- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ручушкина Н.С. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа№10 г.Белорецк Республики Башкоростан
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок « Баскетбол
срок реализации программы - 1 год
возраст обучающихся 11- 15 лет
составитель: Ручушкина .Н.С
учитель физической культуры
»
Белорецк 2014-2015 год
Пояснительная записка
В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Программа по баскетболу для учащихся 5 -9 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.
Вид программы - модифицированная
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Задачи программы:
обучающие
-
Ознакомиться с основными правилами игры в баскетбол;
воспитательные
-
содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
-
воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;
развивающие
-
способствовать укреплению опорно - двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости
-
развивать координационные способности и силу воли.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей 11-15 лет.
Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.
Срок реализации программы - 1 год.
Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.
Особенности набора детей - свободный набор
Режим занятий: 140 часов, 2 раза в неделю - по 2 академических часа.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать:
-
Основы знаний о здоровом образе жизни.
-
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, стране.
-
Правила игры в баскетбол.
-
Тактические приемы в баскетболе.
Уметь:
-
Выполнять основные технические приемы баскетболиста.
-
Проводить судейство матча.
-
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности:
-
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
-
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
-
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
-
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Формирование универсальных учебных действий
УУД
Характеристика основных видов деятельности ученика
Знания о физической культуре
Личностные, коммуникативные
• рассматривать физическую культуру как явление культуры;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими сверстниками;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Личностные. коммуникативные, регулятивные
• использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств.
Физическое совершенствование
Личностные
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Уровень результатов работы по программе:
Приобретение социальных знаний
(первый уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(второй уровень)
Получение опыта самостоятельного
общественного действия
(третий уровень)
Занятия в секции, овладение техникой игры в баскетбол
Участие в школьных спортивных соревнованиях, месячниках
Организация соревнований по баскетболу для учащихся начальной школы, судейство на соревнованиях
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
Учебно-тематический план
№
Разделы, темы
Рабочая программа
всего
теория
практика
1.
Развитие баскетбола в России
2
2
-
2.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях
2
2
-
3.
Общая и специальная физическая подготовка
58
1
60
4.
Основы техники и тактики игры
58
1
60
5.
Контрольные игры и соревнования
10
-
10
6.
Тестирование
10
-
10
Итого:
140
6
140
Сроки проведения
№
Название темы
Тип подго-товки
Кол-во
часов
1
Развитие баскетбола в России
Теор.
2
2
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях
Теор.
2
Общая и специальная физическая подготовка
3
Единая спортивная классификация..
ОФП
Теор. ОФП
2
4
Совершенствование техники передвижения при нападении.
Техн.
2
5
Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча.
Такт.
2
6
Контрольные испытания.
Учебная игра.
Контр.
Интегр.
4
7
Костно- мышечная система, ее строение, функции.
Техника передвижения приставными шагами.
Теор. Техн.
2
8
Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча.
Такт.
2
9
Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра.
Такт.
Интегр.
2
10
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП
Теор.
ОФП
2
11
Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка.
Техн.
СФП
2
12
Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча.
Такт.
2
13
Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Учебная игра.
Такт.
Интегр.
2
14
Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.
Теор.
Техн.
2
15
Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход».
Такт.
2
16
Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра.
Интегр.
2
17
Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП
Теор.
ОФП
2
18
Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП
Техн.
СФП
2
19
Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.
Такт.
2
20
Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.
Такт.
2
21
Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра
Теор.
Интегр.
2
22
Контрольные испытания.
Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
СФП
Контр.
Техн.
СФП
2
23
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении.
Теор.
ОФП
Такт.
2
24
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.
Такт.
Интегр.
2
25
Самоконтроль в процессе занятий спортом.
Ведение мяча с поворотом кругом.
ОФП
Теор.
Техн.
ОФП
2
26
Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления.
Техн.
2
27
Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра.
Такт.
Интегр.
2
28
Противодействие взаимодействию двух игроков - «заслону в движении». СФП
Такт.
СФП
2
29
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага.
Теор.
ОФП
Техн.
2
30
Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.
Такт.
2
4
Основы техники и тактики игры
31
Взаимодействие двух игроков «подстраховка».
Многократное выполнение технических приемов.
Такт.
Интегр.
2
32
Общая характеристика спортивной тренировки.
