«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения и творческого развития обучающихся »

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Лянторский центр детского творчества»

























«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения

и творческого развития обучающихся »













Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», гласит одна из восточных пословиц. Необходимо сформировать у школьников представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Разрабатывая образовательную программу «Художественная гимнастика», по которой осуществляется моя педагогическая деятельность, я руководствовалась педагогическим кредо: «Забота о здоровье-это сложнейший труд воспитания. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои силы». Занятие физической культурой - это, прежде всего профилактика различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Художественная гимнастика в этом отношении уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции.

Познавая красоту произведений искусства, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. На этой основе формируются образные представления, мышление, воображение. Кроме того, планомерное физическое воспитание, оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей.

В образовательной программе «Художественная гимнастика» произведено насыщение содержания материала программы современными знаниями в области проблем здорового образа жизни, занимательной информацией, историческими справками, материалом, имеющим профессиональную направленность; разработана методика содержания и объема проведения учебных занятий с позиции здоровьесбережения:

  • Тесты: «Определение ловкости, силовых способностей, скоростно-силовых способностей» (С.М. Чечельницкая и др.), «Узнай свою гибкость», «Диагностика синдрома гипермобильности суставов» (О.А.Иванова кандидат педагогических наук), «Функциональная тест -проба. 20 приседаний» (Мартине-Кушелевский); Диагностика состояния осанки (визуальный осмотр С.М.Чечельницкая и др.-Ростов н/Д:Феникс, 2009. «Здоровье нации»);

  • Составление режима дня школьника, комплекса физкультминуток, физпауз (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика).

Велико значение гимнастики и как одного из средств агитации и пропаганды здорового образа жизни и физической культуры. Зрелищность массовых гимнастических упражнений и специальных упражнений спортивной и художественной гимнастики сделала их основным содержанием физкультурных праздников и выступлений. Так как художественная гимнастика является женским видом спорта, то занятия в объединении способствуют укреплению и совершенствованию физических форм, воспитанию культуры здоровья девочек - будущих мам. «Гимнастика есть целительная часть медицины» (Платон). В школе на уроках физической культуры девочки занимаются вместе с мальчиками, что создает психологический барьер у девочек. На наших занятиях девочки смело выполняют гимнастические упражнения, раскрывают свои творческие способности, не испытывая при этом психологического дискомфорта. Психологическая целесообразность опыта заключается в организации педагогических действий, направленных на формирование мотиваций здорового образа жизни, желание заниматься спортом и быть здоровым.

Параллельно с образовательной программой «Художественная гимнастика» реализуется план воспитательной работы, включающий в себя цикл мероприятий, ориентированных на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей средствами художественной гимнастики - это классные часы, викторины, спортивные мероприятия, тесты:

  • Классные часы: «Здоровый образ жизни», «Экология». Классные часы: «Влияние занятий художественной гимнастикой на здоровье», «Секрет грации спортсменок художественной гимнастики», «Правильное питание», «Семья и здоровье», «Курить? Нет быть здоровым!»;

  • Праздники: «День творчества», «Звездопад», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Ярмарка народной игры», «Городская спартакиада», «День здоровья», «Дружим со спортом»;

  • Анкетирование: «Что такое здоровое питание?», «Спорт и здоровье», «Как ты относишься к уроку физкультуры?»

  • Практикумы: «Профилактика ОРВИ заболеваний средствами художественной гимнастики»

  • Викторина «Организм человека».

Проблема здорового образа жизни на занятиях художественной гимнастикой освещается через понятие «внутренней картины здоровья» - представления о своем физическом состоянии, сопровождающимся своеобразным эмоциональным, чувственным фоном, угрожающих здоровью факторах, способах его сохранения и возвращения. Большое внимание уделяется не только болезненным ощущениям, но и тем чувственным переживаниям, которые ребенок испытывает в обычной жизни, тем самым формируя положительное отношение к своему здоровью. Формирование здорового образа жизни предполагает влияние на внутреннюю картину здоровья каждого ребенка через изучение своего организма, освещение вреда для организма, связанного с зависимостью от курения, алкоголя, наркотических веществ и еды, но и о пользе здорового образа жизни. Формируется не только негативный образ нездоровья, но и позитивный образ здоровья, через проведение здорового досуга, спортивные мероприятия, закаливание, гигиена труда и отдыха, правильное питание, занятие художественной гимнастикой. И здесь очень велико значение гимнастики, так как она доступна детям любого возраста, пола и подготовленности. Гимнастика с успехом применяется для лечебных целей и является исходной, начальной ступенью для формирования двигательных навыков. Ее элементы используются во многих видах спорта для специальной тренировки - поднимание тяжестей, отдельные виды легкой атлетики, фигурное катание. Гимнастика имеет характерные признаки: высокую динамику; частую смену движений с различной амплитудой в сочетании с чередованием наклонов, выпрямления, вращения тела, разведения рук и ног; активное участие тазобедренных суставов и плечевого пояса. Этот диапазон движений требует от нервной системы человека объединения всех двигательных структур и создает основу для присвоения ценности здоровья на индивидуально-психологическом уровне, задавая мотивацию на здоровый образ жизни.

