Элективный курс Ориентир н аздоровый образ жизни

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

В последнее десятилетие в нашей стране отмечены негативные социально-экономические тенденции, способствующие снижению качества и продолжительности жизни значительной части граждан. Наблюдается неуклонный рост заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых, онкологических, респираторных и многих других заболеваний. Особую тревогу вызывает тот факт, что в подростковой и юношеской возрастной группе наблюдается рост заболеваемости, значительно опережающий взрослую группу.

Актуальность проблемы повышения уровня безопасности

жизнедеятельности сегодня очевидна. Ведь состояние здоровья зависит не только от наследственной предрасположенности к развитию тех или иных заболеваний, но и от духовного развития личности, её образа жизни, а также от благоприятного состояния окружающей среды.

В связи с этим становится понятной необходимость обучения людей,, в особенности подрастающего поколения, безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.

Цель учебного курса: способствовать выработке цельного представления о здоровье человека, здоровом образе жизни, путях сохранения и укрепления здоровья в реальной окружающей среде, воспитание у учащихся устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни. Данный курс рассчитан для изучения в 9 классе и составляет 10 часов.

Задачи учебного курса:

  1. Сформулировать понятие здорового образа жизни.

  2. Обеспечить последовательное формирование у учащихся основных понятий о здоровье человека, о факторах, формирующих здоровье, и о факторах, здоровье разрушающих.

  3. Установить связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека.

  4. Показать, что здоровье - это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

  5. Раскрыть факторы здорового образа жизни: рациональное питание, режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание, личная и общественная гигиена. Культура взаимоотношений, умение преодолевать стрессы.

  6. Освещать связь здорового образа жизни с продолжительностью жизни.

Формы организации учебного процесса: лекции, семинары, встречи с мед. работниками, индивидуальные консультации. Использование мультимедийных программ «КМ-школа», просмотр видеофильмов по различным темам.

Требования к уровню усвоения содержания курса.


Учащийся должен знать:
• основы жизнедеятельности человека и здорового образа жизни;
• методы и способы, сохраняющие и укрепляющие здоровье;
• факторы, разрушающие здоровье и мероприятия, необходимые по их устранению;
• физиологические основы рационального питания, расширения адаптивных возможностей организма, методики оздоровительной физической тренировки, личной гигиены;
• поведение человека в экстремальных условиях социума и природной среды;
• основные приемы и методы по реабилитации человека;
• основы семейной этики, сексологии и сексопатологии.
Учащийся должен уметь:
• определять уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности;
• давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
• составлять индивидуальные тренировочные программы по применению методов отдельных оздоровительных систем для различных категорий населения;
• применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления умственной и физической работоспособности человека.















































Тематический план учебног курса.



п/п

Название темы

Кол-во

часов

1.

Понятие здорового и безопасного образа жизни

1

2.

Душа обязана трудиться. Любимое творческое дело.Понятие одаренности и самореализации.

1

3.

Умение упрвлять собой. Как развивать и повысить умственный потенциал.

1

4.

«Жить мы будем…». Системы оздоровления.

1

5.

«Без кайфа жизни нет?». Четыре ступеньки которые ведут в ад.

1

6.

Наркомания и токсикомания, их последствия для здоровья.

1

7.

«Прелести» свободной любви. Семья и ЗОЖ.

1

8.

«Кушайте на здоровье». Системы питания. Понятие вкусной и здоровой пищи.

1

9.

Гармония тела. Нужно ли принимать лекарства, если человек практически здоров.

1

10.

Итоговый урок-игра.

1




Тематическое содержание учебного курса.

Тема №1. Понятие здорового и безопасного образа жизни.

Здоровье и здоровый образ жизни: общие понятия и содержание.

Существует ряд определений здоровья, которые, как правило,

Содержат пять критериев здоровья человека. Эти критерии

следующие:

- Отсутствие болезни.

- Нормальное функционирование организма в системе «человек- окружающая среда».

- Полное физическое, умственное, духовное и социальное

благополучие.

- Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования.

- Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Определение здоровья как физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней, врожденных пороков развития; понятие здорового и безопасного образа жизни как совокупности целеустремленных действий и помысдов, направленных на сохранение и укрепление здоровья, увеличения продолжительности жизни. Медико-биологические и социально-гигиенические факторы. Влияющие на состояние здоровья каждого человека и общества в целом; возрастные психофизиологические особенности здоровья старшеклассников. Принципы безопасного применения лекарств; понятие культуры безопасности и безопасного поведения старшеклассников. Современные тенденции развития и распространения болезней; причины появления новых инфекционных болезней; наиболее значимые для подросткового возраста заболевания.

