брассом.

  4. Лежа на груди у бортика, держась за него руками - работа ногами брассом.

  5. Плавание на груди с доской ногами брассом.

  6. Плавание на спине с доской ногами брассом.

  7. То же, руки вдоль туловища.

  8. На груди, руки выпрямлены вперед, ноги брасс.

Методические указания: колени на ширине плеч, следить за максимальным разворотом стоп носками в стороны. Отталкивание производится энергично с паузой после сведения ног.

Руки и дыхание:

  1. Стоя в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Одновременные гребковые движения руками, как при плавании брассом.

  2. То же, стоя на дне бассейна.

  3. То же, опуская лицо в воду, на задержке дыхания.

  4. Скольжение с гребковыми движениями руками брассом.

  5. Плавание при помощи рук, с поплавком между ногами (с высоко поднятой головой).

Методические указания: руки разводятся в стороны немного шире плеч, в конце гребка руки быстро убираются. После выпрямления рук сделать короткую паузу.











Приложение 3

Примеры типовых уроков в ГНП.

Урок № 1

Задачи:

1) организация занимающихся;
2) ознакомление с общеразвивающими и имитационными упражнениями на суше;
3) ознакомление с упражнениями для освоения с водой (передвижения, погружения и открывание глаз в воде, всплывания).

Подготовительная часть (на суше)

  • Теория: беседа о цели обучения плаванию, организации и гигиене занятий; правилах поведения в бассейне.

  • Построение, расчет по порядку, объяснение задач занятия (проводится и на всех последующих уроках).

Общая физическая подготовка:

1) передвижение шагом и бегом;
2) ходьба, бег, прыжки на двух ногах с различным положением рук;
3) общеразвивающие упражнения (проводится и на всех последующих уроках).

Имитация упражнений, применяющихся для освоения с водой:

  1. упражнение «поплавок», «звездочка», «медуза»;

  2. сильный и быстрый выдох через рот с несколько округленными губами, задержать дыхание на 3-4 с и сделать глубокий вдох через рот;

3) то же, но сочетая с приседанием (дыхание задерживать во время приседания, как при погружении под воду).

Основная часть (в воде)

Организованный вход в воду: построение вдоль бортика, расчет на первый-второй и распределение на пары.

Упражнения для освоения с водой:

  1. Передвижения по дну бассейна (парами в обход и по диагонали, в колонне по одному, вперед, назад, боком (приставными шагами), бег и ходьба по кругу, взявшись за руки («хоровод»).

  2. Ходьба и бег вперед и назад с помощью попеременных гребковых движений руками (следить за плоским положением кистей).

  3. Ходьба в положении наклона, опустившись в воду до подбородка, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.

4. Стоя в наклоне вперед (подбородок на поверхности воды), выполнить подряд 15-20 выдохов и вдохов с непродолжительной задержкой дыхания.

5. Набрать в ладони воду и «умыть» лицо.

6. Стоя в наклоне вперед, погрузить лицо в воду и открыть глаза.

7.Погружения под воду с открыванием под водой глаз и поиском на дне предметов.

8.Подныривание под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.

9.Передвижение в колонне по одному с подныриванием в обруч, полностью погруженный в воду.

10. Погрузившись в воду, открыть глаза и сосчитать количество пальцев на руке партнера, поднесенных к лицу («водолазы»).

11. Присед под воду с последующим выпрыгиванием вверх и выполнением выдоха-вдоха во время прыжка.

12. То же, но после прыжка упасть в воду плашмя на грудь или бок («веселые дельфины») с различным исходным положением рук.

13. «Поплавок» (сделать вдох, задержать дыхание, обхватить руками колени и всплыть на поверхность).

Заключительная часть

Подвижные игры в воде, связанные с умением передвигаться в воде и погружаться под воду («Кто выше?», «Полоскание белья», «Караси и карпы», «Лягушата» и др.).

