Конспект занятия - Шахматная связка

Конспект занятия - Шахматная связка Педагог                         Абдурахманов Алхамжан Пазилджанович                               Пазилджанович    Название   образовательной программы                                        «Шахматы»Год обучения:                                                   3-йРаздел программы:                             «Тактические приемы»Тема занятия:                                       «Связка»Цель занятия: Совершенствование навыков игры в шахматы путем изучения р...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия - Шахматная связка

Шахматная связка

Конспект шахматного урока

Педагог Абдурахманов Алхамжан Пазилджанович Пазилджанович
Название образовательной программы «Шахматы»
Год обучения: 3-й
Раздел программы: «Тактические приемы»
Тема занятия: «Связка»
Цель занятия: Совершенствование навыков игры в шахматы путем изучения разных видов тактического приема «связка» (полная, неполная, сложная).


Задачи шахматного урока

Обучающие:
Освоение шахматного тактического приема «связка» с использованием различных шахматных фигур, применение этого приема во время шахматной партии.

Развивающие:
Развитие мыслительных способностей, особенно умение детей самостоятельно логически мыслить, делать выводы. Умение общаться с противником во время шахматной партии.

Воспитательные:
Воспитание морально-волевых качеств. Воспитание гуманных чувств и эмпатии у учащихся во время шахматной игры.


Форма проведения шахматного занятия

Создание интереса к предлагаемой теме через решение шахматных задач и этюдов в ходе совместного обсуждения. Обобщение и систематизация полученных знаний.


Методы и приемы во время урока шахмат

Объяснение с использованием компьютерной шахматной программы, свободная беседа, демонстрация на магнитной шахматной доске примера «связка».

Так же методы, направленные на развитие самопознания: индивидуальные задания на анализ шахматных задач по теме «связка».

При закреплении изученного материала: решение шахматных задач по теме «связка», проверка учащимися друг у друга правильности решения задач, творческая разработка собственных задач по теме.

Группа делится на две команды пополам. Выбирается капитан команды. Дети придумывают название команды. Участники одной команды рассаживаются за один стол. При решении конкурсных шахматных комбинаций каждый участник зарабатывает очки для своей команды. Капитаны команд совместно проверяют правильность решения задач противника. В конце подводятся итоги и объявляется команда, победившая в конкурсе решения задач. Затем проводится шахматный турнир между командами. Объявляется команда, победившая во втором этапе соревнований. Проигравшая команда поздравляет победителей.


Дидактический материал (наглядные пособия, мультимедиа системы и др.)

Большая демонстрационная магнитная доска, мультимедиа системы, карточки с шахматными задачами, шаxматные учебники: «шахматный учебник для детей и родителей 2 часть» (авторы В.Костров, Д.Давлетов), «шахматный решебник (книга D) (авторы В.В.Костров, П.П.Рожков)», «Шахматы 2-3 разряд» (В.Костров, Н.Яковлев), «решебник 3 год обучения» (авторы В.В.Костров, П.П.Рожков), наборы шахматных фигур и шахматных досок, шахматные часы

Ожидаемый результат занятия

Учащиеся освоят шахматный тактический прием «связка», научатся применять во время шахматной партии этот прием.


План проведения занятия

№ п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Проверка домашнего задания на тему «двойной удар»

5

3

Постановка целей занятия

Тактический прием «Связка»

1

4

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Разбиваем всех обучающихся на две команды, каждая команда выбирает капитана и свое название, рассаживаем по командам

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием демонстрационной шахматной доски

10

6

Первичная проверка понимания

Работа по заранее заготовленным карточкам с диаграммами шахматных позиций

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Конкурсное решение задач по теме с использование «шахматного решебника»

10

8

Творческое применение приобретенных знаний

Пример творческого применения приема «связка»

5

9

Подведение итогов конкурса

Подсчет очков, проверка правильности решения задач в парах, из участников разных команд, объявление команды- победительницы

3

10

Обобщение изученного на занятии

Общая беседа

1

11

Завершение занятия

Домашнее задание к следующему занятию

1



































В любом случае понятно, что урок перегружен и на тему "Связка" нужно больше, чем 45 минут.

Цитировать

0К.В. 06.09.2012 01:29

Улыбнуло)
"«Шахматы» - 7-17 лет
По данной программе работает педагог дополнительного образования Якиревич Вера Евсеевна"

и тут же:
"якиревич вера
преподаю шахматы в школе 25 лет
имею собственные разработки эффективного и быстрого обучения шахматам детей в возрасте 7-12 лет
ученики являются неоднакратными победителями соревнований между школ Красногвардейск ого района города Санкт-Петербурга"

«Наши храбрые слоны». Конспект занятия шахматного кружка с применением ИКТ в подготовительной группе

Задачи:

Образовательная область «Познание»:

Расширять представление об игре в шахматы. Закрепить понятие о шахматной доске, шахматном поле, расположении шахматной доски, латинский алфавит. Закрепить название шахматных фигур в творческом задании. Закрепить ход шахматной фигуры - слон.