Тема №2. Душа обязана трудиться. Любимое творческое дело. Понятие одарённости и самореализации.

Рассказ: «Духовность и творчество».

Влияние творческой деятельности на личностную и социальную адаптацию ученика; понятие духовной красоты. Понимание одухотворенной, целеустремленной деятельности как важнейшего фактора в формировании устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья. Взаимосвязь творческой активности, целеустремленности и состояния здоровья. Творческое дело - самостоятельное создание новых культурных ценностей.

«В здоровом теле - здоровый дух».

Дискуссия: «Хобби и творчество-это одно и то же или нет?».

Практическое задание. Расскажите о ваших творческих делах и их результатах. Что по- вашему необходимо для занятий творчеством?

Индивидуальные консультации. Помощь учащимся в выборе творческие дела.

Тема №3. Умение управлять собой. Как развить и повысить интеллектуальный потенциал?

Беседа: «Что такое характер?».

Характер - поведение и общение человека, которое определяется типом нервной системы и воспитанием. Типы нервной системы:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный (Сангвиник).

2. Сильный уравновешенный, неподвижный (Флегматик).

3. Сильный неуравновешенный (Холерик).

4. Слабый (Меланхолик).

Особенности характера для каждого типа нервной системы. Недостатки каждого типа нервной системы.

Дискуссия: «Что нужно делать для воспитания характера».

Что такое установки и как они влияют на поведение человека. Откуда берутся установки. Понятие воздержания. Главный ориентир - жизнь по совести.

Рассказ: «Приёмы аутотренинга».

Для воспитания характера можно использовать различные приемы аутогенной тренировки («полет птицы», «маятник» и др.).

Индивидуальные консультации. Разработка индивидуальных приемов тренировки характера для учащихся и оформление их в дневнике самовоспитания.

Тема №4. «Жить мы будем...». Системы оздоровления.

Беседа: « Что такое здоровье».

Здоровье - это нормальное состояние организма человека, хорошие условия труда и отдыха, ежедневное духовное, психическое и физическое самосовершенствование.

Понятие физического здоровья. Духовное и психическое здоровье.
Дискуссия: «Как нужно укреплять своё здоровье?».

Практическая работа. Ознакомление с современными системам оздоровления.

Система оздоровления П.К. Иванова «Детка» .
Практическое задание. Составьте описание ваших занятий по укреплению здоровья и укажите, какие дополнительные упражнения вы будете использовать после укрепления здоровья.

Индивидуальные консультации. Беседы с родителями и детьми по индивидуальным программам укрепления здоровья.

Тема №5. «Без кайфа жизни нет?». Четыре ступеньки, которые ведут в ад.

Дискуссия: «Почему люди курят и употребляют алкоголь?».

Что такое алкоголизм? Последствия употребления алкоголя, в том числе сокращение жизни, разрушение психического и физического здоровья, ранняя утрата трудоспособности и инвалидность. Пагубное влияние алкоголя на человека чрезвычайно многообразно, особенно в юношеском возрасте: он ослабляет, тормозит и угнетает развитие и созревание его органов и систем, а внекоторых случаях и вовсе гасит развитие некоторых функций. Влияние алкоголя на потомство, рост преступности.

Беседа: «Подросток, никотин и алкоголь».

Почему в подростковом и юношеском периоде недопустимо курить и употреблять алкоголь?

Если ваши друзья курят и предлагают закурить вам, что вы будете делать?

Считаете ли вы необходимым отмечать праздники с употреблением алкогольных напитков? Почему?

Индивидуальные консультации. Коррекционные беседы с учащимися, склонными к употреблению табака и алкоголя.

Тема №6. Наркомания и токсикомания, их последствия для здоровья.

Беседа: «Человек и наркотики».

Что такое наркомания и токсикомания. Медицинские последствия употребления наркотических веществ. Стадии развития болезни. «Сильные» и «слабые» наркотики. Инфекционные заболевания лиц, употребляющих наркотики. Действие наркотических веществ на внутренние органы. Психические нарушения при употреблении наркотических и токсических веществ. Можно ли избавиться от наркомании?

Решение проблем. 1. Если ваши друзья предлагают вам покурить «травку» или принять «колесо», как вы поступите? Почему?

  1. Если ваши друзья время от времени употребляллт наркотики, будете ли вы с ними дружить? Почему?

