Сюжетно-ролевой урок: «Поход на чудо-поляну»

Задачи: 1. Закрепить навыки построения, перестроения, преодоления препятствий и переноски груза. 2, Способствовать формированию правильной осанки, развитию двигательных навыков и физических качеств. 3/ Закрепить представления о личной гигиене, о бережном отношении к природе. Прививать трудовые навыки и любовь к родному краю. Место проведения: спортивный зал. Оборудование и инвентарь: магнитофон, 5 гимнастических скамеек, 3 гимнастических мата, канат, гимнастическое бревно, 3 флажка (красный, жел...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сюжетно-ролевой урок: «Поход на чудо-поляну»

Задачи: 1. Закрепить навыки построения, перестроения, преодоления препятствий и переноски груза. 2, Способствовать формированию правильной осанки, развитию двигательных навыков и физических качеств. 3/ Закрепить представления о личной гигиене, о бережном отношении к природе. Прививать трудовые навыки и любовь к родному краю.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: магнитофон, 5 гимнастических скамеек, 3 гимнастических мата, канат, гимнастическое бревно, 3 флажка (красный, желтый, зеленый), 8 обручей, кегли, кубики, полотенце и ленточки по количеству учащихся.

Наглядные пособия: карта, где изображен путь к чудо-поляне; лучшие рисунки детей на тему «Растения и жители нашего леса» (с уроков рисования); макет умывальника «Мойдодыр».

Размещение оборудования и инвентаря. На одной из сторон волейбольной площадки вдоль центральной линии с интервалом в 3 шага устанавливают 4 разноцветные кегли, используемые для разметки при перестроении в колонну по четыре. Вдоль боковой линии волейбольной площадки на этой же половине расставляют кубики с дистанцией 2 м для обозначения шеренг в строю. Здесь же находятся прислоненный к стене макет «Мойдодыра» и передвижная школьная доска с картой «Путь к чудо-поляне».

На другой половине спортивного зала беспорядочно разбросаны кегли, кубики, гимнастические палки, скакалки и свалены друг на друга гимнастические скамейки, имитирующие лежащие на поляне сучья, шишки, упавшие и высохшие деревья. Здесь же вдоль линии волейбольной площадки в качестве препятствий размещены гимнастическое бревно (высота 40 см), канат, гимнастическая скамейка, разложены круги с рисунком пней (нарезаны из линолеума) и гимнастический мат в ширину. На подходе к каждому препятствию на стене скотчем аккуратно приклеены рисунки ребят. На рисунках изображены растения и обитатели наших лесов, мосты через реки Кубань и т.д.

Вводная часть (15 мин.). Учащиеся строем в колонну по одному под энергичную мелодию «Физкультурный марш» входят в спортивный зал. На шее у каждого полотенце, концы свисают впе­ред. После обхода зала дети по указанию учителя становятся по линии разметки, которая проведена вдоль боковой линии волейбольной площадки. Расположение учащихся по разметке дает им возможность соблюдать дистанцию и интервал в колонне без корректирующих замечаний учителя. После построения и приветствия по команде учителя школьники принимают и.п. - ноги на ширине плеч, руки за спиной, плечи развернуты, подбородок приподнят.

Учитель: «Ребята, сегодня мы отправляемся в лес на поиски чудо-поляны. Путь предстоит трудный, опасный, но интересный. Нас ждут работа, игры и приключения. В лесу будем преодолевать различные труднопроходимые препятствия, быстро бегать, высоко и далеко прыгать, убирать хворост и мусор, сеять и собирать семена и плоды растений. Хотите отправиться в поход на чудо-поляну?»

Ученики: «Да!»

Учитель: «Сейчас раннее утро и прежде всего мы с вами для укрепления здоровья, бодрости духа и хорошего настроения должны сделать зарядку, умыться, почистить зубы и обтереться полотенцем, смоченным холодной водой. Но для этого необходимо перестроиться в колонну по четыре. Как же нам быть?»

Ученики: «Нужно рассчитаться на 1-4».

По команде учителя дети рассчитываются по четыре, выполняют обход зала и согласно разметке, обозначенной кеглями и кубиками, строятся в колонну по четыре (следить за четкостью выполнения). Затем школьники выполняют упражнения с полотенцем под музыкальное сопровождение.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки вниз-в стороны, полотенце натянуто; 1 - руки вперед-вверх, прогнуться, правую ногу назад на носок; 2 - и.п.; 3-4 - то же, но левую ногу назад на носок.

й.п. - то же; 1 - руки вперед-вверх, поворот туловища влево; 2 - и.п.; 34 - то же, но поворот туловища вправо.

И.п. - стойка ноги врозь, руки вверх-в стороны; 1 -наклон влево; 2 - и.п.; 3 - наклон вправо; 4

и.п.; 5 - наклон вперед; 6 - и.п.; 7 - наклон назад; 8 - и,п.