Художественная гимнастика способствует не только оздоровлению, улучшению физической подготовленности, но и выработке культуры движений, и навыков координации, и воспитанию музыкальности, чувства ритма, и формированию эстетического вкуса. В процессе занятий формируются моральные и волевые качества, жизненно важные двигательные умения и навыки. Художественная гимнастика наряду с развитием физических качеств также способствует эстетическому воспитанию. Органичное сочетание движений с музыкой обусловливает танцевальный характер упражнений и придает им целостность, слитность, и яркую динамическую структуру. Данная программа носит физкультурно-оздоровительный, художественно эстетический характер. Программа решает задачи: укрепление здоровья, формирование растущего организма, физическое развитие - гибкость, пластика, красота движений.

Так как художественная гимнастика является женским видом спорта, в объединения принимаются только девочки и девушки. Упражнения художественной гимнастики в программе составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма девочек, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позволяет мне применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения. Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутствием остановок и фиксаций промежуточных положений в упражнениях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером таких упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи. Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силы движений. Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тесной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности (циклично).

Целостность, динамичность, танцевальный характер выполнения упражнений тесно взаимосвязаны. К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и с предметами (мячом, скакалкой, лентой, обручем), специальные упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением. Эти средства предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на детей: повышение у них функциональных возможностей организма, обогащение знаниями в области художественной гимнастики и смежных с ней практических и теоретических дисциплин, двигательным опытом, развитие координации движений, быстроты и точности двигательных реакций, гибкости, прыгучести, выносливости к мышечной работе, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства ритма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной, красивой осанки, легкой походки, грациозности, изящества движений. К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами.

Овладевая техническими приемами выполнения упражнений, обучающиеся совершенствуют свои двигательные способности, укрепляют здоровье, развивают творческие способности, познают сущность здорового образа жизни. Процесс формирования мотивации у обучающихся к здоровому образу жизни в рамках реализации программы является органичным взаимодействием внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера обучающихся, внешним фактором выступает образовательный процесс. Таким образом, образовательный процесс направлен не только на изменение содержания учебных заданий, но и на изменение внутриличностной сферы посредством сознательно-волевой работы по переосмыслению обучающимися отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни.

На основе богатого классического наследия педагогов - гимнастов мною разработана своя система работы с детьми, которую условно можно разделить на два этапа.

Цель первого этапа - сформировать у обучающегося основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других обучающихся. Для реализации цели используются следующие методы и средства:

  • насыщение содержания материала учебных дисциплин современными знаниями в области проблем здорового образа жизни, занимательной информацией, историческими справками;

  • включение материала, имеющего профессиональную направленность («Моя будущая профессия и здоровье», «Карьера и здоровье»);

  • создание ситуаций самоанализа (оценка своего здоровья по отдельным показателям, составление собственного «Паспорта здоровья»);

  • использование проблемного изложения материала по отдельным аспектам здорового образа жизни, дискуссий («Здоровый образ жизни - хобби или необходимость?», «Мой образ жизни, здоровый ли он?»).

Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

Второй этап - становление, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремление к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья. На этом этапе цель определяется, как формирование устойчивой мотивации здорового образа жизни, характеризующейся устойчивым интересом к проблеме, стремлением к самообразованию в области здорового образа жизни, самооценке и коррекции отдельных компонентов жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья.

