Планирование третьего часа урока физкультуры для учащихся 1 класса

Предлагаемое планирование рассчитано на проведение третьего часа урока физкультуры не только учителями физкультуры, но и учителями общеобразовательных предметов и воспитателями, которые не являются специалистами в области физического воспитания. Оно включает в себя краткое описание каждого занятия в течение учебного года и примерную дозировку предлагаемых игр и физических упражнений. Это позволит воспитателям проводить занятия на достаточно высоком уровне. Планирование третьего урока физкультуры...
Раздел Физкультура
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры

для учащихся 1 класса.

1.«Перемена мест» (ловкость).

Участники игры размещаются произвольно на площадке в начерченных кружочках. У водящего кружочка нет. По сигналу воспитателя дети меняются местами, а водящий старается захватить себе любой кружочек. Оставшийся без места, становится водящим.

2.«Пустое место» (быстрота).

Все участники стоят по кругу, а водящий идет за кругом, дотрагивается до кого-либо и бежит в любую сторону круга. Тот, до кого дотронулся водящий, бежит в противоположную сторону круга. Каждый старается захватить пустое место. Оставшийся без места, водит.

3.«Белые медведи» (ловкость, выносливость).

Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются запятнать бегающих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т.д., или составляют собственные пары и помогают водящим. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все.

4.«День и ночь» (быстрота, внимание).

Две команды стоят в шеренгах спиной друг к другу на середине площадки. Расстояние между командами 2м. Одна команда - день, другая - ночь. Воспитатель говорит: «День» («Ночь»). Названная команда убегает к себе в дом (за черту, проведенную в 15-20м), а вторая старается запятнать как можно больше соперников. Выигрывает команда, которая за одинаковое число попыток запятнает больше соперников.

5.«Караси и щука» (быстрота, ловкость).

Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Посередине находятся двое водящих, которые держатся за руки. По сигналу играющие перебегают на другую сторону. Пойманные присоединяются к водящим.

6.«Охотники и утки» (ловкость, скоростно-силовые качества).

Одна команда располагается по кругу диаметром 10-15м.

В середине круга произвольно располагаются игроки другой команды. Игроки первой команды стараются волейбольным мячом осалить игроков-соперников.

7.«Кто дальше бросит?»

Поперек площадки чертят линию старта. Параллельно ей на расстоянии 5м и дальше через каждые 2-3 м проводят еще четыре линии. Играющие делятся на команды, которые выстраиваются одна за другой на линии старта левым боком по направлению метания. По сигналу игроки, стоящие в команде первыми, бросают мешочки с песком как можно дальше. Затем они бегут за мешочками, приносят их и передают следующим игрокам своих команд. Выигрывает тот, кто забросит мешочек дальше других, и та команда, где будет больше дальних бросков.

Усложненный вариант:

увеличивается расстояние от линии старта на 10, 15, 20м. Игрок, забросивший мешочек на 20-метровую отметку, получает 3 очка, за 15-метровую - 2 очка, за 10-метровую - 1 очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

8.«Метко в цель».

Две команды стоят в шеренгах одна против другой на расстоянии 10-12м. Посередине проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков. По сигналу игроки команды стараются сбить городки малыми мячами. Сбитый городок ставят на один шаг ближе к команде, выполнявшей броски. Каждый игрок команды поочередно бросает мяч 4 раза. Выигрывает та команда, которая сумеет приблизить к себе городки от средней черты на большее количество шагов.

9.«Через кочки и пенечки».

Все играющие, кроме трех водящих, становятся за чертой. Впереди, за 15-20м, ставится стойка для прыжков (елка). За стойкой находятся трое водящих - пчелки. Играющие выходят из-за черты, высоко поднимая колени, и говорят: «Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал - не споткнулся, не упал». С этими словами они подходят к елке. «Глянь - дупло высокой елки (показывают, поднимая руки и вставая на носки). Вылетают злые пчелки».

Пчелки кружатся (дети подражают полету пчел кистями рук) и произносят: «Ж-ж-ж - хотим кусать!» Играющие отвечают: «Быстроногих не догнать! Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой!» - и убегают за черту. Пчелки стараются коснуться убегающих. Те, кого коснулись до черты, считаются ужаленными. Затем назначаются новые пчелки, и игра повторяется.

10.«Гуси-лебеди».

На одной стороне площадки линией отмечается гусятник, а на другой - волчье логово. Двое из играющих - волки, остальные - гуси. Учитель обращается: «Гуси, гуси!» Они отвечают: «Га-га-га». Учитель: «Есть хотите?» - «Да-да-да». Учитель: «Гуси-лебеди, в поле!» После этих слов гуси разбегаются по площадке. Учитель говорит: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой». Гуси бегут в свой дом. Волки выбегают из логова и стараются осалить как можно больше убегающих. Осаленные останавливаются. Когда будет осалено несколько гусей, назначаются новые волки.

11.«Салки».

Играющие построены в шеренгу. Водящий по назначению учи­теля выходит на середину площадки и громко объявляет: «Я - салка!» Играющие разбегаются по площадке, водящий начинает их догонять. Тот, кого салка коснулся рукой, должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я - салка». Новому салке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего. По команде учителя: «По местам!» - все играющие бегут на свои места в шеренгу, и игра прекращается.

12.«Попрыгунчики-воробушки».

Чертится круг диаметром 6-8м. В центре круга - водящий - большая птица. Играющие располагаются за кругом и изображают воробушков. Они то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него, стараясь дольше побыть в кругу, увертываясь от большой птицы. Водящий старается осалить воробьев, не дает им собирать зерна, клюет их. Воробушек, которого осалила большая птица, становится водящим, и игра продолжается. Выигрывают воробушки, которые дольше пробыли в кругу, и которых большая птица не коснулась.

13.«Кенгурбол».

Эта игра получила свое название от животных кенгуру, которые водятся в Австралии. Особенность движений кенгуру в том, что они отталкиваются обеими ногами одновременно. Игру можно проводить на волейбольной или баскетбольной площадке. В каждой команде 5-8 человек. Ворота обозначаются стойками или флажками, расстояние между каждым 3-4м. Играющие со связанными ногами прыгают, как кенгуру, по площадке, стараясь забить гол в ворота соперника. Продолжительность каждого тайма 3 минуты, после чего играющие меняются местами. Побеждает та команда, которая забьет больше голов. Играть можно любым мячом, но лучше большим надувным.

14.«Аисты».

Все участники игры чертят круги диаметром 1м и стоят в них на одной ноге. Один участник-аист без гнезда - прыгает в любой из кругов, и тогда оба игрока обегают на одной ноге с разных сторон все гнезда и стремятся занять пустой круг. В это время остальные игроки могут стать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, остается в нем, а второй игрок становится водящим. Аист без гнезда не может занять круг того игрока, с которым он только что состязался.

15. «Мяч среднему».