Образовательная область «Социализация»:

Формировать умение передавать информацию другим, желание помогать друг другу.

Образовательная область «Коммуникация»:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Активизировать речь детей шахматной терминологией.

Образовательная область «Труд»:

Формировать трудовые умения в подготовке своего рабочего места.

Образовательная область «Здоровье»:

Формировать привычку к здоровому образу жизни через проведение пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз, самоконтроля за правильной осанкой.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Развивать интерес к художественному слову.

Оборудование:

«Шахматные классики» ; на каждого ребенка шахматная доска и набор шахматных фигур; презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Разминка

Наша знакомая Клеточка предлагает вам поиграть с ней.

а) Игра «Согласен ли ты… »

• Что шахматное поле квадратное? (да)

• Что шахматное поле больше шахматной доски? (нет)

• Что во всех горизонталях и вертикалях одинаковое количество полей? (да)

• Что в диагонали все поля одинакового цвета? (да)

б) Дети берут карточки с индивидуальными заданиями, объясняют и выполняют их (например, пройти по 5 горизонтали; любой вертикали, назвать ее и т. д.)

в) Игра «Новоселье» (разместить игрушки по домикам) .

Дети берут карточки с указанием шахматных полей (например: a4, h6 и т. д., находят это поле на шахматном ковре и помещают там игрушку.

3.Пальчиковая гимнастика. Давайте поиграем.

Упражнение «Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

А там беседовали дети (упражнение «Беседующие человечки») .

И я нечаянно подслушала разговор детей. Хотите узнать о чем они говорили? (ответы детей)

Стихотворение (ребенок) :

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя. -

Где бы ни был я, везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король -

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

(Лена Сухина, 9 лет)

- Догадались, о какой игре идет речь? (ответы детей)

- А вы хотите научиться играть в шахматы? (ответы детей)

Я вам уже говорила, что у Волшебной Доски очень много секретов. Но она раскрывает свои секреты только внимательным, а невнимательных да рассеянных, непоседливых она не любит.

- «Волшебную доску» необходимо хорошо знать, потому что это место будущего сражения двух войск.

Наша Клеточка перепутала все существующие шахматные фигуры.

Прежде, чем приступить к игре, вы должны выполнить задание:

• Из 10 квадратиков нужно составить шахматные фигуры.

Назовите, какие фигуры получились?

* Дети, пока вы составляли фигуры, Волшебник заколдовал все черные фигуры и оставил такую записку: «Фигурам запрещено двигаться. Расколдовать их можно, если белый слон побьет все черные фигуры, забирая каждым ходом по одной из них».

- Ну, что? Поможем расколдовать фигуры? (ответы детей)

*Сейчас вы должны быть очень внимательны. Прежде, чем расколдовать фигуры, вы должны вспомнить, как ходит слон на шахматной доске.

4. Презентация.

Текст презентации: Если слон на белом поле

Встал вначале (не забудь)

Он другой не хочет доли -

Знает только белый путь.

А когда на поле черном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Черной тропкой слон такой.

До конца игры слоны

Цвету одному верны.

5. Закрепление материала.

* Поставьте белого слона в начальное положение. На каком поле стоит белый слон?

- (ситуации с расставленными шахматными фигурами на шахматной доске)

- (дети проговаривают по очереди ход слона и выполняют его на шахматной доске)

6. Задание: Дети, я знаю, что вы подготовили для наших гостей загадки. Вспомните и загадайте их (о шахматной доске, шахматных полях.)

7. Какие новые тайны Волшебной Доски вы узнали сегодня? Какие ее секреты раскрыли?

Похожие записи:

Итоговое занятие кружка «Юный шахматист»

Программа «Шахматное королевство», пособие для педагогов дошкольного образования



Итоговое занятие кружка «Юный шахматист»

Конспект

итогового занятия «В гостях у Шахматного короля».

Программное содержание. Закрепить знание детей названий шахматных фигур, о их передвижении на шахматной доске, знание шахматной доски. Упражнять в умении отгадывать загадки. Развивать усидчивость, терпение, умение принимать решение. Воспитывать интерес к игре в шахматы.

Материал. Большая шахматная доска, мяч, шахматы.

Активизация словаря. Ладья, слон, конь, ферзь. белопольный слон, чернопольный слон, шах, мат.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям отправиться в гости Шахматному Королю. Дети закрывают глаза, и в это время появляется Шахматный Король.