Основные задачи: добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Эффективность обучения достигается оптимальным подбором методов, приемов и средств обучения. Наряду с методами активного обучения, применяется наглядность, направленная на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы). При обучении навыкам выполнения упражнений с предметами, девочкам объясняю влияние упражнений с предметом на физические формы и функции организма. Так, упражнения в равновесии с обручем - укрепляют мышцы спины, способствуя формированию правильной осанки. Упражнения с лентой - укрепляют подвижность и гибкость плечевого, локтевого и лучезапястных суставов. Скакалка - развивает прыгучесть, выносливость, укрепляют мышцы ног, тренирует сердечно - сосудистую, дыхательные системы организма. Мяч - развивает ловкость, гибкость, координацию движений.

Неотъемлемым компонентом физического воспитания следует считать систематическое развитие у ребенка творческой инициативы, проявлению которой содействует двигательная деятельность в подвижных играх и физических упражнениях. Творческие задания, предлагаемые детям в этих двигательных формах, стимулируют развитие воображения и мышления, возникновение ассоциаций и желание придумать что-то свое, а затем практически воспроизвести свой замысел.

Физическое развитие полноценно только во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием и трудовой деятельностью. Процесс выполнения физических упражнений это единый одновременный процесс духовного и физического совершенствования человеческой личности. В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего, это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдения, обобщение, сравнение. Следовательно, существует прямая связь между занятиями физическими упражнениями и умственным развитием ребенка.
Проблемы обучения и воспитания неотрывно связаны с ролью деятельности в их развитии. В условиях сложившейся системы дополнительного воспитания фактически отсутствует специальная работа по формированию деятельности детей. Они не занимаются развитием воображения, т.к. не располагают деятельностными средствами этого развития. Необходим поиск таких средств и создание на их основе инновационных проектов дополнительного образования. Различные виды детской деятельности могут формироваться на творческих началах лишь в условиях развивающего воспитания.
Традиционным средством формирования творчества детей является игра, как фундаментальный источник духовного роста. Однако, в традиционной теории и практике школьного воспитания, несколько преувеличены возможности сюжетно-ролевой игры. С другой стороны, в широкой воспитательно-образовательной практике не востребован богатый творчески развивающий потенциал подлинно современной - режиссерской игры. В ней ребенок одновременно занимает позиции разработчика сюжета, постановщика и исполнителя ролей . Развитие творческого мышления - одна из самых популярных идей зарубежной педагогики, особенно в последние десятилетия. Многие исследователи и педагоги-практики уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Чтобы развить творческие способности детей необходимо целенаправленно воздействовать на: эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, владение способами деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера. Развитие их у детей в одной какой-либо творческой деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Занятия физическими упражнениями, формируя эстетику движений, воспитывают и эстетические чувства. Следовательно, одной из задач физического воспитания является научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями, на язык эстетических оценок. Детям нужно объяснять, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны.

Как педагог и руководитель коллектива я считаю, что обучение детей гимнастике способствует не только оздоровлению, но и развитию у них творческих способностей, что требует от педагога не только владения соответствующей методикой, но и предполагает наличие у него правильного представления о гимнастике как художественной деятельности, как об искусстве. Именно такое понимание природы гимнастики позволяет мне осмысленно, квалифицированно и целенаправленно решать поставленные задачи. Для меня очень важно понимать, что гимнастика - это музыкально-пластическое искусство и, как всякий вид искусства, отражающий окружающую жизнь в художественных образах (например, представление о природе, жизни, человеческие взаимоотношения и т.д.). Гимнастике изначально присущ образный и сюжетный характер. В нем в качестве главного средства создания художественных образов использую движения и положения человеческого тела, которые имеют своеобразный выразительный язык. В гимнастической композиции в качестве выразительной лексики я использую как специфические, так и пантомимические движения. Оба вида движений имеют своей первоосновой реальные жизненные движения. Однако танцевальные движения меньше всего походят на «чисто» бытовые - они достаточно условны. Пантомима менее условна: она ближе к бытовой пластике. Однако в танце, подчиняясь законам этого искусства, пантомима становится танцевальной, ритмизованной. В моей работе необходимо знать: специфическая особенность гимнастического искусства - органическая связь его языка с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Как художественной гимнастике вообще, так и детскому танцу в частности, присущи образность, передача взаимоотношений разнохарактерных персонажей, использование в качестве выразительной лексики танцевальных и пантомимических движений, сквозное музыкальное действие и развитие музыкально-танцевальных образов. Эти свойства художественной гимнастики я широко использую в процессе эстетического воспитания детей, именно в танце у них зримо прослеживается динамичное становление творческих способностей. Обусловлено это сочетанием в единой деятельности музыки, движения, игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения. Развивать творческое воображение у воспитанников мне помогает музыка. Это связано с ее природой, высокой эмоциональностью, абстракцией языка, позволяющих широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта ребенка. Воздействие музыки на развитие воображения происходит в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Как педагог я развиваю творческие способности детей посредством приобщения их к миру художественных образов, воплощающихся исключительно с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов при посредстве собственного тела. По моему убеждению, в танце творческое воображение детей развивается интенсивнее, нежели в процессе их занятий другими видами музыкальной деятельности.