  2. Вы знаете, что ваш знакомый-наркоман. Следует ли убеждать его в том, что нужно лечиться? Почему?

Тема №7. «Прелести» свободной любви. Семья и здоровый образ жизни.

Беседа: «Свобода в половых отношениях» Рассказ о венерических заболеваниях.

Что такое «свободная любовь»? СПИД - болезнь 21 века. Венерические заболевания, их последствия. Виды венерических заболеваний(сифилис, гонорея и др.). профилактика венерических заболеваний.

Дискуссия: «Что делать, если девушка забеременела?» Индивидуальные консультации. Беседы с учащимися по вопросам половых отношений и коррекция их поведения.

Тема №8. «Кушайте на здоровье». Системы питания. Принятие вкусной и здоровой пищи.

Беседа: «Системы питания».

Понятие здоровой и вкусной пищи. Возрастные потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах. Режим питения. Калорийность пищевых продуктов. Питьевой режим, энергоемкие напитки. Понятие ожирения и дистрофии. Гигиена здорового питания, влияние лечебно-профилактического питания, различных продуктов на здоровье человека. Изменение питания с возрастом.

Рассматриваются варианты диет для похудания, пищевых добавок, суррогатных продуктов.

Мозговой штурм. Какое значение имеют религиозные посты для укрепления здоровья человека?

Практическая работа. Составьте правила рационального питания.

Тестирование для выявления правильного рациона. Коллективный анализ полученного результата.

Индивидуальные консультации. Беседы с учащимися по проблемам питания в школе и дома.

Тема №9. Гармония тела. Нужно ли принимать какие-либо лекарства, если человек практически здоров?

Дискуссия: «Нужно ли принимать какие-либо лекарства, если человек практически здоров ».

Не занимайтесь самолечением и не принимайте таблетки по «собственному разумению». Старайтесь не принимать лекарств без острой необходимости. Едва ли не все из них могут давать побочный эффект и оказывать нежелательное влияние(в первую очеред на печень).

Рассказ: «Фитотерапия»
Беседа: «Движение и закаливание».

Гиподинамия - болезненные изменения в организме, вызванные недостатком движения. Гиподинамия как фактор риска развития многих заболеваний, в том числе - сердечно-сосудистых. О пользе физической нагрузки. Необходимость выполнения ежедневной утренней гимнастики. Физическая активность укрепляет сердечную мышцу, усиливает кровоток, расширяет сосуды и очищат их стенки. Стабилизируется работа нервноц и эндокринной систем.

Активный отдых - возможность получать эмоциональный заряд, психическую релаксацию.

Закаливание - комплекс мероприятий, напрвленных на адаптацию организма к разностороннему воздействию внешних факторов. Способы закаливания(обтирание, обливание, контрастный душ, моржевание и др.). Правила закаливания(регулярность, постепенность, здоровый организм). Использование бани и асауны для закаливания.

Индивидуальные консультации. Беседы с учащимися по проблемам

укрепления здоровья.

Тема №10. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы по программе курса и оценивание деятельности учащихся: открытый урок-игра с приглашением администрции и учителей лицея.




Список используемой литературы

  1. Гущо Ю. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия.

  2. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек.

  3. ОБЖ: Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.

  4. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе.

  5. Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

  6. Волков В. Н. Секреты силы и здоровья.

7. Брэтмен С. Нетрадиционная медицина. Плюсы и минусы двадцати методов лечения. СПб: Питер, 1997.








Приложение 1

ИГРА « БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ»

Цель: активизировать внимание учащихся 9 класса на значении состояния здоровья в жизни человека, на здоровом образе жизни и влиянии его на здоровье; на факторах, отрицательно влияющих на здоровье человека: экологии, вредных привычках и др; помочь подросткам сделать правильный выбор - здоровый образ жизни.

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся по теме: "Основы здорового образа жизни".

  2. Дать возможность группам (командам) продемонстрировать себя как коллектив (сплоченность, организованность, умение срабатываться).

  3. Увидеть знания и творческие возможности групп.

  4. Формировать активную позицию учащихся.

Доктор:

Вам, пришедшим сюда,
К состязаниям готовым,
Слово привета свое обращаю,
Вам пожелаю я,
Честно сражайтесь
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Начнем!

Учитель: Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим игру "Береги здоровье смолоду".

Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). ЗОЖ - это такой способ жизнедеятельности людей, который обеспечивает им формирование, сохранение и укрепление здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:

  1. Активные действия человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил и т.д.).