И.п. - полотенце внизу-сзади; 1-3 - три пружинящих наклона вперед, полотенце назад; 4 -и.п.

И.п; -о.с., руки вниз-в стороны; 1 -присесть, руки вперед; 2 - и.п.; 3 -присесть, руки вверх; 4

и.п

6; И.п. - о.с., руки вниз-в стороны, полотенце натянуто; 1 - прыжком ноги врозь, руки вперед; 2 - прыжком в и.о.; 3 - прыжком ноги

врозь, руки вверх; 4 - прыжком в и.п.

После упражнений с полотенцем учитель проводит опрос: кто ежедневно делает зарядку, чистит зубы и обтирается полотенцем? Кто самый главный над зубными щетками, мочалками, мылом и полотенцем? Дети отвечают: «Мойдодыр». По указанию учителя дети поворачиваются лицом к макету «Мойдодыра». В этот момент звучит фрагмент из сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр»:

«Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться, В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, И в ванне, и в бане, Всегда и везде-Вечная слава воде!»

Учитель выводит вперед одного из учеников как образец старательности, и дети вместе с ним под сопровождение песни «Умывайтесь непременно» имитируют чистку зубов щеткой в горизонтальном и вертикальном направлениях, умывание, а также обтирание полотенцем. Ребята, прощаясь с «Мовдодыром», дают обещание хором: «Наш великий умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Чистоте лица и тела Нас с друзьями научил. Вот теперь всем классом дружно На поляну мы пойдем, Ветки, сучья - всё, что нужно, Мы с поляны уберем».

Проводится игра «У ребят порядок строгий», в процессе которой дети вешают свои полотенца на стену и становятся по местам в одну шеренгу,

Учитель по заранее подготовленной карте показывает и рассказывает о дороге до чудо-поляны. Затем два или три подготовленных ученика с соблюдением дистанции преодолевают препятствия.

Учитель: «Ребята, вы знаете, что в лесу баловаться и без надобности шуметь нельзя, иначе мы можем напугать лесных обитателей. Для обозначения наших действий в лесу мы будем использовать красный, желтый и зеленый флажки в качестве светофора».

Проводится игра «Светофор». Учитель читает стихотворение С.Михалкова, недостающие слова дети подсказывают хором и выполняют соответствующие тексту движения. Учитель: «Если свет зажжется красный,

Значит двигаться... (опасно)» (принимают положение как по команде «Вольно!»). «Свет зеленый говорит:

Проходате, путь... (открыт)» (маршируют на месте).

«Желтый свет... (предупрежденье) (оттопыривая ладонями уши, внимательно слушают), Жди сигнала для движенья».

По сигналу зеленым флажком дети начинают ходьбу в колонне по одному и, выполняя обще- развивающие упражнения в движении, преодолевая препятствия, идут в обход по спортивному залу (по лесу).

Учитель: «Мы идем по узкой лесной тропинке. Она извивается как змея. Тем интересней по ней пробежаться».

Дети во главе с учителем пробегают в колонне по одному между кубиками, кеглями и гимнасти­ческими снарядами. Затем переходят на ходьбу и выполняют дыхательные упражнения.

Учитель: «Ах, какой чистый, душистый воздух в лесу! Он исходит от трав и деревьев, растущих здесь (учитель показывает на рисунки леса, которые развешаны на стене). Какие деревья растут в наших лесах?»

Ученики отвечают: сосна, кедр, береза, чере

муха..

Учитель: «Посмотрите! Перед нами река Кубань ее небольшой овраг с ручьем. Давайте спустимся к реке».

Учащиеся, как бы спускаясь по склону оврага, передвигаются приставными шагами боком на полусогнутых ногах.

Учитель: «Теперь необходимо пройти через ручей по бревнышку».

Дети поточно идут по канату приставными шагами. Стараются удерживать равновесие.

Учитель: -«Вот мы и дошли до реки. Будем переходить ее по мосту. Но, как видите, мост узкий и, наверное, качается. Надо быть осторожными».

Учащиеся поточно вдут друг за другом по гимнастическому бревну, вытянув прямые руки в сто­роны. Шаг с носка с переходом на пятку.* Смотреть прямо перед собой. С бревна прыжок на гим­настический мат, ноги полусогнуты, руки прямые перед грудью, туловище держать прямо.

Учитель: «А сейчас перед нами болото. Чтобы не увязнуть в трясине, старайтесь прыгать с кочки на кочку».

Дети, как бы преодолевая трясину, прыгают с ноги на ногу по разложенным на полу кругам, передвигаясь вперед.

Учитель: «Молода! Теперь нам надо преодолеть лежащие в беспорядке поваленные деревья и пройти сквозь кустарники».

