Спортивное мероприятие Туристическая тропа

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Токарёвская СОШ №2





Спортивное мероприятие:

«Туристическая тропа».


Разработала и провела:

учитель физической культуры

филиала МБОУ Токаревской СОШ №2

в селе Ивано-Лебедянь

Мыскина И.П.







2014-15 уч. год.



Цель: знакомство с таким видом спорта как туризм, пробуждение интереса к занятию туризмом.

Задачи:

- воспитание навыков взаимовыручки и взаимопомощи;

- отработка первоначальных навыков по установке туроборудования, разведению костра;

- развитие навыков в преодолении естественных препятствий.

Описание эстафеты: эстафета командная, рассчитана на 3-4 команды по 10 -14 человек. Перед каждым этапом эстафеты командам дается вводная, «привязывающая» каждый этап к походной ситуации. Функцию жюри может выполнять ведущий, но лучше за каждой станцией закрепить преподавателя.

Ход занятия (4часа)

1.Организационный момент, построение отрядов 5 минут.

2. Вступительное слово преподавателя.

В начале нашего занятия мне хотелось бы Вам сказать, что походы с ночными кострами, ночевкой в палатках, рассказы об интересных случаях, происшедших в походе, наверняка пробуждают интерес к этому виду спорта. Наше занятие мы проведем в игровой форме, подобную походной, мы в самом элементарном виде познакомимся с тем, что может ожидать нас в походе. (Знакомство отрядов с программой проведения мероприятия, вручение маршрутных листов) 10 минут.

3. Инструктаж по технике безопасности. 5 минут.

3. Эстафеты.

1. Командам объявляется, что начинается сбор в поход, и каждой команде вручается рюкзак. Рюкзак играет роль эстафетной палочки, но на определенном расстоянии от команд сложены вещи, необходимые в походе. Каждый участник подбегает с рюкзаком и укладывает в него только одну вещь, затем передает рюкзак следующему. Побеждает та команда, которая раньше других уложит и перенесет все вещи. 10 минут.

2. Переход к месту занятия. 30 минут.

1 этап. Туристско-краеведческий.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

  1. Назовите несколько признаков предвидения погоды. Признаки ясной погоды по облакам, дыму, ветру, температуре, туману на утренних и вечерних зорях; признаки дождя: по звездам (ночью), утренней заре, облакам, дыму, температуре, ветру - к вечеру. Признаки погоды по поведению пауков, по «цветам-барометрам».

  2. Как ориентироваться по часам, местным предметам?

  3. Назвать съедобные и ядовитые грибы и ягоды.

  4. Как выбрать место для привала?

  5. Как составить смету для похода?

  6. Какие существуют правила движения по маршруту?

  7. Как правильно вести дневник похода?

САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ.

Воспитатель раскладывает на траве 12-15 мелких предметов, затем предлагает ребятам в течение минуты рассмотреть и запомнить не только эти предметы, но и их местоположение. Когда осмотр закончен, участники состязания отворачиваются, а воспитатель меняет вещи местами, некоторые из них добавляет, а часть может и убрать вообще. «Что изменилось?» - спрашивает ведущий. Выигрывает тот, кто более точно подметит перемены. 15 минут.

2 этап. Ориентирование.

ВИКТОРИНА ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ

  1. В любой солнечный день можно безошибочно определить направление «юг-север». В полдень солнце располагается над точкой юга. Как определить момент местного полдня?

  2. В котором часу солнце находится на юге по нашим часам?

  3. Солнце восходит приблизительно на востоке и заходит на западе. Когда оно бывает на востоке, юго-востоке, юге, юго-западе и западе?

  4. Иногда мы называем одну из сторон какого-либо места северной, а противоположную - южной. Разделив нашу лесную поляну, назовите признаки северного и южного направления на ней.

  5. Распространено мнение, что север легко определить по развитию ветвей, кроне и годовым кольцам на пнях. Можно ли определить таким образом север в лесу?

  6. Кора деревьев вокруг ствола деревьев неодинакова. С одной стороны, она грубее, с другой - эластичнее, глаже. Нет ли здесь связи со сторонами горизонта?

  7. Вам, конечно, приходилось видеть камни, поросшие мхом и лишайником. Как по таким камням узнать направление на север?

  8. Знаете ли вы, что растения могут служить «компасом»? Назовите растения, по которым можно определить северное направление?

  9. Плоды различных растений и ягоды на открытой площадке созревают со всех сторон одинаково. Как в связи с этим по плодам и ягодам определить, где север?

  10. Север часто определяют по Полярной звезде, которую находят по созвездию Большой Медведицы. По каким созвездиям, кроме Большой Медведицы, можно определить направление «север-юг»?