Построение, подведение итогов урока и задание на дом (проводится и на всех последующих уроках).

Урок №2

Задачи:
1) разучивание упражнений для освоения с водой (передвижения, погружения, подныривание и открывание глаз в воде, всплывания и лежания);
2) ознакомление со скольжениями.

Подготовительная часть (на суше)

Имитационные упражнения: стоя спиной к стене вплотную, руки вытянуты вверх ладонями вперед (голова между руками), кисти соединены; встать на носки, потянуться вверх, глядя на кисти рук и прижимаясь руками и спиной к стенке, напрячь мышцы тела на 3-4 с (как во время скольжения в воде).

Основная часть (в воде)

Вход в воду прыжком ногами вниз (из приседа или седа) с низкого бортика с опорой о него руками.

Упражнения для освоения с водой:

  1. Упражнения 1-4, 7-10, 12-13 урока № 1.

  2. «Медуза». Выполнив упражнение «поплавок», расслабить руки и ноги.

  3. Упражнение «звездочка» на груди.

  4. То же, но свести и развести насколько раз руки и ноги.

  5. Упражнение «звездочка» на спине.

  6. То же, но свести и развести насколько раз руки и ноги.

  7. «Звездочка» в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с задержкой дыхания) и перевернуться на грудь - «звездочка» в положении на груди.

  8. Попытка выполнить скольжение на груди толчком ногами от дна с руками, вытянутыми вперед (без доски и с доской в руках).

  9. Скольжения на груди толчком от дна или бортика бассейна (руки вытянуты вперед; одна рука вытянута, другая у бедра); скольжение на груди с доской в вытянутых вперед руках.

  10. Соскоки с низкого бортика в воду ногами вниз.

Заключительная часть

Подвижные игры в воде, связанные с умением погружаться под воду и подныривать под предметы («Поезд в тоннель», «Утки-нырки», «Пятнашки с поплавком» и др.).



Урок № 3

Задачи:
1) разучивание скольжений (на груди, на спине, на боку) с элементарными гребковыми движениями.

Подготовительная часть (на суше)

Имитационные упражнения: 1) имитация положения тела пловца во время скольжения на груди и на спине с различным исходным положением рук (стоя у стены и лежа на гимнастической скамейке); 2) имитация простейших гребковых движений ногами и руками.

Основная часть (в воде)

Вход в воду соскоком с бортика; разминка с использованием различных видов передвижений по дну бассейна.

Упражнения для освоения с водой:

  1. Упражнение 9 урока № 2.

  2. Скольжение на груди, обе руки у бедер.

  3. Скольжение на боку (нижняя рука вытянута вперед, верхняя у бедра).

  4. Скольжения с элементарными гребковыми движениями: 1) скольжение на груди, руки вытянуты вперед; в конце скольжения выполнить гребок одной рукой под себя до бедра, проскользить дальше; 2) то же, но гребок выполнить другой рукой; 3) то же, но гребок выполнить двумя руками одновременно; 4) скольжение на груди, руки вытянуты вперед; в конце скольжения плавно развести ноги в стороны, энергично свести вместе, проскользить дальше.

  5. Ознакомление со скольжением на спине (руки у бедер).

  6. Соскоки в воду с низкого бортика в гимнастический обруч (удерживается на расстоянии 1 м от бортика).

Заключительная часть

Подвижные игры в воде, связанные с умением скользить («Кто дальше проскользит?», «Стрела», «Ромашка» и др.).

Урок № 4

Задачи:
1) изучение дыхания (вдох-выдох в воду);
2) разучивание скольжений с поворотом относительно продольной оси тела;
3) разучивание элементарных гребковых движений в скольжении.

Подготовительная часть (на суше)

Имитационные упражнения: выполнить быстрый и в меру глубокий вдох через рот, присесть «под воду» и выполнить продолжительный выдох через рот и нос.