- Здравствуйте дети. Я слышал что вы учитесь играть в шахматы. И что же вы умеете? (Выслушивает ответы детей)

- Вижу многому вы научились. Хочу проверить ваши знания. Для этого, чтобы было интереснее, вы должны поделиться на две команды: белые и черные. А я посмотрю, чья команда умнее, сильнее, быстрее.

1. Игра - эстафета «Составь доску». У каждой команды комплект квадратиков из белого и черного цвета. Чья команда быстрее правильно выложит на столе шахматную доску, тот победит.

2. «Отгадай загадку». Каждая команда отгадывает загадки про шахматные фигуры, которые им загадывает Шахматный Король.

3. Эстафета «Расставь шахматные фигуры». В начале эстафеты Король расспрашивает детей название вертикальных линий (а, b, c, d, e, f, g, h) . Каждая команда по очереди расставляет свои фигуры на доске называя при этом каждое поле. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

4. Вопросы «Шахматной шкатулки».

• Как ходит пешка? (только вперед по вертикали) .

• Является ли пешка фигурой? (нет, она просто пешка) .

• Где размещаются ладьи на доске до начала игры? (по углам шахматной доски) .

• Во сколько очков оценивается ладья» (пять очков)

• Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольный и чернопольный) .

• Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой?

• Правильное название фигуры - ферзь. Какие встречаются неправильные названия и их нельзя употребить? (дама, королева, царица)

• В чем отличие коня от всех остальных фигур?

• Что такое мат, шах?

• При соблюдении каких условий можно выполнять рокировку?

• На каких полях находится белые фигуры в начале игры?

• Какого цвета поле а 1?

• Сколько всего клеток на шахматном поле?

5. Перед началом шахматного состязания Король просит команды исполнить «Песенку пешек».

Мы шахматные пешки

Не катаемся в тележке,

Шагаем лишь вперед,

Назад не знаем ход.

За нами офицеры,

За нами короли.

Ладьи и королевы,

И конные полки.

Наискосок, налево и направо -

Мы бить имеем право.

В конец доски дойдем

На выбор фигуру берем.

6. Игра со всеми фигурами до 20 очков.

7. Итог.

- А теперь подведем итоги. Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями, показали мне ваши знания, я вами очень доволен.

«Знакомство с Черно-белым Королевством». Первое занятие по шахматам, где дети знакомятся с шахматной доской

Тема:

«Шахматная доска»

Цель:

Знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ.

2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски.

3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам одну удивительную историю. Сегодня утром я обнаружила на столе карту, посмотрите на нее (Показывает карту, на которой написано «Путь в Черно-белое Королевство») Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей)

Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство предметов и названий с групповым помещением) Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте отыщем его.

Дети по карте ищут дорогу и находят большую демонстрационную шахматную доску с названием Черно-белое Королевство.

Воспитатель: Вот мы его и отыскали, узнали вы, ребята, что это за королевство.

Дети: Да, это шахматная доска.

Воспитатель: Верно, это шахматная доска, но почему же Королевство называется Черно-белым?

Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.

Воспитатель: Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно.

Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.

Воспитатель: А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?

Дети: 32.

Воспитатель: А черных?

Дети: Тоже 32.

Воспитатель: А каких полей больше черных или белых?

Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.

Воспитатель: Правильно. Белых - 32 и черных - 32, а всего 64 поля. В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз - Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?

Дети: 8.

Воспитатель: А сколько горизонтальных?

Дети: 8.

Воспитатель: Кто сможет показать 1 вертикаль? А 3? А 6? И т. д.

Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.

Воспитатель: Очень хорошо. Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные. Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их? Самые короткие черные диагонали. Сколько их?

Дети тренируются показывать диагонали.

Воспитатель: Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной доски. Это Центральная площадь Королевства, из скольких полей она состоит?

Дети: Из четырех.

Воспитатель: Сколько в центре белых полей?

Дети: 2.

Воспитатель: А черных?

Дети: 2.

Воспитатель: Правильно. Ребята, почему-то Королевство совершенно пустое и никто из жителей нас не встречает, может быть, здесь что-то случилось? (Предположения детей)

Воспитатель: Но кто-то для нас оставил маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски) Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?

Дети: Да!

Дети раскрашивают свои маленькие шахматные досочки.

Воспитатель: Отлично, все справились с заданием, но что случилось в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии

Сказка для предварительной работы по обучению игре в шахматы.

«Шахматные государства»

Существуют в шахматной игрушечной стране два королевства. Правят королевствами короли и королевы. Некоторые поговаривают, что в первом государстве живут люди жадные и злые, что день- им надо с кем нибудь подраться, поругаться, а то и войну начать. Как раз поэтому они и держат армию, сильную и могучую. Чтобы замаскировать свои черные сердца, они всегда одеваются в белые одеяния: носят белые плащи и белые калпаки. Их так и называют - «белые».

