Открытый урок физической культуры на тему Волейбол (6 класс)

Раздел Физкультура
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе


Тема урока: «Элементы спортивной игры «Волейбол» Правила игры в волейбол и совершенствование элементов волейбола в игровой деятельности»

Цели: Повторить и закрепить правила игры в волейбол.

Совершенствовать технику приема мяча в игровой ситуации и развитие двигательных навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить правила игры в волейбол;

  • Совершенствовать технику приема мяча и развитие двигательных навыков.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки коллективных взаимодействий и самоконтроль при выполнении технических элементов в различных ситуациях.

Развивающие:

  • Развивать основные качества (скоростно - силовые, быстроту и ловкость);

  • Развивать внимательность и координацию.

Оздоровительные:

  • Формирование правильной осанки через выполнение технических элементов волейбола.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: волейбольные мячи 10-15 шт., волейбольная сетка, свисток.

I. Вводная часть (3-5 мин.)

- Сообщение задач урока.

-Строевые упражнения: повороты на месте, ходьба на месте.

-Упражнения в ходьбе, беге.

II. Основная часть (27-30 мин.)
1.Повторение правил игры в волейбол(5 мин.)

Расставить учащихся по зонам с 1-6 и наглядно повторить правила игры.

- волейбол - коллективная игра; играют 6*6;

- цель игры - ударами рук направить мяч на сторону соперников и там приземлить;

- размер площадки 9*18 м, разделенной пополам сеткой (на высоте 2,43 м.- для мужских и 2,24 м - для женских команд);

- матч состоит из пяти партий, а они - из эпизодов, в любом из них разыгрывается одно очко. Эпизод начинается с подачи через сетку (подающий находится за линией своей площадки), после чего игроки неприятельской команды, передавая мяч друг другу не более двух раз, третьим ударом отправляют через сетку. Команда получает очко и право на следующую подачу, если соперник не сумеет отбить мяч (и он коснется земли либо пола) или не перекинет мяч обратно через сетку за три касания. Выигрывает партию команда, набравшая 25 очков. При счете 24:24 игра продолжается до тех пор, пока разница не достигнет двух очков. В матче побеждает команда, которая одолела соперников в трех партиях из пяти. Правда, в пятой партии требуется набрать не 25, а 15 очков.

- игроки команд располагаются на площадках в определенном порядке, зоны обозначаются номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6 (против часовой стрелки); три под сеткой (передняя линия) и три сзади (задняя линия). В соответствии с зонами распределяются и игроки команды. В игру мяч вводится игроком зоны 1, для чего он выходит из площадки за лицевую линию, в зону подачи.

-если команда выигрывает очко при чужой подаче, то перед своей игроки, двигаясь по часовой стрелке, переходят в другие зоны.

2. Совершенствование техники игры. (13 мин.)

Учащиеся становятся в парах напротив друг друга и по свистку учителя выполняют:
1.Передачи мяча сверху и снизу

2.Прием мяча сверху и снизу

3.Нападающий удар через сетку.

4. Подача мяча 3 способами (верхняя прямая, нижняя прямая, нижняя боковая)

Дети выполняют задание наиболее удобным для них способом.

Техника игры включает в себя основные приемы: стойки, передвижения, передачи, подачи, нападающие удары, отвлекающие действия, блокировка, страховка. Каждый прием имеет несколько способов выполнения.

Стойка:

Различие стоек зависит от степени согнутости ног - средняя, высокая и низкая. Ноги, согнутые в коленях, расставлены на ширину плеч, левая нога несколько выставлена вперед, туловище слегка наклонено вперед, кисти рук перед грудью, свободно опустив локти, пальцы рук обращены кверху, большими пальцами к себе. Нельзя сгибать руки в лучезапястном суставе и опускать кисти вперед вниз.

Нижние подачи:

Нижние подачи - положительным качеством нижних подач является простота их выполнения.

Нижняя прямая подача - игрок стоит в высокой стойке, лицом к сетке, центр тяжести смещен к сзади стоящей ноге, которая должна быть обязательно одноименной с ударяющей рукой; рука, проводящая удар, отведена назад в положение замаха; другая рука, согнутая в локтевом суставе, держит мяч перед собой на уровне или несколько ниже. Подбросив мяч на высоту 30 см. вверх, игрок маховым движением ударяющей руки производит удар основанием ладони (не пальцами) по мячу. Вместе с движением ударяющей руки разгибается сзади стоящая нога, и центр тяжести тела переносится на впереди стоящую ногу.

