«Физкультурные минуты»

В настоящее время  большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья подрастающего поколения. Ведь по статистике к моменту окончания учебных заведений  часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье. Данная разработка преследует следующие цели:             1.Профилактика и пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди учащихся.             2. Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. А также решает следующие задачи:             1. Снять усталость и напряжение;             2. Внести эмоциональный заряд;             3. Совершенствовать общую моторику;             4. Выработать четкие координированные действия .   Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Физкультурные минуты»


Автор разработки:

А.В. Данилова

Преподаватель физического воспитания

ОГБОУ СПО «СПК»



Тип педагогической разработки:

Методическая разработка представляет собой рекомендации по проведению физкультурных минуток, во время занятий.



Данная методическая разработка адресована преподавателям общеобразовательных и спец. дисциплин.








2014

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на организм обучающегося, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и повышения работоспособности обучающихся.

Именно для этого разработаны комплексы профилактических упражнений для физкультминуток на рабочем месте. По наблюдениям педагогов физкультминутки на общеобразовательных уроках, уроках по спецдисциплинам благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности учащихся, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Комплексы профилактических упражнений выполняются учащимися в ходе урока, на рабочем месте. Необходимость проведения динамической паузы на том или ином этапе урока определяет педагог.

Данная разработка преследует следующие цели:

1.Профилактика и пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди учащихся.

2. Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

А также решает следующие задачи:

1. Снять усталость и напряжение;
2. Внести эмоциональный заряд;
3. Совершенствовать общую моторику;
4. Выработать четкие координированные действия .














Введение


В настоящее время большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья подрастающего поколения. Ведь по статистике к моменту окончания учебных заведений часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье.

Быть здоровым - естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни - регулярная физическая активность.

Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры - на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

Основная часть.

Физкультурные минуты - эффективное средство снижения утомления и повышения умственной работоспособности учащихся на уроках. Кроме того, они благоприятно влияют на организм ребенка и являются действенным средством профилактики нарушений осанки и деформаций в строении тела.

В комплексы физкультурных минут включены простые, удобные для выполнения упражнения. Они должны способствовать активному отдыху тех групп мышц и частей тела, которые утомляются от однообразной позы сидения за партой, на рабочем месте.

Все упражнения направлены на отдых тех мышечных групп, в которых ощущается усталость. Как правило, используются упражнения на расслабление, так как активное расслабление способствует лучшему кровоснабжению мышц, дает возможность быстрее и полнее восстановить их работоспособность и снять развившиеся в нем утомление.

Эффективными в этом отношении являются упражнения в потягивании, выпрямлении и прогибании позвоночника, расправлении грудной клетки. От длительного сидения возникают застойные явления в ногах, областях таза и живота. С целью этого рекомендуется выполнять упражнения для ног. Такие упражнения улучшают кровообращение, дыхание, повышают умственную работоспособность, положительно влияют на эмоциональное состояние учащихся.

Эти занятия проводятся в группе во время уроков, за 15-20 минут до их окончания.

Комплекс физкультурной минуты состоит из 3-4 упражнений. Каждое из них повторяют 4-6 раз, темп выполнения средний или медленный.

Физические упражнения выполняются стоя или сидя, желательно открыть форточки.

Команды и распоряжения преподаватель дает спокойным тоном. Если упражнение новое, следует вначале показать его выполнение, а потом предлагать выполнять учащимся.

Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

Примерные комплексы упражнений для проведения физкультурных минут.


Комплекс упражнений №1

Физкультурная минута для снятия усталости мышц плечевого пояса (комплекс может выполняться в положении стоя и сидя).

Упражнение 1. И. п.- основная стойка. 1 - поднять плечи вверх; 2 - свободно опустить плечи вниз. 3 - полунаклон вперед, руки свободно опустить вниз; 4- вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2. И. п.- стоя, руки к плечам. 1-4 - сделать четыре круговых движения плечами назад. Повторить 2-3 раза. Опустить руки вниз, свободно потрясти руками.

Упражнение 3. И. п.- стоя, руки тыльной стороной ладони на пояс. 1 - локти отвести вперед. 2 - локти отвести назад. 3-4 - опустить руки вниз, плечи расслабить. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений №2

Физкультурная минута для снятия усталости мышц спины.

Упражнение 1. И. п.- стоя, голова опущена. 1-3 - медленно разгибаясь, руки к плечам, свести лопатки, голову назад. 4 - вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2. И. п.- ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 - 2 - поворот влево. 3-4 - вернуться в и.п. То же в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 3. И. п.- стоя, ноги на ширине ступни. 1-2 - наклон назад, руки сцеплены в замок за спиной. 3 - наклон вперед, спина круглая, руки свободно опущены. 4 - выпрямиться. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений №3

Физкультурная минута для снятия усталости мышц ног.