В соседнем государстве живут мирные жители, они сами никогда войну не начнут, но если почувствуют угрозу, то всегда готовы защитить своего короля и свое государство. Они одеваются только в черные одеяния, потому что понимают, что все так и знают об их добрых сердцах и о храбрых и смелых воинах. Их называют «черными».

Но есть у них одна большая общая проблема-в обоих королевствах нет детей, никогда не звучал детский радостный смех. Только солдаты-пешки, офицеры, кони и ладьи-пограничники.

Так они жили с давних времен и живут до сих пор: белые начинают войну, черные защищаются. Иногда удачно, временами и неудачно. То белые в плен попадут, то черные проиграют. Останавливаются, отдохнут немножко, и опять белые начинают атаку. Они уже к такой жизни привыкли.

В шахматной стране вот такая жизнь, а для нас это игра. Игра, требующая от нас терпения, внимания, усидчивости.

Были бы у них дети, были бы совсем другие интересы. Ведь дети всей земли хотят только мира и дружбы. И была бы в шахматной стране жизнь без войн, игра в шахматы была совсем другой и называлась бы совсем по- другому. Ведь слово «шахмат» означает смерть королю.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по шахматам «Переполох в Шахматной стране»

Цель проведения: закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах.

Задачи:

продолжать развивать в детях способность слушать и наблюдать;

создать атмосферу комфорта и доверия;

увлечь, воодушевить детей игрой в шахматы;

Оборудование и материалы: Видеопроектор, компьютер, шахматные доски по количеству участников, шахматное поле, шапочки с шахматными фигурами по количеству участников, планшеты с заданиями, маркеры, салфетки, наборы с цифрами, шахматные поля и пешки, «Волшебный мешочек».

Содержание проведения

Воспитатель. Ребята, сегодня я получила необычное письмо из Шахматной страны от Девочки Клеточки, давайте мы его вместе посмотрим?

Видео-обращение от Девочки Клеточки: «Ребята, в нашей Шахматной стране большой переполох, все фигуры переругались между собой, они говорят, что в наше время дети не любят и не умеют играть в шахматы. Это правда? Ну вот и я им говорю. А вы любите заниматься шахматами? Ребята, помогите мне, я подготовила для вас задания, если вы справитесь, то фигуры поймут, что дети любят и умеют играть в шахматы и помирятся. Конверт с заданиями спрятан в группе, вы легко сможете отличить его».

Воспитатель просит кого-нибудь из детей посмотреть конверт в шахматном уголке. В конверте задания, написанные на шахматных фигурах (за выполненное задание фигура выставляется на шахматной доске) :

1. Ребята, ответьте на вопросы:

Какой король не умеет говорить? (шахматный)

Из каких досок не строят теремок? (шахматных)

У какого слона нет хобота? (у шахматного)

Каких фигур на доске больше всего? (пешек)

Ходит ли ладья по белым и чёрным полям? (да)

Какие фигуры стоят между ладьями и конями? (никакие)

2. Знаете ли вы диагональ и вертикаль?

Покажите на шахматной доске диагональ (вертикаль, сколько полей в одной диагонали (вертикали?

Девочки выкладывают горизонталь.

Мальчики выкладывают вертикаль.

3. Расколдуйте шахматные доски.

На экране 4 шахматные доски, дети должны поднять цифру с правильным номером доски и объяснить.

В правом нижнем углу белое поле, всего полей в горизонтали и вертикали 8.

4. Найдите ошибку?

На столах разложены шахматные доски, но фигуры стоят не правильно. Дети расставляют фигуры, чтобы проверить читают все вместе стихотворения.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

5. Игра «Лабиринт»

«Помогите ладье пробраться к ракете. Как ходит ладья? »

6. «Шахматный дождь»

В шахматной стране пошёл дождь из шахматных фигур, но из-за ссоры фигур попали ненужные предметы, обведите только шахматные фигуры.

7. Превратитесь в фигуры на шахматном поле

Ребята, достаньте из мешочка фигуру, в соответствии с ней наденьте маску. На напольном шахм. поле выполняются задания:

«Займи своё место»

«Встаньте на самую большую шахматную диагональ и самую маленькую».

«Постройтесь по вертикали».

8. «Перехитри часовых»

Игра выполняется на экране.

Итог: понравились вам задания? Какое самое трудное? Какое самое интересное?

Видео-обращение от Девочки Клеточки: «Ребята, какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями? Теперь в нашей Шахматной стране мир и покой, все фигуры помирились. Они поняли, что дети любят играть в шахматы. Мы с фигурами вас приглашаем к нам в гости в Шахматное королевство! Приходите

Мастер-класс «Обучение педагогов и родителей игре в шахматы»

Цель проведения: Показать методы и приёмы обучения детей шахматам в условиях детского сада.

