• Преподавателю
  • Физкультура
  • Исследовательская работа на тему: РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ КАК ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ТЕХНИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ

Исследовательская работа на тему: РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ КАК ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ТЕХНИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ

Раздел Физкультура
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….3

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ .………………….6

1.1 Сущность скоростно-силовых качеств………………………………………6

1.2 Средство и методы развития скоростно-силовых качеств у баскетболисток 15-16 лет……………………………………..………………...10

1.3 Основы техники игры в баскетбол………………………………………....13

1.4 Анатомо-физиологические и психологические особенности девушек 15-16 лет…………………...…………………………………………………………16

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………..……………………………………..18

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ КАК ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ТЕХНИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ ……………………...……………………….19

2.1 Организация исследования……………………………………………….....19

2.2 Выявление первоначального уровня развития скоростно-силовых качеств…………………………………………………………………………....21

2.3 Развитие скоростно-силовых качеств как фактор овладения основами техники игры в баскетбол……………………………………………….………22

2.4 Сравнительный анализ полученных результатов. ………………………..33

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ……………..…………………………………............35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................36

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………......38

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий [7; 21].

Все это базируется на высоком уровне физической подготовленности игроков, в основе которого лежит способность проявления каждым баскетболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные требования к уровню развития физических качеств заключаются в обеспечении возможности игроков выполнять сложные технические приемы на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую интенсивность игры до последних секунд матча [7; 17; 40].

Баскетболисты различного игрового амплуа все чаще используют в нападении бросок сверху, как наиболее точный и затрудняющий блокирование, что требует проявления высокого уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости как проявление скоростно-силовых качеств.[19; 24; 26; 29; 34].

Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть [32; 34; 42; 43].

Такие исследователи как Портнов Ю.М., Бондарь А.И. и Кузин В.В отмечают, что физическая работоспособность и функциональные возможности баскетболисток 15-16лет различной квалификации пока не отвечают уровню требований современного баскетбола [1; 15; 24; 26]. Однако, в изученной литературе мы не нашли рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки игроков с учетом современного состояния баскетбола, сделавшего за последние годы значительный скачок в своем развитии.

Мы выявили, что налицо противоречие между повышением требований к уровню прыгучести баскетболистов в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития прыгучести игроков - с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования скоростно-силовых качеств, как базовых для освоения техники игры в баскетбол.

Таким образом, цель нашей работы:

Выявить значение формирования скоростно-силовых качеств как фактора технической подготовки баскетболисток 15-16 лет.

Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:

1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития скоростно-силовых качеств баскетболисток.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу обучения девушек 15-16 лет элементам игры в баскетбол.

3. Определить необходимость развития скоростно-силовых качеств, для технической подготовки баскетболисток 15-16 лет.

4. Выявить значение формирования скоростно-силовых качеств, для технической подготовки девушек 15-16 лет.

Объект исследования: процесс обучения основам техники игры в баскетбол.

Предмет исследования: развитие скоростно-силовых качеств баскетболисток 15 - 16 лет, как фактор освоения техники.

Методы исследования:

- контент - анализа научно-методической и специальной литературы по проблеме;

- педагогического тестирования физической подготовленности баскетболисток 15-16 лет.

-педагогического наблюдения за баскетболистками15-16 лет.







ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ.


1.1 Сущность скоростно-силовых качеств.

Эффективность спортивных движений, связанных с активным взаимодействием спортсменов с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а также направлением и скоростью движения [9; 11]. Анализ динамики разнообразных спортивных движений, проведённый рядом исследователей [11; 28], позволил сделать вывод о том, что совершенствование рабочего эффекта связано, прежде всего, с проявлением большей величины внешней силы за наименьшее время или как высказывается Л.П. Матвеев «высокой мощностью мышечных сокращений» [30]. На характер этой закономерности влияют режим и внешние условия работы мышц при выполнении конкретного спортивного движения. Проявление данного качества получило в литературе название «скоростно-силовые качества (способности)».

Наиболее емкое определение скоростно-силовым способностям дает Л.П. Матвеев. Под ними он понимает такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время [30].

Ю.В. Верхошанский под прыгучестью подразумевает возможность человека развить ту или иную степень мощности усилий при отталкивании.

Л.Д. Назаренко дает следующее определение прыгучести: это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний.

Согласно Ю.М. Портнову, специфическими особенностями проявления прыгучести являются:

- быстрота и своевременность прыжка;

- выполнение прыжка с места или короткого разбега, преимущественно в вертикальном направлении;

- неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть);

- управление своим телом в безопорном положении;

- точность приземления и готовность к немедленным последующим действиям [5].

Как известно, сенситивный период развития скоростно-силовых качеств соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает наивысших результатов [1]. Однако говорить о консервативности прыгучести к дальнейшему развитию или поддержанию на высоком уровне достигнутых результатов в более позднем возрасте нет оснований, особенно в спорте высших достижений.

Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии скоростно-силовых качеств, сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести [9; 11; 22; 31; 35].

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания.

Специфическими особенностями скоростно-силовых качеств являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность проявления ее наибольшей величины за наименьшее время [31].

Одним из важных факторов развития скоростно-силовых качеств является степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы - важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы - одного из основных компонентов прыгучести [41].

Специфика развития быстроты, силы, выносливости оказывает существенное влияние на овладение техникой физических упражнений и является фундаментом, определяющим уровень спортивных достижений [30; 35; 41].

Применительно к спортивным играм (баскетболу,) прыгучесть необходима не сама по себе, а как качество неразрывно связанное с выполнением определенных технических приемов. В процессе игры от спортсменов не всегда требуется исполнение технических действий на максимальной высоте прыжка и достижение максимальной высоты полета подчас не является главным.

ЮСР Кассис Насаеф [43] и М.Ю. Скворцова [39] отмечают, что качество игры баскетболиста зависит не только от силы отталкивания от пола и высоты касания вытянутой при прыжке руки, а в первую очередь от высоты, на которой этот игрок эффективно использует свои технико-тактические знания и качества.