Участники делятся на группы, образуя 3 или 4 круга. В каждом кругу игроки становятся на расстоянии вытянутых в стороны рук, перед носками стоящих по кругу проводится черта. В середину каждого круга, отмеченную кружочками, выходит водящий с волейбольным мячом. По сигналу водящие начинают поочередно бросать мяч своим игрокам и ловить его. Получив мяч от последнего игрока в кругу, водящий поднимает его вверх. Это значит, что переброска окончена. Выигрывает группа, игроки которой быстрее закончат передачу мяча.

16.«Мяч соседу».

Все играющие, кроме водящего, становятся по кругу на расстоянии шага друг от друга. Водящий находится за кругом. Одному из игроков в кругу дается волейбольный мяч. Играющие передают мяч друг другу. Водящий, бегая за кругом, старается коснуться мяча рукой. Если ему это удалось, он становится в круг, а водит тот, у кого в руках был запятнан мяч. Выигрывают участники, которые ни разу не были водящими (или побывали в роли водящих меньше других). Роль первого водящего при подсчете результатов во внимание не принимается. Не разрешается ронять мяч, а также перебрасывать его через одного или нескольких игроков. В таких случаях игрок, совершивший ошибку, становится водящим.

Чтобы усложнить игру, можно расположить детей по кругу на расстоянии вытянутых рук. Тогда мяч не передается, а перебрасывается. Водящий может касаться мяча, как в руках игроков, так и на лету. Если водящий коснулся мяча на лету, то идет водить тот, кто последним бросил мяч.

17.«Конники-спортсмены».

По команде учителя дети двигаются в обход начерченного большого круга - манежа. По команде учителя: «Шаг коня» - дети идут по кругу, высоко поднимая колени. По команде: «Поворот!» - лошадки поворачиваются кругом и продолжают движение в противоположную сторону. По команде: «Рысью!» - дети бегут по кругу. По команде: «В стойла!» - все скачут, стараясь скорее занять стойла. Оставшиеся без стойла проигрывают. Бежать разрешается, только высоко поднимая колени.

18.«Ловишки по кругу».

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. У него на глазах повязка. Играющие двигаются по кругу вправо или влево, говоря: «Мы, веселые ребята, любим бегать и играть, ну, попробуй нас догнать».

При последнем слове все дети разбегаются по площадке, а ловишка догоняет их. Пойманные выбывают из игры. Игра продолжается 5-7 минут, после чего воспитатель меняет ловишку и игра продолжается.

19.«Два мороза».

На одной стороне площадки отмечают дома морозов. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, это мороз - Красный нос и мороз - Синий нос. По сигналу воспитателя оба мороза начинают говорить:

«Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я мороз - Красный нос,

Я мороз - Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?»

Все играющие хором отвечают морозам:

«Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз».

После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Осаленные стоят там, где их заморо­зил мороз. Учитель подсчитывает замороженных, и игра возобновляется.

20.«Ловишки с приседаниями».

В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел присесть.

21.«Бег наперегонки».

Бегать наперегонки можно по-разному. В зависимости от наличия свободного места устанавливается расстояние, на которое будут бегать дети. Они становятся на линию старта, не мешая друг другу. Дети бегут до определенного места, а назад возвращаются в более медленном темпе. После четырех попыток надо дополнительно дать отдых, это может быть игра малой подвижности или игра на внимание.

22.«Встречные перебежки».

Две группы детей. с равным количеством играющих, становятся на противоположных сторонах площадки. У каждой группы детей на руках ленточки одного цвета (синие, красные и т. п.). По сигналу воспитателя: «Синие!» - дети с синими лентами вытягивают руку и ждут, когда бегущие с противоположной стороны прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку.

23.«Чехарда».

Несколько детей становятся на расстоянии 5-6 шагов, они принимают устойчивое положение, выставляют одну ногу вперед, сгибая ее в колене, немного наклоняются и опираются о нее двумя руками. Другие учащиеся разбегаются, опираются на плечи стоящих и перепрыгивают через них, широко разводя ноги в стороны. Затем играющие меняются местами.

24.«Перетягивание каната».

Для игры надо разложить на земле толстую веревку или канат, середину которого обозначить яркой лентой. Перед командами чертится линия. По сигналу воспитателя дети начинают тянуть канат в разные стороны. Выигрывает команда, которая перетянет канат за условную линию.

25.«Круговая лапта».

Игроки делятся на две равные команды. Одна выходит на середину, а другая располагается по кругу. Игра заключается в том, что надо как можно быстрее выбить игроков команды, находящейся в кругу. Если игрок команды, находящейся в кругу, поймает мяч, он может выпустить игрока, которого уже выбили, но это можно делать 3 раза. Последнего игрока выбивают столько раз, сколько ему лет, и если в него не попадут, то его команда опять находится в кругу. После двух игр команды меняются местами.

26.«Наперегонки парами».

Разбившись на пары, дети перебегают площадку. Чья пара опередит всех, та и победила. Бегать можно, держась за руки или руки крест-накрест.

27.«Лошадки».

Дети делятся на две группы: одни изображают лошадок, другие-конюхов. Каждый конюх имеет вожжи (скакалки). По первому сигналу воспитателя конюхи ловят лошадок и запрягают их. По второму сигналу конюхи могут ехать (тихо, рысью, галопом, шагом). Через некоторое время лошадок распрягают и выпускают на луг, а конюхи садятся отдыхать. Через 2-3 повторения дети меняются ролями. Если один конюх долго не может поймать лошадку, то другие конюхи ему помогают.

28.«Ловишки-перебежки».

Группа детей становится на одной стороне площадки за чертой. По обеим сторонам площадки проводятся две черты. На середине, между двумя линиями, находится ловишка. После слов: «Раз, два, три - лови!» - дети перебегают на- другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, считается пойманным. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают нового ловишку.

29.«Быстрые и меткие».

Группа делится на две команды. Двое игроков бегут наперегонки, у каждого в руках по мешочку с песком. Добегая до линии, находящейся на расстоянии 20м от старта, дети должны остановиться и бросить мешочки в кружочки диаметром 1м, нарисованные в 3м от линии финиша. После этого дети должны быстро вернуться на линию старта. Побеждает та команда, игроки которой точно и быстро выполнили задание.

30.«Быстрые и ловкие».

Стоя на расстоянии 1-2м от веревочки, натянутой на стойках на высоте 2м, перебросить через нее мяч и, пробежав под веревочкой на другую сторону, поймать его. Затем задание

выполняется с расстояния 2,5-3м.

31.«Кузнечики».

На лугу выбирают место с низкоскошенной травой. Подражая кузнечикам, дети произвольно подпрыгивают на двух ногах, стараясь прыгнуть выше травы. Какой кузнечик прыгнет выше?

32.«Коридор».

Спускаясь с горки, дети стараются проехать точно по намеченному пути, не задевая и не заезжая за прутики или флажки, которыми обозначен коридор.

33.«Гонки с шайбой».

За линией старта располагаются 2-4 команды. Впереди на расстоянии 10-15м на снежной площадке ставят флажки по числу команд, участвующих в игре. Чтобы дети легче ориентировались, для каждой команды устанавливается определенный цвет. Стоящие первыми в колоннах держат в руках клюшки, перед ними лежат шайбы. По сигналу воспитателя каждый гонит шайбу клюшкой до флажка, огибает его и возвращается на линию старта» Побеждает команда, которая выполняет задание первой.