Оборудование и материалы: Видеопроектор, компьютер, шахматные доски по количеству участников, шахматное поле, шапочки с шахматными фигурами по количеству участников, планшеты с заданиями, маркеры, салфетки, наборы с цифрами, шахматные поля и пешки, «Волшебный мешочек».

Место проведения: Мастер-класс проводиться в групповом помещении или в кабинете, где есть возможность подключения видеопроектора.

Содержание мастер-класса

Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду. Когда-то давным-давно в Персии жил Хан.

Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны.

Что же делать? Ему стало скучно.

Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную красивую доску и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито.

Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё: и твой визирь и башни и конница и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры.

Давайте и мы с вами познакомимся с некоторыми азами шахматной игры. «Снова в бой ведёт войска - деревянная доска». Вот перед вами шахматная доска. Состоит она из 64 чёрных и белых полей. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу (описание и рассматривание настольной шахматной доски)

Задание №1. Положите шахматные доски перед собой правильно.

Всю доску можно разложить на 8 горизонталей (покажите рукой горизонталь перед грудью). (Приложение №1)

На 8 вертикалей (покажите рукой вертикально) .

На большие и маленькие диагонали (руки крестом)

Задание №2. Перед вами 4 шахматные доски, но только одна из них правильная. Поднимите цифру, которая соответствует правильной доске. (Приложение №2) .

Задание №3. Посчитайте, сколько правильных диагоналей на рисунке и поднимите правильную цифру. (Приложение №3) .

Задание №4. У вас на столах в конвертах лежат шахматные поля. Выложите из них горизонтали и вертикали.

Задание №5. Маленькие пешки расставьте по диагонали.

Давайте теперь познакомимся с шахматными фигурами.

Задание №6. Расставь фигуры.

Я буду читать стихотворение и расставлять фигуры, а вы будете повторять за мной и выставлять на своей доске те же фигуры.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

В результате все фигуры занимают свои места.

Задание №7. Игра «Волшебный мешочек» каждый гость на ощупь выбирает себе фигуру.

Задание №8. По команде «Найди своё место» - каждый участник берёт себе шапочку, соответствующую вытянутой фигуры и занимает место на напольном шахматном поле.

Продолжение легенды… Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил «Король - умер! », что в переводе с персидского обозначает «Шах-мат! ». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

Шахматный турнир в подготовительной группе

В нашем детском саду со старшей группы начинают знакомить с шахматами. Вначале занятия проходят в игровой форме. Детям читают сказки про шахматное королевство. Знакомят с Фигурами и как они ходят. Дети в тетрадях зарисовывают фигуры. Решают не сложные шахматные задачи, учатся ставить мат и шах в один ход. В подготовительной группе дети начинают играть на досках. Проводятся шахматные турниры. Дети так увлеклись шахматами, что некоторые обыгрывают родителей. Занятия проводит преподаватель со школы. Наши выпускники выезжают за пределы Камчатки на соревнования. В этом году наш выпускник завоевал 3 место между первоклассниками по городу Занятия очень нравятся детям!

Конспект занятия - Шахматная связка

Конспект занятия - Шахматная связка

Конспект занятия - Шахматная связка

Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Ход слона»

Цель:

Продолжать способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие и т. д.) . Продолжать формировать знания о шахматной фигуре «Слон», ходах слона, взятии. Совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли.

Задачи:

1. Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

2. Приобщать детей к самостоятельному решению логических задач.

3. Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение.

4. Способствовать активизации мыслительной деятельности детей.

5. Воспитывать целеустремленность, волю, организованность, самостоятельность в принятии решений.

Оборудование и материалы:

Письмо к детям от шахматных слонов; мешочек с шахматными фигурами; 2 комплекта квадратов белого и черного цветов для составления шахматной доски; доска или мольберт с нарисованной шахматной доской; фломастеры; силуэты шахматных фигур; ИД (интерактивная доска) ; варианты заданий к игре «Лабиринт»; индивидуальные задания на каждого ребенка; карандаши; конверт с вариантами позиций для игры; шахматная доска и шахматные фигуры.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Чудесные фигуры», «Совсем этот слон на слона не похож»; заучивание стихотворения «Слон» (И. Весела «Шахматный букварь») ; игра «Что? Где? Когда? ; д/и «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Почтальон разносит письма», «Соберем урожай»; комплексный рисунок на шахматную тематику

Ход

Вводная часть

Деятельность педагога

Сюрпризный момент.

Педагог показывает детям письмо, пришедшее из шахматной страны, и предлагает узнать от кого оно, отгадывая загадку:

Деятельность детей

Дети разглядывают конверт, слушают педагога.