Специфика прыжковых действий состоит в том, что они в своей основе имеют тонкое сочетание движений игроков с направлением и скоростью полета мяча, а, следовательно, прыгучесть вариативна также как и техника [13].

К показателям, обусловливающих эффективность действий спортсмена в баскетболе, относятся точность и быстрота выполнения игровых приемов, а также способность использования двигательного потенциала [28]

Поскольку скоростно-силовые качества определяется многими специалистами как комплексная способность человека проявлять усилия максимальной сложности в кратчайший промежуток времени, то главными критериями, определяющими управляемость прыжка, будут время отталкивания, прилагаемая при этом сила, высота прыжка и его продолжительность [13].

Таким образом, прыгучесть, как проявление скоростно - силовой подготовки, является одним из важнейших физических качеств баскетболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях (броски в прыжке, подборы мяча у щита, спорные броски, накрывания бросков соперника и т. д.), что в свою очередь обеспечивает достаточный резервов результативности соревновательной деятельности.



1.2 Средства и методы развития скоростно-силовых качеств у баскетболисток 15-16 лет.


Двигательная деятельность баскетболистов характеризуется высоким темпом и интенсивностью соревновательных и тренировочных нагрузок. В настоящее время в игровой практике возрастает процент применения активных форм защиты и нападения (прессинг, быстрый прорыв, плотная опека нападающих по всему полю). Острые игровые ситуации требуют от игрока передвижения по площадке на максимальной скорости, резких остановок, прыжков с максимальными усилиями в условиях атлетической борьбы при подборе мяча под кольцом [7; 17; 36; 39].

Как известно, баскетбол относится к игровым видам спорта, требующим значительного проявления скоростно-силовых способностей. Одним из наиболее значимых элементов соревновательной деятельности баскетболиста, эффективность выполнения которого прямо зависит от уровня скоростно-силовых способностей, являются различные виды прыжков.

Скоростные способности спортсмена проявляются в трех основных формах: в латентном времени двигательной реакции, в скорости одиночного движения, в частоте движений. Сочетание этих трех форм и определяет все случаи проявления быстроты.

По мнению специалистов, скоростно-силовые качества спортсмена в большей степени являются врожденными и меньше всего подвергаются изменениям в процессе тренировки. Установлено, что добиться повышения данных качеств можно не только использованием специальных методов и средств, направленных на развитие собственно-скоростных способностей, но и косвенным путем, развивая силовые качества, скоростно-силовые способности, улучшая технику движений и т. д.

Методика воспитания скоростно-силовых качеств это прежде всего выполнение хорошо освоенного задания на предельных скоростях, что позволяет спортсмену сосредоточить все усилия, а не на способе выполнения упражнений. Упражнения на скорость надо прекращать при первых признаках утомления.

Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств можно разбить на три группы:

1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища,

выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением

(пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, прыжки в гору и т. д.).

Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.

Скоростное направление предусматривает использование упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях.

Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

Известно, что сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. Серии прыжков, паузы между ними, частоту выполнения, высоту и вес отягощения определяет тренер, исходя из степени тренированности, этапа подготовки, индивидуальных особенностей каждого игрока.

Также в литературе предлагается для развития силы ног и, соответственно, прыгучести игрокам рекомендуется выполнять большой объем индивидуальной работы со штангой регулярно не менее 3-4 раз в неделю [34].

Упражнений, развивающих прыгучесть, очень много, важно понимать, что достичь результата позволяет, прежде всего качество, интенсивность, регулярность их исполнения. А разнообразие упражнений повышает интерес к ним игроков, создает хороший эмоциональный настрой на тренировках.

Таким образом, одной из важнейших комплексных скоростно-силовых характеристик баскетболистов является прыгучесть, которая обуславливается, прежде всего, взрывной силой ног. Для ее развития в практике тренировки все шире используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр., выполняемые с максимальной интенсивностью.

1.3 Основы техники игры в баскетбол.


Техника игры в баскетбол включает в себя подачи (передача мяча, прием передачи), ведение мяча, броски в корзину, технику владения телом и обманные движения. Правильное применение техники в баскетболе во многом зависит от соблюдения правил игры. Небольшая площадка для игры, правило фола, правила передвижения по площадке - все это обуславливает постоянную и быструю смену направления, движения и затраты сил, высокий темп игры.

Баскетбол: работа с мячом.

Мяч держат свободно расставленными пальцами. При передаче и ведении мяча, броске в корзину руки согнуты в локтях.

Баскетбол: передача мяча.

В большинстве случаев мяч передается обеими руками для того, чтобы передача была более точной, уверенной и быстрой. Передавать мяч можно с места, в движении (на бегу), в прыжке, непосредственно товарищу по команде или после удара об пол. Быстрый темп игры обуславливает передачу мяча за наименьшее время и с любого положения.

Баскетбол: приём передачи.

Принимать мяч нужно по возможности двумя руками. К моменту касания мяча руки должны быть вытянуты по направлению к нему, а затем быстро согнуты (уже с мячом) в локтях с целью ослабления силы удара. При ловле мяча на бегу необходимо соблюдение 2-контактного ритма (двухшажной техники).

Прием мяча с одновременным касанием пола засчитывается за 1 шаг (первый контакт). Как только спортсмен поймал мяч, он делает легкий прыжок. Через шаг он должен остановиться или передать мяч дальше до того, как будет сделан 3-й шаг.

Баскетбол: ведение мяча.

При ведении мяча на бегу спортсмен на каждом втором шаге ударяет мячом (одной рукой) об пол и плавно ловит его. На мяч желательно не смотреть. Спортсмены должны одинаково хорошо уметь вести мяч как правой, так и левой рукой.

Баскетбол: броски в корзину.

Броски в корзину - ближние или дальние - выполняются одной или двумя руками непосредственно в корзину или после удара мячом о щит.

