Дополнительная образовательная программа «Настольный теннис»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МБОУ «Большеболдинская средняя школа им. А.С.Пушкина»-

«Пикшенская основная школа»


Согласовано: Утверждаю:

Методист ИДК Директор школы

_____ _______ Т.С.Вострышева

М.В.Адушева Протокол №___

от______2014г.





Дополнительная образовательная программа

«Настольный теннис»

Возраст детей 10- 15 лет

Срок реализации: 1 год




Автор - составитель:

Асманкина Наталья Ивановна учитель физической культуры

первой квалификационной категории









с.Пикшень

2014 г.

Пояснительная записка

Спортивная игра в теннис занимает значительное место в системе физического воспитания.

Занятия спортивными играми - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся.

Настольный теннис относится к числу наиболее популярных спортивных игр.

Теннис - это спортивная игра, богато насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями.

Игра в настольный теннис отличается от других игр сочетанием быстрого темпа с высокой точностью попадания мячом. Такая игра требует умения выполнять удары с ходу в процессе свободного, быстрого передвижения. Действия теннисиста требует высокой координации движений.

Сравнительно небольшие размеры стола, большая скорость перемещения мяча, быстрая смена игровых ситуаций требуют от игроков мгновенных ответных реакций на действия противника, высокой координации движений, разносторонней физической и волевой подготовки, умения быстро и правильно оценить игровые ситуации и в связи с этим применять наиболее целесообразные технические приёмы и тактические действия.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

Цель программы:

- научить учащихся практическим навыкам игры «настольный теннис»

Задачи программы:

Обучающие

- обучение основам техники игры;

Воспитательные

- формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Развивающие

- укрепление здоровья и закаливание,

-содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма,

-развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и др.)

-воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества

Этапы реализации программы:

  1. Теоретическая подготовка

(общее понятие о теннисе)

  1. Физическая подготовка

(общая и специальная физическая подготовка)

  1. Техническая подготовка

(перемещения, удары)

  1. Тактическая подготовка

(ведение спортивной игры)

Дополнительная образовательная программа «Настольный теннис» рассчитана на 1 год обучения (68 часов в год), для учащихся 10-15 лет.

Учащиеся должны знать:

  1. Историю развития настольного тенниса;

  2. Оборудование и инвентарь;

  3. Правила и приемы игры;

  4. Приемы игры («школа» техники),

  5. Основные удары и др.

Уметь:

  1. Совершенствовать приемы игры в тактических действиях, в одиночных и парных встречах;

  2. Применять разнообразные способы подачи и их приемы, удары, передвижения;

  3. Планировать тактические действия.

В конце учебного года проводятся соревнования - тестирование по физической подготовке, упражнениям с мячом и ракеткой согласно контрольным нормативам, приведенным в программе.

Учащиеся в течение учебного года принимают участие не менее чем в двух соревнованиях и участвуют в соревновании внутри объединения не менее 2-4 встреч.

Качество подготовки учащихся находится под постоянным контролем педагога.

.



Учебно-тематический план

Разделы

Всего часов

Теория (часов)

Практика (часов)

1 .

Общее понятие о теннисе

8

5

3

1.1.

Вводное занятие

2

2


1.2.

Оборудование и инвентарь для настольного тенниса

2

1

1

1.3.

Первая помощь при травмах.

2

2

1.4.

Правила игры

2


2

II.

Общая и специальная физическая подготовка

12

3

9

2.1.

Общее понятие

2

2


2.2.

Упражнения для определения координированности движений

2


2

2.3.

Упражнения для определения гибкости

2


2

2.4.

Упражнения для определения ловкости

2


2

2.5.

Основные виды вращения мяча

2


2

2.6.

Виды ударов

2

1

1

III.

Техническая подготовка

22

6

16

3.1.

Основы техники игры

6

2

4

3.2.

Основные виды вращения мяча

4

1

3

3.3.

Виды ударов

4

1

3

3.4.

Сочетание ударов.

4

1

3

3.5.

Основы тактики нападения и защиты в одиночных играх.

4

1

3

IV.

Тактическая подготовка

20

6

14

4.1

Общее понятие

3

2

1

4.2

Тактика одиночных встреч

3

2

1

4.3

Тактика и техника парных встреч.

3

1

2

4.4

Планирование тактических действий.

3


3

4.5.

Значение начальной расстановки игроков.

4

1

3

4.6.

Тактика игроков в смешанных парных играх.

4




4


V.

Соревнования

6

2

4

5.1.

Правила игры, организация и проведение соревнований

4

2

2

5.2.

Контрольные испытания

2


2

ИТОГО:

68

23

45

Содержание программы

Название раздела и тем

Основные узловые моменты

I.

Общее понятие о теннисе

1.1.

Вводное занятие

Знакомство с коллективом, с программой обучения.

История настольного тенниса. Появление игры в стране, ее распространение, техника, тактика. Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов. Особенности современной игры.

Инструктаж по технике безопасности и санитарно- гигиеническим требованиям.

1.2.

Инвентарь для настольного тенниса


Практика

Инвентарь, необходимый для настольного тенниса: стол; сетка; мяч; ракетка

Ремонт кронштейнов для сетки, стоек, столов, ракетки.

Профилактический уход за ракетками.

Ремонт спортивного инвентаря, профилактический уход за ракетками.

1.3.

Первая помощь при травмах

Травмы и другие неприятности, подстерегающие теннисиста.

Понятие о травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях по настольному теннису.

1.4.

Правила игры.

Общее понятие. Правила игры.

II.

Общая и специальная физическая подготовка

2.1.

Общее понятие

Значение физической подготовки. Виды. Отличие.

