- Преподавателю
- Физкультура
- Статья Задачи физического воспитания учащихся и пути повышения уровня культуры поведения средствами физической культуры
Статья Задачи физического воспитания учащихся и пути повышения уровня культуры поведения средствами физической культуры
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Святкина Т.Н. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Задачи физического воспитания учащихся
и пути повышения уровня культуры поведения
средствами физической культуры
Приступая к проведению любого урока физической культуры учитель обязан хорошо знать не только его структуру выраженную в трехчастной схеме (подготовительная, основная и заключительная части урока), но прежде всего содержание программы, ее требования, средства и методы реализации стоящих перед уроком педагогических задач.
Задачи физического воспитания решаемые в процессе уроков:
-укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия ,содействие гармоничному развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды
-овладение школой движений
-развитие координационных(точность воспроизведения и дифференцирования пространственных ,временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм ,быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) способностей
-формирование элементарных знаний о личной гигиене режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей
- выработка представлений и элементарных умений и навыков в основных видах спорта
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми и использование их в свободное время
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам , честности, отзывчивости, смелости, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной деятельности
Для более успешной работы учителю следует опираться на следующие указания:
1.Поддерживать дисциплину и применять различные методы организации школьников. Это обеспечит своевременное начало урока , успешный ход, насыщенность упражнениями и играми, безопасность детей.
Наилучший способ организации учеников:
- фронтальный (при проведении общеразвивающих упражнений, при изучении некоторых технически сложных упражнений)
- поточный (при преодалении полосы препятствий, прыжках в длину и в высоту
- групповой (при выполнении групповой тренировки)
2.Размещать учеников в зале или на спортивной площадке так,чтобы каждый из них видел учителя, а учитель, в свою очередь, - всех учеников
3.Заранее готовить инвентарь и оборудование для урока.
4.На каждом уроке обращать внимание детей на культуру поведения, поддержание правильной осанки, необходимость соблюдения норм гигиены.
В процессе занятий воспитывать в соответствии с заповедями физкультурника:
1.Учиться трудно, но во сто крат труднее переучиваться. Чем труднее тебе в учебе, тем легче будет на соревнованиях.
2.Ошибиться не страшно, хуже, если ты не заметил своей ошибки, еще хуже, если ты повторяешь эту ошибку, и совсем плохо, если ты считаешь, что ошибаешься не ты, а кто-то другой.
3.Старайся победить, но не бойся проиграть.
4.Если ты отдал победе все силы, но проиграл, в этом нет ничего постыдного, стыдись победы, для которой ты стараешься меньше товарищей.
5.Борись за победу до последней секунды, борись, не жалея сил, но борись честно.
6.Не хвались, если у тебя что-то получается хорошо, помоги товарищу справиться с заданием.
7.Будь опрятен, следи за спортивной формой.
8.Не вступай в спор с товарищами, лучше выслушай учителя, он решит, кто прав.
9.Запомни - легко ничего не дается. Чтобы добиться успеха, нужно трудиться.
10.Всегда внимательно слушай учителя, каждое его слово, он много знает и умеет, всему этому он стремиться научить тебя.
11.Соблюдай правила по технике безопасности:
- будь дисциплинирован, не покидай место занятий без разрешения учителя
- следи за чистотой и порядком в спортивном зале
- бережно относись к инвентарю и оборудованию
- после занятий инвентарь убирай на место
- занимайся в спортивном зале только в спортивной форме
- обязательно делай разминку
- если плохо себя чувствуешь, сообщи об этом учителю
- после занятий переоденься
Практика спорта и многочисленные глубокие исследования, проводимые спортивными специалистами в разных странах, показывают, что современный спорт достаточно эффективно используется для сохранения и укрепления здоровья (в первую очередь «спорт для всех»), является одним из наиболее действенных средств воспитания личности, прежде всего ее физического воспитания, а также формирования психических качеств, выступая как «школа воли», «школа характера», «школа эмоций», поскольку спортивная деятельность и спортивные состязания предъявляют очень высокие требования к проявлению волевых качеств и к саморегуляции. Воспитательная ценность спорта состоит и в том, что он является важным средством нравственного и эстетического воспитания, и не только спортсменов. В спорте заключен огромный потенциал для выполнения таких важных функций, как интеграция, общение, сближение людей, укрепление взаимопонимания.
Однако при оценке современного спорта следует различать культурный гуманистический потенциал спорта и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также связанные со спортом нравственные ценности, которые лишь провозглашаются, и те, на которые действительно ориентируются люди в своем реальном поведении.
И научные исследования, и реальная практика подчеркивают важное значение спорта не только для взрослых, но также для детей и подростков , особенно для учащейся молодежи. Он способствует укреплению здоровья школьников, укрепляет не только тело и разум, но и формирует характер учащихся, т. к. достижение определенного уровня физической подготовленности требует значительных усилий воли и самодисциплины. Спорт способствует укреплению единства, сближая всех членов школьного коллектива, а после окончания школы ее воспитанники могут найти удовлетворение своих спортивных интересов в спортивных клубах или других спортивных организациях. Хотя первоочередной задачей школьного спорта является предоставление возможности заниматься спортом всем детям, независимо от степени их одаренности, школьный спорт является первой ступенькой на пути к большим спортивным достижениям.
Ученые и специалисты отмечают важное значение для детей и подростков не только массового спорта, «спорта для всех», но и «большого» спорта. При этом выделяются следующие основные функции спорта высоких достижений в детском возрасте:
а) стимулирование физического, психического и духовного развития ребенка;
б) содействие практическому познанию ребенком собственной работоспособности и собственных умений;
в) укрепление уверенности в своих возможностях и силах;
г) приобщение детей к коллективу и формирование у него социального поведения;
д) расширение опыта и обогащение эмоциональной жизни ребенка.
Однако многочисленные работы у нас в стране и за рубежом, национальные и международные документы обращают внимание на наличие ряда негативных явлений, связанных с детским спортом:
- насилие в программах детского спорта высокого уровня;
- синдром победы любой ценой с его потенциально вредным воздействием на эмоциональное развитие их мастерства;
- распространение на детей ценностей и правил взрослых, разрушающих у юных спортсменов мотивацию на сотрудничество в спорте;
- пропаганда в средствах массовой информации насилия, грубости и зависти;
-отсутствие у многих тренеров и родитнлей знаний об особенностях развития детского организма, что приводит к ожиданиям от детей нереальных спортивных результатов.
И тем не менее, спортивные специалисты в разных странах в своих исследованиях показывают, что спорт высоких достижений в детском возрасте в принципе следует признать положительным явлением. Соревноваться друг с другом в решении разных задач - естественная потребность детей, поэтому высокие спортивные достижения и связанные с ними переживания и ощущения имеют важное значение для развития ребенка и для раскрытия его личности.
Выводы:
1.Проблему формирования физической культуры личности можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического духовного и телесного начал. Физическая культура соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними.
2.Физкультурно-спортивная деятельность-важный компонент формирования личности.Важным и серьезным является воспитательный эффект спорта,его влияние на личность, команду, коллектив. Особенно значительный воспитательный эффект дают соревнования, поскольку в них подводятся итоги подготовительного труда и дается стимул к новым достижениям.
3.Физическая культура и спорт выступает как активный социальный фактор развития и сплочения коллектива.
4.Прочное усвоение и практическое выполнение гуманистических нравственных норм спортивной деятельности исключает нарушение дисциплины и моральные срывы.
5.Успех воспитательного воздействия учителя, тренера зависит от профессиональной квалификации, опыта, душевной чуткости педагога, правильного выбора стиля руководства коллективом.