Упражнение 1. И. п.- сидя на крае стула, ноги вытянуты вперед на ширине ступни. 1 - развести носки ног кнаружи. 2 - свести носки ног вовнутрь. Повторить 6 раз.

Упражнение 2. И. п.- сидя на крае стула, голова опущена. 1-2 - выпрямить ноги вперед и, опираясь руками сзади о стул, прогнуться. 3-4 - вернуться в и.п.

Упражнение 3. И. п.- стоя, ноги на ширине ступни. 1-2 - придерживаясь за спинку стула или край стола, попеременно отрывайте пятки от пола. Повторить 6-8 раз.

Комплекс упражнений №4

Физкультурная минута для снятия усталости мышц глаз.

Упражнение 1. И. п.- сидя.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза 3-5.секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаза и улучшению кровообращению в них.

Упражнение 2. И. п.- сидя.

Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 6-8 раз.

Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Упражнение 3. И. п.- сидя.

Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. И. п.- сидя.

Медленные круговые движения глазами в одном, а затем другом направлении. Повторить 6-8 раз.

Комплекс упражнений №5

Физкультурная минута для устранения застойных явлений в области таза, при работе сидя (выполняется сидя).

Упражнение 1. И. п.- сидя на стуле, руками взяться за передний край стула. 1- слегка приподнять таз. 2- вернуться в и.п. Повторить 6 раз.

Упражнение 2. И. п.- сидя на стуле. 1- напрячь мышцы тазового дна и нижней поверхности бедра. 2- расслабить мышцы. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 3. И. п.- сидя на стуле. 1- втянуть живот, сильно напрягая мышцы. 2- расслабить мышцы живота, выпятив его вперед. Повторить 6-8 раз.

Комплекс упражнений №6

Физкультурная минута для снятия напряжения с мышц туловища

Упражнение 1. И. п.- стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону; 4-6-круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. И. п.- стойка, ноги врозь. 1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 - исходное положение; 5-8-то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. И. п.- стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1-повернуть туловище направо;

2-повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Для коррекции дыхания важна специальная дыхательная гимнастика, которую можно выполнять практически в любых условиях: сидя, стоя. Поэтому упражнения специальной дыхательной гимнастики имеют особую значимость в проведении физкультминуток.

Комплекс упражнений №7

Упражнения специальной дыхательной гимнастики.

Упражнение 1.

Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторить 4 раза.

Упражнение 2.

Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, положите руки на колени -на выдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 3.

Ноги на ширине плеч; поднимите руки вверх - на вдох, наклонитесь вниз, достаньте до пола - на вдох, выпрямитесь. Повторить 4 раза.

Упражнение 4.

Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в

стороны.

Повторите 6 раз.

Упражнение 5.

Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук Ш. Повторить 6 раз.

Упражнение 6.

Пальцы рук на рёбрах ; на вдох - расширьте грудную клетку в стороны, на выдох - сожмите грудную клетку и выпрямьтесь. Повторить 4 раза.

Упражнение 7.

Пальцы рук к плечам; правым коленом достаньте левый локоть и наоборот. Повторить 6 раз.

Упражнение 8.

Облокотившись на спинку стула, держитесь за сиденье, ноги выпрямите. В этом положении - вдох, движение ногами «велосипед» - на выдохе. Повторить 6 раз.

Упражнение 9.

Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, обнимите себя и выпрямитесь - на выдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 10.

Руки на плечах; сделайте круговые движения локтями на счёт 4 - три раза в каждую сторону. Повторить 4 раза.

Упражнение 11.

Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук С.

Повторить 6 раз.

Упражнение 12.

Руки на поясе; отведите руку в сторону - на вдох; наклоните туловище вниз к

противоположному носку ноги и возвратитесь в исходное положение - на выдох.

Повторить 4 раза.

Заключение

Данные методические рекомендации адресованы преподавателям общеобразовательных и спец. дисциплин, для применения комплексов профилактических упражнений во время физкультминуток на рабочем месте.

Требования к проведению физкультминуток.

*Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.

*Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

*Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.






Список литературы:


  1. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие. -М.: Терра-Спорт, 2000.


  1. Залетаев И.П., Шеянов В.П., Загорский Б.И. Физическая культура: Учебник для профтехобразования. - М.: Высшая школа, 1984г.


  1. Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -М.,2005.


  1. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. -М.,2007.

5. Вишневский В. А. Здоровье сбережение в школе. -М.,2002.

6. Безруких М. М, Сонькина В. Д. Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе. -М.,2002.

7. Роттенберг В. С, Бондаренко С. И. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989.





© 2010-2022