Социальная адаптация подростков 16-17 лет

Социальная адаптация подростков.   Сегодня актуален вопрос социальной адаптации подростков в контексте тех интенсивных трансформаций, которые переживает современное мировое, и особенно российское общество. Социальная адаптация подростков – сложное общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности и взаимодействия. И чтобы это взаимодействие было успешным, подросток должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующ... Выявить связь между показателями социальной адаптации и продолжительностью занятий спортом. Установить социальную адаптации подростков школ, имеющих разную направленность. Изучить половые особенности социальной адаптации.   Исследование проходило на базе двух лицеев: гуманитарного (школа 1) и технического (школа 11). В процессе исследования выявлено, что подростки из 2 школ, респонденты не отличаются по полу p>0,05 и возрасту 17,17±0,43 лет против 16,46±0.07 (p<0,05).  В 1 школе проходили анкетирование 2 десятых класса в которых: 19 юношей, и 39 девушек в возрасте от 16 до 17 лет из них 11 подростков занимались спортом, в 11 школе также проходили анкетирование 2 десятых класса из них: 36 юношей и 34 девушки... Таблица 1 Оценка результатов по методике Х. Белла     Низкие значения Средние значения Высокие значения   Маль-чики Де-вочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки   Приспособленность в семье 0–5 0–7 6–17 8–19 18 и более 20 и более   Здоровье 0–4 0–6 5–12 7–14 13 и более 15 и более   Субмиссивность 0–7 0–6 8–19 7–21 20 и более 22 и более   Эмоциональность 0–4 0–8 5–15 9–21 16 и более 22 и более   Враждебность 0–7 0–6 8–16 7–16 17 и более 17 и более   Мужественность-женственность 0–14 0–5 15–22 6–13 23 и более 14 и более             Таблица 2 Краткая интерпретация значений по шкалам опросника приспособленности Х. Белла   № Шкала Интерпретация Низкие значения Высокие значения 1 Приспособленность в семье Субъективное переживание семейных отношений как благоприятных Субъективное переживание семейных отношений как неблагоприятных 2 Здоровье Отсутствие субъективного переживания проблем со здоровьем Наличие субъективного переживания проблем со здоровьем 3 Субмиссивность Уверенность в себе и в своих силах Склонность к социальной зависимости и пассивности 4 Эмоциональность Эмоциональная стабильность и контроль над эмоциями Эмоциональная нестабильность и неспособность контролировать  эмоции 5 Враждебность Приветливость и понимание по отношению к другим Враждебность и критичность в социальных контактах 6 Мужественность-женственность Предпочтение женской деятельности и интересов Предпочтение мужской деятельности и интересов Для обработки тестов применялся аппаратно-программный комплекс «НПС - психотест». Который рассчитывал такие критерии как – приспособленность в семье, здоровье, субмиссивность, эмоциональность, враждебность, мужественность-женственность; по которым в свою очередь определялась социальная адаптация. Статистические методы. Для статистической обработки материала использовались методы параметрической (среднее, среднее квадратичное отклонение, ошибка среднего, критерий Стьюдента, z – критерий, линейны... Установлено что связи между продолжительностью занятий спортом и показателями социальной адаптации не обнаружено. Выявлено, что в школе 11 с техническим уклоном достоверно больше враждебно настроенных подростков, чем в школе 1 с гуманитарным уклоном (44 % против 8 %, p>0,05). Показано, что предпочтение мужской деятельности и интересов достоверно выше среди респондентов школы 1 (16 %) в сравнении с школой 11 (7 %, p<0,05). В исследовании выявлено, что среди девочек школы 1 достоверно больше уверенных в себе (27 % против 15 %, p<0,05) и склонных к социальной зависимости и пассивности (14 % против 0%, p<0,05) в сравнении с девочками из 11 школы. Показано, что девочки школы 1 достоверно больше предпочитают мужские виды деятельности и интересы в сравнении с их сверстницами из школы 11 (35 % против 9 %, p<0,05).                     СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   1. Башкатов И. П.Психология неформальных подростково ­­- молодежных групп [Текст] / И. П. Башкатов. - М. : Наука, 2002. 186 с. 2. Беличева С. А.Современное состояние превентивной политики и практики России [Текст] : С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 1998. № 2. С. 76-89. 3. Беличевский С. А.Основы превентивной психологии [Текст] /       С. А. Беличевский. - М. : Наука, 1997. 218 с. 4. Куган Б. ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальная адаптация подростков.