Нижняя боковая передача - игрок в высокой стойке стоит боком к сетке; ступни ног расставлены на ширину плеч параллельно лицевой линии площадки; ударяющая рука для замаха свободно отводится вниз - в сторону; ладонь обращена вперед-вверх; рука с мячом держит его на уровне пояса; туловище несколько наклонено вперед. Подбросив мяч на 50-70 см., игрок с началом опускания мяча посылает ударяющую руку вперед-вверх, перенося одновременно центр тяжести на ногу, стоящую впереди по движению, и ударяет ладонью по мячу, рука после удара свободно продолжает движение.

Верхние подачи.

Верхняя прямая подача - игрок стоит в высокой стойке лицом к сетке, рука держит мяч на уровне груди; ударяющая рука опущена вниз-вперед. При подбрасывании мяча вверх туловище отклоняется назад, центр тяжести переносится на сзади стоящую ногу, ударяющая рука вскидывается вверх, локоть отводится в сторону-назад, а плечо назад, кисть поднимается над головой. С одновременным разгибанием сзади стоящей ноги, движением туловища вперед и руки кистью вперед-вверх производится удар по мячу Ценность этой подачи - сочетание высокой точности и самые широкие возможности для придания различной скорости полету мяча).

Верхняя боковая подача - игрок в высокой стойке стоит боком к сетке, ступни параллельно лицевой линии, ноги полусогнуты в коленях; рука держит мяч на уровне или чуть ниже пояса. При подбрасывании мяча туловище отклоняется назад и в сторону ударяющей руки, одноименная с нею нога сгибается, рука свободно опускается в положение замаха вниз-в сторону. Удар по мячу производится за счет разгибания ноги, движения туловища и руки в одной плоскости. Ценность этой подачи - в большой скорости полета мяча, даже порой в ущерб точности.

Передача мяча - прием игры, с помощью которого создают условия для взаимодействия команды.

Способы передач:

Двумя руками в опоре,

Двумя руками в прыжке,

Одной рукой в прыжке.

Приемы мяча:

Двумя руками снизу,

Двумя руками сверху,

Одной рукой.

Прием мяча двумя руками снизу.

При приеме игрок принимает положение: ноги согнуты, одна впереди, руки прямые, развернуты немного наружу, кисти сомкнуты и опущены вниз.

Прием мяча производится на нижнюю часть предплечий, руки в локтевых суставах прямые (не сгибать!), нет большого встречного движения, мяч не отбивать, руки чуть-чуть приближаются к мячу, совершается некоторое разгибание ног. Нижняя передача двумя руками - кисти рук накладываются скрестно одна на другую в удобное положение, ладонями вверх. Накладывание кистей рук друг на друга необходимо для предупреждения двойного удара. Нижняя передача двумя руками выполняется прямолинейным движением рук навстречу мячу или подставлением рук под него. Направления полета мяча после передачи зависит от положения рук и от высоты, на которой происходит удар по мячу.

Прием мяча двумя руками сверху.

Большие пальцы принимают основную нагрузку, указательные пальцы являются основной ударной частью, средние пальцы в меньшей степени, безымянные и мизинцы в основном удерживают мяч в боковом направлении.

Верхняя передача двумя руками - кисти рук сближаются и располагаются на поверхности мяча в виде своеобразного ковша. Наружный край этого ковша образует ребра ладоней и мизинцы, а дно ковша - указательные и большие пальцы, причем большие пальцы направлены концами один к другому и к лицу игрока. Направление больших пальцев вперед - неправильное. Для выполнения верхней передачи игрок выходит к мячу с таким расчетом, чтобы встретить его руками у лица, что способствует наибольшей точности полета мяча при его сопровождении руками и зрительного контроля за движением. Встречая мяч, руки разгибаются в локтях, при этом движении кисти рук находятся в положении тыльного сгибания и в последующем сопровождают мяч до полного выпрямления рук. Сопровождение мяча из положения средней и высокой стойки может быть дополнено движением туловища и ног в нужном направлении.

Атака.

Атакующий удар - наиболее эффективный способ завершающих действий команды.

Атакующий удар состоит из 4-х фаз:

  • Разбег

  • Прыжок

  • Удар по мячу

  • Приземление

Разбег. В начале разбега с целью определения характера полета мяча игрок выполняет один-два ступающих шага в медленном темпе, затем, определив направление и скорость полета мяча, увеличивает скорость.

Прыжок.

Выполняется беговой шаг, правой ногой на стопу с пятки, руки отвести назад, ноги сгибаются в коленях, руки делают взмах вперед-вверх, ноги разгибаются и отрываются от опоры. Одновременно с взлетом делается замах правой рукой вверх-назад, левая рука задерживает движение на уровне плеча, ноги незначительно сгибаются в коленях.

Удар.

Правая рука выпрямляется в локтевом суставе, вытягивается вверх-вперед, далее выполняется резкий удар, при этом кисть накладывается на мяч сзади-сверху и выполняется движение кисти вниз.

Приземление.

Игрок приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим игровым действиям.

Блокирование.

