• Преподавателю
  • Физкультура
  • Доклад «Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации»

Доклад «Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

«Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации»


В рамках физкультурно-оздоровительной работы в школе с 2007 года реализуется программа физического воспитания «Спортивный выбор» с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта (для учащихся 1-11 классов образовательных учреждений), рецензированная кафедрой физической культуры государственного университета города Тольятти и рекомендована научно-методическим экспертным советом Министерства образования и науки Самарской области к реализации в образовательных учреждениях среднего общего образования.

Целью программы является воспитание у учащихся ценностных ориентиров на физическое и духовное совершенствование, формиро­вание потребностей и действенных мотивов осознанных занятий фи­зическими упражнениями, выработка способов творческого примене­ния полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической работоспособности и состояния здоровья.

Построение учебно-образовательного процесса на основе лично­стно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной дея­тельности, разработанного с учетом свободного выбора вида двига­тельной активности, уровня здоровья и физической подготовленно­сти, а также психоэмоциональных особенностей, способствует повышению эффективности формирования физической и спортивной культуры школьников.

Программа «Спортивный выбор» рассчитана на три часа в неделю. После корректировки и адаптации программы к условиям нашей школы, мы оставили один час, где школьники имеют возможность заниматься любимым видом спорта на третьем уроке физической культуры. Это означает, что ученик сам выбирает свою деятельность, которая модифицирует и направляет его функциональную тенденцию, свободно в неё включается и также свободно из неё выходит, без принуждения со стороны взрослого. Урок проходит в субботу в параллелях 5-8 классов. Одновременно со звонком на урок учащиеся одной параллели расходятся по спортивным залам на выбранный ими вид спорта.

Перед тем, как предложить вид спорта для занятий по физической культуре, мы провели анкетирование среди учащихся (700 учащихся с 5-го по 8-ой класс) по приобретению практических навыков и выбора в видах спорта. А также среди родителей (186 родителей), родительское отношение к занятиям ребёнка физической культурой и спортом с целью выяснить отношение родителей к занятиям ребёнка физкультурой и спортом, для того, чтобы улучшить проведение школьных уроков физкультуры, сделать уроки более интересными и полезными. По результатам анкетирования были выбраны четыре вида спортивной подготовки по дзюдо, баскетболу, волейболу, ОФП. Одновременно с проведением третьего часа урока физкультуры дети с ослабленным здоровьем занимаются в группе адаптивной физкультуры. Для снижения уровня заболеваемости посредством освоения школьниками приёмов и способов сохранения здоровья и повышения уровня физической работоспособности.

За 8 лет реализации программы «Спортивный выбор» повысился интерес к урокам физической культуры среди учащихся, достигнут 100% уровень посещаемости детей. Увеличилось количество детей и подростков, посещающих спортивные секции во внеурочное время с 29% до 65%. Результаты спортивного мастерства на городских и областных соревнованиях стали выше, тем самым появилась возможность своевременной поддержки и отбора талантливой молодёжи в сборные команды по отдельным видам спорта. Уменьшилось количество детей, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе с 16% до 9%.

В рамках эксперимента по переходу на новые Федеральные государственные образовательные стандарты в начальной школе с 2010 года в начальной школе так же реализуется программа «Спортивный выбор» по четырём видам спорта: самбо, акробатика, спортивные игры и народные игры. Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности, три раза в неделю.

Проблема функционального состояния субъектов образовательного процесса остаётся в центре внимания специалистов физической культуры и медицины. В недостаточной степени исследован вопрос по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья и физической подготовленности школьников, родителей, учителей.

Нами проведено исследование, целью которого явилось определение функционального состояния учащихся 12-17 лет МАОУ СШ №19 с 2010 по 2014 годы и разработана программа компьютерного мониторинга физического состояния детей школьного возраста.

Актуальность. Проблема адаптации школьников к учебной нагрузке и различным негативным факторам окружающей среды обусловлено, прежде всего, их функциональным состоянием и уровнем здоровья. Многочисленные данные науки показывают, что растёт число школьников освобождённых от занятий физической культуры или отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Многие специалисты рассматривают проблему ухудшения здоровья нации в течение последних лет как свершившийся факт, по отношению к которому требуется принять меры. Обращая внимание на физическое состояние нынешних школьников, перед нами стоит проблема разработки и внедрения системы компьютерного мониторинга и коррекции физического состояния.

