Спортивная подготовка юных лыжников

Раздел Физкультура
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема №2: На сегодняшний день, существует система подготовки спортсменов детско-юношеской спортивной школы, которая преследует две задачи:

  1. Достижение высокого спортивного результата (победы на областных, региональных, общенациональных соревнованиях, попадание в сборную команду области, района).

  2. Забота об оздоровлении детей, привлечение и популяризация здорового образа жизни.

Высокий спортивный результат среди детей, в частности, в лыжном спорте, можно получить, акцентируя подготовку на функциональном и техническом оснащении юного спортсмена. Как правило, сбалансированное сочетание данных аспектов и приводит к успеху. Но зачастую, по объективным причинам, у тренера-преподавателя спортивной школы не достаточно ресурсов (будь то временные или материальные) для формирования полноценной подготовки юных лыжников. Отсутствие ресурсов компенсируется перекосом балансира в одну из сторон. А именно, либо наращивается функциональная подготовка, либо доминантным делается технический подход в тренировках детей.

Функциональную готовность можно достигнуть благодаря большим физическим нагрузкам в сочетании с большим объёмом скоростной работы. В таком подходе важно упомянуть, что тренеры-преподаватели работают с детьми, а значит, сталкиваются с постоянно растущим и развивающимся физиологически организмом ребёнка. Ещё не сформировавшийся организм, сталкиваясь с подобными чрезмерными нагрузками, требует достаточного времени и возможности для восстановления и регенерации затраченных сил, что не всегда возможно в нынешних условиях и отсутствием свободного времени в тренировочном процессе. Поэтому, часть детских тренеров вынуждены применять фармакологические средства для восполнения биологических ресурсов юных спортсменов.

Я считаю, что данный подход в нашем спорте вреден, а зачастую даже опасен и не соответствует по рискованности заявленным целям. К тому же, имеет место увеличение финансовых затрат на подготовку (фармакологическое обеспечение, затраты на дополнительные учебно-тренировочные сборы и т.д.). По сути дела, происходит искусственное ускорение процессов развития детей, что приводит к необратимым процессам в дальнейшей их жизни. В отсутствие комплексного подхода к развитию спортивного потенциала на протяжении всего жизненного цикла спортсменов, приоритетным становится достижение наивысших результатов на каждом этапе формирования юных лыжников.

Здесь вступают в игру факторы прямой зависимости заработной платы детского тренера от достигнутых спортивных результатов в конкретный период работы. А также проигнорирована мотивация тренера (кроме эмоциональной стороны) в дальнейшем развитии своих спортсменов. Как следствие этого, большинство детей подводится к достижению наивысших результатов в раннем юношеском возрасте, с последующим угасанием интереса и результатов в старшем юношеском и юниорских возрастах. До спорта высших достижений «доживают» лишь избранные, поскольку большинство действительно талантливых спортсменов не выдерживают изматывающей психологической и конкурентной нагрузки.

Поэтому я не вижу необходимости придерживаться данного подхода в подготовки, ведь мы должны не забывать, что кроме физически готового спортсмена мы формируем личность ребёнка, готового уметь бороться и достигать высокие цели не только в спорте, но и в обычной жизни. Нацеленность на один вид подготовки и достижение высоких результатов за счёт применения запрещенных средств, лишает ребёнка веры в возможность нахождения оптимальных вариантов развития, в поиск нетривиальных способов решения проблем.

Мой практический опыт, накопленный за 35 лет работы, привел меня к выводу, что нацеленность на техническую подготовку юных спортсменов гораздо более благоприятна для развития ребёнка как спортсмена, так и формированию самостоятельной личности. Хотя он и требует большего времени и знаний для достижения нужного результата, но зато закладывает огромный потенциал и развивает творческие навыки, охватывая множество научных знаний (геометрию, физику, химию и др.), подвигая ребёнка на самостоятельные размышления и поиски наилучших решений, позволяя диверсифицировать способы и тактику достижения нужной цели.

Преимущества данного подхода очевидны:

  • умеренные физические нагрузки, которые позволяют детскому организму гармонично синхронизировать собственное физиологическое развитие и физическое развитие, получаемое от тренировочного процесса;

  • развитие ментальных и интеллектуальных возможностей ребёнка: воображение, логическое и образное мышление, грамотная постановка задач и целей;

  • отсутствие искусственного форсированного развития, в том числе и с помощью фармакологии.

Результаты моей работы доказывают, что такой подход имеет свои успешные плоды: 2 мастера спорта, 3 кандидата в мастера спорта, многочисленное участие, подготовленных мною, спортсменов в чемпионатах РФ, не говоря уже о вхождениях в областные и районные сборные команды. Но не стоит забывать, что многие успехи не исчисляются званиями или наградами. Благодаря нашей работе, мы не только пропагандируем здоровый образ жизни среди молодежи, мы даём им и их родителям, родственникам и знакомым альтернативный выбор развития, доказывающий, что с помощью честного труда и развития своих лучших качеств человек может достигнуть высоких целей, не применяя запрещенные методы, и сбалансировано развивая в себе все качества одновременно. А это, согласитесь, лежит вне поля измерения спортивных результатов.

Я надеюсь, что мой опыт работы поможет сделать выбор в пользу развития технической и тактической подготовки в детско-юношеском спорте, позволит снизить риски нанесения вреда растущим организмам детей и даст новые возможности развития, как в спортивном, так и в любом другом положительном векторе развития детей. Спорт, как и жизнь в целом, должны приносить удовольствие и радость всем вовлеченным в процесс людям в первую очередь.



© 2010-2022