34.«Хоккеисты».

Ребята делятся на две команды по 5 - 8человек. Одна команда - «Вымпел», другая - «Стрела». Участники игры передают шайбу друг другу, стараясь забросить ее в ворота. Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не даст команду об окончании

игры.

35.«Восьмерка».

Идя по свежему снегу, совершая повороты переступанием влево и вправо, ребенок должен выписать на нем восьмерку с диаметром каждого кольца примерно 2,5-3м. Каждый выписывает свою восьмерку. Затем воспитатель оценивает, какая восьмерка

лучше.

36.«Лиса в курятнике».

На одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место - двор. Один участник игры назначается лисой, остальные - куры. По сигналу воспитателя куры выбегают и клюют зерна, а лиса должна поймать их. Но если курица успела взобраться на насест, ее ловить нельзя. Игра кончается, когда лиса поймает 3-4 кур. После этого воспитатель меняет лису.

37.«Быстро по местам».

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого игрока отмечается каким-либо предметом, например флажком, кубиком. По слову воспитателя: «Бегите» - или по другому сигналу дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель тем временем убирает один предмет, лишая тем самым одного из участников места. После слов: «По местам» - или другого сигнала все дети бегут в круг и занимают любое свободное место. Оставшемуся без места, дети хором говорят: «Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай». Когда игра проводится последний раз, воспитатель кладет предмет на место. Игру можно проводить и зимой, и летом.

38.«Береги предмет».

Играющие образуют круг. Один из играющих находится в середине круга (водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги, и держат руки за спиной (исходное положение). У ног каждого ребенка лежит кубик. Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий приседает, закрывая кубик руками, и тем самым не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, играющий встает. Когда водящему удается взять кубик у двух-трех играющих, назначается новый водящий.

39.«Хитрая лиса».

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается дом лисы. Воспитатель, предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) сначала тихо, затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. Всех пойманных она отводит к себе домой. После того как лиса поймает 2-3 человек, воспитатель говорит: «В круг!» Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.

40.«Мышеловка».

Играющие делятся на две неравные команды. Меньшая, 2-3 человека, образует круг - мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

«Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас,

Вот поставим мышеловку,

Переловим всех тотчас!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя мышеловка закрывается, играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные переходят в круг и тем самым увеличивают размеры мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями. Игра возобновляется.

41.«Лягушки и цапля».

В середине площадки очерчивается квадрат в 4-6м. Это болото, где живут лягушки. В углах квадрата вбиваются колышки так, чтобы высота колышка над землей составляла 10-15см. По сторонам квадрата протягивается веревка. В одном углу площадки очерчено гнездо цапли. По сигналу воспитателя лягушки направляются к болоту.

Они передвигаются, прыгая на одной или двух ногах, перепрыгнув через веревочку, они начинают играть и будят цаплю. Цапля выходит из гнезда и начинает ловить лягушек. Они быстро выпрыгивают из болота, а кто не успел, того цапля отводит к себе домой. Лягушки имеют право убегать только прыжками. Игра длится до тех пор, пока цапля не поймает 3-4 лягушат.

42.«Волк во рву».

По середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80-100см одна от другой, это ров. По краям площадки на расстоянии 1-2 шагов от ее границы очерчивается дом коз. Воспитатель назначает одного играющего волком, остальные изображают коз. Все козы располагаются на одной стороне площадки и по сигналу воспитателя: «Волк во рву» - бегут на "противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров. В это время волк старается их поймать. Все пойманные козы отводятся волком домой. После 3-4 перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом, и воспитатель назначает новых 2 волков.

43.«Ловишки с мячом».

Площадка ограничивается линиями или флажками. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга' на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один из играющих по указанию воспитателя становится в центре круга (водящий). У его ног лежат 3 волейбольных мяча. Водящий называет ряд упражнений, которые все выполняют (играющие выполняют эти движения по слову или по показу). Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга», и играющие разбегаются в. разные стороны до указанного ориентира, а водящий должен попасть в убегающих мячом. Если он ни разу не попал, то дети образуют новый круг и игра продолжается, только воспитатель меняет водящего.

44.«Не намочи ноги».

На одной стороне площадки расставлены стулья» скамейки, на них сидят дети. Воспитатель выбирает 4-5 детей, которые становятся на расстоянии 2-3 шагов от сидящих. Перед ними про­водится черта. На противоположной стороне ставится стул, на него кладется цветок. Между чертами находится болото. Каждый из стоящих детей получает по две дощечки. Он должен перебраться через болото по дощечкам до цветка, не намочив ноги. Дощечки надо класть так, чтобы можно было использовать только две на протяжении всего пути. Пройдя болото, дети обходят его, а те, которые сидели на стульях, начинают движение. Побеждает тот, кто быстро и без ошибок выполнил задание.

45.«Кто первый через обруч к флажку?»

На середине площадки находятся обручи на расстоянии 1-2м и более друг от друга, через 15м находится флажок. Класс делится на две равные по силам команды, которые выстраиваются в колонну по одному на линии старта. Необходимо добежать до обруча, продеть его через голову, положить на место, пропрыгать на одной ноге до флажка и бегом вернуться к своей колонне.

46.«У медведя во бору».

На одной стороне площадки проводится линия, это опушка. За чертой на расстоянии 2-3м очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает одного игрока медведем. Воспитатель говорит: «Идите, дети, гулять». Дети выходят из дома и идут в лес собирать ягоды и грибы, приговаривая:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

Й на нас рычит»

Медведь в это время встает и после произнесения слова «рычит» с рычанием бросается ловить детей. Пойманных он отводит к себе домой. После того как медведь поймал 2-3 человек, идет замена водящего и игра продолжается.

47.«Пятнашки».

Дети находятся в разных концах площадки (граница ее обозначена флажками), воспитатель назначает пятнашек. После сигнала воспитателя: «Лови» - дети разбегаются по площадке, а во­дящий старается их догнать. Кого пятнашка запятнает, тот отходит в сторону и ждет конца игры. Игра заканчивается после того, как поймают 5 человек. Затем воспитатель назначает двух водящих, увеличивает площадку, продолжает игру.

48.«Кот и мыши».

На ковре или на дорожке огораживают скамейкой, положенной на ребро, реечками на стойках, кубами небольшую площадку для мышей. Это их норки. Один ребенок получает шапочку кота. Он отходит подальше в сторону, располагается где-нибудь на возвышении, например на высоком стуле, и сидит, подобрав под себя ноги. Воспитатель произносит:

«Кот мышей сторожит,

Притворился, будто спит».

Играющие, услышав эти слова, проползают между рейками скамейки, встают и начинают бегать врассыпную по комнате. Воспитатель приговаривает:

«Тише, мыши, не шумите

И кота не разбудите».

Дети легко, бесшумно бегают. Через 15-20 секунд воспитатель продолжает: «Просыпается кот». Ребенок, изображающий кота, должен спуститься вниз, встать на четвереньки и, выгнув спину, крикнуть: «Мяу!» Затем он бежит за мышами, которые прячутся в своих норках. Убегая от кота, дети не пролезают, а просто вбегают в норки. Игра повторяется несколько раз. Роль кота каждый раз исполняют разные дети.

