• Преподавателю
  • Физкультура
  • Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы

Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Борисоглебский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Воронежский государственный университет»


Центр дополнительных образовательных услуг


ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


«ВЛИЯНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ».


Слушатель: Савельев Андрей Иванович

Место работы, должность:

МКОУ Калиновская ООШ, учитель физической культуры


Руководитель: старший преподаватель

КБиФКС

Епанчин Владислав

Анатольевич





Борисоглебск 2015

Содержание


  1. Введение. ………………………………………………………………………….3

  2. Глава I

Особенности влияния утренней гимнастики на работоспособность

школьников.

I.1 Работоспособность школьников; ………………………………………………7

I.2 Значение утренней гимнастики; ……………………………………………….10

I.3 Построение и структура утренней гимнастики; ……………………………..12

I.4 Варианты проведения утренней гимнастики; ……………………………….13

I.5 Методика проведения утренней гимнастики; ……………………………….16

I.6 Музыкальное сопровождение в утренней гимнастике. ……………………21

3. Глава II

Методы, организация исследования, результаты

исследования и его анализ.

II.1 Методы исследования; ……………………………………………………….22

II.2 Организация исследования; …………………………………………………24

II.3 Результаты исследований; …………………………………………………..26

4. Заключение. ……………………………………………………………………30

Используемая литература и Интернет-ресурсы. ……………………………32

Приложения. ……………………………………………………………………...35




"Начинай новую жизнь не с

понедельника, а с утренней

зарядки".

Народная пословица.

Введение


Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Занятия физическими упражнениями играют значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем - проблему здоровья ребенка.

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) - одна из наиболее распространенных форм применения физической культуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.), она мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

Сегодня успешность обучения детей в школе во многом определяется уровнем здоровья. Актуальность проблемы выполнения утренней гимнастики обусловлена следующими данными:

  • В нашей стране в последние годы, по данным официальной статистики, отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста;

  • Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей.

В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой. Начать нужно с проведения утренней зарядки.

Важнейшим средством всестороннего развития детей является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника, что очень важно для укрепления нервной системы, предупреждения простудных заболеваний. После пробуждения организм не в состоянии быстро включиться в работу с полной нагрузкой, так как возбудимость центральной нервной системы понижена, наблюдается некоторая вялость, сонливость, работоспособность обычно несколько уменьшена. Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя гимнастика активизирует дыхание и кровообращение, устраняет застойные явления в мягких тканях и внутренних органах. Занятия гимнастикой до уроков оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуя регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Проблема умственного развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. Умственное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать.

Умственное развитие ребенка это одна из актуальных задач, поставленных перед учителем нового поколения детей живущих в мире прогресса и компьютерных технологий.

В настоящее время для достижения нового, современного качества общего образования среди первоочередных мероприятий отмечается необходимость оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся. Повышения объема и качества занятий физической культурой.

Рассматривать влияние физических упражнений на умственное развитие ребёнка можно только в ракурсе гармоничного развития детского организма. Отсутствие необходимого минимума движений косвенно сказывается на умственном развитии детей. Это выражается в таких тенденциях: дыхание становится поверхностным, снижается скорость обмена веществ в организме, наблюдается застой крови в ногах, что приводит к снижению внимания, ослаблению памяти, уменьшению скорости мыслительных операций.

Главная особенность детского организма заключается в том, что он растёт и развивается, а эти процессы могут успешно проходить только при регулярной физической активности. Об этом многие забывают, пытаясь усадить ребёнка в статическую позу за партой для учебных занятий. Ребенок не сможет сидеть спокойно и учить уроки, если он предварительно не утомил собственную скелетную мускулатуру. Но важно помнить и о том, что ребёнок сам не чувствует усталости, он будет бегать, прыгать до полного истощения физических сил. Задача взрослых - контролировать физическую нагрузку, чтобы она была систематической, разнообразной и не вызывала переутомления. Отсутствие необходимого минимума движений косвенно очень негативно сказывается на умственном развитии детей.