Основная часть (в воде)

Разминка в воде с использованием бега, прыжков по дну бассейна в чередовании со скольжениями; выполнение скольжений на дальность с прыжка и с разбега по дну бассейна.

Упражнения для освоения с водой:

  1. Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).

  2. Сделать вдох, затем, опустив губы в воду, - выдох.

  3. То же, опустив лицо в воду, а затем - погрузившись с головой.

  4. Сделать подряд 20 выдохов в воду, поднимая и погружая голову в воду.

  5. Здесь и далее упражнения в скольжении чередуются с дыхательными упражнениями - продолжительными выдохами в воду.

  6. Упражнения 9 урока № 2 и упражнения 2-4 урока № 3.

  7. Скольжения с элементарными гребковыми движениями: 1) в скольжении на груди, правая рука вытянута вперед, левая у бедра, выполнить гребок правой рукой до бедра, проскользить дальше; 2) в скольжении на спине, правая рука вытянута вперед, левая у бедра, выполнить гребок правой рукой, проскользить; 3) в скольжении на спине, руки у бедер, плавно развести прямые ноги в стороны, энергично свести их вместе, проскользить.

  8. Скольжения с элементарными гребковыми движениями и поворотом относительно продольной оси тела:

1) в скольжении на груди, правая рука вытянута вперед, левая у бедра, выполнить гребок правой рукой до бедра, одновременно поворачиваясь на правый бок в сторону, а затем на спину; проскользить дальше в положении на спине;

2) то же, но во время скольжения на спине.

Заключительная часть

Подвижные игры в воде, связанные с умением выполнять продолжительные выдохи в воду («У кого больше пузырей», «Поезд», «Фонтанчики»).

Урок № 5

Задачи:
1) ознакомление с движениями ногами кролем на груди и на спине;
2) совершенствование умения выполнять элементарные гребковые движения руками в скольжении;
3) совершенствование умения дыхания.

Подготовительная часть (на суше)

Имитация движений ногами при плавании кролем, сидя и лежа на гимнастической скамейке.

Основная часть (в воде)

Разминка в воде с использованием скольжении на груди, на спине, на боку, скольжении с вращениями - все в чередовании с прыжками и бегом по дну и дыхательными упражнениями.

Упражнения:

  1. Сидя на краю берега или бассейна, опустив ноги в воду, движения ногами кролем.

  2. Лежа на груди, держась за бортик руками (локти упираются в стенку бассейна); подбородок на поверхности воды, движения ногами кролем.

  3. То же на задержке дыхания.

  4. Скольжения на груди с разными положениями рук (обе впереди, одна впереди, другая у бедра) с быстрыми попеременными движениями ног, как в кроле, на задержке дыхания.

  5. То же с плавательной доской в вытянутых руках.

  6. Кратковременные скольжения на спине с доской, прижатой к животу (либо руки вдоль туловища) с несколькими быстрыми попеременными движениями ног, как в кроле.

  7. Упражнения 1-4 урока № 3 и упражнения 7-8 урока № 4.

Заключительная часть

Подвижные игры в воде, связанные с умением выполнять продолжительные выдохи в воду и скольжения с простейшими гребковыми движениями («Ваньки-встаньки», «Качели», «Кто победит?», «Торпеды», «Кто выиграл старт?»)

Урок № 6

Задачи:
1) обучение умению продвигаться в скольжении на груди и на спине с помощью элементарных гребковых движений руками; с помощью движений ногами кролем;
2) совершенствование навыка дыхания в воде.

Подготовительная часть (на суше)

Имитация движений ногами при плавании кролем, сидя и лежа на гимнастической скамейке. Основная часть (в воде)

Основная часть (в воде)

Разминка с использованием скольжении с шага, прыжка, разбега по дну бассейна, скольжении с вращениями относительно продольной оси тела, с элементарными гребковыми движениями, дыхательных упражнений.

Упражнения:

  1. Упражнения 7-8 урока № 4 и упражнения 4-5 урока № 5.