Заканчивать игру следует спокойной ходьбой на носках мягкими, пружинящими шагами - по-кошачьи, можно пойти поискать заранее спрятанную игрушку - кота, нашедший идет впереди и несет ее, остальные следуют за ним.

В игре дети упражняются в лазанье, беге врассыпную, одновременно у них развиваются быстрота реакции по сигналу, смелость, осторожность, внимание.

В старшей группе можно назначить двух ловящих, в таком случае воспитатель говорит:

«Кошки мышек сторожат,

Притворились, будто спят...

Тише, мышки, не шумите,

Кошечек не разбудите!

Просыпаются кошки...»

В игре надо использовать гимнастическую скамейку или стойки с реечками, ковер, соорудить возвышенность для кота, дать шапочку кота, можно дать шапочку первой мыши, игрушку кошку, которую дети в конце игры должны найти.

49.«Прыгай выше и дружнее».

Играющие должны преодолеть несколько препятствий, которые делают из трех скакалок, положенных на разной высоте. Первая скакалка лежит на высоте 15см, вторая -20см, третья- 25см, расстояние между скакалками 30-40см. Дети, разделившись на два отряда, строятся парами или тройками. Каждый держит соседа за руку. Один отряд подходит к препятствиям и прыгает, другой наблюдает. Выигравшим считается тот отряд, у которого было меньше неудач и ошибок. Прыгать без остановок надо согласованно. Вначале дети прыгают, не держась за руки,- это легче. Затем, потренировавшись, прыгают парами или тройками. По усмотрению воспитателя высоту, на которую поднимаются скакалки, можно увеличивать. Игра проводится на ковре или ровной, не слишком твердой дорожке.

Упражнения в прыжках с места развивают у детей ритмичность и согласованность движений, решительность, быстроту, одновременно у них воспитывается чувство товарищества.

50.«Кто дольше не собьется?»

Играющих можно разделить на 4-5 небольших отрядов. Каждый отряд подходит к препятствию - длинной скакалке, которую крутит воспитатель с кем-нибудь из детей. Играющие поочередно прыгают до тех пор, пока не собьются, но не больше 20-30 секунд. Более ловкие дети могут прыгать парами, держась за руки. Закончив игру, дети вместе с воспитателем подсчитывают в каком отряде больше ловких прыгунов.

Дети упражняются в координации движений, ловкости.

51.«Два круга с мячом».

Дети становятся в два (старшим можно в три) круга. Воспитатель держит большой красивый мяч и, подбрасывая его вверх, говорит:

«Играю раз, играю два, играю три,

В разные стороны беги!»

Дети бегают врассыпную до тех пор, пока воспитатель не скажет: «В два (три) круга!» Дети быстро становятся на свои места, а воспитатель наблюдает, в каком кругу дети собираются быстрее. Затем он бросает мяч кому-нибудь из детей в тот круг, а который дети быстрее встали. Ребенок ловит мяч и возвращает его воспитателю. Бросив мяч 3-4 раза, воспитатель начинает снова им играть, подбрасывая его вверх, а затем дает указание: «Беги!» Игра повторяется несколько раз.

Дети в этой игре упражняются в ловле и бросании мяча, беге врассыпную, быстром построении в круг, одновременно у них развивается ловкость, сообразительность, координация движений.

Эта игра помогает воспитывать коллективизм, чувство товарищества.

52.«Мяч через сетку».

Дети делятся на две группы. Одна стоит по одну сторону натянутой сетки, другая - по другую. Крайний справа бросает мяч через сетку стоящему напротив. Тот должен поймать мяч и перебросить его стоящему рядом и т. д. Воспитатель подсчитывает количество ошибок и неудач в каждой группе. Когда мяч попадает в руки последнему играющему, начинают играть сначала, теперь мяч бросает крайний слева.

В игре дети учатся бросать и ловить мяч, у них развивается координация движений. Все это служит хорошей подготовкой для игры в волейбол.

53.«Перемени мяч».

Дети строятся в две колонны в одной стороне комнаты. Напротив, на расстоянии 6-8 м в ящики или корзинки, кладут 2 мяча. У играющих тоже мячи, их держат первые в каждой колонне. По сигналу: «Начинаем!» - первые передают мяч через голову сзади стоящему, тот следующему и так до последнего. Последний, получив мяч, бежит к ящику или корзине, кладет его туда и берет оттуда другой мяч, затем бежит и становится с ним впереди колонны, начиная передавать мяч через голову назад. Последний, приняв мяч, тоже бежит к ящику, меняет мяч и становится с ним впереди и т. д. до тех пор, пока все не выполнят упражнения. Воспитатель отмечает, у какой колонны лучше результаты.

В этой игре дети упражняются в быстром беге, у них совершенствуется координация движений, одновременно развивается внимание, выдержка, воспитывается чувство товарищества.

54.«Мячи разные несем».

Дети строятся в две шеренги и становятся у противоположных сторон площадки. В одной шеренге у детей цветные мячи (маленького размера, лучше мягкие, набивные). Дети, стоящие в другой шеренге, поворачиваются спиной к детям первой шеренги и ждут. Первая шеренга, подняв вверх мячи, идет под слова воспитателя:

«Мы идем, идем, идем,

Мячи разные несем».

Подойдя ко второй шеренге, дети с мячами останавливаются на расстоянии двух шагов и кладут мячи на пол. Воспитатель говорит;

«У кого здесь мяч лежит,

Тот за нами не бежит.

Он наш мячик поднимает

И скорее в нас бросает!»

После этих слов первая шеренга быстро убегает на свои места, а вторая поднимает мячи и бросает их в сторону убегающих.

Бросающие собирают мячи. Игра повторяется 2-3 раза, затем дети меняются местами.

В этой игре дети упражняются в бросании мяча, беге, одновременно развивается внимание, выдержка.

55.«За мячом».

Дети делятся на четыре группы. Вдоль одной стены комна­ты проводят черту, у которой стоят две группы, две других - у противоположной стены, тоже на одной линии. Крайним играющим, справа или слева, дают по одному мячу. По сигналу воспитателя: «Начинайте!» - они бросают мячи игроку, стоящему напротив, и сразу же бегут к той колонне, куда бросили мяч, и становятся сзади. Тот, кто поймал мяч, бросает его стоящему напротив, бежит к той колонне, куда полетел мяч, и становится сзади. Игра продолжается до тех пор, пока все не поменяются местами.

В этой игре дети упражняются в ловле и бросании мяча, в беге, быстроте, точности, ловкости движений.

56.«Мяч об пол»:

Дети строятся в четыре колонны так же, как в игре «За мячом» (см. игру «За мячом»). Игра начинается после сигнала. Первые игроки в каждой колонне справа или слева бегут, отбивая мяч об пол. Добежав до первых игроков противоположной колонны, передают им мяч, а сами становятся сзади. Получивший мяч без задержки бежит, направляя его ударами об пол к той колонне, в которой мяч был раньше, и т. д. Когда все поменяются местами, воспитатель должен отметить ту колонну, которая выполнила задание лучше. В этой игре дети упражняются в беге¥ отбивании мяча об пол, одновременно у них развивается координация движений, быстрота, точность.

