Научная статья. «Роль Фитнеса в повседневной жизни студентов»

Педагог об­ращается к студентам: «Единственная мы­шечная группа, которая никогда не выходит из моды, - это группа мышц брюшного прес­са. Большинство популярных журналов все больше убеждают нас в том, что упругие мышцы  живота - это главная цель, к которой следует стремиться поклонникам фитнес- упражнений. Стоя перед зеркалом, люди на­ходят в себе те или иные изъяны, многие считают себя людьми с лишним весом, и хо­тели бы избавиться от ненавистных кило­граммов. Но не каждый предпринимает ка­кие-т... 2)                 проблематизация прежнего спосо­ба выполнения данного УУД. Тренер мо­тивирует студентов на необходимость самостоятельного поиска зон ошибок: «К примеру, упражнения на укрепление мышц живота, традиционные «поднимания и опус­кания туловища в положении лежа на спине» в большой степени акцентируют поднимание туловища, чем притягивание грудной клетки к бедрам. Большинство людей имеют тен­денцию жертвовать правильностью техники выполнения движений, когда достигается уровень утомления...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический техникум











«Роль Фитнеса в повседневной жизни студентов»

(Для студентов образовательных учреждений)











Составила: Мазжерина Ольга Бахромалиевна

Преподаватель физической культуры


г. Кемерово

2014г.

Методологическим основанием в организации инновационных направлений работы Сетевого ресурсного центра ГОУ СПО Кемеровский профессионально-технический техникум образовательными стали идеи общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов). Данный выбор коллектива техникума был во много обусловлен требованиями ФГОС о необходимости реализации практико-ориентированного подхода в обучении

В течение 2011г года был проведен ряд обучающих практико-ориентированных модульных семинаров для преподавателей и мастеров ПО колледжа, в формате которых участники продемонстрировали друг другу в процессе разработки ФГОС эффективность данной методологии как в формировании системы знаний по предметам, так и в развитии мышления и познавательных процессов обучающихся, в формировании общекультурных компетенций, общеучебных умений и личностных качеств, сохранении и поддержке здоровья студентов.

Поскольку ФГОС ставит четко сформулированные цели формирования общекультурных потребностей и деятельностных способностей, общеучебных умений и профессиональных компетенций, как наиболее полно отвечающих современным тенденциям развития образования во всем мире, то именно деятельностный подход к обучению навыкам здоровьесбережения и физической активности молодежи позволяет сочетать глубокую научную обоснованность с принципами простоты и доступности для преподавателей, методистов и руководителей образовательных учреждений и систем профессионального образования.

Разработанные образцы применения технологии деятельностного метода (далее - ТДМ) в преподавании разных предметов убедительно показывают, что ее инвариантное концептуальное ядро является вполне понятным и применимым педагогами на материале различных учебных дисциплин и любых ступенях образования, начиная с дошкольного уровня, начальной и средней школы, вплоть до среднего и высшего профессионального образования и системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, что убедительно доказывает результаты инновационной деятельности на уроках физкультуры в техникуме автора данного исследования. На предметный характер дидактической системы деятельностного метода, преемственность с традиционной школой и, одновременно, синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования деятельностной направленности позволяет нам говорить об интересных возможностях сетевого методического взаимодействия преподавателей физкультуры и тренеров при решении проблемы создания в Кузбассе и в России единого дидактического пространства.

Между тем, известно, что нередко про- хрессивные новшества, убедительно доказавшие свою эффективность на этапе их создания и экспериментальной апробации, не получают ожидаемого распространения в массовой практике занятий па уроках физкультуры в НПО и СПО. Поэтому наша инновационная работа по проекту Сетевого ресурсного центра КПТТ была направлена на разработку и апробацию механизма и моделей внедрения в образовательную практику ОУ различного уровня г. Кемерово и Кузбасса результатов предыдущей экспериментальной работы, самой технологии, а также - экспертизу и трансляцию актуального методического опыта.