Ближний бросок в корзину осуществляется, как правило, в прыжке после удара мячом о щит (иногда на бегу или с места) и с большой силой для того, чтобы защитники соперника не могли бы помешать этому броску.

Дальний бросок, имеющий высокую траекторию полета, осуществляется непосредственно в корзину с места (опытные баскетболисты исполняют этот бросок в прыжке). Во всех случаях решающее значение имеют направление и сила броска. Броски в корзину с ближней дистанции спортсмены должны выполнять одинаково хорошо как правой, так и левой рукой.

Принимая во внимание сдерживание натиска команды соперника, соблюдение важнейших правил, быстрое передвижение по площадке, большие затраты сил, можно сказать, что бросок мяча в корзину является самым сложным техническим элементом игры в баскетбол, к тому же он требует от спортсмена хорошей ориентации, быстрой реакции и комбинационно-моторных навыков.

Баскетбол: техника владения телом.

К технике владения телом относятся обычно все движения без мяча: поворот, все виды пробежек, остановок и прыжков. Они являются предпосылкой для овладения техникой работы с мячом и основой техники ведения защиты.

Характерная для баскетболистов основная стойка - ноги слегка согнуты в коленях, правильное распределение основного центра тяжести тела помогает быстро реагировать на изменение ситуации на площадке.

Существуют различные виды пробежек. Для них характерны частая и внезапная смена скорости, направления и техники пробежек (обычная ходьба и бег, приставной шаг). Они чередуются прыжками. Спортсмены часто используют повороты на одной ноге (другая нога отставлена в сторону) для удерживания мяча.

Баскетбол: финты.

Финты (обманные движения) связаны с техникой владения телом и используются в основном нападающими. Существуют прежде всего финты с мячом - ложные передачи, броски в корзину, дриблинг и финты без мяча - ложная смена скорости и направления. Необходим быстрый переход от финтов к самой игре.

Таким образом, выполнение технических элементов требует от баскетболистов развития базовых физических качеств, обеспечивающих достаточный уровень овладения ими.



1.4 Анатомо-физиологические и психологические особенности девушек 15-16 лет.


В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того, установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям в большую сторону (развитию) в тренировочном процессе, но даже, наоборот, уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются «сенситивными» периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название «критических». По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

- координационные способности - наибольший прирост с 5 до 10 лет;

- быстрота - развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 11- 14 лет;

- сила - развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16 - 17 лет;

- скоростно-силовые качества - развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14-16 лет;

- гибкость - развитие происходит в отдельных периодах 7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет. 15-16 лет (девочки);

- выносливость - развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности - и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет (20, 22)

В процессе обучения скоростно-силовой подготовки сенситивным периодом считают с 15 до 16 лет. Для более успешного совершенствования в технической подготовке в среднем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у девушек, т.е. создать базовую подготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разносторонности.

Отмечается (Ивойлов А. В., 2007), что в период полового созревания возможны резкие скачки в проявлении работоспособности и в совершенствовании координационных функций. В то же время известно, что глубокая морфологическая и нейрогуморальная перестройка на этапе полового созревания может явиться фактором временного ограничения роста работоспособности и совершенствования координации.

Особую роль в технической подготовке имеют врожденные функциональные связи и приобретенные. Следует учитывать генетически ведущие части тела юного спортсменки, которые являются сильной стороной развития организма. В педагогическом отношении здесь необходим, на первых порах, свободный выбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность. Отсюда очевидно, что переучивание «левши» на противоположную ведущую нецелесообразно.

Во время игры в баскетбол (в силу ее повышенной эмоциональности) возможны очень значительные сдвиги в функциональном состоянии организма юных игроков, не восстанавливающийся длительное время. Поэтому при определении нагрузки в баскетболе необходимо учитывать не только функциональное состояние организма, но и степень эмоционального воздействия.

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ.

Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, мы выявили, что для эффективного развития скоростно-силовых качеств баскетболисток 15-16 лет необходимо учитывать их физиологические особенности. Авторы едины в своих суждениях о том, что, прежде всего, необходимо учитывать сенситивные периоды развития девушек. Наиболее благоприятным периодом развития скоростно-силовых способностей у баскетболистов является возраст 14-16 лет. В этом возрасте преимущество тренирующихся девушек перед не занимающимися спортом, особенно велико. Если в это время не развивать скоростно-силовые качества, то в последующие годы, возникшее отставание будет трудно ликвидировать.

Проанализировав, психолого-педагогическую литературу по вопросу обучения девушек 15-16 лет мы выявили, что для основания к успешной учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, тренер-преподователь должен учитывать особенности детей, составляющих тренировочную группу. Успех в соревновании зависит от уровня развития таких психических процессов, как: восприятие, представление, внимание (и таких его параметров как объем, концентрация, распределение, переключении), оперативная память и мышление. То есть таких процессов которые обеспечивают быстрый прием и переработку информации, поступающих в процессе игры, и принятия оптимального решения, а также обеспечивают совершенное овладение сложными техническими приемами.





ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ КАК ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ТЕХНИКИ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ.


2.1 Организация исследования

Исследование проводилось в несколько этапов.

Проходило в период с января 2013 г. по 18.03.13г, в МОУ СОШ №10 г. Вихоревка в форме внеклассного занятия - секция баскетбола. Занятия проводились 2 раза в неделю по 90 мин. В рамках исследования было проведено 20 занятий. Для исследования были отобраны девушки 15-16 лет методом случайной выборки в количестве 15 человек. Приступая к работе, мы уже имели багаж необходимых теоретических знаний, которые и легли в основу исследования, отобраны специальные упражнения, из них составлены комплексы.

