Логические опорные сигналы ( ЛОС) и логические опорные конспекты (ЛОК) на уроках географии в 7 классе

Применение логических опорных сигналов и конспектов на уроках физической географии.   Уже на протяжении многих лет я использую в преподавании географии ЛОС и ЛОК.   Эффективность используемой методики подтверждается результатами обучения.   Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений с...
Раздел Физкультура
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта на тему:

Логические опорные сигналы ( ЛОС) и логические опорные конспекты (ЛОК) на уроках географии в 7 классе.

Учитель географии:

Сорокина Т. А.

МБОУ Дроновская СОШ.

2014год

Применение логических опорных сигналов и конспектов на уроках физической географии.

Уже на протяжении многих лет я использую в преподавании географии ЛОС и ЛОК.

Эффективность используемой методики подтверждается результатами обучения.

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний, как по географии, так и по другим предметам.

Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала

Построение опорного конспекта осуществляется поэтапно, в соответствии с основными вопросами урока и в определенной последовательности: отбор необходимых сведений в результате анализа карт, использования других источников географической информации - справочников, таблиц, диаграмм и т. п.; краткое обобщение наработанных материалов с последующим графическим воспроизведением в опорном конспекте.

Опорные сигналы вводятся постепенно, не требуют заучивания, поскольку воспроизводят определенное смысловое содержание. Так, природные зоны, типы климатов, строение земной коры обозначаются условными символами (см. условные обозначения). Опорный сигнал, обозначающий платформу, отличается от приведенных выше тем, что передает определенный объем графической информации, которая разъясняет содержание понятия «платформа», способствует его осмыслению и запоминанию.

С помощью опорных конспектов и сигналов изучение и усвоение таких сложных тем, как «Геологическое строение, рельеф» и др., становится более понятным и доступным. Известно, что в существующей программе курса физической географии материков и океанов не рассматривается урок по теме «Геологическое летоисчисление». В то же время работа с картой «Строение земной коры» предполагает использование названий геологических эр и складчатостей. Из этого следует вывод о том, что в раздел «Общие географические закономерности» целесообразно включить вопрос о геологическом летоисчислении. Усвоению понятия «геологическое летоисчисление» способствует образ (опорный сигнал) - «геологических часов» обозначается красным цветом, как на карте «Строение земной коры». Второй, третий и четвертый сектора включают последующие геологические эры, каждой из которых соответствуют общепринятый цвет и символическое обозначение. Ученики легко устанавливают последовательность геологических эр, их названия через опорный сигнал (ОС) «геологические часы». Эффективность применения опорного сигнала прослеживается при изучении тем и вопросов, требующих выявления связей между возрастом земной коры и рельефом.

Рассмотрим фрагмент опорного конспекта урока «Алжир. Комплексное описание страны». По карте « строение земной коры» определяется возраст земной коры на территории Алжира и фиксируется на « геологических часах». Сектор мезозойской эры остается пустым, так как в Африке, на территории современного Алжира в частности, мезозойского горообразования не происходило. Затем устанавливается связь между строением земной коры и рельефом, в ОК отмечается :в Алжире преобладает равнинный рельеф, так как большую часть территории страны занимает древнейшая Африканско- Аравийская платформа. На севере страны располагаются Атласские горы, образование которых происходило как в палеозойскую, так и кайнозойскую эры. С помощью такого механизма можно просто и в то же время научно представить геологическое строение и рельеф любой территории.

Опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, являются преемственными и распространяются на последующие курсы.

Составной частью опорных конспектов являются вопросы и задания, работа над которыми способствует более осмысленному усвоению знаний, активизирует познавательный процесс, побуждает учеников к поиску самостоятельных решений, развитию умений аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

Системный контроль знаний является одним из основных условий успешного преподавания с применением опорных конспектов.

При повторении домашнего задания необходимо проводить дифференцированный подход, исходя из разных способностей учеников. Наиболее простая форма проверки домашнего задания - это по опорному конспекту, другие формы сложнее и заключаются в воспроизведении схемы или блока опорного конспекта на доске по проблемным вопросам, построенным на основе информации опорного конспекта и выходящей за его пределы.