На первом этапе в 2010-2011 гг. была сделана попытка создания ресурсного центра по тиражированию деятельностного метода обучения на базе образовательных учреждений в системе непрерывного профессионального образования. Однако данный механизм оказался недостаточно эффективным при трансляции инновации системного характера, так как повышение квалификации педагогов не является непосредственно функцией образовательных учреждений. В связи с этим на 2011-2012 гг. мы запланировали ряд мероприятий по организации широкой общественной экспертизы результатов физической подготовки студентов техникума, ориентированных не только на использование деятельностного метода в практике работы своего учреждения, но и на подготовку для области и решона тренеров-« трансляторов» (лекторов, консультантов, экспертов) по проблеме практической реализации деятельностного метода обучения на уроках физкультуры.

Таким образом, основной целью деятельности преподавателей физкультуры КПТТ в плановых мероприятиях Сетевого ресурсного центра является апробация механизма и разработка на базе техникума моделей, обеспечивающих эффективное с точки зрения качества, доступности, ресурсов, сроков внедрение в практику фитнео-активности студентов.

Один из ожидаемых результатов этой работы заключается в том, что будут подготовлены педагогические кадры и построены управленческие модели, которые делают СРЦ КПТК самодостаточным с точки зрения распространения без искажений в массовую образовательную фитнес-практику.

В рамках участия в проекте Сетевого ресурсного центра в 2010-2011 гг. нами были получены следующие предварительные результаты:

1. Уточнена методологическая версия структуры учебной дсятельности и, соответственно, уточнена и апробирована структура уроков по ТДМ трех типов:

- уроков открытия нового знания и пересмотра традиционных представлений,

  • уроков отработки умений и рефлексии согласно требованиям стандарта; уроков развивающего контроля. В частности, структура урока «открытия нового знания...» для студентов НПО и СПО включает в себя теперь не 8, а 9 этапов, уточнено содержание каждого этапа и их название:

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    5. Реализация построенного проекта.

    6. Первичное закрепление с проговари- ванием во внешней речи.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    9. Рефлексия учебной деятельности.

Исходя из методологического описания

формирования нового элемента системы, выделены этапы формирования любых умений:

  1. приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток;

  2. проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения лребуемого результата;

  3. формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами;

  4. тренинг по применению нового способа, промежуточный самоконтроль и коррекция;

  5. итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.

На этой основе выделены этапы формирования надпредметных общеучебных умений (далее - ОУУ), которые мы предлагаем рассмотреть на примере урока «Как создать красивое тело: типичные ошибки и эффективные решения»:

1) формирование первичного опыта выполнения универсального учебною действии (далее - УУД) при изучении различных учебных предметов. Педагог обращается к студентам: «Единственная мышечная группа, которая никогда не выходит из моды, - это группа мышц брюшного пресса. Большинство популярных журналов все больше убеждают нас в том, что упругие мышцы живота - это главная цель, к которой следует стремиться поклонникам фитнес- упражнений. Стоя перед зеркалом, люди находят в себе те или иные изъяны, многие считают себя людьми с лишним весом, и хотели бы избавиться от ненавистных килограммов. Но не каждый предпринимает какие-то конкретные шаги в этом направлении. Ну, а те, которые решили сбросить пару- тройку килограммов, встречают на своем пути разочарование. Неоднократные походы в спортивный зал и изнурительные многочасовые тренировки не дают желаемого результата. Вероятно, вы выполняли упражнения для развития мышц живота «до посинения». Почему же ваша талия не в той «форме», в которой она должна была быть?»;

  1. проблематизация прежнего способа выполнения данного УУД. Тренер мотивирует студентов на необходимость самостоятельного поиска зон ошибок: «К примеру, упражнения на укрепление мышц живота, традиционные "поднимания и опускания туловища в положении лежа на спине" в большой степени акцентируют поднимание туловища, чем притягивание грудной клетки к бедрам. Большинство людей имеют тенденцию жертвовать правильностью техники выполнения движений, когда достигается уровень утомления мышц, а типичной ошибкой, допускаемой тренирующимися вследствие утомления, является наклон головы вперед, создающий нежелательное излишнее напряжение мышц шеи и поясничного отдела позвоночника»;

