Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов на 2014-2015 учебный год учителя Вавилова В. А

Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ основная общеобразовательная школа

при Посольстве России в Индонезии


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам.директора А.В.Самусенко Директор школы О.В.Денисова

«___»________________201__г. «___»________________201__г.



Рабочая программа

по физической культуре для 1-4 классов

на 2014-2015 учебный год

учителя Вавилова В.А.















г.Джакарта

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);

- Концепции модернизации Российского образования;

- Концепции содержания непрерывного образования;

- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010);

- Примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).

В настоящее время выдвинута важная задача - разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы - урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Уровень изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников

УМК учителя- Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», 2010 г.

УМК обучающегося:

-Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях - М. «Просвещение», 2006.

-Ура, физкультура! 2-4 классы, под ред. Е.Н.Литвинов, Г.И.Погадаев - М.«Просвещение», 2006.

Уровень программы- базовый стандарт.

В соответствии с базисным учебным планом на занятия физической культурой отводится 3 часа в неделю в 1 классе, всего 99 часов; во 2-4 классе 3 часа в неделю, всего 102 часа. Итого 405 часов.

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задач:

целью программы - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа направлена на:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями .

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Структура и содержание рабочей программы

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Плавание». Каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Формы организации

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.

По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей программой.

Содержание курса

Знания о физической культуре

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, упоры.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Основная

направленность

Классы

I

II

III

IV

На освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости

Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), обручем, флажками

______________________________1

На освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей

Группировка; перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях

Кувырок вперёд; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперёд в упор присев; кувырок в сторону

Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2-3 кувырка вперёд; стойка на лопатках; из положения лёжа на спине "мост"

Кувырок назад; кувырок вперёд; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; "мост" с помощью и самостоятельно

Комбинации из основных элементов

1 Здесь и далее сплошная линия означает дальнейшее обучение элементу техники движения или продолжение развития двигательной способности, пунктирная - совершенствование

На освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей

Висы и упор - упражнения в висе стоя и лёжа; в висе спиной к гимнастической стенке сгибание и разгибание ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лёжа согнувшись, то же из седа ноги врозь на канате и в висе; упражнения в упоре лёжа и стоя на коленях и упоре (на коне, бревне, гимнастической скамейке)

Вис согнув ноги, завесом двумя на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание ног в висе

Комбинации пройденных элементов на гимнастической стенке, бревне, скамейке

На освоение навыков лазания и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку

Лазание по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лёжа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку

Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лёжа на животе, подтягиваясь руками, по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног; перелезание через гимнастическое бревно (высотой до 60 см); лазание по канату

Лазание по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лёжа, лёжа на животе, подтягиваясь руками; по канату, перелезание через бревно, коня

Лазание по канату в три приёма; перелезание через препятствия

На освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей

Опорные прыжки на горку из гимнастических матов, коня, козла; вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук

На освоение навыков равновесия

Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90º; ходьба по рейке гимнастической скамейки

Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках на рейке гимнастической скамейки

Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1 м) повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор стоя на колене, сед

Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90º, 180º; опускание в упор, стоя на колене (правое, левое)

На освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей

Шаги с подскоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону

Третья позиция ног; танцевальные шаги; переменный, польки; сочетание танцевальных шагов с ходьбой

Шаги галопа в парах, польки; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг

I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах, элементы народных танцев

На освоение строевых упражнений

Основная стойка, построение в колонну по одному и шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на поднятые руки в стороны; повороты направо, налево; команды "Шагом марш!", "Класс, стой!"

Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команды: "На два, четыре шага, разомкнись!"

"Шире шаг!", "Чаще шаг!", "Реже!", "На первый-второй - рассчитайсь!"; перестроение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, "змейкой"

"Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!"; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчёт по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом

На освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, правильной осанки

Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполнение на месте и в движении

Сочетание движения ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук

Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности


Легкая атлетика.

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.



Основная

направленность

Классы

I

II

III

IV

На освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей

Обычная, на носках, пригнувшись на пятках, в полуприседе, с различными положениями рук, под счёт учителя, коротким (30-35 см), средним (50-55 см) и длинным шагом (60-65 см).