Актуальность работы заключается в том, что отсутствует механизм, позволяющий осуществлять мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья и физической подготовленности школьников, в связи с чем у руководителей образовательных учреждений и учителей физической культуры нет полной и объективной информации, позволяющей анализировать и контролировать процесс физического воспитания, определять неотложные меры по предупреждению и устранению негативных воздействий.

Программа мониторинга физического состояния создавалась на основе постановления правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи», приказе министерства здравоохранения и министерства образования Российской Федерации от 30.06.1992 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» и Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в статье 28 отмечается, что создание и реализация общероссийской системы мониторинга состояния физического развития и физической подготовки является государственной задачей в области социальной политики.

Программа направлена на осуществление мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья и физической подготовленности школьников 12-16 лет.

Цель нашей программы Изучить физическое состояние школьников на основе технологии компьютерного мониторинга и научно обосновать подходы по его коррекции.

Исходя из поставленной цели определили следующие задачи исследования:

  1. Разработать организационную структуру управления мониторингом физического состояния детей и подростков.

  2. Разработать методическое, компьютерное и кадровое обеспечение мониторинга физического состояния подрастающего поколения.

  3. Исследовать физическое развитие, физическую подготовленность, работоспособность и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников 12-16 лет.

  4. Разработать новые подходы к оценке физического состояния детей и подростков, основанные на учете индивидуально-типологических особенностей школьников и использовании компьютерных технологий.

5. Выявить современные тенденции динамики физического развития детей и подростков МАОУ СШ №19 и разработать стандарты их физического развития и двигательной подготовленности.

Организация и методы исследования

В исследовании приняло участие более 500 школьников в возрасте от 12 до 16 лет, занимающихся по инновационной образовательной программе «Спортивный выбор», 11 родителей и 27 учителей МАОУ СОШ 19. Исследования проводились на базе кабинета «Компьютерного мониторинга физического состояния школьников» МАОУ СШ №19 г. На первом этапе, в январе 2010 года, у школьников оценили исходное функциональное состояние по антропометрическим параметрам, определили жизненную емкость лёгких, частоту сердечных сокращений и провели вариационную пульсометрию или кардиоинтервалографию. У родителей и учителей МАОУ СОШ №19 в мае-июне 2012 года провели анализ вариабельности сердечного ритма. На втором этапе, в сентябре 2012 года и апреле 2014 года оценили динамику физической подготовки у учащихся 5-11 классов за учебный год по методике предложенной Иванниковым И.А. На третьем этапе, в январе 2014 года рассматривалась динамика функционального состояния детей 12-16 лет. Февраль-март разработаны практические рекомендации по улучшению функционального состояния субъектов образовательного процесса.

Выполненный нами анализ физического развития школьников, показал, что с возрастом отмечается закономерный рост показателей физического развития у исследуемых школьников.

Анализ полученных данных по динамике изменений индекса напряжения и показателей активности регулятивных систем позволил сделать заключение о том, что у школьников занимающиеся по программе «Спортивный выбор» уровень двигательной активности является важным фактором, заметно влияющим на слаженность работы регуляторных систем организма и процессов адаптации подростков.

Согласно показателям активности регуляторных систем, функциональное состояние школьников в 2014 году является приближенным к физиологической норме.

Выводы


  1. В результате исследований морфофункционального развития учащихся 12-16 лет с различным базальным уровнем двигательной активности, согласно полученных данных нами установлено увеличение физиометрических показателей во всех возрастных группах, так же установлено существенное различии у учащихся занимающихся и не занимающихся спортом.

  2. Выявлено превышение значений ЖЕЛ спортсменов над учащимися не занимающимися спортом, что свидетельствует о высоком уровне здоровья и резервных возможностях организма.

  3. Учебные занятия по физической культуре в школе в объёме 3 часов в неделю, оказывают положительное влияние на организм. В старшем школьном возрасте не наблюдается дефицит двигательной активности , что приводит к повышению физического развития растущего организма.

  4. Дополнительные систематические занятия спортом в пришкольных секциях, детско-юношеских спортивных школах, спортивных клубах, самостоятельные занятия физическими упражнениями в объеме не менее 8 часов в неделю благотворно влияют на физическое развитие, уровень их физической работоспособности и функционального состояния организма.