  2. формирование, основываясь на имеющемся опыте, нового понимания способа (алгоритма, правила и т.д.) выполнения этого УУД (или структуры учебной деятельности в целом). Тренер акцентирует значение личного опыта студента: «Вспомните свои ощущения от подобных подъемов туловища в положение "лежа на спине". Почему, на ваш взгляд, они не эффективны, и от каких упражнений вы испы- тывачи прямо противоположные ощущения? (варианты ответов студентов). Правильно, более результативна та тренировка, во время которой мышцы-сгибатели бедер работают более успешно за счет выполнения упражнений с прямыми ногами. Попытайтесь объяснить этот механизм, в чем его секрет? (варианты ответов студентов). Действительно, мышца-сгибатель бедра располагается под мышцами живота и соединяет нижнюю часть позвоночника с верхними частями ног. Ее основная функция -"поднимать ногу вперед". Когда вы сгибаете ее, нога поднимается. Если вы закрепляете ваши ноги в области лодыжек для выполнения "подъемов туловища" ь положении "лежа па спине", то мышцы-сгибатели бедер делают большую часть работы при притягивании грудной клетки к коленям. И даже хуже то, что в результате выполнения традиционных "подниманий" и туловища в положении "лежа на спине" страдают межпозвоночные диски»;

4) формирование умения выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, богатого зрительскою опыта и пр., организация самоконтроля и при необходимости - коррекции УУД. Тренер: « Предлагаю каждому продемонстрировать собственную версию комплекса упражнений, которые наиболее эффективно "работают" на вас и с которыми вы познакомились благодаря телеэфирам спортивно-оздоровительных программ, просмотрам кинофильмов и пр. Не бойтесь экспериментировать. Метод проб и ошибок является частью учебного процесса.

Параллельно озвучивайте собственные ощущения и анализируйте их динамику. То, что эффективно для мышц верхней части брюшного пресса, может быть эффективным для мышц нижней части брюшного пресса другого тренирующегося. Если вы ощущаете, что мышцы брюшного пресса работают, значит, они работают. Продолжайте делать то, что вы делали, до тех пор, пока это не перестанет больше "срабатывать". Вы не можете формировать мышцы брюшного пресса. Вы можете сделать их более объёмными или повысить их тонус. При выполнении упражнений уделяйте особое внимание безупречной технике выполнения и правильной технике дыхания. При выполнении для мышц живота делать вдох следует в фазе движения вверх. Это приводит к втягиванию мышц живота, гарантируя, что вы используете более глубоко расположенные мышцы. Вдох в фазе движения вверх может привести к выпячиванию живота, приводя к чрезмерному прогибу и не желательной нагрузке на мышцы нижней части спины. Все упражнения следует выполнять, контролируя движение, и с комфортной амплитудой движения;

5) контроль уровня сформированно- сти соответствующего ОУУ. Тренер должен обязательно призвать студента резюмировать проделанную работу и определить перспективы последующих действий, избегая при этом первичных ошибок. «Помните, что не следует спешить при выполнении повторений упражнения. Чем медленнее вы двигаетесь, тем меньше сила инерции и тем больше работы выполняют мышцы живота. Вы должны быть способны остановиться в любой точке амплитуды движения при выполнения каждого повторения».

Итак, в ходе проделанной работы нами было установлено, что 1-й и 4-й шаги формирования ОУУ студенты должны выполнять на уроках по разным учебным предметам, проводимым по ТДМ, а шаги 2, 3 и 5 - в формате отчетов по организации СРС по предмету. В течение учебного года была успешно проведена первичная апробация комплекса уроков данного курса, что позволило создать «задел» для дальнейшей апробации данного нового способа формирования ОУУ, а также уточнить типологию инновационных уроков по ТДМ.

