Доклад «Нестандартные виды урока по предмету физическая культура»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Восточно-Казахстанского областного акимата

КГКП «Колледж геодезии и картографии»



Обсуждено на заседании

Цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин _____________________________

Председатель комиссии__________



Преподаватель физической культуры

Поуголков Ю.Н.


Доклад «Нестандартные виды урока по предмету физическая культура»


Доклад


«Нестандартные виды урока по предмету физическая культура»











г. Семей 2015 гг.




«Нестандартные виды урока по предмету физическая культура»


Значение физической культуры для Республики Казахстан.

В условиях социально-экономических и политических преобразований, происходящих в Казахстане, особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирование здорового образа жизни

В Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан 2030» среди основных долгосрочных приоритетов особая роль отводится здоровому образу жизни.

Учитывая то, что здоровый образ жизни, наряду с другими факторами, предполагает регулярную физическую активность, роль физической культуры и спорта в деле сохранения и укрепления здоровья учащиеся молодежи неуклонно повышается.

Актуальность проблемы укрепления здоровья у молодого поколения обосновывается тем фактом, что здоровье является величайшей ценностью для каждого человека и определяет возможности самосохранения человека, безопасности этноса, населения страны.

Дети и молодежь являются равноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, саморазвития, социокультурного самоопределения. Стержнем учебно-воспитательного процесса является формирование социально значимых знаний, навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции.

Содержание и организационные формы учебно-воспитательного процесса должны разробатываться на основе принципов, ориентирующих на развитие социально активной, образованной, физически и психически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Процесс обучения в образовательных учреждениях должен включать в себя разнообразные воспитательные стратегии, методы, видовое разнообразие, художественное и техническое творчество, внеурочную организацию активности, занятия различными видами спорта, создания условий для сотрудничества педагогов и учащихся.

Особое внимание необходимо сосредоточить на разработке новых физкультурно-оздоровительных технологий, создании отвечающих современным требованиям программ и методик оздоровительных занятий. Важное место должны занять исследования, направленные на поиск новых, наиболее эффективных форм организации физкультурно-оздоровительной работы с различными группами населения, особенно учащиеся молодежи.

Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия, наркомания, и т.д.). Физическая культура - интегративный предмет в учебной программе и вносит существенный вклад в общий процесс образований, воспитания гармонически развитой личности.

Учитывая, тот факт, что физическая культура в учебном заведении является неотъемлемой частью национальной программы по формированию общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, разнообразие организации и проведения урочной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы поможет обеспечить профилированную физическую готовность. Воспитания осознанной потребности ведения здорового образа жизни, является одним из средств и факторов укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизического состояния учащихся и студентов в процессе профессиональной подготовки.


Урок физкультуры и общие требования к нему.

Характерными чертами уроков, отличающими их от других форм физического воспитания, является следующие:

  1. Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленное

решение образовательных задач.

  1. Руководящая роль учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся.

  2. Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки.

  3. Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Наибольший признак урочных форм занятий состоит в том, что эта форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организующую роль играет специалист преподаватель (тренер, учитель, инструктор), вооруженный системой знаний, педагогическими умениями, навыками, отвечающий за результаты учебно-воспитательного процесса перед государством и обществом.

Как правило, уроки проводятся в системе занятий по упорядоченному расписанию. Систематическое участие в общей деятельности сплачивает занимающихся в коллектив, а также служит важнейшим фактором эффективного решения как образовательных, так и воспитательных задач в процессе физического воспитания.

Уроку присущи все перечисленные черты, что создает благоприятные возможности для достижения цели обучения в колледже - формирование у них потребности и умений регулярно заниматься упражнениями для укрепления здоровья и поддержания высокого уровня физической подготовленности в течение всей жизни.

Построение такого обучения обуславливает необходимость выполнения определенных требований к современному уроку физической культуры.

  1. Преподаватель обязан обеспечить высокий и идейный уровень каждого урока путем обеспечения умелой связи изучаемого предмета с актуальными задачами, связанными с трудовой деятельностью своих воспитанников в будущем.

  2. Каждый урок - должен быть тесно связан с предыдущим и последующим, составляя систему уроков.

  3. Современный урок отличает хорошая организация самостоятельной учебной деятельности учащихся.

  4. Учитель воспитывает потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.

  5. Разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых преподавателем на уроках, но при этом учебное занятие должно быть четко выстроено.

  6. Достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на всем протяжении каждого урока.

  7. Учителю следует обеспечить функционирование на каждом уроке гибкой системы контроля знаний, умений, и навыков учащихся.