Ответы к викторине по ориентированию:

  1. Самая короткая тень при солнце соответствует моменту местного полдня.

  2. Около 13 часов. В 1930 году стрелки часов на основании декрета Правительства переведены в СССР на час вперед.

  3. Около 7 часов бывает на востоке; около 10 часов - на юго-востоке; около 13 часов - на юге; около 16 часов на юго-западе; около 19 часов - на западе.

  4. В первую половину лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны отдельных стволов или высоких пней; во вторую половину лета трава со всех сторон ствола дерева одинакова; расположенная с южной стороны становится желтой быстрее, чем с северной.

  5. Нет, не пригодны. В чаще леса деревья закрывают друг друга от солнца, поэтому у значительного большинства деревьев, находящихся в глубине леса, сучья очень редко вытянуты в южном направлении. То же самое относится к увеличенным промежуткам между годовыми кольцами на пнях.

  6. Да, есть. Ствол сосны обычно покрывается вторичной коркой, которая на северной стороне ствола образуется раньше, и, следовательно, она выше, чем на южной стороне, На березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола.

  7. Мох и лишайник обычно покрывают северную часть камней (валунов).

  8. Цветы череды и подсолнечника в течение дня поворачиваются за солнцем и никогда не бывают обращены на север. Листья дикого салата («компасника») повернуты ребром к зениту, а плоскости листьев обращены на восток и запад.

  9. На открытой лесной площадке ягоды

  10. Направление «север-юг» можно определить по таким созвездиям:

а) в декабре около полуночи Орион показывает почти точно на юг;

б) Близнецы располагаются над точкой юга в декабре около полуночи, Малый Пес - в январе;

в) созвездие Льва бывает над точкой юга в марте около полуночи;

г) в мае около полуночи над точкой юга располагается созвездие Волопаса;

д) созвездия Лебедя и Орла бывают на юге примерно в течение июля и августа около полуночи;

е) Пегас располагается над точкой юга в сентябре около полуночи.

РАЗВИВАЙ ГЛАЗОМЕР.

Во время прогулки, остановив ребят и указав на какой-нибудь предмет, воспитатель спрашивает, какое до него расстояние (сколько до него шагов). Все по очереди отвечают, а потом проверяют, кто прав. 15 минут.

3 этап. Костер

ВИКТОРИНА «О КОСТРЕ»

  1. Знаете ли вы, почему сухие дрова горят лучше, чем сырые?

  2. Мы начинаем разжигать костер с помощью мелких щепок, хвороста, сухих веток ели, они лучше горят. Почему?

  3. Знаете ли Вы, что такое пламя костра? Похоже ли оно на светящуюся нить электронной лампы?

  4. Если тихая погода, то пламя и дым костра поднимаются вверх. Что тянет их от земли?

  5. Вы, конечно, слышали, что костер потрескивает. А почему?

  6. Не раз случается, что искра от костра прожигает одежду туриста. Но что представляют из себя искры костра? Не одинаковы ли они с искрами, которые проскакивают при разрывании электрических проводов?

  7. Дым костра поднимается очень высоко над землей. Этой особенностью пользуются для подачи сигналов бедствия. А что такое дым?

  8. Над самым костром дым поднимается ровным столбом, но на некоторой высоте он начинает клубиться кудрявыми шапками. Что образует клубы?

  9. В костре все время приходится подкладывать дрова, так как они сгорают. Где же вещество, сгорающее в огне?

  10. Когда костер погаснет, воздух над кострищем столбом поднимается вверх. Посмотрите на какой-нибудь предмет сквозь этот теплый поток. Вы заметите, что предмет словно дрожит. Объясните это явление.


Ответы на вопросы «О костре»:

  1. При сырых дровах, в которых много воды, часть тепла уходит не на сгорание, а на испарение воды. Потому сам процесс горения происходит слабее. Мешает также и пар, окутывающий дрова при высыхании.

  2. Чем тоньше растопка, тем больше их поверхность. \ Горение происходит именно на поверхности, и значит, увеличивая ее, мы облегчаем горение. Нагреваются маленькие растопки легче, чем большие дрова при высыхании.

  3. Языки пламени представляют собой потоки раскаленных газов, продуктов горения, раскаленных настолько сильно, что они сами излучают свет. Всякое тело, нагретое до очень высокой температуры, светится. Этим пламя костра похоже на светящуюся нить электрической лампочки. В то же время оно и не похоже, так как в лампочке нет дров.

  4. Иногда говорят, что теплый воздух легче холодного и сам собой поднимается. Это неверно. Сам по себе теплый воздух, хотя он и легче холодного, не может подниматься, так как он все-таки имеет вес. Его вытесняет окружающий воздух, более холодный и опускающийся под действием тяжести, значит, если бы не было тяжести, теплый воздух не шел бы вверх.