Сегодня актуален вопрос социальной адаптации подростков в контексте тех интенсивных трансформаций, которые переживает современное мировое, и особенно российское общество. Социальная адаптация подростков - сложное общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности и взаимодействия. И чтобы это взаимодействие было успешным, подросток должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения, уметь приспосабливаться к условиям социальной среды. Возрастные особенности подростка, характеризующиеся кризисностью, часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях.

На современном этапе развития системы образования ее отличительными особенностями можно считать динамичность, инновационность и интенсивность. Образовательный процесс предъявляет к личности высокие требования: она должна быть организованной, активной, дисциплинированной, мотивированной, чтобы успешно справляться с теми образовательными нагрузками, которые предъявляет каждый из этапов непрерывной системы образования. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что не каждый из этапов обучения выстроен методически преемственно, с учетом индивидуальных, психологических возможностей обучающегося, которому приходится применять дополнительно волевые усилия, использовать физические и психические резервы организма, чтобы быть успешным в образовательном и социальном процессах данного учреждения. Чтобы этап перехода личности с одного

этапа преемственного обучения на следующий проходил более эффективно (в кратчайшие сроки, с наименьшими физическими и психическими затратами организма), необходимо изучать и методически правильно организовывать процесс адаптации при переходе с одной ступени образования на другую.

В связи с этим, целью настоящей работы явилось изучение социальной адаптации подростков, 16 - 17 лет, обучающихся в гуманитарном и техническом лицеях.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить связь между показателями социальной адаптации и продолжительностью занятий спортом.

  2. Установить социальную адаптации подростков школ, имеющих разную направленность.

  3. Изучить половые особенности социальной адаптации.


Исследование проходило на базе двух лицеев: гуманитарного (школа 1) и технического (школа 11). В процессе исследования выявлено, что подростки из 2 школ, респонденты не отличаются по полу p>0,05 и возрасту 17,17±0,43 лет против 16,46±0.07 (p<0,05).

В 1 школе проходили анкетирование 2 десятых класса в которых: 19 юношей, и 39 девушек в возрасте от 16 до 17 лет из них 11 подростков занимались спортом, в 11 школе также проходили анкетирование 2 десятых класса из них: 36 юношей и 34 девушки того же возраста из них 27 респондентов занимались спортом.

Ученикам десятых классов были розданы анкеты на дом, ровно на сутки в одно и то же время. По этому, можно считать, что условия у респондентов были практически одинаковы.

Анкетирование проводилось по опроснику приспособленности Х.Белла в адаптации А. А. Рукавишникова и М. В. Соколовой предназначен для оценки степени психологической адаптации личности социально-ролевым аспектам жизнедеятельности. Опросник содержит 6 шкал и 200 утверждений: обследуемому необходимо выразить согласие либо несогласие с утверждениями, а также предусмотрен вариант ответа «Не знаю». Обработка результатов производится в соответствии ключом (таблица 1). Дополнительно были добавлены два вопроса (1 вопрос: каким видом спорта занимаешься?; 2 вопрос: сколько по времени?) для того чтобы выявить связь между покозателями социальной адаптации и продолжительностью занятий спортом.



Таблица 1

Оценка результатов по методике Х. Белла



Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Маль-чики

Де-вочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Приспособленность в семье