Актуальностью этой проблемы является недостаток движения из - за чего появляются у детей различные заболевания. На помощь в развитии подвижности детей приходит такая отрасль физической культуры и спорта как утренняя гимнастика, помогающая развитию двигательных навыков.

В современном обществе дети рождаются со слабым здоровьем, с отклонениями в развитии. Если ребенок будет заниматься физической культурой, то эти отклонения будут постепенно сглаживаться. Основой для оптимальной работоспособности на весь день является утренняя зарядка.

Эффективное применение разнообразных средств утренней гимнастики нашло отражение в ряде научных исследований (Сайкина Е.Г., 1997; Золотова М.Ю., 2001; Максимова С.Ю., 2002; Аксенова О.Э., 2003; Фомина H.A., 2004, Борисова В.В., 2002;Гаджиева Р.Д., 2007).

Проблема исследования заключается в том, что дети школьного возраста легко утомляются в течение учебного дня, в связи с этим у них наблюдается плохая работоспособность.

В отличие от большинства оздоровительных систем вводная утренняя гимнастика перед началом уроков общедоступна и именно в этом заключается практичность данного способа физического и умственного развития школьников.

Цель работы: выявить влияния утренней гимнастики на работоспособность школьников и привить интерес к утренней зарядке.

Задачи:

1. Изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования и дать их анализ;

2. Определить роль утренней гимнастики на развитие работоспособности школьников;

3. Дать рекомендации педагогам по организации утренней гимнастики.

Объект исследования: работоспособность и изменение состояния здоровья школьников.

Предмет исследования: влияние утренней гимнастики на работоспособность и изменение состояния здоровья школьников.

Гипотеза исследования: Если школьники будут регулярно заниматься утренней гимнастикой, то их работоспособность, состояние здоровья и умственное развитие будет повышаться.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении показана актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, обозначена проблема исследования. В первой главе дана характеристика работоспособности, и утренней гимнастики. Вторая глава посвящена практическому исследованию. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования.





Глава I.

Особенности влияния утренней гимнастики на физическое и умственное развитие школьников.

I.1 Работоспособность школьников

Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки:
1. Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
2. Увеличить тонус нервной системы.

3. Усилить работу основных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного человека.

Работоспособность - это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связанна с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 39-53% объема заданий, выполняемых 13-15 летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45-64% ниже, чем у вторых.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма. Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6-7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематичному обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимся и успешно справляющимся с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полудня.

Фазы работоспособности и её дневная периодичность: во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работ, или врабатывание .Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок - точность) показатели работы часто асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня - проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности , когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отображающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6-10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется треть фазы работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачек в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к её прекращению. Падение работоспособности на первом её этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказ от неё продолжать, часто в неадекватном поведении.

Развивающееся утомление - естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическими нагрузками. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.

Для того, чтобы у младших школьников меньше развивалась утомляемость, необходимо регулярно тренировать свой организм физическими нагрузками. Основополагающим средством физического развития является утренняя гимнастика.






I.2 Значение утренней гимнастики

Утренняя гимнастика - система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра. В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей - сразу же после ночного сна (зарядка).

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

Физические упражнения зарядки - простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение, как вспомогательное средство имеет самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех органов и систем и организованно начать день.

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.









I.3 Построение и структура утренней гимнастики

Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Структура утренней гимнастики:

1. Вступительная часть

- построение

- 2-3 вида ходьбы

- 1 вид бега

- упражнение на внимание (носит имитационный характер)

Заканчивается вступительная часть обычной ходьбой построением для выполнения ОРУ.

2. Основная часть. ОРУ.

- упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса

- упражнение для мышц туловища

- для ног и туловища

- комбинированное

- прыжки с чередованием ходьбы

- упражнение на дыхание

3. Заключительная часть (ходьба, хороводы и т.д.)


I.4 Варианты проведения утренней гимнастики

1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений

Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3-7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.

2. Утренняя гимнастика игрового характера

Могут быть включены 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5-7 обще-развивающих упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.

3. Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий

Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий использованием разнообразных модулей.

4. Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек

Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5-7 чело век. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средне скоростью на расстояние 100-200-300 м (один два раза в чередовании с ход! бой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени год; В конце предлагаются дыхательные упражнения.

5. Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.

Общеразвивающие упражнения с использованием простейших тренажёров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.).

Подбор упражнений для утренней гимнастики.

Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.

Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени соответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Упражнения могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм, воздействующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечнососудистой, дыхательной систем.

Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение в круг, в пары, друг за другом, подгруппами и всей группой с помощью воспитателя).

Составление комплексов утренней гимнастики. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.

При составлении комплексов учитывается состояние здоровья детей, уровень их физического развития, физической подготовленности, время года, место проведения.

Один комплекс дети выполняют две недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через несколько дней допускается усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают, и др.

На год для каждой возрастной группы составляется примерно 10-12 комплексов утренней гимнастики, в течение года они повторяются








I.5 Методика проведения утренней гимнастики

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики.

На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

В начале года детей младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6-8 раз.

Полезно менять скорость ходьбы - от медленной до быстрой, от быстрой до медленной.

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»).

Бег на утренней гимнастике сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается: для младшего возраста она составляет 10-20 с, для среднего - 20-25 с, для детей 6 лет - 30-40 с (эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей). Необходимо следить, чтобы в помещении, на площадке с твердым грунтом дети бегали на носках, поднимая выше колени.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, по кругу и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него. Прыжки могут чередоваться с полуприседаниями, ходьбой (например, на 4-8 счетов - прыжки и на 4-8 счетов - полуприседания или ходьба); повторяются такие сочетания 3-4 раза. В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после бега в чередованиях с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности.

Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала в среднем темпе, потом в быстром, потом в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночники неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.

Упражнения для рук и плечевого пояса выполняются из исходного положения: узкая стойка ноги врозь.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте выполняются из положения узкая стойка ноги врозь, а в среднем - стойка ноги врозь, широкая сойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в среднем - основная стойка.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах. Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе (птички, бабочки, часики, самолеты и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, воробушки полетели).

В процессе утренней гимнастики нужно следить, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела.

При выполнении упражнений у детей закрепляются навыки правильного дыхания и правильной осанки.

Комплекс упражнений № 1

1. Ходьба на месте с размашистыми движениями рук (20- 30 с, см. а).

2. Руки к плечам, голову держать прямо, круговые движения согнутыми руками наружу и внутрь (10-12 раз, см. б).

3. Руки к груди, согнуть в локтевых суставах и выполнять короткие рывки назад, сводя лопатки вместе (8-10 раз, см. в).

4. Руки в стороны, глубокий вдох, обнять себя руками - выдох (4-5 раз, см. г).

5. Наклонять туловище вправо и влево, скользя руками по бедрам (8-10 раз, см. д).

Комплекс упражнений № 2

1. Наклонять туловище как можно ниже вперед, делая выдох и касаясь пола руками (12-16 раз, см. е).

2. Поднимать в сторону руку с поворотом головы. То же вправо в среднем темпе (10-12 раз, см. ж).

3. Выполнять наклоны головы вперед-вниз и назад (10-12 раз). Круговые вращения головой в среднем темпе (8-10 раз, см. з).

4. Приседания с быстрым вставанием (10-12 раз, см. и).

Комплекс упражнений № 3

1. Лежа в упоре, сгибать и разгибать руки (10-15 раз, см. к).

2. Руки вверх, встряхнуть ими и расслабить (2-3 раза).

3. Прыжки на каждой ноге поочередно с встряхиванием расслабленных рук и одной ноги (20-30 с, см. л).



Комплексы упражнений утренней гимнастики

Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы




I.6 Музыкальное сопровождение в утренней гимнастике

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.









Глава II.

Методы, организация исследования, результаты исследования и его анализ.

II.1 Методы исследования.