  8. Высокие требования предъявляются к условиям проведения уроков, как учебно-материальным, так и гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим.

Все эти требования вытекают из общих и методических принципов физического воспитания и являются обязательными при проведении уроков на всех параллелях. Достигнуть этого можно при условии успешного завершения каждого из уроков и органической преемственности их.

Методы, используемые на уроках физкультуры, для развития физических качеств.

Для воспитания физических качеств на уроках физической культуры используются различные методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, круговой и т. д.. Но особую заинтересованность в процессе занятия у учащихся вызывают игровой и соревновательный метод, и метод круговой тренировки.

  1. Игровой метод позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, инициативность, и др. Высокая эффективность этого метода объясняется тем положительным эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в играх.

  2. Соревновательный метод - это выполнение упражнений в условиях, близких к соревнованиям. Он применяется для воспитания морально-волевых, физических качеств спортсмена, для тактической подготовки к предстоящим состязаниям.

  3. Круговой метод. Его название происходит от того, что первоначально места, где выполнялись упражнения, располагались по замкнутому кругу. Суть метода в серийном выполнении знакомых, технически не сложных упражнений, подобранных и объединенных в комплекс по определенной схеме. Для каждого вида упражнений, подобранных и объединенных в комплекс по определенной схеме. Для каждого вида упражнений устанавливается (определяется) место, которое называется «станцией». Таких станций обычно 8-10. На каждой из них, занимающийся, выполняет одно из упражнений - приседания, подтягивания, отжимания в упоре, наклоны, прыжки и др. И так может быть пройдено несколько кругов.


Инновационные технологии в физическом воспитании.

Новые средства и методы.


Как показывает опыт, в содержание занятий целесообразно внести такие высокоэффективные средства и методы, которые обеспечивают оптимальную двигательную активность и не требуют большого материально-технического обеспечения: степ-аэробику, стретчинг, калланетику, шейпинг.

1. Степ-аэробика. Характерной чертой проведения занятий является использование степплатформ.

В зависимости от выбора платформы и хореографии степ-аэробики тренировка способствуют сжиганию калорий в объеме равному тому, который человек теряет, бегая со скоростью 12 км/час, биомеханическое ударное воздействие на организм такое же, как при ходьбе со скоростью 5 км/час.

  1. Стретчинг - это система упражнений на растягивание.

Преимущества занятий можно свести к следующему:

  • Стретчинг является существенным составным элементом динамической тренировки.

  • Достигается оптимальная нагрузка мускулатуры.

  • Увеличиваются амплитуды движений в суставах.

  • Ускоряется восстановление организма после интенсивных физических нагрузок.

  • Предупреждаются травмы.

  1. Шейпинг - это система занятий физическими упражнениями, в которой применяют ритмическую гимнастику и индивидуальную работу по атлетизму с целью формирования красивой (с ориентацией на выбранную модель) фигуры. Система шейпинг предусматривает периодическое проведение антропометрических измерений занимающихся, а также их тестирования на выявление физической работоспособности. Результаты этих обследований служат отправной позицией при составлении и корректировке программы занятий.

  2. Калланетика - это сбалансированная программа с тщательно подобранными упражнениями на растягивание и развитие силы, которые активизируют наиболее крупные мышечные группы с помощью изысканных, грациозных и пружинистых движений, эти движения вызывают сокращение наиболее глубоко расположенных мышечных групп.

При выполнении упражнений калланетики целесообразно помнить:

  • всегда выполняйте упражнение втройне замедленном темпе;

  • не делайте резких движений;

  • всегда придерживайтесь собственного внутреннего ритма;

Внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию инновационных педагогических технологий позволит проводить занятия в свете современных требований, значительно повысить эффективность системы физического воспитания студентов, осуществлять существенное воздействие на развитие физических и психологических качеств.

Виды уроков физкультуры в зависимости от разделов программы

по предмету физическая культура.

В зависимости от разделов программы по предмету физическая культура преподавателям можно планировать разнообразные видовые уроки: урок-соревнование, урок-турнир, урок-встреча, урок-экскурсия, урок-спартакиада.

  1. Урок-соревнование. Данный урок проводится между двумя командами внутри одной группы. Соревнование может быть по спортивным играм, легкой атлетике, плаванию, туризму, гимнастике. Условия проведения и выявления победителей зависит от фантазии преподавателя. Группа может быть разделена на две и более команд, победителям в конце урока ставятся пятерки.

  2. Урок-турнир. Данный урок проводится также по любым разделам программы по предмету физическая культура. Урок делится на туры. Например, в первом туре урока-турнира по легкой атлетике задание для учащихся - трехскок на дальность, во втором туре - бег с эстафетной палочкой, а в третьем - задания из серии ОФП. Победители определяются по сумме набранных очков в трех турах.