Сочетание различных видов ходьбы, с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкамС изменением длинны и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в "коридорчике", в различном темпе под звуковые сигналы

С преодолением 3-4 препятствий

На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей

Обычный, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким (50-55 см), средним (80-90 см) и длинным (100-110 см) шагом, в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.), по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3х5 м, 3х10 м; эстафеты с бегом на скорость

__________________________________

коротким (60-65 см), средним (95-100 см) и длинным (115-120 см) шагом

__________________________________

__________________________________

С изменением длинны и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым, боком в перёд, с захлёстыванием голени назад

На совершенствование навыков бега и развитие выносливости

Равномерный, медленный до 5 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км

________________

(до 8 мин)

________________

(до 10-12 мин)

На совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей

Эстафеты: "Смены сторон", "Вызов номеров", круговая эстафета (расстояние 5-15 м)

С ускорением от 10 до 15 м (I кл)

От 10 до 20 м (II кл)

Соревнования (до 60 м)

В коридоре 30-40 см из различных и. п. с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через "условные рвы" под звуковые и световые сигналы, из различных исходных положений

__________________________________

Расстояние (15-30 м), "Встречная эстафета" (расстояние 10-20 м)

__________________________________

От 20 до 30 м (III кл)

От 30 до 40 м (IV кл)

__________________________________

С вращением вокруг своей оси на полусогнутых, зигзагом, в парах

На освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90º, с продвижением вперёд на одной и двух ногах, в длину с места, с высоты до 30 см, с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия, через набивные мячи, верёвку (высота 30-40 см) с 3 - 4 шагов через длинную висячую и качающуюся скакалку, многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге

________________ с поворотом на 180º, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60-70 см, с высоты до 40 см, в высоту с 4 - 5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков)

________________

________________ стоя лицом, боком к месту приземления, в длину с разбега с зоны отталкивания 30 - 50 см, с высоты до 60 см, в высоту с разбега, с хлопками в ладоши во время полёта, многоразовые (до 10 прыжков), тройной и пятерной с места

На заданную длину по ориентирам на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 30 см, чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы (с закрытыми глазами на точность приземления), с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90º-120º и сточным приземлением в квадрат, в длину разбега (согнув ноги), в высоту с прямого и бокового разбега, многоскоки (тройной, пятерной, десятерной)

На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Через стволы деревьев, земляные возвышения и т.п., в парах

Эстафеты с прыжками на одной (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера

________________

На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Малого мяча с места правой, затем левой рукой с расстояния 3-4 м по горизонтальной мишени, из-за на дальность, в цель, на заданное расстояние; набивного мяча 1 кг на дальность двумя руками; броски и ловля мяча в парах

Большого и малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния от 2 до 6 м, на заданное расстояние и на дальность (с места), малого мяча на дальность отскока от пола и от стены, набивного мяча от груди, снизу двумя руками, большого мяча двумя руками из-за головы и ловля двумя руками (в парах)

________________

От 4 до 8 м,

________________ (с места и разбега)

________________ разными способами,

Одной рукой от плеча (в парах и тройках)

В щит (цель) с кругами разных диаметров (расстояние 3-8 м), на дальность и точность отскока, с разбега

________________

Разными способами (в парах, тройках, квадратах, кругах)

На закрепление навыков метания, развитие скоросто-силовых и координационных способностей

В узкие вертикальные цели, "по коридору", катание мяча в движущиеся цели и на точность остановки в обусловленном месте

________________

В цель с расстояния 4-6 м по медленно катящемуся большому мячу

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Самостоятельные занятия по разделу

Равномерный бег до 6 мин, соревнования на короткие дистанции (до 30 м)

Прыжковые упражнения на одной и двух ногах

Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100 см) препятствия

Метание больших и малых мячей, других лёгких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ до 12 мин

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ до 50 м

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _до 50 см

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ до 100 см

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _

Основы знаний

Название упражнений: короткая дистанция, бег "на скорость", "на выносливость", название метательных снарядов, упражнений в прыжках в длину и в высоту, прыжкового инвентаря

Понятия эстафет, команды "старт-финиш", понятия о темпе, длительности бега, влиянии на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях

Плавание.

Плавание способами кроль на груди и спине, ныряния, подвижные игры.

Основная

направленность

Классы

I

II

III

IV

На освоение умений плавать и развитие координационных способностей

Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержкой дыхания под водой и выход в воду, "поплавок", скольжение на груди, спине и др.).

Движение ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс. Плавание одним из способов 25 м. Прыжки с тумбочки

На совершенствование умений плавать и развитие выносливости

Повторное проплывания отрезков 10-25 м по 2-6 раз, 100 м 2-3 раза. Игры и развлечения на воде

Основы знаний

Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации

Самостоятельные занятия по разделу

Выполнение специальных упражнений, рекомендованных программой, для освоения умений плавать

Подвижные и спортивные игры.