  2. Стремление человека избежать действия факторов, разрушающих здоровье (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания, употребление спиртных напитков).

Мы надеемся, что вы, ребята, сделаете правильный выбор и войдете во взрослую жизнь здоровыми, жизнерадостными, доброжелательными людьми, уверенными в своих силах и способными решать любые проблемы.

Мы думаем, что именно таким людям должно принадлежать будущее. Мы надеемся, что это именно вы. Успехов вам.

Доктор: Ребята, познакомьтесь с правилами игры:

  1. В игре участвуют 3-4 команды по 5-6 человек.

  1. Право первого хода разыгрывается жеребьевкой.

  2. Команда, получившая право первого хода, выбирает квадрат с заданием.

  3. Право хода передается следующей команде (по часовой стрелке).

  4. Если команда затрудняется с ответом или дает неполный ответ, право ответа переходит другой команде.

  5. Право первого хода в следующем конкурсе не разыгрывается, а передается следующей команде (по часовой стрелке).

  6. Побеждает команда, сумевшая правильно ответить на наибольшее число заданий.

Учитель: Ребята, доктор вас познакомил с правилами. Начинаем нашу игру.

Конкурс 1. Блиц-турнир.

Ребята, игровое поле с вопросами - на доске. Капитанов приглашаем на жеребьевку. Команда, выигравшая право первого хода, выбирает любую тему и номер вопроса. Пожалуйста, ваш ход.

Темы и вопросы блиц-турнира:

Тема 1: Закаливание организма.

  1. Назовите виды закаливания. (Ответ - закаливание водное, воздушное, солнечное).

  2. При каких температурных условиях можно купаться в открытых водоемах? (Ответ - t воды - 20 °С; t воздуха - 24-25 °С).

  3. Регулярное закаливание способствует чему? (Ответ - повышению способностей к восприятию и запоминанию, укреплению силы воли, активной деятельности и здоровой жизни, замедлению процесса старения, продлению срока активной жизни на 20-25%).

  4. Назовите эффективное средство приспособления к холоду и жаре. (Ответ - закаливание организма).

Тема 2: Физическая культура

  1. Для развития выносливости полезны... (Ответ - ходьба, бег, лыжи, плавание).

  2. Назовите основные средства развития быстроты. (Ответ - упражнения, требующие энергичных двигательных реакций, высокой скорости, частоты выполнения).

  3. Назовите основные средства развития силы мышц. (Ответ - упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса).

  4. Для развития гибкости наиболее полезны следующие упражнения... (Ответ - упражнения с внешним сопротивлением).

Тема 3: Двигательная активность

  1. Недостаток движения. (Ответ - гиподинамия).

  2. Целенаправленный процесс взаимодействия человека с миром. (Ответ - деятельность).

  3. Нерегулируемое сознанием действие, сформированное путем многократного повторения. (Ответ - навык).

  4. В пользу чего еще в 1863 г. И.М.Сеченов впервые привел доводы и практические результаты? (Ответ - активного отдыха).

Тема 4: Экология и здоровье

  1. Назовите изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности. (Ответ - антропогенные изменения).

  2. Назовите последствия кислотных осадков. (Ответ - повышение кислотности почвы, гибель елово-пихтовых и дубовых лесов, снижение плодородия почвы, вредное влияние на состояние рек, озер и др.водоемов, вредное влияние на здоровье людей).

  3. Какую опасность представляют сточные воды для здоровья населения? (Ответ - могут являться источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний, могут содержать яйца и личинки глистов).

  4. Назовите главный норматив качества окружающей природной среды. (Ответ - предельно допустимые концентрации ПДК - вредных веществ в атмосфере, воде и почве).

Тема 5: Режим учебы и отдыха

  1. Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это - ? (Ответ - режим).

  2. Невыполнение режима дня приводит к ...? (Ответ - к нарушению функций центральной нервной системы).

  3. Назовите причины переутомления. (Ответ - неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, игнорирование гигиенических требований к режиму дня).

  4. К выполнению домашнего задания необходимо приступить после продолжительного отдыха, через... (Ответ - через три часа).

Тема 6: Личная гигиена

  1. Предупреждение заболеваний. (Ответ - профилактика).

  2. Состояние полного физического, психического и социального благополучия (здоровье).

  3. Кожа не только покрывает все тело человека, кожей человек ощущает... (Ответ - давление, вибрацию, тепло, холод, боль).

  4. Гигиена рта включает в себя ... (чистку зубов, чистку языка и полоскание ротовой полости).