57.«Успей поймать».

Дети становятся по кругу, водящий - в середине. Играющие перебрасывают мяч с одной стороны круга на другую: тот, кто стоит в середине, должен поймать мяч или коснуться его рукой, изменив направление. Если это удастся сделать, он становится в круг, а в середину идет тот, кто бросал мяч.

В этой игре дети упражняются в бросании мяча, ловле его, в подпрыгиваниях, быстрых поворотах; одновременно у них разви­вается координация движений, ловкость, быстрота.

58.«Покати - догони».

Дети строятся в две шеренги - одна за другой. В правой руке у каждого обруч. По сигналу воспитателя: «Приготовиться» - дети в первой шеренге ставят обручи на пол, придерживая левой рукой. По сигналу: «Обруч покати» - делают толчок правой рукой по ободку обруча с такой силой, чтобы он докатился примерно до середины комнаты. По сигналу: «Беги, догони!» - дети бегут и берут обручи в руки, пока они не упали, а затем поднимают их вверх, идут с ними друг за другом и становятся позади второй шеренги. Дети, стоящие во второй шеренге, делают шаг вперед и приготавливаются также катать свои обручи и догонять их.

Воспитатель отмечает ту шеренгу, в которой дети вовремя ус пели догнать обручи, не дав им упасть. Чтобы определить победителя, игру следует повторить 3-4 раза.

В игре дети учатся действовать по сигналу, правильно катать обруч, упражняются в беге, у них развивается внимание.

59.«Упасть не давай».

Дети делятся на 3-4 отряда. Каждый имеет свой обруч (желательно, чтобы у каждого отряда были обручи определенного цвета). По сигналу воспитателя дети становятся около условной черты в колонну друг за другом и ставят обручи справа, приготовившись их катать. По сигналу: «Побежали!» - дети бегут вперед, все время подкатывая обручи. Надо прокатить обруч до другой стороны площадки или два раза по комнате, не уронив его.

Воспитатель отмечает тот отряд, в котором было меньше неудач и ошибок. У детей в игре развивается координация движений, ловкость, умение катать обруч.

60.«Пролезай - убегай».

Дети строятся в две шеренги. Первая шеренга стоит вдоль стены комнаты, вторая с обручами в руках - напротив первой по­среди комнаты. Дети с обручами становятся на одно колено, ставят обручи на пол и придерживают их. Услышав слова воспитателя: «В обруч быстро пролезай и подальше убегай! Марш!», дети, стоявшие у стены, быстро бегут вперед.

Дети, державшие обручи, кладут их на пол, встают и бегут за детьми из первой шеренги, догоняют их, приводят на свое место и дают им обручи. Получившие обручи придерживают их на полу, чтобы в них могли пролезать те дети, которые держали обруч и раньше.

В этой игре развивается ловкость, умение быстро переменить движение.

61.«Совушка».

Играющие, изображая птичек, находятся на одной стороне комнаты на скамейках и кубах. Один из играющих - совушка- получает шапочку совы и залезает повыше на гимнастическую стенку. Дети бегают, помахивая руками. Они изображают летаю­щих птичек, затем останавливаются на расстоянии нескольких шагов от гимнастической стенки. Воспитатель произносит такие слова:

«Совушка - сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Глазами не глядит,

Да вдруг как полетит».

После слова «полетит» совушка спускается сверху и бежит, помахивая руками, все птички улетают. Быстро убежав, дети садятся на скамейки, лесенки, кубы. Совушка улетает к себе на дерево. Птичку, которая не успевает спрятаться, совушка может увести к себе. Когда совушка снова отправится на охоту, птичка должна улететь.

Закончить игру можно легким бегом или ходьбой с помахиванием руками - птички улетают в другой лес, подальше от совушки, а совушка спускается вниз и идет, помахивая руками, искать их.

Можно закончить игру предложением найти маленькую птичку, которая где-то спряталась от совушки. Дети ищут заранее спрятанную игрушку. Роль совушки ребенок выполняет не более двух раз, затем воспитатель называет другого.

В старшей группе, можно ввести правило, по которому спрятавшиеся от совушки птички не должны шевелиться. Для сигнала можно взять другие слова, например:

«Ночь наступает,

Совушка на охоту вылетает!»

Дети, играя, упражняются в быстром беге, лазанье и других разнообразных движениях; одновременно у них развивается выдержка, организованность, чувство коллективизма.

Для игры нужны гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, большие кубы, доски, лесенки, шапочка совы, игрушка птичка.

62.«Быстрые упряжки».

На линии старта дети выстраиваются по трое у одних санок. По команде: «Старт!» - один садится на санки, а двое других берутся за веревочку и везут санки до финиша. Какая упряжка окажется быстрее? При повторении дети меняются ролями.

63.«На санки».

Санки расставляются на одной стороне площадки по числу на один меньше, чем играющих. Дети произвольно бегают, кружатся на одной стороне площадки. Как только воспитатель произнесет: «На санки!», надо быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остается без места.

64.«Гонки санок».

Ставят санки на одну линию, садятся на них верхом, опустив ноги на землю. По сигналу воспитателя: «Вперед» - передвигаются на санках до обозначенного ориентира (сугроба, флажка и т. п.), отталкиваясь ногами.

а) Можно предложить покататься на санках, лежа на животе, отталкиваясь руками.

б) Можно продвигаться вперед спиной.

65.«Трамвай».

Задача. Закрепить пространственные ориентировки, упражнять в ходьбе на лыжах.

Описание. Воспитатель делит играющих на четыре равные подгруппы, каждая группа детей из 5-7 человек держится за цветной шнур (это трамвай). Дети идут по снежной целине в любом направлении, встречаясь, расходятся только вправо.

Правила. Обходить идущий навстречу трамвай только справа, идти ритмично, согласовывая темп своего передвижения с темпом товарищей.

66.«Пройди и не задень».

Задача. Развитие пространственных ориентировок и совершенствование функции равновесия.

Описание. Шесть лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2-2,5м друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть.

Правила. Не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж, точно делать повороты.

67.«Ходьба парами, тройками».

Задача. Совершенствовать функцию равновесия, упражнять в согласованном ритме движения.

Описание. Дети, держась за руки (вдвоем, втроем), продвигаются по снежной равнине вперед.

Правила. Кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.

Методические указания; Вначале дети должны научиться ходить парами, затем тройками. Чтобы дети освоили чувство согласованного ритма движений, рекомендуется идти под счет воспитателя или ритмичные удары в бубен.

68.«Попади в цель».

Задача. Упражнять в устойчивом равновесии.

Описание. У каждого ребенка - в руках комочек снега. Проходя мимо щита для метания или обручей, подвешенных на веревке, дети должны на ходу попасть снежком в щит (обруч) броском левой, а затем правой руки.

Правила. Выигрывает тот, у кого будет больше число попаданий из трех или пяти бросков правой и левой рукой.

