Доклад на педагогической конференции на тему: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВАЦИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВАЦИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС




Видеть и делать новое - очень большое удовольствие.

Вольтер


В последние годы термин «новация», широко используются в педагогике, что, несомненно, является следствием объективных процессов, происходящих в сфере образования. Введение различных новаций обеспечивает реализацию одного из основополагающих принципов современного образования - принципа личностного подхода.

Быть педагогически грамотным специалистом без изучения современных образовательных технологий сегодня невозможно. Причем, преподавателям мало только знать о современных новационных технологиях, необходимо еще уметь внедрять эти новации в учебный процесс.

В педагогической науке понятие Педагогическая новация определяется как нововведение, которое разрабатывается и проводится не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки, и означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Новационные технологии - это дополнение и производство (изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновации в образовании проявляются в следующем:

· новация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

· использование новаций содействует созданию условий развития личности студентов;

· внедрение новаций ведет к изменениям других компонентов системы учебного заведения.

Основные направления новационной деятельности в учебном заведении:

· совершенствование содержания образования;

· изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

· совершенствование системы управления;

· информатизация образовательного процесса.

В последние годы в нашем колледже применяют самые различные педагогические новации.

Зарубежные и российские исследователи выделяют пять различающихся своими действиями категорий участников инновационного процесса: собственно инноваторы - инициаторы инноваций (2,5%); распространители - энтузиасты, захваченные новой идеей и готовые приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь (13,5%); основная масса (первое, раннее большинство, индивидуумы, сравнительно быстро воспринимающие инновацию, т.н. принимающие - 34%); консерваторы - второе, позднее большинство, ориентирующееся на новые научные открытия или изобретения (34%); запаздывающие, отстающие в восприятии инновации (поздние принимающие, скептики (16%) [4; 6].

В ходе нашего исследования получены аналогичные данные. Однозначное признание необходимости применения инноваций в преподавании выразили 39% слушателей. Гораздо более многочисленными оказались весьма осторожные сторонники применения лишь некоторых инновационных подходов в сочетании с традиционными методами обучения 48% - отечественные консерваторы.

Некомпетентными в данном вопросе признали себя 13%слушателей.

Следовательно, в среднем около трети участников анкетного опроса достаточно подготовлены к освоению, применению и использованию разнообразных инновационных образовательных технологий. Остальные занимают в лучшем случае выжидательную и консервативную позицию, не обязывающую к переменам и проведению серьезных подготовительных мероприятий, связанных с внедрением инноваций.

Распространение информационных и интернет-технологий в российской социальной и образовательной среде обусловило качественное улучшение отношения респондентов к возможности оснащения ими учебного процесса. Более 50% слушателей считают, что их применение сделает обучение более понятным и интересным; 45% (соответственно) - что это позволит изменить методы и формы обучения.

По отношению к формам обучения выявлено преобладание традиционных подходов. Явное предпочтение респонденты отдают лекциям в аудитории (71% - слушатели) и семинарам по наиболее проблемным и актуальным аспектам методики физического воспитания 58% соответственно.

Однако, несмотря на преобладание традиционных подходов, выводы показали положительное отношение слушателей к лекциям, записанным на электронных носителях 85%, и применению деловых игр 25%.

Специфика обучения методикам физического воспитания обусловливает важность применения практико-ориентированных методов. Однако многие преподаватели по тем или иным причинам не используют эти методы в своей работе.

Исходя из этих данных, следует подчеркнуть, что более современные методы преподавания в меньшей степени, чем традиционные, применяются в обучении методикам по физическому воспитанию. Скорее всего, это связано как с недостаточной компетентностью преподавателей, так и с отсутствием соответствующим образом оборудованных учебных мест.

Применение инновационных методов обучения предполагает соединение в учебном процессе групповых, консультационных и самостоятельных форм занятий. Преподаватели редко используют эту возможность расширения и обновления знаний слушателей в связи с преобладанием традиционных стереотипов, используемых ими для работы в аудитории в течение достаточно длительного времени.

Оценка эффективности слушателями различных форм и методов новационного обучения и их анализ позволили выявить приоритеты этой группы.

По мнению «Слушателей», наиболее удобными и эффективными методическими приемами, способствующими усвоению материала, являются разбор практических ситуаций 67%, лекции преподавателя в аудитории 62%, семинары по наиболее проблемным или актуальным аспектам физического воспитания51%.

Полученные результаты, характеризующие степень осведомленности респондентов об инновационных методах обучения, достаточно убедительно свидетельствуют о разном уровне их погруженности в проблему и зачастую о недостаточной компетентности и заинтересованности преподавателей в её решении по сравнению с другими участниками учебного процесса.

В целом мнения слушателей учебного процесса о причинах, мешающих внедрению новаций в процесс обучения методикам физического воспитания, достаточно близки.

К другим причинам, по мнению респондентов, можно отнести:

  • отсутствие заинтересованности руководителей и преподавателей - 44% и 64%

  • низкую мотивацию преподавателей - 31% и 58%

  • отсутствие качественного и удобного в реализации методического инструментария - 22% и 64%

  • отсутствие соответствующей материально-технической базы - 67%.

Недооценка «Преподавателями» таких причин, как необходимость дополнительного времени на адаптацию новых видов обучения к условиям конкретного предприятия (7%); психологическое сопротивление новому (16%); отсутствие необходимой подготовки у слушателей (24%), свидетельствует о недостаточном понимании роли данных факторов в процессе внедрения новационных методов.

Таким образом, основной проблемой внедрения новационных методов обучения методикам физического воспитания, является дефицит преподавателей, освоивших различные методы и формы организации новационного обучения (дискуссии, анализ конкретных профессиональных ситуаций, игровое моделирование процесса обучения и др.) на уровне, позволяющем не только активно применять их на практике, но и значительно повышать качество знаний слушателей.



© 2010-2022