Тема 7: Рациональное питание

  1. Назовите основные пищевые вещества. (Ответ - белки, жиры и углеводы).

  2. Назовите, соотношение основных пищевых веществ для нормальной физической нагрузке подростков. (Ответ - 1 ч. жиров + 1 ч. белков + 3 ч. углеводов).

  3. Как вы понимаете восточную пословицу: "Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу"? (Ответ - особенно ценен завтрак, менее обед и легкий, не очень поздний ужин).

  4. Какое питание обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие детей? (Ответ - питание рациональное, сбалансированное, разумное которое повышает успеваемость, а также сопротивляемость к болезням).

Тема 8: Биологические активные вещества

  1. Какой витамин позволяет организму вырабатывать действие солнечных лучей? (Ответ - витамин Д, который предохраняет от рахита).

  2. Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе? (Ответ - витамин Н, или биотин, который хорошо воздействует на состояние кожи и волос).

  3. Это вещество необходимо для функционирования щитовидной железы - (Ответ - йод).

  4. Это вещество повышает устойчивость зубов к кариесу, стимулирует кроветворение, участвует в росте скелета, предупреждает развитие старческого остеопороза. (Ответ - снижение плотности кости). (Ответ - фтор).

Тема 9: Вредные привычки

  1. Назовите признаки острого отравления никотином. (Ответ - горечь во рту, кашель и головокружение, тошнота, слабость и недомогание, бледность лица).

  2. Кого мы называем пассивным курильщиком? (Ответ - человека, находящегося в одном помещении с курильщиком).

  3. Какое влияние оказывает алкоголь, попавший в организм человека на его здоровье? (Ответ - нарушается защитная функция печени, развивается туберкулез, нарушается деятельность мозжечка).

  4. Как называются болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического состояния? (Ответ - наркомания, токсикомания).

(Каждая команда после минуты обсуждения отвечает).

Учитель: Наши команды выбрали и ответили на вопросы первого конкурса. Время первого конкурса закончилось. Судьи оценивают первый конкурс, а команды готовятся ко второму конкурсу. Ребята, вы готовы? Представители команд получите карточки-задания. В этом конкурсе команды используют пословицы и поговорки русского народа 18-19 веков.

Пословицы и поговорки второго конкурса:

  1. Суди не погодам, а по зубам.

  2. Подлиня руками берут.

  3. Эх, друг, согнуло тебя в крюк!

  4. На живом все заживет.

  5. Кроме смерти, от всего вылечишься.

  6. Жив-здоров, ни голый, ни больной.

  7. Вешнюю корову от ветру покосит.

  8. Барского слугу стало гнуть в дугу.

  9. Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

  10. Не поддавайся, не ложись; а сляжешь - не встанешь.

  11. Дал бы бог здоровья, а дней впереди много.

  12. Подкошенная трава и в поле сохнет.

  13. Его муха крылом перешибет.

  14. 3асохлет, как на собаке.

  15. Хрен да редька, лук да капуста - лихого не попустят.

  16. Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.

  17. Весной корову за хвост подымай.

  18. Уходила, умучила, согнула да скрючила.

  19. Были б кости, а мяло будет.

  20. Играй, не отыграйся, лечись, не залечивайся!

Учитель: Спасибо. Мы прослушали ответы всех команд. Судьи оценивают второй конкурс, а команды готовятся к следующему конкурсу - это конкурс "Что? Где? Когда?". Задание берут капитаны. У каждой команды свое задание.

Задание к конкурсу "Что? Где? Когда?"

  1. Дайте определение понятий: "Двигательная активность", "Гиподинамия", "Двигательная деятельность".

  2. Дайте определение понятий: "закаливание организма", "закаленность", "закаливаемость", "закалка".

  3. Дайте определение понятий: "питание", "рациональное питание", "сбалансированное питание".

  4. Дайте определение понятий: "привычка, "вредная привычка".

Учитель: Ребята капитаны команд получили задания, определитесь, кто будет отвечать. После минуты обсуждения первой будет отвечать 3 команда, а затем 4, 1, 2.

Учитель: Конкурс 4 - Редакторский: "Допиши заметку". Представители команд получают карточки-задания. Редакторский конкурс выполняется всей командой за столом в течение - 5 минут.

