Конструирование современного урока физической культуры. Технологии

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструирование современного урока физической культуры.

Современные образовательные технологии


Физическая культура - это особый образовательный предмет, который оказывает воздействие на биологическую, психологическую и социальную составляющую личности ребенка.

Цель физической культуры - способствовать развитию физических и психических качеств школьников, при чем не только двигательных умений и навыков, но и личности в целом. Данная цель реализуется в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Моделирование урока физической культуры состоит из нескольких этапов:

  1. Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. При этом необходимо совместить задачи физического развития и задачи развития социальной компетенции школьников.

  2. Определение последовательности шагов в работе учителя и учащихся на уроке.

  3. Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и детей на каждом этапе урока.

  4. Непосредственное проведение урока и сравнение полученных результатов с тем, что планировалось.

  5. Планирование, осуществляемое непосредственно на уроке. Это оперативное планирование, состоящее в мысленном моделировании предстоящих действий учителя на уроке.

Сегодняшние исследования показывают, что уроки физической культуры теряют привлекательность для учащихся, становятся неинтересными. Причины этого в том, что современная школа требует актуальности и от уроков физической культуры. Урок физкультуры, проведенный «по старинке», вызывает скуку у учащегося.

На вопрос: «Нравятся ли тебе уроки физкультуры?» около 90% детей отвечают положительно. Если же их спросить: «Как часто ты пропускаешь уроки физкультуры?», то получим, что не пропускают никогда чуть более 31% учащихся, стараются не пропускать - 41%. То есть устойчивый интерес к предмету есть, но не стопроцентный.

Мы знаем и давно привыкли к тому, что урок физкультуры отличается от любого другого урока эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой. Но сегодня в среднюю школу приходят дети ФГОСа, в основе обучения которых лежит деятельностный подход, они могут и не сидеть за партой, они привыкли к нестандартным урокам.

Урок, начинающийся с традиционного комплекса общеразвивающих упражнений, вряд ли вызовет восторг у школьников. Если же ОРУ заменить игровым упражнением, например, игрой в пионербол с большим количеством мячей, или нестандартной разминкой, то и последующая игра в волейбол не вызовет зевоту.

Очевидно, что только традиционные методы обучения, удобные и привычные «проверка домашнего задания - новая тема - закрепление» на уроке, и построение - ОРУ-изучение или закрепление новых элементов в спортзале, решить задачи современного образования школьника не могут.

Нетрадиционные уроки более информативны, интересны, эргономичны. Но структуру и содержание урока нужно рассчитать так, чтобы каждый ребенок мог работать в своем темпе, а учитель - дифференцировано и индивидуально, оперативно контролировать, оценивать и корректировать результаты.

В каждой школе предпочтение отдается современным образовательным технологиям на уроках и внеклассных занятиях, так как посредством их возможно повышение качества образования. И учителю нужно владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их на уроках. Используя их, учитель физической культуры может совершенствовать физические качества учащихся и развивать их творческий потенциал.

Современные технологии, которые, по моему мнению, следует изучить современному учителю физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии

Данная технология выделяет несколько групп, которые отличаются разными подходами к охране здоровья и разными методами, формами работы. Учителям физической культуры близки физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие учащихся. Это закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. По характеру действия различают следующие технологии:

Стимулирующие - позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния (температурное закаливание, физические нагрузки).

Защитно-профилактические заключаются в выполнении санитарно-гигиенических норм и требований: ограничения предельной нагрузки, исключающей переутомление, использования страховочных средств и исключающих травматизм защитных приспособлений в спортзалах.

Компенсаторно-нейтрализующие - это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков;

Информационно-обучающие технологии обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

Средства двигательной направленности - физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Оздоровительные силы природы - проведение занятий на свежем воздухе.

Гигиенические факторы - выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена; проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Использовать перечисленных средства необходимо системно и комплексно - в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии.

Игровые технологии

Данные технологии не теряют актуальности. Каждому возрасту соответствует свой набор игр. Игровая технология - уникальная форма обучения. Ценность ее заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у учащихся интерес к занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- коррекционно-развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

Увеличение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми.