Поводом проведения исследования о влиянии утренней гимнастики на физическое и умственное развитие школьников МКОУ Калиновской ООШ послужило проведение социологического опроса учащихся. В ходе опроса необходимо было узнать, делают ли дети утреннюю зарядку. Как показали результаты опроса лишь 15% опрошенных делают зарядку постоянно, 25% несистематически, а 60% не делают совсем. (Рис. 3.).

Рис. 3. Диаграмма утренней зарядки.

Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы

В процессе написания итоговой аттестационной работы для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Метод социологического опроса;

1. Метод анализа и обобщения литературных источников;

2. Метод анкетирования;

3. Метод наблюдения за состоянием здоровья и успеваемостью школьников;

4. Метод анализа архивных документов;

5. Метод тестирования.







II.2 Организация исследования.

При написании итоговой аттестационной работы было проанализировано 51 литературный источник, выпущенный до 2008 г., а также Интернет-ресурсы. При анализе литературы внимание уделялось вопросам влияния утренней гимнастики на физическое и умственное развитие школьников.

Следующим шагом моего исследования было сравнение уровня заболеваемости школьников ОРВИ и ОРЗ за I четверть 2014-2015 учебного года и I четверть 2015-2016 учебного года. Исследование проводилось на базе муниципального казенного образовательного учреждения Калиновской основной общеобразовательной школы Грибановского муниципального района Воронежской области, в которой обучается 20 школьников. Для установления точных данных мною проанализированы сводные ведомости учёта посещаемости, а также данные, предоставленные классными руководителями. Этот период мною был выбран потому, что на это время приходится пик осеннего обострения заболеваний. Объектом моего исследования были выбраны учащиеся 6 класса 2003-2004 годов рождения. В классе обучается 7 человек, что сильно могло повлиять на объективность результатов.

Для получения информации об изменении физического состояния учащихся были произведены замеры пульса учащихся 6 класса Глазковой Виолетты и Мерзликина Дмитрия до начала утренней гимнастики, сразу после окончания зарядки и вначале первого урока (через 7-9 минут).

Протокол измерения частоты сердечных сокращений у учащихся 6 класса.

.

Фамилия и имя учащегося

До утренней зарядки

Сразу после утренней зарядки

Вначале первого урока

Глазкова Виолетта

72

95

81

Мерзликин Дмитрий

87

135

85

Данное исследование наглядно показывает, что не все дети активно занимаются утренней гимнастикой, но даже незначительные нагрузки дают большой эффект для последующего повышения работоспособности ребёнка.

Мною были зафиксированы и обработаны оценки учащихся за I четверть прошлого учебного года и за I четверть текучего учебного года. Спасибо за помощь учителям-предметникам, которые давали информацию о физическом состоянии, успеваемости и работоспособности детей на первых уроках. Мною проводилась работа с классными руководителями, в результате которой выяснилось, что после утренней гимнастики дети лучше работают, лучше идут на контакт, как с учителем, так и между собой, что у детей повысилась работоспособность, т.е. стали за урок выполнять больше заданий, чем обычно.

Для того, чтобы в моём исследовании учащиеся были не только в роли «подопытных», но и являлись его активными участниками мною было проведено анкетирование среди учащихся 6-9 классов. В анкете ребятам нужно было ответить на вопросы: С каким настроением они выходят на утреннюю зарядку? С каким настроением они идут на урок после зарядки? Как сказывается зарядка на успеваемости? и др..






II.3 Результаты исследований.

Изучив сводные ведомости учёта посещаемости, а также справки, подтверждающие пропуск учащимися уроков по причине острого респираторного заболевания или острой респираторной вирусной инфекцией, предоставленные мне классными руководителями, я получил следующую информацию:

за I четверть 2014-2015 учебного года учащимися класса было пропущено по причине болезни (подтверждено справками) 48 часов;

за I четверть 2015-2016 учебного года они пропустили из-за болезни 30 часов, что также подтверждено врачами. (Рис. 4.)

Рис. 4. Диаграмма пропущенных уроков.

Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы

Мною была получена информация в Калиновском ФАПе, обслуживающем МКОУ Калиновскую ООШ, подтверждающая, что количество обращений школьников с симптомами ОРЗ и ОРВИ в текущем году значительно уменьшилось по сравнению с тем же периодом прошлого года. Что на это повлияло? Погодные условия, прививки или что-то ещё. Но, по общему мнению, занятия спортом и регулярная утренняя зарядка сыграли в этом очень важную роль.

Для выяснения причин изменения умственной работоспособности учеников в течение учебного дня и учебной недели было изучено состояние учеников путем опроса.

Проанализировав полученные результаты, выяснилось, что на первом уроке ученики с трудом включаются в учебный процесс.

Повышение уровня умственной работоспособности происходит со второго урока и достигает максимума на третьем уроке. Спад умственной работоспособности начинается после четвертого урока и к концу шестого урока достигает уровня, который ниже уровня наблюдаемого в начале дня.

В начале недели умственная работоспособность школьников растет, в среду она достигает своего максимального значения и к концу недели падает.

Определились периоды максимальной и минимальной умственной работоспособности школьников: максимальна она в среду на 3-4 уроках, минимальная - в субботу.

42,9% опрошенных считают, что повысить умственную способность можно делая утром утреннюю зарядку, а также съедая плитку шоколада или выпивая сладкий чай.

Подводя итоги изучения классных журналов, я выяснил, что показатели успеваемости в классе изменились в лучшую сторону. В прошедшем году в классе за I четверть было 3 хорошиста и 4 имели оценки три. В отчётном году лишь два имеют тройки, а 5 учащихся окончили четверть с четвёрками и пятёрками. Реестр оценок, полученных за четверть, представлен в диаграмме. (Рис. 5.)








Рис. 5. Диаграмма успеваемости.

Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы

Известнейший отечественный педагог К. Д. Ушинский по этому поводу указывал: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения... гимнастика, прогулки на свежем воздухе».

Интересен и факт стремления учащихся младшего звена самостоятельно проводить утреннюю гимнастику. Вначале учебного года зарядку проводили учащиеся старших классов, по причине своей ответственности и большего опыта. Постепенно к проведению вводной гимнастики стали привлекаться и малыши (с помощью преподавателя и старших товарищей). Каждое хорошо проведённое упражнение - это событие для учеников начальной школы. Они уже не ждут, когда им кто-то подскажет следующее упражнение, а сами вспоминают показанные до этого и даже придумывают новые, ранее не использовавшиеся. Сам факт того, что малышей слушаются старшеклассники, повышает их уровень самооценки, что, в свою очередь, хорошо на общей успеваемости. Ведь известно, что по мере того как самооценка складывается, она начинает активно влиять на поведение ребенка, на его умственное и физическое развитие.

Тем самым исследование показало, что через утреннюю гимнастику можно не только физически развиваться и прививать интерес к занятиям спортом, но повышать работоспособность детей во время всего учебного процесса. Дети на занятиях с удовольствием выполняют интересные упражнения все вместе что, кроме того, дает особую сплоченность в коллективе.

Проведенное исследование доказывает, что:

  • утренняя зарядка положительно влияет на организм школьника;

  • под влиянием утренней зарядки выявлено улучшение настроения учащихся;

  • утренняя зарядка способствует повышению точности и продуктивности умственной работоспособности учащихся;

  • растет успеваемость учащихся;

  • утренняя зарядка регулирует деятельность систем организма и поддерживает умственную работоспособность на оптимальном уровне.

В ходе исследования были решены поставленные задачи и подтверждена гипотеза, согласно которой наблюдается улучшение физического и умственного развития школьников при систематическом выполнении утренней зарядки.


Заключение.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что современная система физического воспитания предлагает достаточно большой выбор общеобразовательных и альтернативных программ по физическому воспитанию, разнообразных средств и методов педагогического воздействия, но все они недостаточно эффективны, что подтверждается низким уровнем развития основных физических способностей у 20-40% детей младшего и среднего школьного возраста. Средства оздоровительных видов гимнастики оказывают положительное воздействие на физическое развитие, функциональную и физическую подготовленность, что подтверждается проведенным исследованием.

