«Мультимедийное преподавание физической культуры»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мультимедийное преподавание физической культуры»

Содержание.

1. Что такое мультимедиа.

2. Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся.

3. Современное состояние применения мультимедийных технологий в

физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.

4. Основные средства и методы применения мультимедийных и

компьютерных технологий на уроках физической культуры.

1. Что такое мультимедиа.

Мультимедиа - это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.

Термин «мультимедиа» можно перевести на русский язык как «много сред» (иногда переводят как много носителей). Как правило, под термином мультимедиа подразумевают взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа:

возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;

возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (например, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.

В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов и справочников, таких как энциклопедии и сборники, что позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment - неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения.

Необходимость в компьютерных технологиях возникает в том случае, когда используемые методы, способы, приемы не обеспечивают достижения поставленной педагогической цели за минимально возможное время.

Возможность применения компьютерных технологий появляется в том случае, когда выполняемые преподавателем и учеником задачи могут быть в достаточной степени формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств, при условии выполнения требований по качеству достигаемого результата.

2. Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся.

Целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы.

Принципиальное отличие мультимедийной технологии от любой другой системы обучения состоит в том, что необходима безусловная и достаточная активность управляемого субъекта. Ученик, получая информацию из обучающей программы, вводит новую информацию в виде ответов, вопросов и просьб о помощи.

Применительно к практическому использованию компьютерных программ в образовательном процессе это означает:

-тщательно отработанную мотивацию обучения не только "принудительного" характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;

-оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения;

-индивидуальный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения.

Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности учеников, придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания. Использование компьютерных технологий в обучении - разновидность процесса управления познавательной деятельностью.

Кроме того:

- применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов типовых учебных программ посредством самостоятельной внеаудиторной учебной работы учеников, сохраняя тем самым аудиторные часы для занятий физическими упражнениями.

- разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной и методической работы учителя физической культуры.

- информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.

- для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие учебные тексты с графическими, анимационными, видео- и аудио-иллюстрациями.

Мультимедиа-технология - позволяет представлять пользователю на экране монитора возможность отображения фото и видео кадров наряду с текстовой, графической, звуковой и цифровой информацией, обеспечивая ведение интерактивного диалога пользователя с системой. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности учебного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

3. Современное состояние применения мультимедийных технологий в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.

В настоящее время в процесс обучения внедряется все большее количество новых мультимедийных методов обучения. К сожалению, в основном, эти технологии охватывают учебный процесс по гуманитарным предметам. Применение же этих средств на уроках физического воспитания и физической культуры незначительно. Практически не издаются мультимедийные продукты для применения в школьном физкультурном образовании. Кроме того, слабое финансирование не даёт возможности оснастить спортивные залы необходимым оборудованием.

Среди применяемых, наиболее распространенными являются методы с использованием информационно - компьютерных технологий, в частности мультимедийных технологий, среди которых в первую очередь необходимо выделить видеокомпьютерную циклографию, а так же мультимедиа-учебники на DVD-R (RW) которые начали применяться в процессе обучения последние 2-3 года. В сфере физической культуры представлены мультимедиа-учебники в основном по фитнессу и аэробике - не все высокого уровня информативности. Есть компьютерные программы и учебные фильмы на DVD по обучению единоборствам («Sambo for Professionals - 1, 2, 3» Игоря Куренного; «Уроки самбо» А.Гончарова).

4. Основные средства и методы применения мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры.

На мой взгляд, школьный спортзал должен быть оснащён следующим мультимедийным оборудованием:

  1. компьютером (лучше ноутбуком) в полной конфигурации с современной видеокартой, который должен позволять воспроизводить на экране монитора видеоизображения и фотографии с видеокамеры и фотоаппарата, а так же позволяющий обрабатывать необходимый материал;

  2. мультимедийным проектором с настенным экраном или плазменным телевизором с диагональю не менее 100 дюймов;

  3. видеокамерой;

  4. планшетным сканером;

  5. лазерный принтером;

  6. хорошей акустической системой, усилителем и микрофоном;

  7. DVD - пишущий плейер с жестким диском 150gb.

Такое оборудование позволит:

  • хранить в электронном виде:

  1. большое количество необходимых программных и нормативных документов по физической культуре;