Но не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна. Для этого можно использовать различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Для того чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности, как для играющих, так и для наблюдающих за игрой.

Требования к отбору игр:

- игра должна давать новые понятия;

- в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;

- дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

Технология проектов

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Лишение детей необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучение теоретической части вскользь, не акцентируя на этом большого внимания, заставляет учителя искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показывает, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Он позволяет решать сразу несколько задач: развитие личностных компетентностей учащихся; интегрированность процесса обучения; экономия времени на самом уроке.

Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность - это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения сделает учебный процесс более увлекательным для учащихся: самостоятельный сбор учащимися материала по теме, теоретическое обоснование необходимости выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. У учащихся при разработке собственного проекта будут закладываться основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Информация, самостоятельно добытая учащимися для собственных проектов, позволит осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики станут компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Проектные технологии позволяют сделать из урока двигательной активности в урок образовательного направления. В каждой школе есть учащиеся, имеющие ограничения в двигательной активности, для которых такой вид деятельности дает возможность проявить себя.

Информационные компьютерные технологии

Использование ИКТ делает предмет «физическая культура» современным. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты.

Не смотря на то, что урок физкультуры - это практика, здесь есть место и теории. Учителю необходимо находить и использовать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность.

Использование презентаций на уроках позволяет более подробно и наглядно предоставлять теоретический материал, что делает процесс образования наиболее эффективным. Этот вид работы может быть использован при изучении техники выполнения разучиваемых движений, так как с помощью наглядной картинки данное движение можно разбивать не только на этапы выполнения, но и более короткие фрагменты и создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий.

С помощью презентации и видеоматериалов также можно доступно объяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, ознакомить с историческими событиями, биографиями спортсменов интересно.

Создание презентаций и видеороликов с комплексами общеразвивающих упражнений (ОРУ) могут стать помощниками учителю.

На уроках возможно проведение тестирования с целью проверки и закрепления знаний учащихся. Применение тестирующих программ позволяет включать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет выбирать тесты для непосредственных нужд и конкретных участников. Во внеклассной работе также можно использовать ИКТ.

Технология уровневой дифференциации

С ее помощью на уроках физкультуры можно укрепить здоровье и развивать двигательную активность учащихся. Основные результаты занятий - профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха. Данный вид технологии может быть применен по следующим направлениям:

- задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;

- учет не только достигнутого результата, но и динамики изменений физической подготовленности ученика;

- распределение учащихся на медицинские группы с учетом состояния здоровья;

- отдельные задания для учеников специальной медицинской группы;

- для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, темы рефератов;

- привлечение учащихся на дополнительные занятия различными видами спорта и школьные соревнования;

- участие одаренных учащиеся в соревнованиях различных уровней.

Дифференциация обучения - это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента с помощью применения комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: по возрастному составу; по полу; по области интересов; по уровню достижений; по личностно-психологическим типам; по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.

Технология личностно-ориентированного обучения

Данная технология предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов. Современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. В начале учебного года выявить уровень физической подготовленности с помощью тестов и состояние здоровья обучающихся. Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

  1. Обучение двигательным действиям. Проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и «разведением» их по сложности) и затем объединением этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся для более качественного выполнения упражнения. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. На уроках учащимся даются разные учебные задания: одной группе - подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегченных условиях; другой - усложненные подводящие упражнения; третьей - действие в целом, но в облегченном варианте и т.д.
    Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложненных условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а также для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях. На уроке обязательно проводится индивидуальная работа с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия.
    2. Развитие физических качеств. Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки должна планироваться разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся должен улучшаться по сравнению с исходным уровнем. Обязателен контроль физических нагрузок каждого ученика по ЧСС перед началом и после окончания занятия.
    Особое внимание на уроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.
    3. Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности учащихся. При оценке физической подготовленности учащихся учитывается как максимальный результат, так и прирост их результата. Причем индивидуальные достижения (прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре следует учитывать и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. Нужно ориентировать сильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставим им за это высокую оценку.
    Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения. Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие.

Таким образом, перечисленные выше технологии позволят выстроить современный урок физической культуры.

© 2010-2022