Вся программа исследований была выполнена в три этапа. На первом, констатирующем этапе (сентябрь 2012 года) мы выявляли первоначальный уровень развития скоростно-силовых качеств баскетболисток 15-16 лет путем тестирования. На следующем, формирующем этапе (октябрь 2012 г. - февраль 2013 г.), мы проводили занятия, активно используя специальные упражнения для развития скоростно-силовых качеств, как фактор овладения основами техники игры в баскетбол. На третьем, контрольном этапе (февраль - март 2013г.), мы провели повторное тестирование, изучение документации так же третей четверти и выполнили сравнительный анализ результатов, полученных в начале исследования и по его окончанию.

В своей исследовательской работе мы пользовались следующими методами. Изучение научно-методической литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а так же выявления степени научной разработанности данной проблемы. Важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований. Это позволило нам узнать, какие стороны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются разные концепции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены и на основе этого определить область своего исследования.

Педагогическое исследование - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения.

В ходе исследования мы определили следующие критерии отслеживания результатов:

  • поведенческий - сосредоточенность, внимательность девушек, качество выполнения упражнений;

  • мотивационный - определение значимости работы в развитии скоростно-силовых качеств.

  • эмоциональные - эмоциональный фон занятий;

Таким образом, тщательно продуманное содержание каждого этапа исследования позволило нам провести работу на достаточно качественном уровне и получить достоверные результаты.



2.2 Выявление первоначального уровня развития скоростно-силовых качеств.


Цель: Выявить первоначальный уровень развития скоростно-силовых качеств баскетболисток 15-16 лет.

Методы исследования:

  • Метод наблюдения.

  • Метод тестирования.

Первоначальный уровень скоростно-силовых качеств мы определили по методу тестирования спортсменов.

Для этого баскетболисткам были предложены тесты (приложение №1)

Результаты занесены в таблицу (Приложение №2) и изображены графически (Приложение №3)

Средний уровень результатов показанных девушками в упражнениях № 1 составило 42,9см; во втором упражнении - 196,7см; в третьем - 5,3сек и завершающем четвёртом упражнении - 32 секунды.

На данном этапе мы провели матчевую встречу по баскетболу с командой девушек такого же возраста, аналогичного уровня подготовленности. Наблюдая за игрой, мы видели, что команды мало чем отличаются в плане технической, тактической и физической подготовки. Наши баскетболистки допускали большое количество ошибок при совершении бросков мяча в кольцо со средней дистанции, ведения и передачи мяча. По площадке передвигались в большом темпе, без фаз отдыха, в результате чего произошло быстрое их утомление, и снижение работоспособности. Убежать в отрыв девушкам практически не удавалось, так как им просто не хватало скорости. И все попытки были не удачны.

Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что скоростно-силовые качества находятся на уровне ниже среднего (по таблице Ляха), что бесспорно сказывается и на владении техническими приемами игры в баскетбол.







2.3 Развитие скоростно-силовых качеств как фактор овладения основами техники игры в баскетбол.


Цель: Выявить значение развития скоростно-силовых качеств для овладения элементами игры в баскетбол.

На данном этапе мы использовали следующие методы:

  • Педагогическое наблюдение;

Приступая к работе, мы выделили специальные упражнения, для развития скоростно-силовых качеств девушек 15-16 лет, составили комплексы, продумали содержание занятий по обучению основам техники игры в баскетбол. (Приложение № 4)

На 1 - 3 занятии мы проводили большую работу по совершенствованию уже имеющихся умений выполнять технические приемы: ловля и передачи мяча различными способами, на месте и в движении, ведение мяча, броски мяча в корзину после ведения и остановки в 2 шага. После этого предлагали девушкам двустороннюю игру. Наблюдая за ходом игры, мы обратили внимание, что практически всю часть времени баскетболистки передвигаются бегом, причиной чему быстро проявляется их слабость, быстрое утомление и малая работоспособность в зоне интенсивной тренировки. В борьбе под кольцом девушки мало выпрыгивают, и не контролируют мяч, не играли на подборе. Грубейшая ошибка многих баскетболисток заключается в том, что держат мяч прямо над лицом, закрывая себе обзор кольца. Вследствие чего, не видят свою цель, не могут определиться с точным направлением, силой броска. Результат: ПРОМАХ.

При ведении мяча и обводки противника чаще всего терпят неудачу и потерю мяча, движения не скоростные, не резкие и предугаданные. Из - за чего оторваться от опеки и выйти в правильном направлении для последующей атаки и достичь наиболее удобных, сбалансированных положений для выполнения другого финта или даже броска по кольцу остается не выполненными.

По завершению первой половины мы дали советы и наставления для работы в зоне защиты и нападения. Поделив девушек на равные команды, они продолжили играть в баскетбол, используя позиционное нападение и зонную защиту, с последующей сменой ролей. По наблюдению было видно, что система игры удавалось девушкам не плохо, они использовали броски по кольцу с выпрыгиванием. Но под кольцом практически не работали, так как не хватало прыгучести, и борьба за мяч в этой зоне не осуществлялась. Результат: после каждого не успешного броска, мяч оставался у защитников, и происходила смена ролей.

Наблюдая за тем, как баскетболистки справляются с заданиями, мы обратили внимание на то, что некоторых из игроков раздражала малая результативность и не успешная игра. Они стали нарушать правила игры, что вызывало негодование у ребят из их команды, вносило общий хаос в игру. Мы вынуждены были останавливать игру и дополнительно комментировать ситуацию. Большой акцент мы делали на то, что каждый игрок несет свою долю ответственности за конечный результат игры. По окончании мы подвели итоги. Выявили, что скоростно-силовые качества являются одними из основных физических качеств, в техники игры в баскетбол.

На 3-5 занятии мы использовали подготовленные нами специальные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств. Для того чтобы повысить скоростно-силовую и техническую подготовку наших баскетболисток.

Данный комплекс упражнения мы проводили в начале занятия, так как такие качества как скорость необходимо развивать в подготовительной части тренировки. Комплекс упражнений построен по принципу от простого, к сложному.

В ходе проведения упражнения было выявлено, что рассчитанная нами нагрузка для девушек была довольно сложной. Они быстро утомились, и не смогли выполнять их в необходимом темпе. Следовательно, нами было принято решение снизить количество повторений, и увеличения продолжительности фазы отдыха.