В моей работе по данному направлению одно из главных условий - формирование осознанного отношения детей к средствам танцевальной выразительности, овладение учениками языком пантомимических и танцевальных движений. На моих уроках дети учатся понимать значение этих движений, осваивая язык танца, могут с его помощью выражать свое собственное настроение или настроение изображаемого персонажа, знакомятся с различными приемами композиции. Немалое значение для развития творческих способностей детей имеет для меня оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов.

С первых шагов обучения детей художественной гимнастике я пытаюсь их научить исполнительскому творчеству, суть которого - выразительность, артистизм, индивидуальная манера отображения танцевальных образов. Со временем этот процесс обогащается творческими находками и изобретениями самих юных гимнасток, иначе - композиционным творчеством. Нашими детьми накоплен как необходимый музыкально-пластический исполнительский запас танцевальных движений, так и определенный жизненный опыт. Подбирая музыкальный материал, я прошу детей импровизировать. При этом я пользуюсь различными приемами импровизации (например, либо предлагаю детям сочинить на заданную музыку сказочный образ - игрушки, животного и т.п., либо ребенок сам выбирает себе определенный образ и представляет его под понравившуюся ему музыку, а остальные девочки угадывают, что она хотела изобразить). По характеру исполнения, по удачно подобранным гимнасткой пластическим приемам, по комбинациям и варьированию известных движений мы выясняем, насколько чутко дети слушают и как понимают музыкальное произведение. Например, во время игры «Вслушиваясь в музыку» идет смена музыкальных произведений, их темпа, ритма и характера. При этом каждый ребенок по-своему реагирует на смену музыки настроением, эмоциями, новизной и выразительностью пластики.

Чрезвычайно благоприятен для формирования творческих способностей детей нашего коллектива сюжетный танец. Эта яркая и выразительная форма детской художественной деятельности вызывает живой интерес у детей (как исполнителей, так и зрителей). Интерес такой обусловлен образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и зримой демонстрацией их взаимоотношений в соответствии с развитием сюжета. Создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству. Разнохарактерность персонажей побуждает каждого ребенка искать для передачи того или иного образа свои выразительные приемы. В процессе моей работы с детьми можно заметить: новый состав участников одного и того же гимнастического номера вносит свои изменения в исполнение.

Чтобы добиться определенных результатов я планомерно изучала язык гимнастических и танцевальных движений. Главными разделами образовательной программы являются изучение «основных упражнений художественной гимнастики» - упражнений с обручем, скакалкой, лентой, основ классического и современного танца. При изучении программного материала я использую такой метод выразительного показа движений, который задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. Словесные пояснения тоже помогают детям осознавать значение, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение. Здесь я стараюсь - и особенно при работе с младшими девочками- давать образные словесные пояснения. Например, спрятать «хвостики» - ягодичные мышцы, «проглотить животик» - втянуть живот, «приколоть кнопочками мизинчики» -плотно прижать стопу и особенно мизинец к полу, «снять стружку с пола» - скользнуть по полу всей стопой при исполнении в tm tendus.

Образный рассказ побуждает девочек представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, что способствует развитию у них фантазии и воображения. В «Северной миниатюре», передающей взаимоотношения животных и людей, девочки, танцуя, изображают северных животных - оленей, песцов, медведей. Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмыслить содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение детей, побудить их к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств. Большое внимание в процессе моих занятий я уделяю взаимодействию партнеров. Первоначально партнером выступает педагог, затем дети учатся взаимодействовать друг с другом. Один обращается к другому определенным танцевальным движением - тот отвечает ему другим танцевальным движением. В числе методов танцевальной деятельности в моей практике особое место занимает варьирование. Сначала я вспоминаю с девочками простейшее движение, известное по прошлому обучению. Дальнейшее обучение танцевальному движению производится методом его усложнения, изменения, то есть варьирования. Например, подготовка к «Веревочке» - простейший первоначальный вариант - подскок на demi-plie, который усложняется до различных вариантов «веревочек».

