- Преподавателю
- Физкультура
- Проект Правильно ли мы питаемся?
Проект Правильно ли мы питаемся?
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернышова Н.В. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема проекта «Правильно ли мы питаемся?»
Автор проекта
Чернышова Наталья Викторовна
ГБОУ «Обшаровская средняя общеобразовательная школа № 2 с. Обшаровка»
1.Актуальность проблемы (обоснование)
По данным института питания Российской Академии медицинских наук, структура питания человека в современном обществе существенно изменилась.
Наблюдаются значительные нарушения в пищевом рационе населения России:
- избыточное потребление животных жиров;
- дефицит у отдельных популяций полноценных белков;
- дефицит витаминов;
- дефицит микроэлементов - йода, фтора, селена, цинка;
- дефицит минеральных веществ - кальция, железа;
- выраженный дефицит пищевых волокон.
Особую тревогу вызывает повсеместно выявляемый глубокий дефицит, как у взрослого, так и у детского населения большинства витаминов, в том числе витаминов антиоксидантного ряда-С, Е, А и каротина. Дефицит антиоксидантов выявляется у населения, проживающего в регионах с экологически неблагоприятной обстановкой, где потребность в антиоксидантах существенно выше.
Название проекта
«Питаться вкусно или правильно?"
Цель проекта:
Познакомить учащихся с основами рационального питания для укрепления собственного здоровья.
Задачи проекта:
-
Дать представление о необходимых организму веществах, удовлетворяющих его энергетические, пластические и др. потребности.
-
Научить составлять пищевой рацион с учётом правил рационального питания.
-
Приобщить учащихся к здоровому образу жизни, здоровому питанию.
-
Изучить имеющуюся литературу по теме и сведения в Интернете.
Участники проекта: Учащиеся 8 классов.
Приблизительная продолжительность проекта 2 месяца
Деятельность учащихся
Учащиеся 8 классов должны
ЗНАТЬ:
Следующие понятия и концепции:
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении.. Пища как биологическая основа жизни.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
УМЕТЬ:
Проводить простые биологические исследования: наблюдение за состоянием своего организма (массы и роста); определять нормы рационального питания; анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
описывать: зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды и питания;
осуществлять самостоятельный поиск информации: в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов исследований;
- определения собственной позиции по отношению к проблемам питания.
Деятельность учителя
На первом установочном занятии учитель с помощью презентации организует групповое обсуждение темы проекта. Проведите обсуждение важности этой темы для учащихся, родителей, как с биологической, так и с экологической и химической. Затем учащимся предлагается разделиться на 3 группы, каждая из которых будет исследовать один из аспектов проблемы:
биологический, социологический, химический.
Перед каждой группой ставится цель исследования, сформулированная проблемными вопросами.
До начала проекта целесообразно:
1) провести родительское собрание, на котором рассказать о содержании и целях проектной деятельности, заручиться поддержкой и согласием родителей на участие детей в проекте.
2) Проверить готовность ресурсов для обеспечения проекта.
Последовательность учебного процесса для учеников - что и когда они делают, чему учатся, как вовлекаются в процесс планирования.
Проведение исследований (длительность 2 месяца). Учащиеся проводят сбор и анализ информации по проблеме рационального питания:
Первая группа выясняет, какие пищевые добавки содержаться в продуктах питания, какое влияние они оказывают на организм человека.
Вторая группа проводит социологический опрос целью выяснить отношение детей к проблеме - "Едим ли мы то, что следует, есть?", секреты долголетия и правильного питания.
Третья группа проводят химический анализ некоторых пищевых продуктов. Обратите внимание учащихся на то, что их исследования должны завершаться конкретными выводами и предложениями.
Гипотеза:
Мы сможем убедить родителей, друзей и учащихся в соблюдении правильного питания.
Подготовительная работа
Провели опрос друзей и знакомых.
Побеседовали с фельдшером.
Взяли в библиотеке книги и журналы о режиме питания.
Нашли материалы о режиме питания в интернете.
Провели анкетирование учащихся 8, 9 классов.
Анкета: « Режим питания».
1.Сколько раз в день ты ешь?
2. Завтракаешь дома перед школой или нет?
3.Примерное время приёма пищи?
4.Каждый день приём пищи осуществляешь в одно и то же время или нет?
5. Всегда ли моешь руки перед едой?
6. Разговариваешь во время еды или ешь молча?
7. Ешь в меру или переедаешь?
8.Сколько времени тратишь на один приём пищи?
Информация о питании.
В школьный период у ребёнка наблюдаются усиление процессов роста, сложная перестройка обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с созреванием и формированием взрослого человека. В последние годы существенно увеличилась умственная и физическая нагрузка учащихся в связи с появлением новых систем обучения, увеличением потока информации. Это предъявляет к организму школьника повышенные требования, связанные с большим расходом энергии и со значительным потреблением питательных веществ.