0-5

0-7

6-17

8-19

18 и более

20 и более

Здоровье

0-4

0-6

5-12

7-14

13 и более

15 и более

Субмиссивность

0-7

0-6

8-19

7-21

20 и более

22 и более

Эмоциональность

0-4

0-8

5-15

9-21

16 и более

22 и более

Враждебность

0-7

0-6

8-16

7-16

17 и более

17 и более

Мужественность-женственность

0-14

0-5

15-22

6-13

23 и более

14 и более



Таблица 2

Краткая интерпретация значений по шкалам опросника приспособленности Х. Белла


Шкала

Интерпретация

Низкие значения

Высокие значения

1

Приспособленность в семье

Субъективное переживание семейных отношений как благоприятных

Субъективное переживание семейных отношений как неблагоприятных

2

Здоровье

Отсутствие субъективного переживания проблем со здоровьем

Наличие субъективного переживания проблем со здоровьем

3

Субмиссивность

Уверенность в себе и в своих силах

Склонность к социальной зависимости и пассивности

4

Эмоциональность

Эмоциональная стабильность и контроль над эмоциями

Эмоциональная нестабильность и неспособность контролировать эмоции

5

Враждебность

Приветливость и понимание по отношению к другим

Враждебность и критичность в социальных контактах

6

Мужественность-женственность

Предпочтение женской деятельности и интересов

Предпочтение мужской деятельности и интересов

Для обработки тестов применялся аппаратно-программный комплекс «НПС - психотест». Который рассчитывал такие критерии как - приспособленность в семье, здоровье, субмиссивность, эмоциональность, враждебность, мужественность-женственность; по которым в свою очередь определялась социальная адаптация.

Статистические методы. Для статистической обработки материала использовались методы параметрической (среднее, среднее квадратичное отклонение, ошибка среднего, критерий Стьюдента, z - критерий, линейный корреляционный анализ) и непараметрической (Хи - квадрат) статистики. Статистическая обработка материала проводилась с использованием программ MS Excel и «Биостат».



















ВЫВОДЫ


  1. Установлено что связи между продолжительностью занятий спортом и показателями социальной адаптации не обнаружено.

  2. Выявлено, что в школе 11 с техническим уклоном достоверно больше враждебно настроенных подростков, чем в школе 1 с гуманитарным уклоном (44 % против 8 %, p>0,05).

  3. Показано, что предпочтение мужской деятельности и интересов достоверно выше среди респондентов школы 1 (16 %) в сравнении с школой 11 (7 %, p<0,05).

  4. В исследовании выявлено, что среди девочек школы 1 достоверно больше уверенных в себе (27 % против 15 %, p<0,05) и склонных к социальной зависимости и пассивности (14 % против 0%, p<0,05) в сравнении с девочками из 11 школы.

  5. Показано, что девочки школы 1 достоверно больше предпочитают мужские виды деятельности и интересы в сравнении с их сверстницами из школы 11 (35 % против 9 %, p<0,05).










СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково - молодежных групп [Текст] / И. П. Башкатов. - М. : Наука, 2002. 186 с.

2. Беличева С. А. Современное состояние превентивной политики и практики России [Текст] : С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 1998. № 2. С. 76-89.

3. Беличевский С. А. Основы превентивной психологии [Текст] /

С. А. Беличевский. - М. : Наука, 1997. 218 с.

4. Куган Б. А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска [Текст] : Б. А. Куган // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 1998. № 5. С. 22-29.

5. Селиванова Н. Л. Моделирование воспитательных систем [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Н. Л. Селиванова. - М. : ВУНМЦ, 2003. 188 с.

6. Виленский, М. Я. Методологический анализ общего и особенного в

понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» [Текст] /

М. Я. Виленский. - М. : ФиС, 1994. 163 с.

7. Овчинникова О. М. Теория и практика физической культуры [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / О. М. Овчинникова. - СпБ. : ФиС, 1996. 211 с.

8. Ильинич, В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. И. Ильинич. - М. : Высшая школа, 1978. 144 с.

9. Кабачков, В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ [Текст] : методическое пособие /

В. А. Кабачков, С. А. Полиевский. - М. : Высшая школа, 1982. 176 с.

10. Кармадонов, О. А. Социальная адаптация в межпоколенческой перспективе [Текст] / О. А. Кармадонов // Социально-гуманитарные знания. - 2007. № 6. С. 155-171.

11. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : учебное пособие / Л. И. Лубышева. - М. : Академия, 2004. 240 с.

12. Кон И. С. Какими они себя видят [Текст] / И. С. Кон // Популярная психология для родителей. - 1988. №2. С. 56-58.

13. Кон И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. - М. : Педагогика, 1989. 198 с.

14. Маринина Е. Н, Подросток в стае [Текст] / Е. Н. Маринина // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.

15. Пономарев, Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н. И. Пономарев. - СПб. : ЭЛБИ-СПБ, 1996. 280 с.

16. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин,

Л. С. Подымова. - М. : Магистр, 1997. 308 с.

17. Халаман, В. Л. Прикладная физическая подготовка [Текст] /

В. Л. Халаман // Спорт в школе. - 2008. № 2. С. 39-41.

18. Белинская А. Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов [Текст] / А. Б. Белинская. - М. : Академия, 2000. 212 с.