Методические указания. Расстояние от ребенка до щита должно быть не менее 5м.

69.«Поменяй флажки».

Задача. Упражнять детей в быстром передвижении на лыжах,

Описание. Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок должен пройти расстояние 10м до флажка, взять флажок и на его место поставить другой по цвету.

Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные флажки.

Методические указания. Предлагая детям быстрое скольжение, воспитатель следит за качеством движения.

70. «Через препятствие».

Задача. Закреплять навык передвижения на лыжах, преодолевать препятствия.

Описание. На прямой лыжне длиной 50м располагаются пре­пятствия (3-4): ворота из лыжных палок, бревно и т. д. По сигналу воспитателя ребенок идет от черты до флажка. Пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и ставит на место.

Правила. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда впереди идущий пройдет первое препятствие.

Методические указания. В игру можно внести элемент соревнования (кто лучше пройдет через препятствие), но в этом случае длина лыжни должна быть не более 25 - 30м, а количество препятствий - не более двух.

71.«Сороконожки».

Задача. Закреплять навык движения в колонне.

Описание. Группа детей делится на две команды, которые выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Перед колоннами отмечают линию старта, а на расстоянии 30-50м - линию финиша. Каждой команде дается по одному шнуру. Дети, стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие слева - правой. По сигналу воспитателя колонны сороконожек бегут вперед, к линии финиша, не выпуская шнура.

Правила. Если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий колонны должен остановиться и подождать, когда все возьмут шнур. Игра считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша (когда сороконожка закончит путь).

Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо владеющими навыками ходьбы на лыжах.

72. «Иди за мной».

Задача. Закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.

Описание. Дети ходят по лыжне скользящим шагом. Воспитатель находится за кругом; проходя мимо детей, он выбирает двоих-троих, дотрагивается до них. Дети выходят из круга и.идут на лыжах вслед за воспитателем.

73.«Будь внимателен».

Задача. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание.

Описание. Дети передвигаются по учебной лыжне. По сигналу воспитателя (он поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. Например, когда воспитатель поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом, красный - останавливаются.

Правила. Дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2-3м друг от друга. Воспитатель находится в центре круга.

Методические указания. Для детей 6 лет дается 3-4 сочетания движений, для детей 7 лет -4-5 вариантов движений.

74.«Не урони».

Задача. Закрепить навык спуска.

Описание. Спускаясь, перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной какие-нибудь предметы.

Правила. Если предмет упадет, его поднимать запрещено.

Методические указания. Задание выполняет только тот, кто имеет навык спуска.

75.«Посмотри в окошко».

Задача. Закрепить навык спуска.

Описание. При спуске дети держат в руках обруч. Приняв на месте правильную позу, ребенок, спускаясь, смотрит в окошко.

Методическое указание. Следить за правильностью позы при спуске.

76.«Поймай предмет».

Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.

Описание. Спускаясь, дети перебрасывают друг другу предмет.

Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещено.

Методические указания. Предмет должен быть удлиненный и мягкий (ватный мешочек, сверток из тряпок).

77.«Попади в цель».

Задача. Закрепление навыка спуска, развитие ловкости.

Описание. При спуске попасть снежком в цель (щит, обруч, дерево).

Правила. Выигрывает тот, у кого из четырех бросков будет больше попаданий.

Методические указания. Ребенок бросает правой и левой рукой по два раза.

78.«Октябрята».

Все играющие находятся на одной стороне площадки за чертой. Водящий - в центре площадки. По команде дети хором говорят: «Мы, ребята-октябрята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!» Как только произнесено последнее слово, дети перебегают на противоположную сторону за черту, а водящий старается остановить их, касаясь рукой. Учитель отмечает этих игроков и затем допускает к дальнейшей игре. Дети собираются у противоположной стороны площадки за чертой, и игра продолжается. Игрок, остановленный три раза, заменяет водящего.

79.«Запрещенное движение».

Учитель стоит с учащимися в кругу и предлагает выполнять за ним различные движения, кроме заранее им запрещенных. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Выигрывает ученик, не сделавший ошибок.

80.«Фигуры».

Назначается водящий. Играющие разбегаются по площадке. По первому сигналу учителя все играющие останавливаются и замирают в какой-нибудь позе. По второму сигналу выходит водящий и касается рукой того, кто пошевельнулся. Игрок, который нарушил правила, занимает место водящего. Дается третий сигнал. Дети вновь разбегаются по площадке и начинают играть. Сигналом может быть хлопок, свисток, поднятие флажка и т. п.

81.«Северные и южные ветры».

Два ученика играют роль северных ветров, один - южного, Северные ветры должны заморозить как можно больше учеников, дотрагиваясь до них рукой. Южный ветер освобождает замороженных, ударяя их рукой и.восклицая: «Свободен».

82.«Замри на месте».

Один или несколько учеников играют роль колдунов. Тот, до кого дотронется колдун, должен останавливаться на месте, расставив ноги. Он может вновь принять участие в игре, если один из бегающих проползет у него между ног.

83.«Зайцы, сторож и Жучка».

Место игры размечают, как удобно на местности. Назначают двух игроков: один - сторож - находится в избушке, другой - Жучка - бегает по двору. Остальные игроки - зайцы - поровну размещаются в норах. По сигналу зайцы выбегают из нор, перепрыгивают через скакалки в огород, где присаживаются, шевелят ушами (кисти рук около ушей) и едят капусту и морковку. По сигналу сторож выходит во двор, хлопает в ладоши три раза. По первому хлопку (выстрелу) зайцы вскакивают и бегут в норы, перепрыгивая через скамейки и стараясь не задеть их. После третьего хлопка (выстрела) Жучка догоняет убегающих зайцев, стараясь их осалить. В норах зайцы в безопасности. Наиболее ловкими зайцами считаются те, которые ни разу не попались Жучке. Пойманные зайцы остаются там, где их коснулась Жучка. Учитель отмечает их и отпускает в норы. При каждой новой перебежке Жучка и сторож меняются ролями. Жучка стремится поймать как можно больше зайцев. Настигая зайца, она может перепрыгнуть через скакалки или подлезть под них. Скакалки держат свобод но, не наматывая веревку на руку, чтобы их можно было легко отпустить при задевании прыгающими.

84.«Нападение акулы».

Акула располагается в кругу в центре игрового поля. Рыбы - в своих кругах по кромке игрового поля. Разделите класс на груп­пы и присвойте им названия рыб. Преподаватель сам вначале выполняет роль акулы. Он выкрикивает одно или несколько назва­ний рыб, которые начинают бегать вокруг акулы. По сигналу акула нападает. Рыбы, до которых дотронется акула, превращаются в акулят и помогают ловить играющих. Игра длится до тех пор, пока все не станут акулятами.

85.«Колдунчики».

Один или несколько учеников играют роль колдунчиков; те, которые осалены колдунчиками, должны стоять неподвижно, расставив ноги. Они считаются расколдованными, если один из бегающих учеников проползет у них между ногами.

86.«Защитники крепости».