Деятельность педагога

Я смел, силен, достаточно высок.

Предпочитаю, и ходить, и бить

Всегда по-своему: наискосок!

Деятельность детей

Дети отгадывают загадку: от шахматного слона.

Деятельность педагога

Педагог: Какие бывают слоны?

Деятельность детей

Дети отвечают: белопольные и чернопольные.

Деятельность педагога

Педагог достает письмо, читает его, говорит, что шахматные слоны ждут детей в гости на новую игру, но у них случилась беда, разлетелись все шахматные поля и они просят помощи.

Деятельность детей

Дети выслушивают педагога, совещаются, принимают решение: помочь слонам.

Деятельность педагога

Педагог: Как же мы поступим, ребята?

Деятельность детей

Дети соглашаются разделиться на две команды.

Деятельность педагога

Педагог предлагает оправиться в путешествие в шахматную страну, разделившись на две команды, чтобы быстрее справиться с трудностями.

Педагог: Сейчас вы достанете их мешочка шахматную фигуру, какого цвета она окажется, в той команде вы и будете: в команде черных или команде белых.

Деятельность детей

Делятся при помощи жеребьевки.

Основная часть

I. Игра - эстафета «Составь доску»

Деятельность педагога

Педагог: Вот разлетевшиеся шахматные доски.

Педагог дает каждой команде комплект квадратов из белого и черного картона.

Педагог знакомит с заданием необходимо быстро и правильно выложить на столе шахматную доску.

Деятельность детей

Дети слушают задание.

Дети выкладывают на двух столах шахматные доски из белых и черных квадратов.

Взаимопроверка команд.

II. Считалка «Вертикальные линии»

Деятельность педагога

Педагог предлагает повторить считалку для уточнения названий вертикальных линий.

Педагог: Ребята, для того, чтобы расставить на доске шахматные фигуры, давайте вспомним названия горизонтальных и вертикальных линий. И если горизонтальные линии идут от 1 до 8, то вертикальные нам поможет записать наша помощница считалка:

«Артисту Биму Циркуль Дашь

Его Фамилия Же а-Ш».

Деятельность детей

Дети внимательно слушают педагога.

Дети на мольберте или доске подписывают горизонтальные линии шахматной доски. Повторяют считалку, выделяя с педагогом нужные буквы, совместно подписывают вертикальные линии.

III.Эстафета «Расставь шахматные фигуры»

Деятельность педагога

Педагог раздает каждой команде несколько шахматных фигур, предлагает по очереди расставить свои фигуры на доске, называя при этом каждое поле.

Деятельность детей

Дети по очереди расставляют свои фигуры на доске, называя при этом каждое поле. Взаимоконтроль детей.

IV. Д/и «Согласен ли ты? »

Деятельность педагога

Педагог: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру на смекалку, где вы должны соглашаться и говорить «да» или не соглашаться и говорить «нет», отвечая на мои вопросы.

Деятельность детей

Дети принимают приглашение педагога, предварительно выслушав условие задания.

Деятельность педагога

Педагог поочередно задает вопросы каждой команде:

Деятельность детей

Дети отвечают на вопросы.

Деятельность педагога

- Согласны ли вы, что шахматное поле квадратное?

Деятельность детей

Да.

Деятельность педагога

- Согласны ли вы, что шахматное поле больше шахматной доски?

Деятельность детей

Нет.

Деятельность педагога

- Согласны ли вы, что до всех горизонталей и вертикалей одинаковое количество полей?

Деятельность детей

Да.

Деятельность педагога

- Согласны ли вы, что в диагонали все поля одинакового цвета?

Деятельность детей

Да.

IV. Физминутка «Раз, два! Голова туда-сюда! »

Деятельность педагога

Педагог предлагает провести физминутку:

Раз, два! Голова туда-сюда!

Три, четыре! Руки шире!

Пять, шесть! Надо всем присесть!

Семь, восемь! Боксом всех владеть попросим.

Девять! Противника победим

И награды раздадим!

Деятельность детей

Дети выполняют движения, в соответствии с текстом.

V. Презентация «Домашнее задание»

Деятельность педагога

Педагог: Ребята, вы помогли нашим шахматным слонам. Поля собраны, можно знакомиться с новой игрой. Но сначала предлагаю вспомнить о слонах всё, что может нам понадобиться в игре.

Деятельность детей

Дети поочередно произносят подготовленный дома текст:

- Если слон на белом поле встал вначале (не забудь, он другой не хочет дом - знает только белый путь.

- А когда на поле черном слон стоит, вступая в бой, ходит, правилам покорный, черной тропкой слон такой.

- До конца игры слоны цвету одному верны.