  2. Скольжение на груди, руки вытянуты вперед, выполнить гребок под себя обеими руками одновременно, затем пронести их над водой в исходное положение, проскользить.

  3. Здесь и далее, до 12 урока включительно, упражнения в скольжении продолжают чередоваться с дыхательными упражнениями.

  4. Скольжение на груди, руки вытянуты вперед, выполнить гребок одной рукой до бедра, пронести их над водой в исходное положение, проскользить.

  5. То же, но на спине.

  6. Скольжение на груди, руки вытянуты вперед, выполнить гребок одной рукой и пронести ее над водой в исходное положение, затем то же сделать другой рукой, проскользить.

  7. То же, но на спине.

  8. Обучение продвижению вперед с помощью движений ногами кролем в скольжении на груди и на спине (с различными и. п. рук), в скольжении на груди с пенопластовой доской в вытянутых руках.

  9. Прыжки с низкого бортика в воду ногами вниз.

Заключительная часть

Подвижные игры в воде с мячами («Салки с мячом», «Борьба за мяч», эстафета в скольжении с мячом в руках).

Примеры типовых занятий в УТГ - первая ступень.

Урок № 1

Примерное занятие во второй половине предварительной тренировки

На суше (15-20 мин):

1) разминка: различные виды ходьбы и бега, упражнения в движении;

2) специальные упражнения пловца для развития силы и гибкости;

3) имитационные упражнения для изучения и совершенствования техники плавания.

В воде (20-25 мин):

1) разминка: 4 х 25 м в невысоком темпе;

2) 8 х 15 м -упражнения для совершенствования техники;

3) упражнения в скольжении и лежании на груди и на спине;

4) проплывание дистанции 75 м с акцентом на плавные движения и хорошее продвижение после гребков. После выполнения упражнений сделать 10-15 выдохов в воду.

Урок № 2

На суше (20-25 мин):

принципиальных изменений в подборе упражнений нет, в зависимости от направленности занятий на воде могут быть изменены специальные и имитационные упражнения.

В воде (25-30 мин):

1) разминка: 2 х 50 м в невысоком темпе;

2) 4 х 25 м -упражнения для совершенствования техники плавания с помощью одних ног;

3) 6 х 25 м - то же, но с помощью одних рук;

4) проплывание дистанции 150 м в спокойном темпе. После выполнения упражнений сделать 10-15 выдохов в воду.

2-я ступень Урок № 3

Типичный пример занятия в воде (25-30 мин):

1) разминка: 200 м в спокойном темпе;

2) 4 х 25 м - упражнения для совершенствования техники;

3) проплывание дистанции 200 м в спокойном темпе. После выполнения упражнений сделать 10-15 выдохов в воду.

Суммарный объем плавательной нагрузки составляет 500м.

Урок № 4

1) разминка: 200 м в умеренном темпе;

2) 4 х 25 м - упражнения для совершенствования техники с помощью движений ногами;

3) 4 х 50 м -плавание с помощью движений руками;

4) проплывание дистанции 600 м в спокойном темпе.

Суммарный объем плавательной нагрузки составляет 1100 м.

Урок № 5

3-я ступень Типичные примеры занятий в воде (40-50 мин):

1) разминка: 400 м в умеренном темпе;

2) 4 х 50 м - упражнения для совершенствования техники плавания;

3) 4 х 25 м - плавание в быстром темпе с акцентом на длинный, мощный гребок;

Суммарный объем плавательной нагрузки составляет 1900 м;

Урок № 6

  1. разминка: 400 м в умеренном темпе;

  2. 8 х 50 м - упражнения для совершенствования техники плавания;

  3. 8 х25 м - плавание с помощью Движений ногами в быстром темпе;

  4. 4 х 50 м - плавание с помощью движений руками;

  5. проплывание дистанции 800 м (75 м свободно + 25 м быстро).

Суммарный объем плавательной нагрузки составляет 2000 м.




© 2010-2022