- Преподавателю
- Физкультура
- Статья, Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников
Статья, Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лукьянова И.В. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Лукьянова И.В., учитель высшей категории МОУ СОШ № 28
Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников.
Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.
Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода - способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.
Младшие школьники, проявляя нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям.
Подвижные игры по своей сути:
-
интегральны, многофункциональны по своему характеру;
-
способствуют самореализации, самовыражению личности;
-
интересны детям;
-
органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы;
-
обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса;
-
решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра);
-
развивают творческие способности детей.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Подвижные игры способствуют:
-
Ознакомлению с предстоящим изучаемым материалом.
-
Закреплению изучаемого материала.
-
Носят воспитательный характер.
-
Способствуют развитию внимания, сообразительности.
-
Являются хорошим средством развития физических качеств, координации, ловкости, быстроты, выносливости.
-
Осуществление межпредметных связей, как целостного процесса обучения и воспитания в школе.
В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.
Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры.
Игра сама по себе является формой стихийного поведения ребенка, а методом является комплекс вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости.
В игровом методе можно выделить подражательно-игровой и классический игровой методы.
Игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений.
Организация и методика проведения подвижных игр
(этапы подготовки):
-
Выбор игры.
-
Подготовка места для игры.
-
Подготовка инвентаря.
-
Разметка площадки.
-
Расстановка игроков.
-
Объяснение правил и хода игры.
-
Назначение водящих.
-
Распределение по командам.
-
Судейство.
-
Дозировка нагрузки.
-
Окончание игры.
-
Подведение итогов.
Таким образом, игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Упражнения, выполняемые в игровой форме - подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед учащимися задач.
Список литературы
-
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
-
Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2009..
-
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М.: АО "Столетие", 1995
-
Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / И.С.Барчуков , А.А.Нестеров. - М.: Academia, 2009.- 528 с.
-
Горбунов Г. Д., Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта / Г. Д.Горбунов, Е. Н. Гогунов. - М.: Academia, 2009.- 256 с.
г.Воронеж