Организация внеурочной деятельности с включением традиционных религий

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

организация внеурочной деятельности с включением в содержание воспитательного процесса традиционных российских религий как базовой ценности

Воспитание из всех святых дел самое святое.

Феофан Затворник.

Образовательными стандартами, утвержденными нашим государством, отводится особая роль внеурочной деятельности школьников в образовательном процессе. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом в свободное от уроков время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера, походы и т .д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции и др.). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Таким образом внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Государством сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Перечень базовых национальных ценностей следующий - справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.

При разработке собственной программы воспитания и социализации школьников образовательное учреждение, педагог может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным государственными стандартами и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания образовательного процесса можно делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

Каждая из базовых ценностей, определяется педагогом как вопрос и превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями и проч. обращаются к содержанию:

  1. общеобразовательных дисциплин;

  2. произведений искусства и кино;

  3. традиционных российских религий;

  4. периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  5. фольклора народов России;

  6. истории, традиций и современной жизни своей малой родины;

  7. истории своей семьи;

  8. жизненного опыта своих родителей и прародителей;

  9. общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  10. других источников информации и научного знания.

Важно понимать, что человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура - это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ, организационной и методической деятельности УО.

Воспитательное значение православной религии, прошедшее проверку многими десятками и сотнями лет, неоспоримо велико. Большое значение и для светского государства, и для верующих имеет понимание ценности семьи и воспитания детей. И здесь православная традиция является для нас естественной опорой. Православие всегда поддерживало идею и практику дружной многодетной семьи. В библейских текстах описывается все то, что является нарушением христианских заповедей: обман, тунеядство, грабительство и т. п. Христианская традиция требует помогать всем, кому трудно, помогать ближнему.

Важно подчеркнуть, что православно-ориентированное воспитание способствует принятию учащимися традиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент гармонического развития личности, обеспечивает личностную целостность. При этом духовность предполагает пробуждение души к духовному опыту, развитию чувства собственного достоинства и формирование основополагающих качеств духовной личности - веры, добра, чести, совести, любви, раскрываемых в свете национальной традиции и непрерывной связи с Абсолютным Идеалом, под которым в православии понимается личностный Бог.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ, организационной и методической деятельности образовательных учреждений и религиозных организаций. В подтверждение этому в нашем районе проводятся конкурсы и мероприятия на религиозную тематику. Воспитанники нашего района принимают участие в более масштабных мероприятиях. (перечислить каких)

Воспитание духовной личности не возможно без усилий каждого педагога в отдельности.

Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников сложившимся в моей практике. Будучи классным руководителем, я провожу и организую мероприятия в ходе которых дети получают первоначальные представления об исторических и культурологических основах традиционных российских религий. Кроме того, по своему желанию и с согласия родителей дети знакомятся с деятельностью православной церкви (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями).

Результатом знакомства с православной культурой стало проведение с учащимися 6 «б» класса в январе этого года мероприятия:

Свой доклад хочу закончить словами Патриарха Кирилла «Верим, что знакомство наших детей с основами религиозной культуры, несомненно, будет прививкой, помогающей развить иммунитет детского организма, невосприимчивость к тем инфекционным духовным и псевдокультурным явлениям, которые, к сожалению, сегодня иногда являются причиной тяжелейших заболеваний».


© 2010-2022