Как и на первом занятии акцентировали свое внимание на технических приемах: передачи мяча в перемещении в парах, тройках. Остановкам с последующим ускорением игрока с мячом, бросков мяча со средней и дальней дистанции. Каждое упражнение контролировали, давали методические указания, исправляли ошибки по мере их появления. По окончанию подготовительной части тренировочного занятия мы предложили девушкам сыграть в игру Стритбол, с применением атакующих комбинаций и условием что мяч будет засчитан только в том случае, когда бросок выполнен с прыжка. Эту игру выбрали с тем учетом, что она обладает более высокой плотностью, и способна более качественно развивать скоростно-силовые качества. Данная задача позволила определить уровень скоростно-силовых и координационных способностей девушек, и построить следующие занятия таким образом, чтобы устранить данные ошибки. Главной ошибкой баскетболисток явилось: слабый не своевременный прыжок, не способный освободиться от защитника. Действия защиты были более грамотными, они рационально использовали площадку зала и контролировали ситуацией. Решением данной проблемы послужила последующая измененная техника игры в нападении, благодаря скоростным отрывам и грамотными открываниями, постановкой заслона.

На 5-8 занятиях мы продолжали уделять большее внимание специальным упражнениям, на развитие скоростно-силовых качеств девушек. Проводили подводящие упражнения с предметами (набивные мячи, скакалки, гимнастические скамейки и др.), в парах, с постепенными увеличениями нагрузок. Для лучшего их формирования и достижения поставленных результатов. В период выполнения специальных упражнений мы наблюдали за качеством его выполнения, контролировали дозировку и нагрузку. Обращали внимание на внешние признаки утомления спортсменок.

Подводящие упражнения с мячами помогли нам подготовить занимающихся и акцентировать их внимание к дальнейшей работе на тренировочном занятии и подвели к освоению нового действия путем его целостной имитации.

По мере их выполнения баскетболистки отрабатывали технические приемы броска мяча из-под кольца со съемом, ведением и остановкой мяча с последующим изменением направления движения, бег «ёлочкой» и совершенствование игрового приема отрыв. Основными ошибками были такие как бег на прямых ногах, слишком высокое ведение мяча и слабые прыжки под кольцом. Исправить ошибки мы смогли за счет методических указаний и образцового показа. Девушки выполняли данное упражнение до тех пор, пока не добились нужного результата. После этого разбили девушек на равные команды и предложили игру в баскетбол. Обращая внимание на съем мяча под чужим кольцом, и убегания в отрыв. В период педагогического наблюдения было видно, что девушки стали меньше ходить по площадке и больше бегать, из-за чего повысилась плотность игры и её результативность. Гораздо лучше стало проявляться игра в пас, которая не имела еще отточенной точности, но в большинстве доходила до партнера. Броски мяча со средней дистанции имели лучшую результативность по сравнению с предыдущими тренировками, ускорения более резкими.

Баскетболисткам не хватало уверенности в себе, из-за чего они просто боялись проходить под кольцо противника, из-за чего такой игровой приём как съем, практически не использовался. Из-за чего нам приходилось останавливать игру и разбирать отдельно каждый игровой момент, для лучшего усвоения. После игры девушки выполнили заминку, пробежав 12 кругов по спортивному залу в легком восстанавливающем темпе, и выполнили упражнений на растяжение мышц ног.

Подводя итоги по последнему занятию, очевидно, что данный комплекс упражнений благоприятно влияет на результаты занимающихся. Повысилась плотность занятия, её результативность, улучшилась техника броска и ведения мяча. Помимо того девушки стали легче переносить тяжелые нагрузки, быстрее восстанавливаться.

На 9-12 занятии пошли по предыдущей схеме нашей работы, продолжая уделять внимание комплексу спортивных упражнений. Используя круговой метод тренировки. Всего мы подготовили 6 станций:

1. Прыжки в шаге, с ноги на ногу через линейки на отрезках прямой 10-15 м.

2. Ведение мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем мяча и без него.

3. С высокого старта челночный бег с ускорением на отрезках 15-20 м с повторением 4-6 раз.

4. Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.

5. Бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением двух шагов.

6. Передача двумя руками от груди в стенку.

По ходу выполнения упражнений мы давали рекомендации, своевременно подавали команды и исправляли ошибки. В течение задания учащиеся в определенной последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств.

В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приемов игры.

Данные упражнения подготовили так, чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группы мышц, и было рассчитано на развитие определенных физических качеств. Для совершенствования технических приемов использовали комплексные упражнения, состоящие из предварительно хорошо изученных игровых элементов.

По завершению занятий девушки поиграли в баскетбол. Правилом игры мы установили, что ведение мяча запрещается, и передвигаться возможно только с использованием пассов. Наблюдая за игрой, мы видели, что девушки не эффективно открываются и освобождаются вовремя от защитников, а броски наоборот более успешны и реализованные. Путем устранения данных ошибок послужило упражнение «Тройка» - это игровое взаимодействие, где используется наружный заслон в баскетболе для игрока, который получает мяч для броска.

На 13-15 занятиях мы продолжали наше обучение. Стали уделять ещё большее внимание упражнениям, на развитие скоростно-силовых качеств баскетболисток. Проводили обще-развивающие упражнения с предметами в парах, такие как:

1)Бег, спиной вперед держа мяч за спиной. Можем отметить, что в целом данное упражнение далось девушка легко. Они выполняли его без затруднения.

2)Бег, вращая мяч вокруг головы, плеч, бедер, вынося мяч вперед, вверх.

3)Ходьба, держа мяч зажатым между коленей.

4)Передача мяча с руки на руку под коленями, лежа на полу.

5)Поднимание лежащего на полу мяча ударами по нему сверху одной рукой.