- Лишь одноцветные поля слона в походе привлекали. Он на чужого короля нацелен по диагонали.

VI. Работа на ИД Д/и «Лабиринт»

Деятельность педагога

Педагог знакомит детей с игрой «Лабиринт», объясняет правила: Проберитесь белым слоном на поле, намеченное звездочкой, не становясь на кружочки («заминированные поля») и не перепрыгивая через них. Нарисуйте путь указкой или стилусом.

Деятельность детей

Дети внимательно слушают педагога.

VII. Д/и «Один в поле воин»

Деятельность педагога

Самостоятельная работа детей на индивидуальных листочках.

Педагог: Молодцы, ребята, очень хорошо прошли по лабиринту на ИД. А теперь наши белые слоны решили «пообедать». Помогите им это сделать.

Педагог раздает детям задание на листочках.

Педагог: Белый слон должен брать каждым ходом черную фигуру. Черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми. Отметьте все ходы при помощи карандаша.

Деятельность детей

Дети внимательно слушают задание.

Индивидуально работают на листочках, отмечая ходы карандашом.

Заключительная часть

Деятельность педагога

Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие в Шахматную страну. Ваши команды быстро справились с заданиями, помогли шахматным слонам. А какие новые тайны шахматной доски вы сегодня узнали? Что вам было интересно?

Деятельность детей

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Деятельность педагога

Педагог показывает детям конверт с позициями и говорит, что это подарок командам для игр в группе и дома.

Задание: «Кто быстрее съест фигуры у противника» Ходят по очереди белые и черные слоны.

Деятельность детей

Дети берут конверт, рассматривают позиции. Разбирают их для игр дома.

Расставляют фигуры на шахматной доске для игр друг с другом в группе.

Программа «Шахматное королевство», пособие для педагогов дошкольного образования

Перспективные планы занятий

Занятие 1.

Тема. Знакомство с детьми. Рассказ и чтение «Откуда пришли шахматы».

Цель. Познакомить детей со своеобразным миром шахмат, привить им любовь к древней и мудрой игре. Дать понять, что шахматы - дело занимательное, увлекательное, но и сложное, трудное занятие.

Материал. Демонстрационная шахматная доска, шахматы разных видов.

Структура: 1. Знакомство с детьми.

2. Чтение «Откуда пришли шахматы»».

Занятие 2.

Тема. Чтение «В стране шахматных чудес» В. Гришин. Общие правила.

Цель. Дать детям понять, что в шахматы надо играть не торопясь, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать.

Учить детей придумывать однокоренные слова исходя из названий шахматных фигур.

Материал. Изображения шахматных фигур, шахматы.

Структура:

1. Чтение : «В стране шахматных чудес»

2. Беседа:

- Как звали девочку и мальчика?

- В какую страну они попали?

- С каким королем они там встретились? и т. п.

3. Дидактическое упражнение «Придумай фамилию».

Например, слон - Слоников или Слонов, пешка - Пешкова, Пешкин.

Занятие 3.

Тема. Общее знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской. Чтение «Мудрец». В. Гришин

Цель. Учить понимать содержание произведения и прослеживать за событием. Подвести к тому, что шахматы это плод коллективного разума нескольких поколений людей.

Материал. Шахматы разных размеров и из разных материалов (деревянные, пластмассовые на магните) ; белые и черные квадраты размером 4х4 по 8 штук на каждого ребенка.

Структура.

1. Чтение «Мудрец». В. Гришин.

2. Рассматривание разновидностей шахмат.

3. Рассматривание шахматной доски.

4. Дидактическая игра «Строим шахматную доску».

Занятие 4.

Тема. Знакомство с шахматной доской - горизонталь и вертикаль.

Цель. Помочь детям усвоить, что такое горизонталь и вертикаль, находить их на шахматной доске. Воспитывать усидчивость и терпение.

Материал. Демонстрационная магнитная шахматная доска, квадраты 4х4 белого и черного цвета, шахматы и фишки.

Структура.

1. Рассказ воспитателя. (На шахматной доске 64 поля или клетки. Перед началом игры доска расположена между партнерами так, чтобы угловое поле справа каждого шахматиста было белым. У шахматной доски 8 горизонталей, 8 вертикалей, есть у нее так же черные и белые диагонали и т. п.)

2. Упражнение «Выложи диагональ (горизонталь) »

3. Игровое задание: двое играющих по очереди заполняют одну из вертикальных линий шахматной доски фишками.

4.

Занятие 5.

Тема. Диагональ.

Цель. Продолжать знакомить детей с шахматной доской - диагональ. Закрепить понятия - горизонталь и вертикаль, названия шахматных фигур. Воспитывать уважительное отношение к партнеру.