Применяю я, также, и словесный анализ движений, что помогает осознанно овладеть языком движений. Девочки повторяют на занятиях не только показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывают их новые сочетания и варианты, причем первые их попытки делаются под руководством и при участии педагога, а затем дети пытаются работать в сотворчестве друг с другом. В процессе занятия я стараюсь воспитывать внимательное отношение детей друг к другу, умение искренне радоваться успехам товарищей, желание помогать им в преодолении трудностей.

Становление творчества в художественной гимнастике - процесс довольно тонкий. Здесь необходимо, чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу. Если я вижу, что ребенок теряет интерес к занятиям, я тут же пытаюсь отложить изучаемый материал, обратиться к прежнему, а к новому вернуться спустя некоторое время. Для поддержания интереса я использую игрушки (что побуждает ребенка к более выразительному исполнению) и эстетически выразительный игровой материал. На занятиях стараюсь создать доброжелательную, комфортную обстановку, мы радуемся любым, даже малейшим, находкам и успехам воспитанников. А исправлять ошибки следует осторожно и корректно. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно развитие творческих способностей детей. Добавлю, что это один из моих «рабочих» принципов.

Мои педагогические поиски ставят своей целью интегрировать процесс гимнастического образования в воспитание эмоционально-нравственного отношения ребенка к природе через творчество. Дети любят природу, чутко и тонко ощущают происходящие в ней процессы, поэтому тема природы привлекает их, близка им и понятна. Творческие занятия с привлечением образов живой природы приобретают яркую эмоциональную окраску. Вместе с тем через позитивные эмоции, которые испытывает ребенок, занимаясь по моим методикам и общаясь с реальной природой (а это необходимый компонент учебно-воспитательного процесса), у них формируется устойчивое положительное отношение к природному миру и способность по достоинству оценить его эстетический аспект.

В основу большинства методик и приемов, применяемых на занятии, «встроен» образ природы. Он интерпретируется как образ-штрих, образ-контур, образ-музыка, образ-лексика, образ-эмпатия, образ-сюжет. Разноплановость образов на моих занятиях наиболее полно раскрывается в этюдной работе, эффективно реализующей «экокреативность» ребенка (этот термин мы понимаем как творчество на тему природы). Создание образа - это выражение самобытности ребенка в процессе решения заданной педагогом темы, не ограниченный какими бы то ни было условностями полет детской фантазии. Образы окружающего природного мира в детском воображении свободно сочетаются и трансформируются, ребенок ищет наиболее созвучные приемы и выразительные средства (жесты, позы, пластика, художественные движения, пантомимика и т.д.) для передачи своего состояния, «старается посильно создать художественный образ в собственной творческой деятельности» (Б. Юсов). В качестве примера хочу обратиться здесь к трогательному образу маленького пушистого желтого цыпленка. В данном случае образ-штрих - это изображение маленьких крылышек, подъем на полупальцы, мимическое представление клювика (дети с удовольствием складывают губки «трубочкой», показывая клювик). Образ- контур - демонстрация представления ребенка о том, как цыпленок двигается. При этом дети делают мелкие взмахи «крылышками», часто переходят на бег на полупальцах, озвучивают образ подражанием писку и т.д. Мои занятия или отдельные их фрагменты проходят в сопровождении музыки, что активизирует ассоциативное мышление ребенка: появляются новые решения, расширяется диапазон выразительных средств. Наиболее глубокому вживанию юной гимнастки в роль способствует создание образа-эмпатии. Так, цыпленок может быть веселым, грустным, тревожным и т.д. Чтобы активизировать чувственность ребенка, я тщательно подбираю эмоционально-красноречивый музыкальный материал. В итоге образ-сюжет венчает многоступенчатую художественно-творческую работу. Музыкально-пластический образ цыпленка может являться действующим лицом реального сюжета или сказки. Этюдная форма работы с учащимся предпочтительна по многим параметрам. Я выделяю два направления развития ребенка, непосредственно касающиеся специфики гимнастического обучения - артистизм и музыкальность. В конечном итоге после продолжительного периода обучения танцевальному искусству на сцену должен выходить «артист», способный не только четко исполнять танцевально-лексическую составляющую гимнастического номера, но и уметь сыграть сценическую роль ярко, выразительно, эмоционально. Тематика танцевального произведения, логика сюжета, характерные персонажи позволяют заинтересовать не только исполнителя, но и сделать его «сочувствующим соучастником» зрителя. Перечисленные мною приемы служат формированию музыкальной чуткости, учат детей «танцевать музыку» (старый принцип «русской школы»), выявлять образность музыки, эмоциональные оттенки и т.д. Данные методы, приемы занятия не только обеспечивают дифференцированный подход к обучающимся, но и создают необходимые условия для познавательной активности обучающихся, в которой ребенок самостоятельно приобретает и творчески использует полученные знания, что ведет к значительному росту успеваемости.