6) Упр. в парах, лежа на спине. Игрок А держит мяч между стоп, поднимает ноги и передает игроку Б, который получив его выполняет то же самое. Единственным затруднением было объяснение данного упражнения, решили эту проблему с помощью образцового показа. В основной части занятия мы продолжили давать девушкам специальные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств. (Приложение № 4)

По ходу выполнения данного комплекса упражнений мы заметили, что у девушек появилась напористость, движения выполнялись с хорошей амплитудой и «взрывной силой», движения стали координированней. Далее мы разбили девушек на равные команды, назначили каждой собственное амплуа, по мере их подготовленности. Повторили каждой свои обязанности и предложили игру в баскетбол, используя игровую комбинацию 2х3. Обращая внимание на то, чтобы защитники не выходили далеко из-за дуги. В ходе педагогического наблюдения за баскетболистками мы обратили внимание, что девушки не грамотно использовали игровую площадку, «вываливались» вперед, и теряли своего игрока. Путем устранения данной проблемы мы остановили игру, и на личном примере разобрали игровые моменты игры. Девушки поменялись сторонами площадки, и началась вторая половина матча. В целом наши указания сработали очень хорошо, девушки держались своих позиций, и нападению было гораздо труднее проходить под кольцо. Баскетболистки очень быстро передвигались по площадке, делали множество ускорений. Стала хорошо заметна борьба под кольцом, за игру у одной из команд мы насчитали 12 подборов мяча, что говорит о хорошей подготовленности баскетболисток. Подводя итоги по трем последним тренировочным занятиям можно сказать, что комплекс специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств работает очень эффективно. Следовательно, следующие упражнения пойдут по такому же принципу.

16 занятие мы решили посветить тактической подготовки, для этого показали видеофильм по баскетболу. По ходу просмотра мы останавливали видео и поэтапно разбирали игру и игровые ситуации. Посмотрели задачи и действия каждого игрока.

После просмотра видеофильма мы задавали девушкам вопросы, касающиеся игровых ситуаций, обязанности игроков. В целом ответы девушек были правильные.

Закончили тренировочное занятие двухсторонней игрой в баскетбол. Продолжая уделять внимание обязанностям каждого игрока. Подвели итоги занятия, выявили наиболее активных и результативных игроков.

17-19 тренировочные занятия проводили с активным использованием специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств. В подготовительной части занятия мы уделили особое внимание упражнениям для улучшения работы ног (при игре в защите)

1. Боковое перемещение:

Выполнение: Стоя на полу сбоку от тумбы, поставить ближнюю ногу на середину тумбы. Руки в положении готовности к игре в защите:

- Слегка оттолкнувшись от поверхности тумбы, быстро перенести вес тела поперек, к другой стороне тумбы, сохраняя центр тяжести как можно ниже.

- При приземлении обе ноги должны коснуться поверхности одновременно, т.е. на пол и на тумбу ноги должны приземлиться одновременно.

- Продолжить перемещение в противоположную сторону.

Выполняли данное упражнение девушки непрерывно, не делая пауз. Приземление на тумбу осуществляли не мягко, когда должно быть мягким. Дозировку изменяли по ходу выполнения упражнения, так как физическая подготовленность девушек разная.

2. Боковое «напрыгивание»:

Выполнение: Стоя на тумбе близко от края, ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Немного согнуть ноги в коленях и руки в локтях.

- Спрыгнуть с тумбы в бок.

- Коснувшись пола, тот час же мощно выпрыгнуть вверх, в исходное положение.

По ходу его выполнения мы давали методические рекомендации: выполнять упражнение нужно непрерывно, не делая пауз. Приземление на тумбу должно быть мягким. Стараться, чтобы пятки не касались поверхностей. Необходимо визуально контролировать место приземления.

3. Бросок в прыжке: (из глубины)

Выполнение: Партнер, с мячом занимает позицию между кольцом и тумбой.

- Стоя на полу перед тумбой лицом к кольцу.

- Немного согнуть ноги в коленях и руки в локтях.

- Выпрыгнуть с двух ног, приземлиться на тумбу и сразу же спрыгнуть вниз на другую сторону тумбы.

- Партнер должен отдать пас игроку в промежутке между началом первого прыжка и до приземления его на другой стороне тумбы.

- Коснувшись пола, тот час же мощно выпрыгнуть вверх и произвести бросок в прыжке.

Все упражнения девушки выполняли с интересом, каждая стремилась показать лучший результат. Активно помогали друг другу, давали цельные советы, появилось товарищество. По ходу выполнения этого упражнения мы заметили, что проявление усталости у девушек практически не наблюдается. Это свидетельствует о хорошем уровне физической подготовленности спортсменок.

Тренировочное занятие мы закончили игрой в баскетбол. Несмотря на усталость, после выполнения упражнений в основной части тренировки, баскетболистки передвигались довольно быстро, использовали заслоны, забегания. Активно боролись под кольцом, бросали мячи с выпрыгивания двух ног. Результативность бросков мяча в кольцо была средней. По окончанию 19 дня нашего исследования было видно, что девушки находятся в хорошей игровой и физической форме и готовы к предстоящей игре.

На 20 занятие мы запланировали и провели соревнования по баскетболу. Пригласили баскетбольную команду девушек из МОУ СОШ

№101 г. Вихоревка. Заметим на то, что ранее девушки не встречались. Мы подготовили свою команду, настроили ребят положительно. Наблюдая за игрой, мы видим, что у наших девушек довольно хорошая техника игры, они сделали правильную расстановку в команде. Активность и эмоции ребят были на высоком уровне. Наши ребята старались, выложили все силы. Хорошо смотрелась игра в защите, и нападении, команда противников практически ни разу не взяла подбор под кольцом. Наши девушки гораздо быстрее и активнее играли в нападении, использовали игровые комбинации и заслоны. Выходя 1х1 с противником, наши девушки обыгрывали, в засчет скорости уходи от оппонентов, были активны и напористее под щитом. Встреча окончилась со счетом……………….. Все это говорит нам о том, что работа, проделанная нами, дала нам хорошие конечные результаты:


  • качественное владение техническими приемами;

  • результативное лидерство;

  • уверенность в себе;

  • способность к решению проблем, преодоления себя;

  • Развитие физических качеств

Таким образом, можно сказать: что целенаправленная работа по развитию скоростно-силовых качеств дала положительные результаты в освоении старшеклассницами основ техники игры в баскетбол.