ОФП. Совершенствование техники передачи мяча.
Теор.
ОФП
Техн.
2
33
Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра.
Техн. Интегр.
2
34
Действия одного защитника против двух нападающих. СФП
Такт. СФП
2
35
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения.
Теор. Техн.
2
36
Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.
Такт.
2
37
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Интегр.
2
38
Система зонной защиты 2 - 3, 2 - 1 - 2. Учебная игра.
Такт. Интегр.
2
39
Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техникиброска мяча.
Теор. ОФП Техн.
2
40
Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.
Такт.
2
41
Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра.
Такт.
Интегр.
2
42
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку.
Теор.
СФП
Техн.
2
43
Контрольные испытания.
Учебная игра.
Контр.
Интегр.
2
44
Инструкторская и судейская практика.
Учебная игра.
2
45
Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении.
Такт.
2
46
Инструкторская и судейская практика.
Учебная игра.
Интегр.
2
47
Ведение мяча с изменением высоты отскока.
ОФП
Техн.
ОФП
2
48
Физическая подготовка спортсмена.
СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.
Теор.
СФП
Техн.
2
49
Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.
Такт.
2
50
Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.
Интегр.
2
51
Техническая подготовка юного спортсмена.
ОФП . Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях.
Теор.
ОФП
Техн.
2
52
Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.
Учебная игра.
Техн.
Интегр
2
53
Тактическая подготовка юного спортсмена.
Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка».
Теор.
Интегр.
2
54
Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом.
Техн.
2
55
Противодействия взаимодействию трех игроков - «сдвоенному заслону». СФП
Такт.
СФП
2
56
Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных).
Интегр.
2
57
Сущность и назначение планирования и его виды. Учебная игра. Совершенствование техники броска мяча изученными способами.
Теор.
Интегр.
Техн.
2
58
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.
Такт.
2
5
Контрольные игры и соревнования
59
Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Учебная игра.
Теор.
Интегр.
2
60
Совершенствование техники ведения мяча.
Техн.
2
61
Учет в процессе спортивной тренировки.
ОФП.
Теор.
ОФП
2
62
Правила игры и методика судейства.
Учебная игра.
Теор.
Интегр.
2
63
Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП
Такт.
СФП
2
6
Тестирование
64
История развития баскетбола.
Контрольные испытания.
Теор.
Контр.
2
65
Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра.
2
66
Совершенствование техники ловли и передачи мяча.
Техн.
2
67
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Интегр.
2
68
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Интегр.
2
Итого:
140
Содержание обучения.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно - гигиенических норм во время занятий баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костно-мышечная система, ее строение, функции.
Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении.
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. Командные действия в нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.
Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Противодействие взаимодействию двух игроков - «заслону в движении».
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. Бросок мяча в движении с одного шага. Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.
Основы техники и тактики игры
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной тренировки. Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух нападающих.
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Система зонной защиты 2 - 3, 2 - 1 - 2. Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.
Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.
Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков - «сдвоенному заслону».
Сущность и назначение планирования и его виды. Совершенствование техники броска мяча изученными способами.
Контрольные игры и соревнования
Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.
Тестирование
История развития баскетбола. Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Методическое обеспечение программы
Формы организации работы с детьми
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- Восстановительные мероприятия.
- Участие в матчевых встречах.
- Участие в соревнованиях.
- Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения
-
Принцип доступности и индивидуализации
-
Принцип постепенности
-
Принцип систематичности и последовательности
-
Принцип сознательности и активности
-
Принцип наглядности
Средства обучения
-
Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия)
-
Специфические средства (физические упражнения).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
-
Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.
-
Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования
-
Практический метод
-
Игровой метод
-
Соревновательный метод
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
-
Щиты тренировочные с кольцами -6шт.
2. Мячи баскетбольные - 20 шт.
3. Насос ручной со штуцером - 2 шт;
Список литературы
Литература для педагогов
-
«Баскетбол:теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
-
«Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984
-
«Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001
-
«Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.
-
«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,
-
Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
-
«Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»
-
«Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
-
«Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007
Литература для детей и родителей
-
Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352 с.
-
Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Просвещение, 1973. - С.79-81.
-
Жданов Л.Н. Возраст спортивных достижений // Теория и практика физ. культуры . -1996.
-
Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. - М., 1987.
14