При организации питания школьников необходимо следить за достаточным использованием таких продуктов, как мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Они должны входить в рацион ребёнка в достаточном количестве. Ребёнок должен получать питание с использованием широкого ассортимента круп, причём из серых сортов злаков, разнообразных овощей, фруктов, зелени, соков, продуктов моря, что особенно важно в нашем крае, который является эндемичным по такому заболеванию щитовидной железы, как зоб, а продукты моря, как известно, являются источниками йода и великого множества других микроэлементов.
Рациональное питание является одним из решающих условий обеспечения гармоничного роста и развития детей, их устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Основной показатель правильного питания ребёнка - его нормальное развитие, спокойное поведение, хорошее состояние здоровья.
Режим питания школьников.
Часы приёма пищи
Вид питания
Распределение калорийности в течение суток
7.30-8ч.
завтрак
20-25%
11-12ч.
обед
30-35%
14.30-15.30
полдник
10-15%
19-19.30
ужин
15-20%
Основные правила и принципы организации питания.
- Есть необходимо только при появлении чувства голода.
- Очень тщательно пережевывай пищу.
- Следить за продолжительностью приёма пищи - она не должна быть менее 20 минут.
- Соблюдать режим питания.
- Большое внимание уделять кулинарной обработке продуктов.
- Нельзя принимать пищу «на ходу, сразу после тяжелой работы.
- Желательно употреблять в пищу продукты, которые выращены в регионе проживания.
.
Последовательность оценивания
Перед началом проекта
В ходе работы над проектом
После завершения проекта
Изучение работ учащихся, анкеты,
ЗИУ-таблица
План работы над проектом Критерии оценивания проекта
Самооценка качества проведенного исследования,
Самооценка готовности к мини-конференции
Промежуточное обсуждение
предварительных результатов каждой группы
Оценка результатов деятельности учащихся:
исследований, анализа концепций и т.п.
Презентация результатов проекта в школе.
Суммарное оценивание
Критерии оценивания проекта задают требования и стандарты выполнения для самоконтроля и корректировки учащихся, кроме того, они могут использовать Самооценку качества проведенного исследования - что позволит формировать самостоятельность и самоуправление в группах. Промежуточное обсуждение предварительных результатов каждой группы позволит ученикам получить обратную связь от сверстников, учителя и сотрудников университета.
По результатам исследований учащиеся готовят мини-конференцию, на которой каждая группа презентует результаты своей работы. Во время выступлений ученики оценивают работу групп в соответствии с критериями оценки ученических работ. Важно дать учащимся ознакомиться с результаты оценивания, и обсудить, как они позволят им в дальнейшем откорректировать свою презентацию.
После завершения проекта ученики презентовали проект в школе, родителям. Оцениваются также такие результаты работы, как выступление на школьной конференции.
Заключение
В результате работы над проектом мы:
-
В нашей школе обучается более 300детей. Из них 32% имеют заболевания, связанные с питанием. И эта цифра может стать ещё больше, если не соблюдать режим питания. Что и было выявлено при проведении анкетирования.
-
Всего было опрошено 33 учащихся(8, 9 классов). Из них нарушают правильный режим питания: -
2 человека (едят 2 раза в день)
-
11 человек (не завтракают перед школой)
-
26 человек (не соблюдают время приёма пищи)
-
18 человек (не моют руки перед едой)
-
24 человека (разговаривают во время еды)
-
11 человек (переедают)
-
8 человек (5 минут тратят на 1 приём пищи).
-
Рекомендуем классным руководителям провести беседы по этой теме, используя материал нашего проекта. ( Основные правила и принципы организации питания, режим питания школьников, употребление в пищу продуктов «здорового» питания.)
Печатные материалы
-
Бакланов В.Н. «Современное домоводство, или советы со всего света, о том, как вести дом, укреплять свое здоровье», М. «Воскресенье», 1998 г.
-
Воробьева Л.И. «Книга о вкусной и здоровой пище», М. «Колос», 1999 г.
-
Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. «Практикум по анатомии и физиологии человека», М. «ACADEMA», 1999 г.
-
Уилкс А., Уатт Ф. (перевод с английского Бочкова И.А.) «Кухни народов мира», М. «РОСМЭН», 2001 г.
-
Журнал «Физкультура в школе» - №3, 1998 г, №1, 2007г.
-
Валеология: «основы рационального питания» Барнаул 1999 г.
-
Воробьёв Р. И. Питание и здоровье - М. Медицина 1990 г. -
Вельтищев Ю. Е. Экология и питание детей 1996 г. №5 -
Сажинов Г. Ю. Проблемы обеспечения детского населения России высококачественными продуктами - проблема национальной безопасности. «Вопросы питания» 1996 г №5
Интернет-ресурсы
chuvashia.com/portal/sprav/dobavki.htm
rubricon.com/
uic.ssu.samara.ru/
school-sector.relarn.ru
school.edu.ru