Можно периодически проводить письменные проверочные работы по содержанию опорного конспекта или его отдельных блоков. Целесообразность такого подхода при повторении домашнего задания заключается в том, что учитель получает возможность определить степень понимания содержания опорного конспекта, а также проверить эффективность методов своей работы. Использование опорных конспектов как средства обучения способствует развитию потенциальных возможностей учеников. На первом этапе обучения, отвечая на вопросы домашнего задания по опорному конспекту, ученики чувствуют уверенность, особенно те, у которых наблюдается скованность в общении, слабая память или недостаточно развитая речь.

Постепенно поощряются ответы тех учеников, которые не используют или частично используют опорный конспект. За теми учениками, которые на первых порах затрудняются отвечать без опорного конспекта, сохраняется право его использования, но оценка за ответ при этом снижается.

Нужно подчеркнуть, что при подготовке к уроку по опорному конспекту значительно сокращается время на выполнение домашнего задания. Резерв высвобождаемого времени может быть использован на чтение дополнительной литературы.

В системе обучения с применением опорного конспекта прослеживается принцип развивающего обучения от простого механического воспроизведения содержания опорного конспекта до выполнения индивидуальных или творческих работ.

Творческий подход при выполнении работ по конспектированию заключается в том, что, сохраняя общие требования по построению типовых опорных конспектов, ученики могут по своему усмотрению изменять их содержание фактами или примерами из дополнительной литературы, применять собственные сигналы или условные обозначения при том условии, что они «читаемы» или понятны по содержанию.

По применению логических опорных схем и конспектов были даны открытые уроки не только для учителей Дроновской школы, но и для географов района. На методическом семинаре учителя были ознакомлены с методикой их применения, с их эффективностью и результативностью.









План - конспект

урока

по теме: Физико-географическое положение Африки.


  1. Географическое положение. Из истории исследования.

  2. Цели и задачи: Познакомить с планом характеристики материка. Ввести понятие « географическое положение материка», раскрыть приёмы определения ГП материка. Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка. Раскрыть причины, побудившие европейцев исследовать Африку, обратить внимание на отвагу и мужество путешественников и исследователей континента.

  3. Средства обучения: учебные картины и экранные пособия с изображением африканских ландшафтов и народов; глобус, карта полушарий, линейки; портреты путешественников; книги и журналы об Африке.

  4. Основное содержание: географический образ Африки; размеры, географическое положение, очертания берегов и омывающие Африку океаны; история исследования материка зарубежными и русскими путешественниками.

  5. Основные понятия: материк, географические координаты, крайние точки, географическое положение материка.

  6. Номенклатура: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, п-ов Сомали, о. Мадагаскар.

  7. Методы и формы учебной деятельности:

  1. образный рассказ учителя о континенте, беседа с классом.

  2. актуализации опорных картографических знаний, существенных признаков понятия «географическое положение материка».

  3. обучение приёму определения ГП материка. Воображаемое путешествие по карте с целью изучения элементов береговой линии.

  4. организация выполнения практических работ. Практические работы: Определение географических координат крайних точек. Измерение протяженности материка с севера на юг в градусной сетке, километрах. Нанесение на контурную карту элементов береговой линии и признаков, характеризующих ГП материка (экватор, тропики, нулевой меридиан, крайние точки).

  5. рассказ учителя об исследованиях Африки.

  1. Вопросы и задания:

  1. назовите имена исследователей Африки и результаты их работы.

  2. какова протяженность материка с севера на юг? Как получен результат?

  3. в какой последовательности определяется географическое положение материка? Перечислите особенности ГП. Африки.

  4. объясните слабую изрезанность береговой линии материка.

  5. оцените влияние ГП Африки на особенности её природы.

9.На заметку учителю: Африку считают наиболее вероятной прародиной человека. Она родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть всё. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, и поднебесные горы с нетающими снеговыми шапками, и раскалённые солнцем несчитанные пустыни, где не бывает дождей. Африка материк с богатой историей и ранней культурой, но ныне, наиболее отсталая в социально- экономическом отношении. Здесь 55 стран, из которых 28 - наиболее отсталые в мире. Всего таких стран в мире 46.

Логические опорные сигналы ( ЛОС) и логические опорные конспекты (ЛОК) на уроках географии в 7 классе.

Логические опорные сигналы ( ЛОС) и логические опорные конспекты (ЛОК) на уроках географии в 7 классе.

Татьяна Сорокина

Учитель географии

МБОУ Дроновская СОШ

Карачевского района.


© 2010-2022