Особое место в программе мероприятий занимает проектная деятельность обучающихся. Проектные работы в рамках проектов «Шаг в будущее», созданные девочками, органично вписываются в работу практикума.

Ребята объединения занимаются не только гимнастикой, но и успешно участвуют в научно-исследовательской деятельности Всероссийской программы «Шаг в будущее» по теме «Влияние художественной гимнастики на формирование осанки». Идея создания исследовательской работы принадлежит детям. Они считают этот вопрос очень актуальным, так как ухудшение здоровья детей в условиях ХМАО стало серьёзной проблемой. Люди, живущие на севере, в большей степени подвержены простудным заболеваниям. Это связано с неблагоприятными условиями, низкой температурой воздуха, недостаточным содержанием кислорода в атмосфере, со слабым иммунитетом, бедной витаминами пищей и т.п. Исследуя вопрос о влиянии художественной гимнастики на сохранение осанки, проводился эксперимент с группой обучающихся центра детского творчества, в возрасте 7-10 лет и количестве 30 человек. До принятия в объединение испытуемые не занимались гимнастикой, и данные по заболеваемости за 2010-2011 год составили 13 человек, т.е. 43% Параллельно с экспериментальной группой была организована контрольная группа учащихся в возрасте 7-10 лет и количестве 30 человек, данные по заболеваемости, которые за 2011-2012 год составили 10 человек, т.е. 33%. В течение 3-х лет, с экспериментальной группой осуществлялась работа над укреплением здоровья посредством художественной гимнастики. По истечению срока эксперимента был проведен медицинский осмотр школьников и анализ по справкам опытной и контрольной групп.

В конце 2013 года общее число по заболеваемости в экспериментальной группе составило 6 человек (20%). Общее число по заболеваемости контрольной группы на конец учебного года составил 15 человек, т.е. 50%. Следовательно, в данной группе рост респираторных и дыхательных заболеваний увеличился. Очередной медицинский осмотр показал, что 9 обучающихся экспериментальной группы ежегодно болеющих простудными заболеваниями, 5 девочек вообще не болели ОРЗ в этом году, а у остальных наблюдаются диагнозы в ослабленной форме. Художественная гимнастика является эффективным условием профилактики простудных заболеваний, что ведет к общему повышению сопротивляемости организма.

С целью снижения простудных заболеваний и повышения посещаемости занятий совместно с обучающимися провожу классные часы, связанные с понятиями: «Знание своего тела», «Гигиена тела», «Правильное питание», «Здоровый образ жизни», «Экология», «Безопасное поведение на дорогах», «Курить? Нет быть здоровым!». По инициативе детей провожу совместные с родителями игры и праздники: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Городская спартакиада», «День здоровья», «Дружим со спортом», «Олимпиада по физической культуре». Викторины и игры «Как я забочусь о своих глазах», «Сон-лучшее лекарство», «Курить? Нет, быть здоровым!», «Хорошее настроение», «Секрет грации спортсменок художественной гимнастики», подвижные игры на воздухе.

Впереди творческий коллектив «Художественная гимнастика» ждут интересные дела, новые открытия.

В настоящее время мы с ребятами размышляем над новыми актуальными проблемами для участия в программе «Шаг в будущее».

Наш коллектив находится в постоянном развитии, ведь мы никогда не стоим на месте, у нас всегда много дел. Пожелайте же нам новых интересных идей, творческих находок, удачи и сокрушительного успеха!























«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения и творческого развития обучающихся »











«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения и творческого развития обучающихся »















«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения и творческого развития обучающихся »











«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения и творческого развития обучающихся »«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения и творческого развития обучающихся »















«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения и творческого развития обучающихся »













«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения и творческого развития обучающихся »













«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения и творческого развития обучающихся »«Художественная гимнастика как средство здоровьесбережения и творческого развития обучающихся »

© 2010-2022