  3. Урок-встреча. Уроки-встречи проводятся при совершенствовании раздела программы «Спортивные игры», когда по расписанию ставятся сдвоенные уроки с целью выявления команд победителей среди групп или сборных команд юношей, девушек. Данный вид уроков вызывает у учащихся особый интерес, так как острая борьба разворачивается в нестандартной для обычного урока физкультуры обстановке.

  4. Урок-экскурсия. Данный урок проводится по разделу программы «Туризм», когда учащиеся не просто идут в поход или экскурсию, а при этом пробуют свои силы в таких играх и соревнованиях, как полоса препятствий, переправа, следопыты, водоносы, туристическая ''скорая помощь'' и т. д.

  5. Урок-спартакиада проводится, включая в себя несколько разделов программы по физическому воспитанию. Например, в первой части урока - эстафеты, затем спортивная игра и силовая подготовка физических качеств учащихся.

Значение разнообразных видов уроков

в проведении занятий по физической культуре.

В соответствии с объективными психофизиологическими закономерностями поведения человека, обобщенными последние десятилетия в потребностно - информационной теории эмоций, для успешного выполнения учебных заданий, предлагаемых учащимся на уроках физической культуры в учебных заведениях, необходимо, прежде всего, умело и ненавязчиво возбудить у занимающихся положительное отношение к предстоящей работе. А отношение это во многом определяется связанными с данной работой эмоциями, которые в зависимости от своего знака (положительных, отрицательных) и модальности (радость, отвращение, негодование, печаль и т.д.) способствуют или, наоборот, препятствуют проявлению активности в осуществляемой деятельности.

В силу указанной закономерности учащиеся инстинктивно стремятся максимизировать (т.е. усилить, продлить, повторить) учебную работу, связанную с положительными эмоциями, и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) работу, связанную с отрицательными эмоциями. Таким образом, возникаемые на уроке эмоции выступают в роли внутренних регуляторов поведения учащихся, спонтанно управляющих их учебной деятельностью, активностью. Педагог, не знающий или игнорирующий эти объективные предпосылки, будет частенько попадать впросак, и терпеть неудачу в своих попытках активизировать учащихся командными, волевыми авторитарными методами.

Специальные наблюдения показывают: чем больше приятных ощущений учащиеся получают во время уроков, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные задания, тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых уроков. Иметь возможность учить и учиться с наслаждением, а не по волевому принуждению, - вековая мечта учителей и учеников всех времен. К сожалению, в теории педагогики и физического воспитания слишком долгое время не обращали серьезного внимания на эту ключевую проблему активизации учебной деятельности и потому не смогли довооружить практиков надежными, научно обоснованными методами учебы с удовольствие.

Массовое не умение педагогов вызывать и целенаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведения уроков физкультуры становится подлинным бичом нашего времени, беспощадно отбивающим у подрастающего поколения естественный интерес к физическим упражнениям. Проблема возбуждения и планомерного поддержания положительных эмоций на занятиях физической культуры по-прежнему остается одной из самых не разработанных в теории и методике физического воспитания. Именно разнообразие вводно-подготовительной и основной частей урока способно пробудить интерес учащихся к данному предмету. Используя урок-соревнование, урок турнир, урок-встречу, урок спартакиаду, урок-олимпиаду и т.д. преподаватель привлечет учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию инновационных педагогических технологий позволит проводить занятия в свете современных требований, значительно повысить эффективность системы физического воспитания студентов, осуществлять существенное воздействие на развитие физических и психологических качеств.








Используемая литература:


  1. Н. К. Коробейников «Физическое воспитание», Москва 1989 год

  2. Журнал «Физическая культура» 2003 № 5

  3. Л. Б. Кофман «Настольная книга учителя физической культуры», Москва 1998 год

  4. И. С. Ленченков «Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в образовательных учреждениях», Усть-Каменогорск 2003 год

  5. Журнал «Педагогика» 2004 № 1

  6. М. В. Видякин «Внеклассные мероприятия по физкультуре», Волгоград 2003 год

  7. Ю. Г. Коджаспиров «Физкультура! Ура! Ура!», Москва 2002 год

  8. Журнал «Учитель года» 2004 № 6

  9. Э. Найминова «Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры», Ростов - на - Дону 2001 год

  10. Журнал «Специалист» 1999 № 7

  11. С. Касымбекова, Д. Мырзамед «Физическое воспитание», Алматы 2001







© 2010-2022