Данная работа тренера опирается на следующие дидактические принципы деятельностного метода обучения, а именно принципы:

  1. деятельности (студент получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности);

  2. непрерывности (обеспечивается преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения);

  3. целостности (у студентов формируется обобщенное системное представление о природе, обществе и о себе самом);

  4. мимнимакса (перед студентом открывается возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне, и обеспечивает при этом усвоение на уровне социально приемлемом для обучающихся);

  5. психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках физкультуры доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения);

  6. вариативности (формирование у студентов способностей к принятию решений в ситуациях выбора в условиях решения задач и проблем);

  7. творчества (максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение студентами собственного опыта творческой деялелыюсти по развитию собственной физической привлекательности, здоровья и активности)

В рамках данного направления инновационной деятельности преподаватель-тренер расширяет собственное понимание процессов воспитания и здоровьесберсжения с учетом современного методологического системно- деятельностного понимания значения базовых ценностных ориентиров в формировании способностей к рефлексивной самоорганизации и требований психологов и физиологов к сохранению и поддержке здоровья студентов в образовательном процессе. Исходя из этого, система дидактических принципов деятельностного метода обучения рекомендуется распространять на области воспитания и здоровьесбережения студентов средствами масштабной внеучебной филнес-практики, однако обязательно должна быть проведена подобная их первичная апробация, что позволяет нам говорить о создании в условиях сетевого инновационного проекта единого учебно- воспитательного и здоровьесберегающего процесса.

Механизм тиражирования дидактической системы деятельностного метода обучения на базе Сетевого ресурсного центра может быть построен, исходя из траектории саморазвития преподавателя-тренера при освоении ДМО. В основе этой траектории лежат могивационные процессы, позволяющие преподавателю осознанно включаться в освоение каждого следующего уровня реализации ДМО.

В базовом процессе работы Центра на 2011-2012 гг., на наш взгляд, важно выделение двух различных подпроцессов деятельности. Первый из них - содействие непрерывному повышению квалификации, причем в формах, которые позволяют педагогам- тренерам, прошедшим подготовку, приступить к их достаточно успешной практической реализации. Такой формой могут стать дистанционные и он-лайн мастер-классы (например, по пропаганде закаливающих процедур, профилактике избыточного веса и гиподинамии и т.д.). Именно в этом направлении мы планируем развернуть основную работу по проекту СРЦ.

Второй базовый процесс - методическое сопровождение преподавателей в ходе практического освоения новой ступени реализации ДМО как в коллективных формах, так и в индивидуальных формах - кейс- практикумы, патронат, стажировка.

ЦСДГ1 «Школа 2000...» - «носитель» ДМО - целевым образом готовит для СРЦ КГ1ТК, инициировали на этом пути создание в ОУ НПО, СПО и ВПО из числа сетевых партнеров создание команды тьюторов, способных к осуществлению этих двух базовых процессов на всех этапах освоения ДМО педагогами-практиками. Подобное системное включение студентов в учебную деятельность на основе реализации ТДМ «Школа 2000...», психологическая поддержка учебно-воспитательного процесса, систематизированная диагностика и мониторинг результатов каждого обучающегося, созданные комфортные условия для учебы, вера в силы молодого человека позволили достичь хороших образовательных результатов, и, главное, поддерживать устойчивую тенденцию роста положительных результатов.

Список литературы:

1. Бишаева, A. А. Физическая культура [Текст] : учеб. для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / А. А. Бишаева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ИЦ «Академия», 2010. - 304 с. - [Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].

2. Решетников, Н. В. Физическая культура [Текст] : учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин, Р. Л. Палтиевич и др. - 7-е изд., испр. - Москва : ИЦ «Академия», 2008. - 176 с. - [Допущено МО РФ].

3. Сибурн, Т. Великолепный пресс. Быстрый путь к формированию плоского живота / Том Сибурн; пер. с англ. Л.И. Заремский. - Москва.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ; 2010. - 139, [5] с.: ил.

4. Захаров, Е. Н., Карасев, А. В., Сафонов, А. А. энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева. - Москва.: Лептос, 2008. - 368 с.

5. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента [Текст] : учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования / А. В. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - 2-е изд., перераб. - Москва : Альфа-М, 2010. - 336 с. - [Допущено МО РФ].



© 2010-2022