  5. При анализе полученных данных, характеризующих состояние систем регуляции деятельности сердца, выявлено, что уровень двигательной активности школьников является важным фактором, заметно влияющим на слаженность работы регуляторных систем организма и процессов адаптации подростков. Индекс напряжения регуляторных систем детей среднего школьного возраста повышается при более высоком уровне двигательной активности и заметно снижается и приходит к границам нормы в старшем школьном возрасте. Согласно показателю активности регуляторных систем, функциональное состояние школьников, с более высоким уровнем двигательной активности является более приближенным к физиологической норме.

  6. Полученные результаты работы свидетельствуют о том, что для благоприятного гармоничного развития и адаптации организма ребёнка необходимо усилить внимание работе дополнительных современных направлений физической культуры.

Практические рекомендации: Таким образом, рассматривая физическую

подготовленность учащихся 12-16 лет, рекомендуется:

В занятия по физической культуре у учащихся 5-6 классов включить в план на 2015-2016 учебный год силовые упражнения (упражнения, отягощенные собственного тела, упражнения с использованием внешней среды бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра). Для общего гармонического развития всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата у учащихся среднего и старшего школьного возраста использовать физические упражнения для развития гибкости (упражнение на растягивание: активные пассивные и статические);

Усилить пропаганду занятий физической культуры и спорта детей, родителей, учителей;

Включить в план спортивно-оздоровительной работы школы дни активного отдыха в среднем и старшем школьном возрасте по областной программе «Спортивная суббота»;

Для родителей учащихся школы рекомендуется обратить серьёзное внимание на своё здоровье, устранить факторы риска, такие, как повышенные психоэмоциональные нагрузки, нарушения питания и сна. Требуются систематические занятия физической культурой, больше времени проводить на свежем воздухе и регулировать трудовые нагрузки.

Для учителей школы рекомендуется поддерживать режим труда и отдыха, рационального питания и систематические занятия физкультурой и спортом, а также вести активный, здоровый образ жизни.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований - Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиада школьников стимулирует учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиада является эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Внутри школьные соревнования проводятся на протяжении всего учебного года от прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Главное в том - что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия проходят на высоком уровне с привлечением тренеров-преподавателей ДЮСШ и инструкторов из федераций спорта. По сравнению с прошлым годом спортивных мероприятий проведено больше за счёт реализации областной программы «Спортивная суббота» с 12 февраля 2013 года. Принемают активное участие в организации и проведении мероприятий учащиеся школы и члены школьного спортивного клуба «Олимпиец».

В спортивно-оздоровительном центре организуются и проводятся большие и интересные школьные мероприятия (день здоровья, день бега, день открытых дверей, «Президентские состязания», «Вместе мы команда», первенство школы по игровым видам спорта и другие мероприятия), участвуют в них все учащиеся школы, а так же их родители.

В течении учебного года проводятся «Весёлые каникулы» , где каждый день залы спортивного комплекса и спортивных площадок заполнены детворой, соревнования по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, эстафетки для самых маленьких). Благодаря отличной спортивной базе проводятся первенства, чемпионаты города и области по самбо, боевому самбо, УШУ, скалолазанию. В соревнованиях участвуют школьники различных возрастов нашего города и школы. Проявляется большой интерес у жителей микрорайона в организации массовых семейных праздников («Папа, мама, я спортивная семья», «Вместе мы команда», «День семьи»), которые проходят на базе спортивных залов школы № 19 на уровне города. шесть лет на базе школы проводится городская и областная олимпиада по физической культуре, принимают участие школьники со всей Ульяновской области. Традиционно четвёртый год на базе школы проводятся зональные Президентские состязания.

В социокультурном центре организованы клубы по интересам со спортивно-оздоровительным уклоном: для детей и подростков - спортивный клуб «Олимпиец»; для родителей в вечернее время - «Клуб семейного спорта»; для лиц преклонного возраста - «Клуб пожилого человека».

Основными выводами спортивно - оздоровительной работы являются:

- использование информационных технологий позволяет педагогическому коллективу МАОУ СШ № 19 получить объективную картину физического развития и физической подготовленности школьников и возможность корректировки процесса физического воспитания в школе;

- уровень двигательной активности школьников является действенным фактором, который влияет на слаженность работы регуляторных систем организма и процессов адаптации ребенка;

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в настоящее время можно решить только путем создания интегральной профилактической программы, направленной на изменение поведенческих навыков в школьной среде, что в свою очередь требует разработки новых педагогических и социальных технологий. Внедрения принципов и методов лечебной педагогики, гигиенического обучения основам здорового образа жизни при активном вовлечении в этот процесс семьи, школьников и педагогов.


© 2010-2022