2.4. Сравнительный анализ полученных результатов.


Цель: сравнить полученные результаты в начале и по окончании исследования.

Методы исследования:

  • метод педагогического наблюдения;

  • метод педагогического тестирования.

Для того чтобы сделать сравнительный анализ полученных результатов исследования, мы провели повторно педагогическое тестирование. Результаты занесены в таблицу и изображены графически, (Приложение № 2, 3).

Сравнить результаты нашего теста мы смогли в засчет количественного и качественного анализа полученных результатов до, и после исследования.

В результате данного анализа мы выявили что в развитии девушек произошли положительные изменения.

На первоначальном этапе девушки прыгали среднем в длину 194 см, то на последнем этапе средний результат прыжков в длину составляет 197 см, что соответствует нормативным показателям. Что касается такого упражнения как «Бег змейкой» с обводкой фишек, то полученный конечный результат превзошел наши ожидания, и составил 29,2 секунды, что на 3 секунды меньше чем в начале исследования. В координационном и скоростно-силовом упражнении в парах (упражнение № 2), результаты по группе улучшились на 0,4 секунды. Что доказывает эффективность работы нашего комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых качеств, как фактора овладения техникой игры в баскетбол.

Педагогические наблюдения, проводившиеся в ходе тренировочных занятий и соревнования, позволило получить показатели, характеризующие соотношение игровых действий, совершаемых баскетболистками на месте, в движении и в прыжке в среднем за игру. Полученные данные, наглядно свидетельствуют о преимущественном вкладе действий, выполняемых в за счет скоростно-силовых качеств.

Таким образом, видно, насколько изменилась подготовленность баскетболисток. Отсюда следует вывод, что скоростно-силовые качества являются одним из основных факторов овладения техники игры в баскетбол.

При овладении этих качеств девушки стали намного больше интересоваться соревновательной деятельностью, появилось большее стремление к достижению спортивных результатов, физического совершенствования. Тому подтверждение - результат матчевой встречи.

Таким образом, сравнительный анализ показал, что в ходе практической работы произошли положительные изменения уровня развития физических качеств.





ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

В результате педагогического исследования выявлено, что развития скоростно-силовых качеств у девушек 15 - 16 лет благотворно влияет на показатели технической и физической подготовленности спортсменок, и является основным фактором в овладении техникой игры в баскетбол.

Использование специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств позволяет эффективно развивать физические качества как сила, скорость, координация и быстрота. Достоверный прирост результатов наблюдается при повторном тестировании девушек 15 - 16 лет (Приложение № 3).

В результате нашего исследования определен удельный вес игровых действий, структурно связанных с проявлением прыгучести, в общем объеме соревновательной деятельности баскетболистов 15 - 16 лет. Полученные данные наглядно свидетельствуют о преимущественном вкладе действий, выполняемых в прыжке, в соревновательную деятельность. 57 % бросков - девушки производят в прыжке. Броски мяча в движении осуществляются, главным образом. Только незначительная часть дальних бросков выполняется с места, что в основном характерно для девушек.

Добивание и подбор мяча баскетболистками производится в основном в прыжке, и их вклад соответственно составляет 85 % и 79 %.

Наибольшие различия наблюдаются при выполнении бросков мяча в прыжке, перехватов мяча и отбивания бросков.

В процессе педагогического исследования доказана эффективность специальных упражнений на развитие скоростно-силовых качеств баскетболисток 15 - 16 лет. По всем четырем тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное улучшение в тесте 1 на 4,9%, в тесте 2 на 3,6%, в тесте 3 на 2,3%, в тесте 4 на 2,4%. (Приложение №3)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе анализа научно-методической литературы определено, что специфическими особенностями скоростно-силовых качеств являются взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Для развития прыгучести баскетболистов используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр., выполняемые с максимальной интенсивностью.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что скоростно-силовая подготовка это - ключевое звено в тренировки баскетболисток. Она развивает абсолютно все необходимые качества: ловкость, быстроту, силу, координацию движений.

Мы рассмотрели упражнения, с помощь которых воспитывается скоростно-силовая подготовка баскетболистов. Так как баскетбол - это весьма контактный вид спорта, то примерно 70% движений баскетболиста являются скоростно-силовыми. А это требует от баскетболистов специальной подготовки.

Игровая деятельность в баскетболе представляет собой целостное воспроизведение игровых приемов, технико-тактических действий, физических и психических компонентов подготовленности участников в условиях постоянно изменяющихся игровых ситуаций.

Для баскетбола характерны: высокий динамизм в развитии ситуаций, постоянное чередование оборонительных и наступательных фаз игры, непрерывное переключение игроков от одних двигательных действий к другим, многообразие способов их выполнения, вариативность скорости и направлений перемещений, определяющее значение зрительного анализатора в оценке изменяющихся условий и выборе адекватных ответных действий. Комплексное задействование практически всех групп мышц и функциональных систем организма, преобладание скоростно-силового режима мышечной работы, синхронность в деятельности верхних и нижних конечностей и др.

Таким образом, нами было выявлено, что использование комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых качеств на тренировочных занятиях по баскетболу способствует повышению развития техники игры в баскетбол.

















ЛИТЕРАТУРА

  1. Аль Кхатиб Ахмад. Начальное обучение юных баскетболистов на базе скоростно-силовой подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Аль Кхатиб Ахмад. - Волгоград, 2009. - 24 с.

  2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин - М. : Физкультура и спорт, 2008 - 231с.