Очевидна и практическая значимость исследования:

материалы работы могут быть полезны учителям для использования на часах здоровья;

индивидуальное практическое пособие поможет подростку в саморегуляции и выборе активного и здорового образа жизни.

Крепкое здоровье, хорошее самочувствие и красивый внешний вид имеют для каждого человека важное значение, так как позволяют ему чувствовать всю радость жизни, находиться в гармонии с окружающей средой.

В мире постоянных стрессов, загрязненной окружающей среды проблемы здоровья становятся особенно важными. Мы должны уделять большое внимание своему здоровью, так как рано или поздно мы приходим к пониманию очень простой истины: лучше быть здоровым, чем лечиться от разных болезней, затрачивая на это просто огромные средства, дорогое время и нервы.

Поэтому нам нужен свежий воздух, разумные физические нагрузки, грамотное питание, натуральные и полезные для здоровья средства.

Для этого необходимо вести здоровый образ жизни, соблюдать нормальный режим труда и отдыха, выполнять утреннюю гимнастику. Утренняя гимнастика заряжает человека бодростью, позволяет телу окончательно проснуться, размять мышцы. Утренняя зарядка значительно повышает настроение и укрепляет нервную систему. В результате проделанной работы был создан комплекс утренней гимнастики для школьников, улучшающий работоспособность, повышающий умственную и эмоциональную деятельность.

В ходе исследования были решены поставленные задачи и подтверждена гипотеза, согласно которой наблюдается улучшение работоспособности и здоровья школьников основной школы при систематическом выполнении утренней зарядки.

Систематический подход к проведению гимнастики может явиться ценным средством оздоровления и воспитания ребенка. Гимнастика укрепляет мышцы ребенка, вырабатывает хорошую осанку, улучшает дыхание и кровообращение, стимулирует работу всех внутренних органов, дыхание становится глубоким, ритмичным, усиливается обмен веществ, все это улучшает самочувствие ребенка, повышает аппетит. Кроме оздоровительного, утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. Не зря утреннюю гимнастику называют «Зарядкой». Она создает настрой на весь день: бодрое настроение, поднимает жизненный тонус, приводит организм ребенка в состояние работоспособности.










Используемая литература и Интернет-ресурсы.


1.Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников Физическая культура в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - №1.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов на Дону: Феникс, 2004

3.Физическая культура. Научно-методический журнал №3-2000г.
4.Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма.- М.: ФиC, 1983.- 176 с.
5.Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А.Г. Хрипковой М.В. Антроповой.- М.: Педагогика, 1982.- 240 с.
6.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966.

7. Ананьев В.А. и др. Общая валеология: Конспект лекций /Под ред. Петленко В.П. - СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 2000. - 163 с.

8. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. сангл. - М.: Мир, 1988. - 248 с.

9. Сальникова, Г.П. Физическое развитие детей. М.: Просвещение, 2008.

10. Сологуб Е.Б., Капустин В.С. Влияние музыкального сопровождения на процессы адаптации к нагрузкам и мобилизации системной деятельности мозга юных спортсменов //Функциональные резервы спортсменов различной квалификации: Межвуз. сб. науч. тр. /ГДОИКФ им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1986. - С. 31-36.

11. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 231 с.

12. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Добровольского В.К. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 480 с.

13. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Коца Я.М. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 347 с.

14. Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры /Под

ред. Зимкина Н.В. - М.: Физкультура и спорт, 1975.

15. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. Просвещение, 1984 г.

16. Бальсевич В.К. Здоровье в движении М. «Советский спорт», 1988 г.

17. Богословский В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию, М. Просвещение, 1984 г.

18. Гук Е.П., Полиевский С.А. Физкультура и закаливание в семье, Москва, «Медицина», 1984 г.

19. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, М. Фис. 1970.