19. Рычков Н. А. Дезадаптивное поведение подростков: Диагностика, коррекция, психопрофилактика [Текст] / Н. А. Рычков. - М. : Академия, 2002. 117 с.

20. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - СпБ. : ЭЛБИ-СПБ, 1999. 87 с.

21. Паренс Г. Ю. Агрессия наших детей [Текст] / Г. Ю. Паренс. - М. : Академия, 1997. 243 с.

22. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А. А. Реан // Психологический журнал. - 1996. №5. С. 3 - 18.

23. Козырев Г. И. Внутриличностные конфликты [Текст] /

И. Г. Козырев // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.

24. Уильямс, М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки [Текст] / М. Уильямс. - К. : Олимпийская литература, 1997. 256 с.

25. Харитонов, Л. Г. Теоретические и экспериментальное обоснование типов адаптации в спорте [Текст] / Л. Г. Харитонов // Теория и практика физической культуры, 1991. № 7. С. 21-24.





СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково - молодежных групп [Текст] / И. П. Башкатов. - М. : Наука, 2002. 186 с.

2. Беличева С. А. Современное состояние превентивной политики и практики России [Текст] : С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 1998. № 2. С. 76-89.

3. Беличевский С. А. Основы превентивной психологии [Текст] /

С. А. Беличевский. - М. : Наука, 1997. 218 с.

4. Куган Б. А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска [Текст] : Б. А. Куган // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 1998. № 5. С. 22-29.

5. Селиванова Н. Л. Моделирование воспитательных систем [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Н. Л. Селиванова. - М. : ВУНМЦ, 2003. 188 с.

6. Виленский, М. Я. Методологический анализ общего и особенного в

понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» [Текст] /

М. Я. Виленский. - М. : ФиС, 1994. 163 с.

7. Овчинникова О. М. Теория и практика физической культуры [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / О. М. Овчинникова. - СпБ. : ФиС, 1996. 211 с.

8. Ильинич, В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. И. Ильинич. - М. : Высшая школа, 1978. 144 с.

9. Кабачков, В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ [Текст] : методическое пособие /

В. А. Кабачков, С. А. Полиевский. - М. : Высшая школа, 1982. 176 с.

10. Кармадонов, О. А. Социальная адаптация в межпоколенческой перспективе [Текст] / О. А. Кармадонов // Социально-гуманитарные знания. - 2007. № 6. С. 155-171.

11. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : учебное пособие / Л. И. Лубышева. - М. : Академия, 2004. 240 с.

12. Кон И. С. Какими они себя видят [Текст] / И. С. Кон // Популярная психология для родителей. - 1988. №2. С. 56-58.

13. Кон И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. - М. : Педагогика, 1989. 198 с.

14. Маринина Е. Н, Подросток в стае [Текст] / Е. Н. Маринина // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.

15. Пономарев, Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н. И. Пономарев. - СПб. : ЭЛБИ-СПБ, 1996. 280 с.

16. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин,

Л. С. Подымова. - М. : Магистр, 1997. 308 с.

17. Халаман, В. Л. Прикладная физическая подготовка [Текст] /

В. Л. Халаман // Спорт в школе. - 2008. № 2. С. 39-41.

18. Белинская А. Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов [Текст] / А. Б. Белинская. - М. : Академия, 2000. 212 с.

19. Рычков Н. А. Дезадаптивное поведение подростков: Диагностика, коррекция, психопрофилактика [Текст] / Н. А. Рычков. - М. : Академия, 2002. 117 с.

20. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - СпБ. : ЭЛБИ-СПБ, 1999. 87 с.

21. Паренс Г. Ю. Агрессия наших детей [Текст] / Г. Ю. Паренс. - М. : Академия, 1997. 243 с.

22. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А. А. Реан // Психологический журнал. - 1996. №5. С. 3 - 18.

23. Козырев Г. И. Внутриличностные конфликты [Текст] /

И. Г. Козырев // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.

24. Уильямс, М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки [Текст] / М. Уильямс. - К. : Олимпийская литература, 1997. 256 с.

25. Харитонов, Л. Г. Теоретические и экспериментальное обоснование типов адаптации в спорте [Текст] / Л. Г. Харитонов // Теория и практика физической культуры, 1991. № 7. С. 21-24.


© 2010-2022