Материал. Демонстрационная доска, у детей маркеры и шахматная доска (ламинированный альбомный лист с изображением шахматной доски, которую в дальнейшем можно использовать много раз)

Структура.

1. Рассказ и объяснение воспитателя. Косые линии доски, проходящие через поля одного цвета, называются диагоналями. Шахматные диагонали бывают черные и белые, совсем маленькие; диагональ, проведенная, из угла в угол называется большой диагональю.

2. Игровое упражнение «Закрась белую длинную диагональ»

3. Игра-эстафета «Чья команда быстрее? ». Задание: расставить фигуры по высоте

Внедрение кружковой работы «Юный шахматист» в дошкольном учреждении

Из опыта работы….

«Юный шахматист»

Многие взрослые: педагоги, родители, организаторы кружковых занятий задают вопрос: «Что дают шахматы детям? » Ответ на него - ключ к пониманию всей проблемы.

Всестороннее развитие личности затронуло все стороны нашей жизни, в том числе и школу. Учебная программа расширилась, перегрузка учащихся стала очевидной. Для облегчения первоклассников и усвоению ими учебного материала важно найти средства, повышающее эффективность усвоения школьной программы. Такое средство должно:

1) быть занимательным по форме;

2) требовать сравнительно небольшой затраты времени;

3) содействовать развитию общего кругозора детей.

С этой целью в нашем ДОУ с 2006 учебного года был открыт кружок «Юный шахматист». Введение курса «Шахматы» позволяет уже с дошкольного возраста подготовить детей к школе. Кружок «Юный шахматист» положительно влияет на формирование у детей старшего дошкольного возраста многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Опыт показал, что дети, посещавшие кружок легко внедряются в школьную программу нетрадиционной системы обучения, т. к. этим детям интереснее познавать каждый раз новое, у них усидчивое поведение, учитель может удерживать внимание в течение всего урока.

Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям старшего дошкольного возраста. Дети этого возраста познают всё через игру и важное значение при изучении игре в шахматы имеет специально организованная игровая деятельность, использование приёма обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Важно пробудить у детей интерес к шахматам, поэтому учебный материал строится в порядке возрастания трудностей, ни в коем случае нельзя перенагружать детей. Наибольший интерес у ребёнка всегда вызывает практическая игра. Поэтому не стоит злоупотреблять его терпением и после 20 минутных учебных занятий разумней всего перейти непосредственно к шахматной игре.

Программа кружковой работы в детском саду предусматривает 33 шахматных занятий. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углублённой проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Примерное распределение программного материала:

Занятие 1-3. Шахматная доска. (Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная, вертикальная линии. Количество полей в горизонтали, вертикали. Количество горизонталей, вертикалей на доске. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Короткие диагонали. Центр доски.

Занятие 4. Шахматные фигуры. (Белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король) .

Занятие 5. Начальное положение. (Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур) .

Занятие 6, 7. Ладья. (Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие) .

Занятие 8, 9. Слон. (Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие) .

Занятие 10. Ладья против слона.

Занятие 11, 12. Ферзь. (Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие) .

Занятие 13. Ферзь против ладьи и слона.

Занятие 14, 15. Конь. (Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие) .

Занятие 16. Конь против ферзя, ладьи, слона.

Занятие 17, 18. Пешка. (Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие) .

Занятие 19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Занятие 20. Король. (Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие) .

Занятие 21. Король против других фигур.

Занятие 22, 23. Шах. (Шах различными фигурами. Защита от шаха. Двойной шах) .

Занятие 24-26. Мат. (Цель игры. Мат различными фигурами. Мат в один ход) .

Занятие 27. Ничья, пат. (Отличие пата от мата. Варианты ничей. Примеры на пат) .

Занятие 28. Рокировка. (Длинная и короткая рокировки. Правила рокировки) .

Занятие 29-31. Шахматная партия. (Практическая игра со всеми фигурами) .

Занятие 32, 33. Повторение программного материала.

Введение кружковой работы «Юный шахматист» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом становится деятельность детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

«Что посоветовать и порекомендовать родителям, чьи дети увлеклись в эту непростую игру? »

Послесловие для родителей:

• Старайтесь постичь вместе с ребёнком основные законы и правила шахматной игры.

• Запаситесь терпением.

• Если вы познаёте шахматную игру через книгу, то работу над книгой (её чтение) целесообразнее проводить вместе целиком. И лишь после этого приступить к разбору отдельных глав, к работе над примерами и упражнениями.

• После теоретических занятий, разбора упражнений, обязательно переходите к шахматной игре.

• И всегда помните, ваш «шахматист» ещё слишком юн, и главная цель, которая стоит перед взрослыми: не столько обучить, сколько привить интерес к шахматам. Поэтому форма изложения должна быть доступна для вашего дошкольника.



© 2010-2022