Задания редакторского конкурса:

1. "Крепкий организм" - так обычно характеризуют здорового человека, который способен выдержать суровые испытания и выжить в трудных условиях. Что же обеспечивает "крепость" здоровья человека? Прежде всего - это особенности его организма (то есть запас прочности), следовательно, тем крепче у него здоровье. Уровень развития организма, в свою очередь, связан с развитием его отдельных частей - …

2. Воспаление слизистой оболочки желудка - гастрит - может возникнуть не только в результате хронического переедания, но и от острой, слишком горячей или слишком холодной, плохо пережеванной пищи, еды всухомятку, а также от различных случайно (или необдуманно) принятых внутрь химических веществ…

3. Чем опасны громкие звуки? Во-первых, постоянный шум вызывает перенапряжение барабанной перепонки. В результате чего ее эластичность понижается и она перестает реагировать на слабые звуки, уменьшается острота слуха. Во-вторых, перевозбуждаются слуховые рецепторы и соответствующий центр головного мозга, а значит - в нервных клетках нарушается обмен веществ и они хуже проводят импульсы. В третьих, под воздействием громких звуков у человека возникает стрессовое состояние…

4. С ростом жизненной емкости легких увеличивается глубина дыхания и сокращается частота дыхательных движений (с 16 до 8-10 раз в минуту), то есть дыхание становится более экономичным, а значит, и более полезным для здоровья. Для нормального развития легких важно, чтобы они хорошо вентилировались. Поэтому надо учиться полному дыханию. Чтобы освоить три типа дыхания - ...

Учитель: 5 минут прошло. Команды? слушаем ваши ответы.

Спасибо всем командам. Судьи оценивают редакторский конкурс. Команды готовятся к показу домашнего задания конкурсу - кроссвордов. Команда 1 передает составленный командой кроссворд команде 2. Команда 2 - команде 3. И команда 3 - команде 1. На отгадывание кроссворда дается 5-7 мин. По истечении времени (5-7 минут) кроссворды передаются судьям, которые проверяют правильность ответов.

Учитель: Судьи оценивают правильность ответов кроссвордов. Команды, пожалуйста вам заключительное задание - "вертолина". В четырех конвертах картинки, разрезанные на десять частей. Каждая команда получает конверт и собирает картинку. Та команда которая первой выполнит это задание получит за это задание 4 балла, вторая - 3 балла, третья - 2 балла, четвертая - 1 балл. Итак, команды, получите последнее здание.

(Команды собирают картинки в течение 3-5 минут).

Учитель: Команды выполнили последнее задание. Наш урок по теме "Основные понятия о здоровье и ЗОЖ" в форме игры "Береги здоровье смолоду", в которой принимали участие 4 команды. Слово для подведения итогов предоставляется главному судье игры.

Главный судья:

Команда 1 набрала ... количество баллов.

Команда 2 набрала ... количество баллов.

Команда 3 набрала ... количество баллов.

Команда 4 набрала ... количество баллов.

Победила команда ..., набравшая наибольшее количество баллов.

Учитель: Огромное спасибо всем участникам и всем присутствующим. Я думаю, что все здесь собравшиеся провели время не зря. Ребята показали свои знания, послушали своих товарищей по классу. Возможно, что услышали и что-то новое. Я думаю, что в проигрыше никто не остался. Мы еще раз все вместе поговорили о значении здоровья в жизни человека, о здоровом образе жизни и его влиянии на здоровье, а также о вредных привычках. Каждый из вас ребята сделает правильный выбор - здоровый образ жизни. Спасибо и до новых встреч. Урок окончен. До свидания.

План проведения:

  1. Вступительное слово учителя (2-3 минуты)

  2. Конкурс 1. Блиц-турнир (10 минут)

  3. Конкурс 2. Народная мудрость (3-5 минут)

  4. Конкурс 3. Что? Где? Когда? (5 минут)

  5. Конкурс 4. Редакторский конкурс (5 минут)

  6. Конкурс 5. Кроссворд (3-5минут)

  7. Конкурс 6. "Вертолина" (3-5 минут)

  8. Заключительное слово учителя (2-3 минуты)

Приложение 2

Темы для рефератов и сообщений:
• Влияние экологических факторов на здоровье и методы противодействия последствиям вредных экологических влияний.
• Принципы здорового питания.
• Мифы о питании. Теория и практика здорового питания.
• Методы безопасной коррекции веса.
• Механизмы наркотической зависимости.
• Механизмы пагубного воздействия алкоголя на организм человека.
• Женский алкоголизм как основа вырождения нации.
• Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья.
• Биоритмы и их значение в режиме дня.
• Основной вопрос медицины - здоровый образ жизни.

© 2010-2022