  5. Вода и смола, заполняющие полости в древесине, при нагревании превращаются в пар. Накапливаясь в большом количестве и не имея выхода, пар с силой разрывает стенки полостей, производя потрескивающий звук.

  6. Общее, у искр костра и электрических - только название. Электрические искры - это частицы воздуха и паров металла, раскаленные током. Искры же костра - просто крошечные угольки, отрывающиеся от горящего дерева.

  7. Дым - это частицы твердого вещества, несгоревшего топлива. Частицы эти очень маленькие, они в тысячу раз меньше пылинок. Дымовые частицы настолько легки, что поддерживаются потоками воздуха над землей и всегда находятся в движении.

  8. Струя поднимающегося над костром воздуха тормозится трением об окружающие ее воздушные слои. Наружные части струи замедляют свое движение, середина же продолжает двигаться быстро. Поток воздуха завихряется и, скручиваясь, образует бесформенные клубы.

  9. Сгорает топливо, но не вещество, из которого оно состоит. Часть вещества остается на земле в виде золы, часть же переходит в газообразное состояние и рассеивается в атмосфере.

  10. Дрожание вызывается тем, что теплый воздух менее плотен, чем холодный. Лучи света, попадая на наш глаз, проходят сквозь этот менее плотный воздушный поток. При переходе из менее плотной среды в более плотную или наоборот лучи света искрятся, теплые струи над костром систематически колышутся. Колеблются с ними и световые лучи, это и создает впечатление дрожания видимых предметов.

КОСТЕР. Теперь самое время развести костер. Команда должна развести костер и пережечь подвешенную на определенной высоте нитку. Бумагой и горючими средствами не пользоваться. Оценивается скорость.15 минут.

4 этап. Медицина. Оказать помощь пострадавшему. Выполнить задание, которое даст учитель.

ЧУВСТВУЙ ВРЕМЯ.

Воспитатель говорит детям: «Сейчас я засеку на своих часах 3 минуты. Вы по моему сигналу можете разойтись по лужайке в разные стороны, а когда вам покажется, что три минуты с момента моего сигнала уже истекли, надо сразу подойти ко мне (или собраться на условленном месте)».

Воспитатель дает ребятам сигнал и через три минуты определяет самого точного человека. Такая игра учит ребят чувствовать время. Можно изменять условия игры - увеличить время или увлечь всех игрой с предварительным условием, что как только время для них закончится, надо сразу подбежать к условленному месту (в последнем случае игру должны организовать два воспитателя). 15 минут.

5 этап. Эстафета. За оступившегося участника, ошибку прибавляется штрафное время.

Бревно. Вся команда должна пробежать по бревну без ошибок. 5 минут

Качели. Команда пробегает по качелям. 5 минут

Паутина. Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5 - 3 метра. Две параллельные веревки прикрепляются в виде паутины между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пролезть только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию. После выполнения упражнения вся группа садится на траву кругом и делятся впечатлениями, говорят о том, что произошло.

Ползунок. На высоте 20 - 30 см. над землей натягивается горизонтальная паутина. Каждый участник должен проползти под паутиной не задев веревки. Этот этап можно усложнять, подвешивая шишки и раскачивая паутину.

Маятник. Каждый участник группы преодолевает препятствие (ручей, яма, лужа или что-то обозначающее препятствие) с помощью подвешенного к дереву каната.

Переправа. Каждый участник по очереди прикрепляется к канату, натянутому между двух деревьев, с помощью карабина и передвигается с помощь рук.

Переправа. Между деревьями натягиваются две веревки. Каждый участник должен стоя на нижнем канате и держась за верхний переправиться от одного дерева до другого.

Приз. На ветке дерева, на высоте трех метров прикрепляется приз (любой). Группе необходимо достать до него, не опираясь на дерево, используя себя в качестве строительного материала.

Переправа 2. На высоте 1,5 метра над землей, между двух деревьев, натягивается канат. Вся группа должна перебраться через этот канат не задев его. Этап считается выполненным когда вся команда переправится, самое интересное когда переправляется первый и последний.

6 этап. Привал. Номер художественной самодеятельности (домашнее задание).

Обед.

В заключении подводится итог эстафеты, определяются победители, вручаются подарки.

Слово преподавателя: подводя итог занятию, хотелось бы сказать, что все приобретенные и отработанные сегодня навыки непременно понадобятся при настоящем походе. 5 минут.

Оборудование:

1. Палатки

2. Коврики туристические

3. Рюкзаки

4. Веревка

5. Карабины

6. Котелки

7. Обручи

8. Поленья

9.Рулетка

10.Секундомер

11. Канат.



© 2010-2022