Крепость, которую в игре представляет гимнастический козел, охраняется двумя защитниками и сторожами, по одному от команды. Две команды, каждая со своей стороны, пытаются попасть мячом в крепость. Выигрывает команда, попавшая в цель первой. При игре следует использовать большие и легкие мячи. Можно разбить класс на 2-4 команды (по количеству учеников).

87.«Удочка».

Дети становятся по кругу, воспитатель - в центре. В руках у него шнур длиной 2-3м с привязанным на конце мягким мячиком или набитым мешочком. По сигналу: «Ловлю!» - воспитатель вращает шнур, постепенно удлиняя его так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся ног играющего, значит, он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур до тех пор, пока кого-нибудь не поймает.

В этой игре дети упражняются в прыжках на месте: у них развивается ловкость, координация движений, внимание.

88.«Дальше и выше».

Играющие становятся в два или три ряда. Дети должны преодолеть несколько препятствий: первое - 2 шнура на расстоянии 50-60см один от другого, это канавка, второе - двигающийся волнообразно шнур, который крутит воспитатель, это змея. Воспитатель меняет высоту волны в зависимости от возможностей играющего ребенка. Второе препятствие находится на расстоянии 2-3м от первого, это дает возможность сделать разбег, Дети должны преодолеть эти препятствия - перепрыгнуть через них.

В помещении игру следует проводить на ковровой дорожке, а на воздухе надо выбирать ровное, гладкое место. Для приземления после второго прыжка нужно приготовить или песок, или взрыхленную землю.

В этой игре закрепляют умение прыгать в длину и высоту с разбега, у детей развивается смелость, ловкость.

89.«Ловишка, поймай ленту».

Дети становятся в круг. Они выбирают ловишку, который выходит в середину круга. Все остальные получают ленточки и прикрепляют их сзади к поясу, затем идут по кругу под слова воспитателя:

«Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ты попробуй нас догнать!»

Затем останавливаются, немного расширяя круг под слова:

«Приготовься, не зевай, Больше лент собирай!»

После этих слов все быстро разбегаются в разные стороны, сохраняя свои ленточки.

Ловишка догоняет детей, стараясь отобрать у них как можно больше лент. Через несколько секунд воспитатель продолжает:

«В круг пора уже бежать,

Будем ленточки считать

И ловишку проверять».

Все собираются в круг. Ловишка показывает, сколько он набрал ленточек, и возвращает их играющим. Одну ленту он берет себе и тоже становится в кругл, а тот, кому не хватило ленточки, идет в середину круга и выполняет роль ловишки. Игра повторяется несколько раз и заканчивается ходьбой с ленточками в. руках. Воспитатель говорит при этом:

«Мы идем, идем, идем,

Свои ленточки несем!»

Воспитатель показывает движения, которые дети выполняют во время ходьбы, например: «Ленточки вверх», «Ленточки в стороны», «Ленточки вперед» и т. д. Когда дети успокоятся, воспи­татель говорит:

«Свои ленточки несем

И теперь их уберем!»

Дети складывают свои ленточки в приготовленные заранее коробки, на столик, скамейку и т. д.

90.«Попади в последнего».

2 группы, 2 круга. Одна группа внутри круга, другая - снаружи. Команда в кругу выстраивается в шеренгу, каждый участник держится двумя руками за пояс впереди стоящего. Метатели, стоящие вокруг, пытаются поразить мячом последнего в шеренге. Но вся шеренга защищает своего товарища, изменяя направление движения. Первый в шеренге имеет право ловить мяч двумя руками. Стоящий последним ученик выбывает из игры, если в него попали мячом. Побеждает команда, которая продержится дольше всех.

91.«Удав стягивает кольцо»

Дети образуют длинную шеренгу, держась за руки или за веревку. Голова удава, т.е. первый в шеренге, пытается поймать детей, свободно бегающих по залу. Очередной пойманный ученик становится в хвост шеренги, изображая удава.

92.«Беги и хватай».

Играющие становятся в 2 шеренги, расстояние между которыми 2-3м. Первая шеренга - «Снип», вторая - «Снап». Когда преподаватель крикнет: «Снип», то играющие в этой шеренге раз­бегаются. Дети из второй шеренги пытаются их поймать. Затем шеренги меняются ролями. Для игры необходимо свободное пространство не менее 10м в диаметре. Преподаватель может на­звать одну и ту же шеренгу 2 раза подряд, чтобы повысить внимание учеников.

93.«Зайцы в огороде».

Обозначаются два круга один в другом: большого (10м) и малого диаметра (2-4м). Посередине находится водящий, дети свободно прыгают из круга в круг, а водящий должен ловить зайцев, не выходя из круга. Пойманный становится водящим.

94.«Догони».

Дети делятся на 4 равные команды, первые в колоннах являются капитанами. Игра заключается в том, что надо догнать впереди стоящего. Для этого на расстоянии 3м проводится линия. Один из участников выходит на эту линию, и по сигналу они оба начинают движение. Побеждает тот, кто догнал впереди стоящего. Затем из победителей образуются команды и выявляется самый быстрый и ловкий.

95.«Через ручеек».

На середине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 50-80см друг от друга. Дети свободно бегают по одной половине площадки и по сигналу воспитателя: «Через ручеек» - дружно перепрыгивают через линии и продолжают играть на другой половине.

96.«Кто дольше не собьется?»

Игра похожа на игру «Покати - догони», но здесь надо как можно дольше не уронить обруч и все время касаться его. Игру можно проводить в виде эстафеты. Если обруч падает, то игрок должен вернуться на то место, где упал обруч, и после этого продолжать движение. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнят задание, допустив как можно меньше ошибок.

Национальные игры народов Севера

97. Ловля оленей ("ляшкэм нурь")

Вариант 1. Очерчивается круг или квадрат около 15-20см. Это "пастбище". Участники игры - "олени" - находятся внутри круга (квадрата). Небольшим мячом из оленьей шкуры, набитым мехом, двое «охотников», стоящих напротив друг друга за кругом» стараются попасть в "оленей". Выбитые выходят из игры. Перед броском водящие дают команду: «раз, два, три - лови!»

Вариант 2. Оленьи рога складывают в кучу. Игроки по очереди бросают аркан с 10-15м. Кто больше поймает «оленей'» (рогов), тот и победитель.

Вариант 3. Дети устанавливают несколько оленьих рогов (10-30 шт.) на одной линии в снегу. С условного места бросают в них палкой. Кто попал, тот поймал "оленя" и берет рога себе.

Вариант 4. Рога на снегу - "олени". Икающие по очереди (можно несколько раз подряд) набрасывают аркан на рога. Пойманных "оленей" ставят к нарам по 2-3-4. Когда все пойманы, "пастух" садится на нары и имитирует поездку в "тутору". Товарищи по игре изображают собак!

Вариант 5. Проводятся две линии - границы - на расстоянии 15-30м. "Пастух11 с арканом стоит сбоку от пробегающих участников ("оленей") на расстоянии 5-10м. По команде "олени" из одного города перебегают в другой. Арканщик ловит их.