Блокирование - прием игры, который применяется для противодействия атакующим ударам соперника. Блокирующие находятся близко от сетки в высокой стойке, руки на уровне плеч, стопы параллельны. Перед прыжком игрок приседает и с помощью взмаха согнутыми руками выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях, поднимает над сеткой, кисти напряжены, пальцы расставлены, кисти над сеткой. В момент удара кисти приближаются к мячу, амортизируют удар. Кисти направляют мяч вперед-вниз на площадку соперника.

  1. Учебная игра (12 мин)

Учащиеся делятся на 3 -4 команды. Победители получают оценку.

III. Заключительная часть (3-5 мин.)

Контрольный опрос

I. Вариант

  1. Назовите размеры волейбольной площадки.

  2. Какова высота сетки?

  3. Какие передачи вы знаете?

  4. Как выполняется нижняя прямая подача?

  5. Что такое блокирование?

II. Вариант

  1. Как выполняется переход команды на площадке?

  2. Что означает слово "волейбол".

  3. Как выполняется атакующий удар?

  4. Назовите вес мяча и его размеры.

  5. Прием мяча снизу опишите, как выполняется.

Построение. Игра на внимание «Класс» Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.









Самоанализ урока физкультуры по теме: «Элементы спортивной игры «Волейбол» Правила игры в волейбол и совершенствование элементов волейбола в игровой деятельности»


Я проводил урок физкультуры в 6 классе по теме моего занятия: «Элементы спортивной игр «Волейбол». Правила игры в волейбол и совершенствование элементов волейбола в игровой деятельности, определяет в дальнейшем качественное выполнение технико-тактических элементов игры. Предыдущие уроки были посвящены стойкам и перемещениям в волейболе. Урок проводился в соответствии с программой В.И. Ляха и календарно-тематическим планом. Главная цель занятия - формирование у учащихся умения выполнять передачу мяча сверху двумя руками. Для достижения данной цели я постарался решить следующие задачи: Обучающие: обучение правилам передачи мяча сверху двумя руками; обучение технике этой передачи. Развивающие: развитие у обучающихся быстроты реакции, координации и ловкости; построение алгоритма выполнения действий. Воспитательная: формирование у детей положительного отношения к физической культуре и спорту; формирование культуры общения. Для решения поставленных задач я использовал три группы методов: Первая группа - методы стимулирования и мотивации деятельности учащихся: На организационном этапе урока осуществлялось формирование интереса к теме занятия: была установка на практическое применение новых знаний и умений в процессе игры в волейбол в реальной жизни. Вторая группа - методы организации деятельности учащихся: • словесные: на разных этапах урока осуществлялись рассказ, беседа (инструктаж по технике безопасности и др.); • наглядные: на этапе изучения нового материала демонстрировался приём передачи мяча сверху двумя руками учителем и в видеофрагменте; • практические: в течение урока непосредственное выполнение задания, проведение пульсометрии для определения своего физического состояния; • поисковые: на этапе изучения передачи мяча сверху двумя руками создана проблемная ситуация, организовано коллективное обсуждение возможных подходов к ее решению; • логические: осмысление учащимися алгоритма выполнения действий, своей работы, анализ и синтез выполняемых операций; • самоуправление учебными действиями: выполнение передачи над собой за определенное количество времени, когда ребятам надо было самостоятельно определить высоту броска мяча. Третья группа - методы контроля и самоконтроля за эффективностью деятельности учащихся. Организация само- и взаимоконтроля, взаимоанализа, само- и взаимооценки учащимися выполнения технического элемента волейбола. Мною предусмотрены различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Все они были реализованы на уроке. Все формы работы были направлены на поддержание познавательной активности учащихся во время обучения техническому элементу по волейболу. Для обучающихся, освобожденных от занятия, подготовлены индивидуальные задания. Форма заданий: 1) тесты по теме учебного занятия и технике безопасности на уроках по волейболу;2) практическое задание: наблюдение за выполнением передачи учащимися класса и оценка правильности выполнения элемента. В течение урока осуществлялось формирование универсальных учебных действий. личностных: формирование устойчивого познавательного интереса; регулятивных: самостоятельно ставить учебные цели, оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы; коммуникативных: работать в группе; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера; познавательных: проводить наблюдение, устанавливать причинно-следственные связи. Подводя итог, я считаю, что занятие оказалось весьма эффективным с точки зрения выполнения цели и задач урока. Результаты рефлексии показали, что учащиеся усвоили правило выполнения изучаемого технического элемента и объективно оценивают свои достижения. Мне удалось вызвать у детей интерес к волейболу как спортивной игре, избежать перегрузки школьников, о чем свидетельствует проводимая пульсометрия. В целом, занятие способствовало формированию у детей положительного отношения к физической культуре и спорту.

© 2010-2022