- Преподавателю
- Физкультура
- Здоровьесберегающие технологии в современной школе
Здоровьесберегающие технологии в современной школе
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Муртазин Р.Х. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Р.Х.Муртазин
учитель физической культуры
МБОУ «Петровскозаводская СОШ»
Сармановского муниципального района
Республики Татарстан
Здоровьесберегающие технологии в современной школе
Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.
Практически во всех регионах России в среднем по стране более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Лидирующее положение занимают болезни опорно-двигательного аппарата - 60-70%, причина - слабое развитие мышечного аппарата. В школу поступают практически здоровыми 75% детей, а заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник.
Если забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики. Если эти вопросы игнорируются, оставаясь красивыми фразами в планах и отчётах, если не организована целенаправленная работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных факторов окружающей среды, то разрушающий здоровье "эффект", причём для всех субъектов образовательного процесса неизбежен.
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства.
Что такое здоровье? На бытовом уровне понятием "здоровья" обозначают не только отсутствие болезни - смысл этого слова во многом перекликается с представлением о силе, о способности приспособиться к разным условиям жизни и ситуациям.
Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие.
Практически здоровыми можно считать не более 10% школьников.
Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек выпускниц уменьшилось более чем в 3 раза. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых силах, а те, которые призваны годными, редко отличаются хорошим здоровьем.
Задача школы - подготовить учащихся к дальнейшей, успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.
Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, умения заботиться и бережно относиться к своему здоровью и к здоровью других людей.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
-
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей
-
Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психического, духовно-нравственного
-
Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить эту работу каждый день и на каждом уроке.
-
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
-
Комплексный междисциплинарный подход - основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.
-
Принцип медика - психологической компетентности учителя. Эффективно работающий педагог - всегда и хороший психолог.
-
Принцип гармоничного сочетания обучающих здоровьесберегающих технологий путём разведения понятий
-
Обучение здоровью
-
Воспитание культуры здоровья
-
Формирование здоровья
-
-
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
-
Приоритет активных методов обучения.
-
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.