  2. всю документацию по обеспечению проведения спортивных соревнований по программным видам спорта ( карточки, протоколы, наградные листы, заявки и многое другое);

  3. образцы экзаменационных билетов, конкурсных и олимпиадных заданий, материалов для проведения викторин, тематических вечеров и т.п.;

  • разрабатывать рабочие учебные программы и методические пособия по обучению двигательным навыкам и умениям в видах спорта, входящих в школьную программу по физкультуре;

  • облегчить проведение календарно - тематического планирования и написание конспектов уроков по различной тематике;

  • накопить и применять в учебном процессе видеоматериалы и учебные программы по различным видам спорта, входящим в школьную программу для изучения и освоения элементов техники, изучаемых видов спорта.

  • создать банк видеоуроков лучших учителей по физкультуре.

Основные требования к учителю физкультуры по применению мультимедийных и компьютерных технологий:

  1. умение работать в основных мультимедийных приложениях, позволяющих воспроизводить, записывать, копировать и кодировать аудио и видеофайлы;

  2. умение работать с текстовыми файлами в программе «Office», что даёт возможность легко проводить календарно - тематическое, поурочное планирование, годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий, готовить все виды текстовых документов: справки, заявки, отчеты, афиши, объявления, поздравления, протоколы соревнований, сдачи контрольных нормативов и т.д.;

  3. умение работать с таблицами в программе «Excel» позволяет использовать электронные таблицы и работать с ними при проведении соревнований различного уровня и различных видов спорта с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований, мгновенное определение командного первенства и многое другое.

Возможности мультимедиа технологий:

  • Обработка аудио файлов в программе «Sound Forge» или аналоге.

  1. Создание аудиозаставок и рекламных пауз при проведении спортивно - массовых мероприятий.

  2. Написание музыки с использованием музыкальных сэмплов для работы в аэробике и др.

  3. Озвучивание видеоприложений.

  • Обработка видеофайлов в программе «Adobe Premiere» или аналоге

  1. Запись и обработка видеоматериала с использованием компьютера, создания визуальных эффектов и анимированной графики, редактирование имеющегося материала, создание видеоуроков.

  • Уникальный способ накопления информации, создание собственной электронной библиотеки.

  1. Быстрый и легкий способ поиска информации через систему интернета.

  2. Компактный способ хранения информации, быстрый поиск необходимо-го материала.

  3. Запись видеоматериала для создания видеоурока.

  4. Воспроизведение имеющегося материала на экран(возможность покадро-вого и замедленного показа).

  5. Сканирование текстов, фотографий, рисунков, схем и сохранение их в электронном виде.

  6. Копирование любого документа, протоколов соревнований и др.

  7. Распечатка любых материалов, текстов, фотографий и др.

Важнейшая дидактическая закономерность обучения - наглядность. Использование мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры существенно повышает наглядность путем использования трехмерной графики, звука, мультимедиа и соответствующих интерфейсов. Эти технологии могут значительно обогатить арсенал применяемых средств физического воспитания. Для младших классов должно носить игровой характер и быть максимально дозированным в соответствии с педагогическими принципами обучения. Но все эти средства предъявляют высокие требования программно - аппаратным средствам, практически не реализуемым в силу экономических причин. Поэтому подбор нужных средств нужно производить исходя из возможностей материальной базы школы и наличия различного инвентаря, а применение должно носить четко направленный характер, исходя из задач данного периода обучения.

Таким образом, применение мультимедйных технологий в преподавании физкультуры:

  1. Делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению.

  2. Позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  3. Предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных навыков.

  4. Позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам, приспосабливаясь к своим потребностям.

  5. Учит учащихся работать более творчески и становиться более уверенными в себе.

Литература:

Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Образование в области физической культуры с помощью компьютерных технологий // Тезисы докл. междунар. конф. ЮНЕСКО "Образование взрослых - шаг России в XXI век (импульс V-ой Гамбургской конференции по образованию взрослых)". - Нижний Новгород: ННГАСУ, 1999. - Часть 2, с. 93-94.

Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию // Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. "Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий". СПб.: СПб. гос. педаг. ун., 2000. - Часть 2, с. 23-24

Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. - Самара: СГАУ, 1995. - 138 с.

Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России//Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3.

fizkulturavshcole.narod.ru/ Сайт Белкина Андрея Евгеньевича, учителя физической культуры


© 2010-2022