• Преподавателю
  • Физкультура
  • «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно - образовательного процесса в условиях ФГОС. »

«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно - образовательного процесса в условиях ФГОС. »

Внеурочная деятельность по физической культуре младшего школьного возраста. Введение. Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательной комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной школы; физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях з...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направление «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно - образовательного процесса в условиях ФГОС.»



Внеурочная деятельность по физической культуре младшего школьного возраста.

Введение.

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил.

Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательной комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной школы; физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; программами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома.

Актуальность.

Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических перегрузок, здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных укрепление упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию.

Цель внеклассной работы:

  • Организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

  • Определить эффективность использования организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

  • Выявить влияние занятий внеклассной работы на подвижность детей и заинтересованность предметом физическая культура .

Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном

те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию

1

организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному

выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание

определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Для организации и проведения внеклассной работы по физической

культуре и спорту в восьмилетних и средних школах создается коллектив

физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры.

Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком - на одного из учителей начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека.

Занятия внеурочной деятельностью проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает учитель физической культурой, который, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность на решение намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.

Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП, спортивных клубов, индивидуальных и репетиторских занятий

Объект исследования - внеклассная работа в начальной школе по физкультуре и спорту. Как уже было отмечено, внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП, спортивных клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий. В нашем случае мы избираем организацию спортивной секции ОФП. Это удобно тем, что, как правило, спортивная секция функционирует по урочному типу (определенные цели, задачи, структура, методы и методика, средства, относительно постоянный и

2

однородный контингент занимающихся) и, следовательно, нам будет понятней и проще организовать внеклассную работу.

Планирование внеклассной работы - одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников. Занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации двигательных и морально- волевых качеств. Учителю необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» - гласит первая заповедь учителя.

В связи с этим мной была разработана программа занятий секции по ОФП для 1г и 3 д классов.

Программа составлена не на один год, а на весь процесс обучения в начальной школе.(приложение №1)

Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сложность. То что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике.

Контроль за внеклассной работой собственного исследования будет таков:

1 .Желание самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования учителя

2 .Нагрузки индивидуальные для каждого ребенка. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;

3. Проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики занятий;

4. Контролирование учителем собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательной информации и, опять же, соответствие планирования и итогов занятий;

5. Проведение занятий на воздухе, в часто проветренном зале; важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильном построении занятий выступают дополнительными средствами физического воспитания.

6. Проводить контроль знаний теоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры.

Субъективный контроль имеет не менее важное значение в процессе физического воспитания. Образование навыков будет максимально эффективным, если соблюдать определенные закономерности формирования двигательных навыков, принципы физического воспитания и их характеристику:

3

1 Принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;

2 Принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся. Является наиважнейшим исходя из закономерностей физического развития .

3 Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и, в случае многократно суммирующихся состояний переутомления - перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту;

4 Принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает постепенное увеличение объема интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.

Результат исследования работы по программе

Были разработаны и проведены тест - вопросы, на которые дети должны были ответить , отметив наиболее подходящие для своего образа жизни варианты ответов.

По окончании тестов и их обработке, сделала вывод, что дети в свое свободное время находятся в основном дома или специализированных учреждениях, используют для общения с друзьями в основном ПК или телефон. Дети проводившие время на улице, практически не используют игры для организации своего досуга, вследствие незнания и не умения организовать подобный вид деятельности.




4

Вопрос

Ответ

Нравится ли тебе урок физкультуры?

Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

Часто ли ты играешь в игры у себя во дворе?

Любишь ли ты быть ведущим, когда играешь с друзьями в различные игры?

Напиши несколько названий подвижных дворовых игр, которых ты знаешь.

Пример: «Салочки», «Краски»…

Где ты играешь с друзьями чаще всего после школы в свободное время?

Какие игры лучше: компьютерные или дворовые игры?

Помогают тебе знания полученные на дополнительных занятиях в жизни?

Вывод

В ходе данного анкетирования было выявлено, что дети младших классов не умеют активно и с пользой организовать свой досуг, и вследствие чего проводят его пассивно, не развивая свои физические качества, и не взаимодействуют с друзьями, отчего страдает коммуникативная составляющая развития младшего школьника. Не получают достаточной помощи от родителей в плане организации активного досуга, что приводит к неправильной организации свободного времени проводимого детьми на улице и повышению правонарушений младших школьников.

Заключение

Посмотрите чем занимаются дети, гуляя во дворе, ходят по дорожкам, засунув руки в карманы, или сидят на лавочках, рассказывая всякие пошлости или шлифуя очередной гадостный план. Необходимо срочно вернуть к жизни спортивные площадки и стадион. По наблюдениям ведущих специалистов и психологов, дети, которые мало играют - в детстве страдают от скуки, а повзрослев с трудом могут построить взаимоотношения, подавить тщеславие , не могут уступать, выручать, организовать, а иногда и работать с коллективом. Вот и приходится учителю физкультуры решать глобальные вопросы общества.

Если дети смогут организовать различные игры, эстафеты используя минимальные затраты инвентаря, во дворе по примеру физкультуры, то учитель может смело поставить себе отлично. Значить он смог научить, правильно объяснить и отвлечь детей от правонарушений. Ведь играя в старые добрые игры, дети вряд ли пойдут бить стекла, обижать животных или планировать, как ограбить друзей или родителей.

5


© 2010-2022