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.


Основная направленность

Классы

I

II

III

IV

На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей к ориентированию в пространстве

К своим флажкам

Два мороза

Пятнашки

Октябрята

Пустое место

Белые медведи

____________

Космонавты

На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

Прыгающие воробушки

Зайцы в огороде

Лиса и куры

Прыжки по полосам

Волк во рву

Удочка

На закрепление и совершенствование метаний на дальность и меткость, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей

Кто дальше бросит

Точный расчёт

Метко в цель

______________

______________

______________

На освоение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча (рекомендуется использовать мячи разного размера, веса, видов спортивных игр)

Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге

Ловля и передача мяча в движении с параллельным смещением игроков. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой) в движении по прямой (шагом и бегом)

Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направления. Броски по воротам с 3-4 м (ручной мяч) и броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе

____________

Ведение мяча с изменением направление и скорости. броски по воротам с 3-4 м (ручной мяч) и броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе

На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве

Играй, грай, мяч не теряй

Мяч водящему

У кого меньше мячей

"Школа мяча"

Мяч в корзину

Попади в обруч

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Гонка мячей по кругу

Вызови по имени

Овладей мячом

Подвижная цель

Мяч ловцу

Охотники и утки

Быстро и точно

Снайперы

Игры с ведением мяча

На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями

При соответствующей игровой подготовке рекомендованные для III и IV классов игры можно проводить в I и II классе

Борьба за мяч

Перестрелка

Мини-баскетбол

Мини-гандбол

Варианты игры в футбол

Самостоятельные занятия

Упражнения в бросках, ловле и передачах мяча, ударах и остановках мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими верхними и нижними конечностями.

Основы знаний

Название и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности

Общеразвивающие упражнения

* Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.

Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет

п/п

Физические

способности

Контрольное

Упражнение

(тест)

Воз-

раст,

лет

Уровень


Мальчики


Девочки

Низкий


Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м, сек.

7

8

9

10

7,5 и более

7,1

6,8

6,6

7,3-6,2

7,0-6,0

6,7-5,7

6,5-5,6

5,6 и менее

5,4

5,1

5,0

7,6 и более

7,3

7,0

6,6

7,5-6,4

7,2-6,2

6,9-6,0

6,5-5,6

5,8 и менее

5,6

5,3

5,2

2

Координационные

Челночный бег 3х10 м,сек.

7

8

9

10

11,2 и более

10,4

10,2

9,9

10,8-10,3

10,0-9,5

9,9-9,3

9,5-9,0

9,9 и менее

9,1

8,8

8,6

11,7 и более

11,2

10,8

10,4

11,3-10,6

10,7-10,1

10,3-9,7

10,0-9,5

10,2 и менее

9,7

9,3

9,1

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см.

7

8

9

10

100 и менее

110

120

130

115-135

125-145

130-150

140-160

155 и более

165

175

185

90 и менее

100

110

120

110-130

125-140

135-150

140-155

150 и более

155

160

170

4

Выносливость

6-минутный бег, м

7

8

9

10

700 и менее

750

800

850

730-900

800-950

850-1000

900-1050

1100 и бол.

1150

1200

1250

500 и менее

550

600

650

600-800

650-850

700-900

750-950

900 и бол.

950

1000

1050

5

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

7

8

9

10

1 и менее

1

1

2

3-5

3-5

3-5

4-6

9 и более

7,5

7,5

8,5

2 и менее

2

2

3

6-9

6-9

6-9

7-10

11,5 и более

12,5

13,0

14,0

6.

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса кол-раз (мальчики) на низкой перекладине из виса лежа (девочки)

7

8

9

10

7

8

9

10

1

1

1

1

2-3

2-3

3-4

3-4

4 и выше

4

5

5





2 и ниже

3

3

4





4-8

6-10

7-11

8-13





12 и выше

14

16

18

Распределение учебного времени на различные виды программного материала

№п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

I

П

III

IV

1

Базовая часть

75

78

78

78

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Подвижные игры

18

20

20

20

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

14

14

14

14

1.4

Легкоатлетические упражнения

21

21

21

21

1.5

Плавание

22

23

23

23

2

Вариативная часть

24

24

24

24

2.1

Подвижные игры с элементами баскетбола

14

14

14

14

2.2

Плавание

10

10

10

10

Итого

99

102

102

102



© 2010-2022