20. Искусство быть здоровым. Сборник, часть 1 и 2. Автор-составитель Чайковский А.М., Шенкман А.Б., Москва, 1987 г.

21. Каменцер М.Г. Урок после урока. М. «Физкультура и спорт». 1972.

22. Наталов Г.Г. Введение в физическую культуру, Краснодар, 1995

23. Никитин Б. Развивающие игры, Москва, «Педагогика», 1985 г.

24. Николаев А.Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности. Теория и практика физкультуры, 1997, №6 с. 2-10

25. Очерки по теории физической культуры (составитель и общ. редакция Матвеев П.П.) Фис, 1984 г.

26. Скрипалев В.С. Стадион в квартире, Москва. 1987 г.

27. Теория и методика физического воспитания учебник для институтов физической культуры под редакцией Матвеева П.П. и Новикова А.Д. - т 1. - М.: Изд-во Фис, 1976 г.

28. Воротилкина И. Физкультурно-познавательные технологии в начальной школе (здоровьесберегающий аспект) физкультура.-2005-№2

29. Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П.А.Киселёв, С.Б.Киселёва - Волгоград: Учитель, 2011-251с.

30. Дихтерёв В. Круговая тренировка (повышение эффективности уроков) Физкультура в школе - 2000-№5

31. Зайцева В. Норма: одна на всех или для каждого своя (суть индивидуального подхода в физическом воспитании) Здоровье дитей - 2005-№23

32. Киселёв П.А. Меры безопасности на уроках физической культуры. Волгоград: ООО «Экстремум», 2004

33. Каюров В.С. Книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1973.

34. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1998.

35. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.: ООО «Изд.АСТ»: ООО «Изд. Астрель» 2006.

36. Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В. Здоровье здорового человека. Основы восстановительной медицины. М.: Медицина. 1996.

37. Сиерес Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию "здоровье" // Школа здоровья. 1998. Т.5 №1

38. Введение в теорию физической культуры. / Под редакцией Л.П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт 2003. С. 65

39. История физической культуры и спорта. / Под общ. ред. В.В. Столбова. М.: Физкультура и спорт, 2005. С. 106.

40. Теория и методика физического воспитания. / Под редакцией Б.М. Шияна. М.: Просвещение, 2006. С. 123.

41. Основы теории и методики физической культуры. /. Под редакцией А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2006. С. 134.

42. Терованесян А.Л. Основы физического воспитания. М.: БЕК, 2004. С. 254.

43. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. М.: Просвещение, 2004. С. 67.

44. Физическое воспитание./Под ред. Ю. Ф. Луури. М.: Просвещение, 2003. С. 132.

45. Движение. / Сост. Жданова С.И. М.: Просвещение, 2000. С. 143

46. Психология и спорт. / Под общ. ред. Акопяна В.У. СПб: Питер, 2003. С. 65.

47. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. С. 98.

48. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. / Под редакцией С.Н. Попова М.: Физкультура и спорт, 2005. С. 187.

49. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2006. С. 123.

50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 2007. С. 108.

51. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 2003. - Т.1. С. 286.

52. revolution.allbest.ru/psychology/00205761_0.html

53. zdd.1september.ru/2006/14/4.htm

54. referun.com/n/sopryazhennoe-vozdeystvie-ozdorovitelnyh-vidov-gimnastiki-na-adaptatsionnye-vozmozhnosti-mladshih-shkolnikov

55.sch1238.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/obrazovanie/stranichka_instruktora_po_fizo/vliyanie_utrennej_gimnastiki_na_fizicheskoe_razvitie_detej/

56.bib.convdocs.org/v41406/влияние_физического_воспитания_на_умственную_работу_школьников

57. do.gendocs.ru/docs/index-125105.html

58. referat.wwww4.com/view-text-290490

. Приложение


Утренняя гимнастика.


Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы

Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы

Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы

Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы

Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы


Аттестационная работа Влияние утренней гимнастики на работоспособность и здоровье учащихся основной школы


© 2010-2022