Вариант 6. Дети изображают стадо оленей пасущихся в тундре. Число играющих не ограничено. Приходит "пастух" ловить оленей арканом. Стадо разбегается. "Пастух" бросает аркан и старается поймать как можно больше оленей. Пойманные садятся на корточки. Дети младшего возраста изображают собак. Своим лаем они помогают "пастуху" загнать стадо и поймать оленя. Поймав достаточное количество оленей, пастух "запрягает" их в упряжку. Упряжки (по 3-4 игрока) привязывают одну за другой. Образуется райда (несколько упряжек). Позади нее привязывают молодых оленей (или запасных). Пастух берет .хорей, садится на первую упряжку, и райда "кочует

Вариант 7. Проводится два круга, один внутри другого. Играющие - "олени" находятся во внутреннем круге. Арканщик - за большим кругом. Бросая аркан, он ловит "оленей". А те стараются увернуться. Концовка игры может быть такой же, как в 5 варианте.

98. Метание в летящий мяч

Игра проводится зимой или весной, когда можно лепить снежки. Играют все желающие, они предварительно лепят снежки.

Выбирается один из игроков, он берет большой мяч, становится посередине играющих, затем подбрасывает мяч над собой, как можно выше. Во время полёта мяча все участники бросают в него снежки, стараясь попасть в мяч до приземления. Игра повторяется 3-5 раз. Выигрывает самый меткий, он и становится подбрасывающим.

99.Борьба по кругу.

В кругу диаметром 3-4м. два соперника. Заложив за спину руки, они стараются вытолкнуть друг друга из круга. Обманные действия и ухищрения запрещены, борьба ведется "чистая", силовая.

100. Борьба с палками

Берутся связанные посредине веревкой две палки. Каждый из двух борющихся, взяв в руки палку, старается отнять другую у своего противника. Кто сумел это сделать, тот и победитель.

101. Борьба на палках («тарач»).

Все играющие разбиваются парами. У каждой пары имеется палка (длиной 30-40см., в диаметре 1,5-2см). Каждая пара садится за линию, лицом друг к другу, ступни ног одного упираются в ступни ног другого. Хватом за палку обеими руками двое играющих начинают игру. Кто вырвет палку из рук противника или поднимет его над полом или землей, т. е. перетянет на себя, тот и становится победителем.

Победители первой пары встречаются с победителями второй, третьей, четвертой пар, до тех пор пока не останутся две пары сильнейших, из которых и определяется победитель.

102. Меткий стрелок.

Игроки стреляют из лука (арбалета) в снежную фигуру волка или медведя. На звере надо отметить красной тушью место диаметром 8см, в которое должен попасть стрелок.

103. Игра в медведя ("талл-талл").

Дети играют в мяч на лужайке. Перед этим "медведь" надевает шкуру, садится и делает вид, будто спит. Кто-нибудь из ребят, увидев его, кричит: "Парнэ талл!". После этого ребята все вместе начинают дразнить медведя: "Талл - галл оар из пах". Медведь с ревом бросается догонять их и бегает за ребятами, пока всех не переловит.

104. Бурые медведи («нылека»).

Выбираются два водящих - «бурые медведи», которые располагаются на конце площадки или спортзала, где нарисован крут диаметром 1м. Здесь их логово, все остальные • "медвежата". По сигналу о начале игры "бурые медведи", взявшись за руки, вылезают из берлоги и начинают ловить "медвежат". Настигнув кого-либо, "медведи" соединяют вокруг него руки, делают замкнутый круг. Это значит, что "медвежонок" пойман. Задержанного медвежонка отводят в берлогу. Потом "медвежата", тоже по двое, ловят других. Игра длится до тех пор, пока на площадке не останется "медвежат". Игрок, пойманный последним, считается самым ловким.

Игра проходит только в пределах площадки.

105. Финские гонки

Лыжи очень популярны в Финляндии. Ребята становятся на них, едва научившись ходить. Много способов передвижения придумали финские лыжники. Орт из них так и называется - финский ход: используя тяжесть тела, отталкиваясь палками, лыжник скользит на обеих лыжах одновременно, не делая дополнительных шагов.

На праздниках устраивались состязания в финских гонках. Лыжникам перевязывали ноги выше коленей цветными кушаками или ремнями, так чтобы нельзя было сделать ни одного шага, и устраивали гонку на 100-200м.

Финские гонки устраивают на лыжне, проложенной по ровной или с небольшим уклоном местности и идущей прямо, т. к. выполнять повороты со связанными ногами очень трудно.

106. Лопарские лыжи (аттракцион)

В каждой книге, где рассказывается история лыж, авторы обязательно описывают лыжи, которые изобрели лопари (саами).

Эти лыжи необычны - одна длинная, а другая короткая. На тон, что длиннее, лыжник скользит, а более короткую использует для толчков. Саами передвигаются на таких лыжах не с двумя, а с одной палкой. Используя столь старинный способ скольжения, вы можете устроить интересные состязания - кто окажется самым быстрым на лопарских лыжах.

Иногда скользящую поверхность лыжи обивают короткошерстным мехом, чтобы скольжение было только вперед, а - когда на такой лыже взбираются на возвышенность, она не дает соскальзывать назад.

107. Прыжки через нарты.

Прыжки проводятся через обычные нарты (если есть такая возможность) или через имитированные, размеры которых выбираются в зависимости от возраста и двигательной подготовленности школьников. Нарты (от 3 до 10 штук) ставятся в ряд на ровной площадке параллельно друг другу. Расстояние, между ними, зависит от их размеров.

Цель состязания в том, чтобы перепрыгнуть наибольшее количество нарт (или макетов). Участник одновременными толчками двух ног должен по порядку перепрыгнуть все десять нарт, прыжком повернуться кругом и продолжить выполнение упражнения в обратную сторону. На поворот участник может затратить не более 5 секунд.

Каждому участнику предоставляется три попытки, в зачет идет лучшая. Участник заканчивает выступление остановкой или тогда, когда допускает ошибки. Не разрешается касание нарт любой частью тела. Победитель определяется по наибольшему количеству выполненных прыжков.

108. Тройной национальный прыжок

Тройной прыжок выполняется с разбега одновременным отталкиванием обеих ног от линии старта. Результат прыжка определяется расстоянием, преодоленным тремя последовательными прыжками.

Ошибки: заступ за линию старта; отталкивание одной ногой; разножка при прыжках, если расстояние между ступнями более 10см; возвращение в коридор после выполнения прыжков.

109. Борьба по кругу.

Два соперника с заложенными за спину руками становятся в круг диаметром 3-4м. Они стараются вытолкнуть друг друга из круга. Обычно у саамов были запрещены обманные действия, ухищрения, поэтому борьба была «чистой», силовой.

110. Буксировка лыжника за «упряжкой».

Для проведения соревнований по буксировке необходимо подготовить 2-3 палки длиной 1-1,5м. и диаметром 3-4см, связанные веревкой, и веревку длиной 8-10м.

"Упряжку" образуют 4-6 человек, которые тянут лыжника за собой. Длина дистанции от 100 до 300м., в зависимости от возраста участников. Время старта и финиша фиксируется по креплениям лыжника.

Выигрывает команда, показавшая лучший результат

© 2010-2022