• Преподавателю
  • Физкультура
  • Статья Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности

Статья Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. …спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентностный подход в формировании

здорового образа жизни учащихся на уроках

физической культуры и внеурочной деятельности

« Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
…спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья»

(Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа")

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии физических и духовных сил.

В Послании Главы РМ Меркушкина Н.И. Государственному собранию было сказано, что проблема здоровья нации, её генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта.

В школе реализуется программа «Здоровье», целью которой является создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды.

Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:

  1. Учебно-познавательная

  2. Ценностно-смысловая

  3. Общекультурная

  4. Информационная

  5. Коммуникативная

  6. Личностная

Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта

- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

- воспитание положительных качеств личности норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.

Реализация компетентностного подхода в формировании здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности строится в системе урочной, методической, внеклассной, и мониторинговой деятельности.

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Работая с детьми, включаю в содержание урока:

  • спортивные игры,

  • подвижные игры,

  • легкоатлетические эстафеты

На уроке я использую различные командные виды спорта, танцевальные движения под музыку. Регулярное и правильное выполнение танцевальных упражнений способствует формированию хорошей осанки, развивает у детей слух, чувство ритма, создает хорошее настроение, активизирует жизненные процессы.

Метапредметные результаты заключаются в видении красоты движения, выделении и обосновании эстетических признаков в движениях и передвижениях человека.

С целью популяризации занятий физической культурой и спортом среди подрастающего поколения, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования навыков здорового образа я использую в своей педагогической деятельности внеурочные формы работы.

Статья Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности

Областная спартакиада является приоритетным направлением в деятельности школы по организации и проведению внеурочной спортивно-оздоровительной работы с обучающимися. Областная спартакиада - является компонентом массовым физкультурно-спортивным мероприятием и проводится в целях укрепления здоровья подрастающего поколения, привлечения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В течение нескольких лет веду секцию по волейболу,в которой занимаются дети разного возраста. Занятия в разновозрастных группах способствуют самореализации, самоутверждению, взрослению, как младших подростков, так и старших. Мною разработана программа "Волейбол " для учащихся 13-16 лет и «Веселый мяч» для учащихся 1-4 класса . Занятия по волейболу содействует правильному физическому развитию, приобретению необходимых теоретических знаний,овладению основными приемами техники и тактики игры, воспитанию воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и коллективизма, прививает ученикам навыки ЗОЖ.

Предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Ежегодно проводится школьный конкурс «Смотр строя и песни», Вахта памяти задачей, которых является:формирование гражданско-патриотических качеств личности;обеспечение возможности для самореализации, социализации подростков

Свою компетентность в формировании здорового образа жизни школьников я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у школьников, я определила основные направления и действия для повышения личного самообразования:

1. Своевременно повышать квалификацию на курсах.

2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура», «ОБЖ».

4. Принимать активное участие в работе МО.

5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

6.. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.

7. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции

8. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

На мой взгляд, учитель не может ограничивать себя ролью передатчика знаний, умений и навыков, а должен стремиться стать образцом для подражания, нравственным идеалом для своих учеников. Для этого педагогу необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием, самому развиваться в физическом, интеллектуальном и нравственном отношениях и тогда он сможет увлечь за собой учеников. Иными словами, ключ к личностному росту ребенка - в личностном росте учителя.


© 2010-2022