  3. Бабушкин, В.З. Подготовка юных баскетболистов / В.З. Бабушкин - Киев, 2005 - 135 с.

  4. Баскетбол: Пер. с фр./ Л. Легран, М. Ра.-М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004. - 47[1] c.: ил.

  5. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры /под общ. ред. Ю.М. Портнова. 6-е издание, переработонное. - М. : Физкультура и спорт, 2008 - 420с.

  6. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков: пер. с англ./ Ник Сортэл. - М. : АСТ: Астрель, 2005. -237[3]с.: ил.

  7. Баскетбол. Теория и методика обучения / под общ. ред. Д.С. Нестеровского. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

  8. Башкин, С.Г. Уроки по баскетболу / С.Г. Башкин. - М.: Физкультура и спорт, 1996 - 102 с.

  9. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. - М. : ФиС,2007. - 144 с.

  10. Бондарь, А.Н. Учись играть в баскетбол / А.Н. Бондарь. - Минск, 2006 - 167 с.

  11. Верхошанский, Ю. В. основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 331 с.

  12. Власов, А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12-15 лет: дис. ... канд. пед. наук / А.М. Власов. - М., 2004. - 142 с.

  13. Гаврилов, В. И. Исследование эффективности и обучения прыжковым действиям в баскетболе на основе применения технических средств: автореф. дис. … канд. пед. наук. / В.И. Гаврилов. - Л., 2009. - 24 с.

  14. Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский - М., 2006 - 78 с.

  15. Горбашев, И. А. Дифференцированное совершенствование скоростно-силовой подготовленности баскетболистов разных игровых амплуа.- автореф. дис. …канд. пед. наук / И.А. Горбашев. - М., 2008. - 29 с.

  16. Грасис, А.М. Специальные упражнения баскетболистов / А.М. Грасис. - М. : Физкультура и спорт, 2009 - 85 с.

  17. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол / Джон Р. Вуден. - М. : Физкультура и спорт, 2007 - 143 с.

  18. Дворник, Л.С. Использование отягощений на тренировках // Физкультура и спорт / Л.С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко. - № 3, 2006 - С. 37-39.

  19. Жбанков, О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов / О. В. Жбанков // Физкультура и спорт. - 2011. - № 3. - С. 19-21.

  20. Железняк, Ю.Д. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 264 с.

  21. Железняк, Ю.Д. Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведенией / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др. - М.: Академия, 2004. - 400 с.

  22. Жуков, В.И. Оптимизация выполнения силовых и скоростно-силовых упражнений: монография / В.И. Жуков. - Майкоп, 2009. - 111 с.

  23. Зельдович, Т.А. Подготовка юных баскетболистов / Т.А. Зельдович. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 121 с.

  24. Ерёмин, И.В. К проблеме развития прыгучести у баскетболистов / И.В. Еремин // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств, в высших учебных заведениях. - Харьков-Белгород-Красноярск. - 2006. - С. 187-190.

  25. Калюнов, Б. Н. Исследование прыгучести и прыжковой выносливости баскетболистов и экспериментальное обоснование методики их развития на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Б.Н. Калюнов. - Минск, 2006. - 20 с.

  26. Корнеев, Р.А. Динамика атлетической подготовки баскетболистов и критерии ее оценки / Р.А. Корнеев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 48-50.

  27. Кудряшов, В.А. Физическая подготовка юных баскетболистов / В.А. Кудряшов. - Минск, 2008 - 125 с.

  28. Корягин, В.М. Факторная структура технической и физической подготовленности баскетболистов высокой квалификации в многолетнем цикле тренировки // Теория и практика физической культуры / В.М. Корягин. - 2009. - № 2 - С. 34-36.

  29. Левин, В. М. Экспериментальное исследование скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов / В.М. Левин // Теория и практ. физич. культ. - 1970. - № 8. - С. 46-48.

  30. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 2003. - 543 с.

  31. Назаренко, Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество / Л.Д. Назаренко // Теоря и практика физической культуры. - 1998. - №4. - С. 23-26.

  32. Озеров, Ю.В. Исследование системы скоростно-силовой подготовки баскетболистов высшей квалификации, и ее особенностей для высокорослых игроков: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.В. Озеров. - М., 1973. - 33 с.

  33. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2004. - 863 с.

  34. Ольхов, С.С. Специальная физическая подготовка баскетболистов высокой квалификации / С.С. Ольхов, Т.Г. Ольхова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале. - 2006. - N 2. - С. 32-34.

  35. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В.Н. Платонов. - К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

  36. Платонов, В.М. Психолого-педагогические факторы программирования физической подготовки юных баскетболистов / В.М. Платонов //Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 11. - С. 54-55.

  37. Пьязин, А. И. Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств // Физкультура и спорт / А. И. Пьязин. - 2005.- № 4, - С.26-27.

  38. Сарапкин, А.Л. Эффективность построения учебно-тренировочного процесса на начальных этапах подготовки юных баскетболистов /А.Л. Сарапкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале. - 2004. - N 3. - С. 29-31.

  39. Скворцова, М.Ю. Совершенствование скоростно-силовых качеств баскетболистов / М.Ю. Скворцова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. - С. 171-173.

  40. Скворцова, М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учебное пособие / М.Ю. Скворцова. - Кемерово, Изд-во ГУ КузГТУ, 2007. - 112 с.

  41. Современная система спортивной подготовки / под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. - М. : Физкультура и спорт, 2005. - 320 с.

  42. Тригорлов, Д.В. Баскетбол. Для всех и каждого: Электронное учебно-методическое пособие / Д.В. Тригорлов. - ( http:sportlib.ru/basket/trigorov).

  43. ЮСР Кассим Насаеф. Повышение эффективности некоторых приемов игры в баскетболе (броска в прыжке и подбора мяча под щитом) с помощью применения спортивных тренажеров: автореф. дис. … канд. пед. наук / Насаеф ЮСР Кассим.. - М., 2006. - 31 с.










© 2010-2022