2.2.

Упражнения для определения координированности движений

Общеразвивающие упражнения без предметов: для мышц рук, ног, туловища.

Упражнения: прыжки с места в длину и вверх, с разбега в длину и в высоту, подскоки.

Общеразвивающие упражнения с предметами: с гимнастическими палками, баскетбольным мячом, ракеткой, теннисным мячом.

2.3.

Упражнения для определения гибкости

Упражнения: прыжки с места в длину и вверх, с разбега в длину и в высоту, подскоки

Упражнения на растягивание мышц.

2.4.

Упражнения для определения ловкости

Метание теннисного мяча в цель и на дальность

2.5.

Основные виды вращения мяча

Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой. Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок. Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы. Удары слева и справа у тренировочной стенки. Имитационные удары ракеткой по одновесному мячу слева и справа.

2.6.

Виды ударов

Виды ударов (промежуточные, атакующие, защитные).

Разновидности ударов: по назначению, по направлению вращений мяча, силе удара, траектории полета мяча, времени выполнения удара.

III.

Техническая подготовка

3.1.

Основы техники и тактики игры.

Понятие техники игры.

Значение технической подготовки для достижения высоких спортивных результатов.

Основные технические приемы игры. Способы хвата ракетки:

европейская и азиатская («пером»)

Основная стойка и позиция.

3.2.

Основные виды вращения мяча


Практика

Подачи: толчком слева без вращения мяча, ударом справа без вращения мяча, ударом слева с вращением мяча вверх и др.

Подрезки. Накаты

Чередование и выполнение серий различных по вращениям мяча подач.

Отражение сложных подач (атакующими и защитными ударами) Поочередные контрудары слева и справа.

3.3.

Виды ударов


Практика

Виды ударов: промежуточные, атакующие, защитные. Разновидности ударов: по назначению, направлению вращений мяча, силе удара, траектории полета мяча, времени выполнения удара.

Различные моменты удара по мячу.

Подача с верхним, нижним, смешанным вращением.

3.4.

Сочетание ударов.

Практика

Удары «накат» слева и справа, с вращением мяча вниз, удары «накат» слева и справа против контратак с вращением мяча вверх.

Игры (на счет - двумя мячами), «подставкой» против «подставки» только ударами «накат» слева против защиты «подрезками» и др.

3.5.

Практическое изучение основ тактики нападения и защиты в одиночных играх.

Практика

Планирование тактических действий. Применение различных тактических приемов против теннисистов разных стилей игры и характеров.

Совершенствование тактики игры в разных зонах.

IV.

Тактическая подготовка

4.1.

Общее понятие

Взаимосвязь техники и тактики игры.

Общая тактическая подготовка.

Выработка индивидуального тактического стиля.

4.2.

Тактика одиночных встреч.

Практика

Тактика одиночной игры с противниками: защитниками, нападающими, комбинационными игроками.

Композиции, используемые нападающим против противника

4.3.

Тактика и техника парных встреч.


Практика

Особенности техники игроков при парных встречах, умение применять разнообразные технические приемы, передвижение у стола при парных встречах.

Композиции, используемые нападающим против защитника

4.4.

Планирование тактических действий.

Практика

Выбор темпа игры.

Выбор позиции.

Чередование нескольких приемов игры в быстром темпе, с различными направлениями полета мяча.

Композиции, используемые нападающим против нападающего

4.5.

Значение начальной расстановки игроков.

Практика

Применение различных тактических приемов против теннисистов разных стилей игры и характеров. Совершенствование тактики игры в разных зонах.

Композиции, используемые защитником против защитника против защитника.

4.6.

Тактика игроков в смешанных парных играх.

Практика

Особенности парных игр и тактика смешанных игр.

Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры и противника.

Определение ошибок в технике и тактике игры, работа над ошибками.

V.

Соревнования

5.1.

Правила игры, организация и проведение соревнований


Практика

Правила игры.

Требования организации и проведению соревнований по настольному теннису.

Системы проведения соревнований, требования, предъявляемые к участникам.

Судейство соревнований.

Оформление документации

5.2.

Контрольные испытания.

Практика

Организация мест занятия, самодельный инвентарь.

Тренировки.

Эстафеты с элементами настольного тенниса.







Методическое обеспечение программы

Применяются следующие способы и формы работы с детьми:

  • индивидуальные занятия;

  • групповые (в парах, с педагогом и т.п.) занятия;

  • теоретические в форме: опроса-беседы, карточки - задания;

  • тестирование, и т.п.;

  • практические - мини-соревнование, соревнование, различные игры на скорость, меткость, быстроту и т.п.

Методы обучения:

  • словесный - при формировании теоретических и фактических знаний, когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер;

  • практический - для развития практических умений и навыков;

  • репродуктивный - для запоминания и воспроизведения знаний;

Дидактический материал:

  • схематический или символический (таблицы, схемы, рисунки);

  • дидактические (карточки, рабочие тетради);

Средства, необходимые для реализации программы:

  • теннисный стол,

  • теннисные мячики,

  • теннисная сетка,

  • ракетки,

  • тренировочная стена,

  • гимнастические скамейки,

  • табло-счет,

  • скакалки.




Список литературы

Для педагогов:


  1. Кариена З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования - М., Школа Пресса, 2007 г.


  1. Байгулов Ю.П. Программа «Настольный теннис»


  1. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса - М., 2006 г.


  1. Морозова А.А. Невская ракетка - программа обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2006 г.


  1. Гришин В.Г. - Игры с мячом и ракеткой - пособие воспитателя старших групп детского сада - М., «Просвещение» - 82.


© 2010-2022