Ученики перелезают через гимнастические скамейки, накрытые гимнастическим матом, идут в полном приседе, руки на коленях. Стараться спину держать прямо.

Каждый учащийся проходит полосу препятствий два раза. Поднимается красный флажок, оз­начающий остановку.

Учитель: «Наконец-то мы дошли до поляны, но она нуждается в очистке от сломанных сучьев, повалившихся и высохших деревьев, опавших шишек. Как вы думаете, мусор следует вывезти из леса или его можно сжечь?»

Дети хором отвечают: «Мусор нужно вывозить из леса».

Учитель: «Прекрасно. Тогда за работу».

Основная часть (25 мин.). Учащиеся, согласно расчету по четыре, делятся на бригады. По предложению учителя бригады получают названия городов нашего родного края (Когалым, Лангепас, Урай, Сургут). Каждая бригада без суеты, организованно выполняет задание.

Учитель: «Молода, ребята! Посмотрите, вокруг стало так чисто и красиво! Но для того чтобы поляна показала нам свои чудеса, надо ее измерить, вспахать и засеять».

Бригады по команде учителя строятся в колонну по четыре; проводятся три эстафеты.

Учитель: «Прежде чем вспахать и засеять поляну, измерим ее площадь».

«Землемеры». Каждая команда получает гимнастическую пажу. Направляющий (капитан ко­манды) находится на старте. По сигналу зеленым флажком он начинает измерять своей палкой рас­стояние до кегли (9 м). Закончившего промер меняет следующий участник команды. Бригада, быстрее и точнее других измерившая расстояние до кегли, объявляется победительницей.

Примечание. При каждом промере пажу кладут на пол. Передачи эстафеты осуществляют по правой стороне. Занятое командой в эстафете место оценивают количеством призовых кедровых орешков: 1-е место - 4 штуки, 2-е - 3,3-е - 2,4-е место - 1.

«Пахари и сеятели». Участники каждой команды рассчитываются на первый-второй. Первые номера набрасывают скакалку на плечи, протягивают ее под руки, а вторые берут скакалку за ручки, как за рукоятки плуга. Таким образом пахари за лошадками в парах обегают кеглю и передают эстафету следующей паре. Последняя пара в команде пробегает дистанцию, держась руками за гимнастическую палку спереди (это сеятели).

Во время подготовки к эстафете учитель, используя рисунок или другое учебно-наглядное пособие, рассказывает школьникам о сельскохозяйственном орудии труда-плуге.

«Сбор цветов». Вдоль лицевой линии волейбольной площадки разложены обручи с искусст­венными цветами (цветы изготовлены детьми на уроках труда). Первые номера команд, подбежав к обручу, берут цветок и, возвратившись, передают его второму номеру, а тот подбегает к обручу и кладет в него цветок и т.д. Пока помощники расставляют инвентарь, можно провести игру на внимание «Овощи и фрукты». Услышав название любого фрукта, участники выпрыгивают вверх, хлопнув ладошками над головой, и приземляются в положении ноги врозь. Но если называются овощи, участники должны сесть. Невнимательные выбывают из игры. Выигрывает команда с более внимательными участниками.

После «Сбора цветов» подсчитывают очки (решки), и выявляется лучшая команда.

По окончании эстафеты учитель обращает внимание ребят на те чудеса, которые свершились на чудо-поляне благодаря старанию и трудолюбию детей, и предлагает поиграть с лесными жителями.

Игра «Охотники и лисы». Всем за пояс заправляют ленточки (хвостики). Выбираются водящие - охотники, отличительный знак которых - кепка с прикрепленным к ней пером.

Учитель: «Зимой, когда мороз трещит и с голоду не спится,

По снегу в поисках еды бежит, спешит...»

Дети хором произносят слово «лисица» и разбегаются, а охотники их преследуют, стараясь вы­дернуть хвостики. Участник, потерявший хвостик, выбывает из игры. По наибольшему количеству собранных ленточек выявляется победитель.

Заключительная часть (7 мин.). Учитель дает команду на построение в шеренгу. Затем, спрашивая у учащихся о проделанной работе, перечисляет различные действия. Если действия учениками выполнены, они поднимают руки вверх и вытягиваются, поднимаясь на носочках («Да!»). В обратном случае учащиеся приседают («Нет!»).

Подводя итоги урока, учитель отмечает самых внимательных и старательных, вручив им призы. Эти призы могут быть изготовлены на уроках труда или рисования школьниками постарше. Затем учитель объявляет оценки.

Домашнее задание: выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику с полотенцем, чистить 2 раза в день зубы, умываться, обтираться полотенцем, смоченным холодной водой, и следить за поддержанием правильной осанки. Очень бережно относиться к нашему лесному богатству, оказывать помощь работникам леса.

Забрав свои полотенца, учащиеся уходят из спортивного зала под музыку физкультурного марша.


© 2010-2022