- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре для дошкольников
Рабочая программа по физической культуре для дошкольников
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шкиотов А.А. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая фитнес-программа
по физическому воспитанию дошкольников
составил учитель физической культуры
Шкиотов Андрей Анатольевич
Москва 2015
Пояснительная записка
Цель «Программы» - полноценное физическое, личностное, интеллектуальное развитие ребенка дошкольника, его физических способностей, «здорового духа» через организацию физической деятельности, отличающийся оздоровительным характером, активным проживанием ребенка данной деятельности, прочувствование предметно - физических упражнений (действий) и сознательным применением их в различных жизненных ситуаций.
Задачи программы:
-
развивать физическую компетентность через развитие интереса и желание вести здоровый образ жизни: выполнять необходимые гигиенические процедуры, режим дня, регулировать двигательную активность и т.д.
-
создавать условия для развития физкультурно - силовых способностей и физической самореализации детей в различных видах и формах физкультурной деятельности;
-
знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно, относиться к своему здоровью;
-
содействовать охране и укреплению здоровья детей;
-
обогащать двигательный опыт через различные виды движений;
-
формировать потребность в постоянной двигательной активности и способности ее регулировать.
Для решения задач физического воспитания детей в ДОУ используются следующие педагогические средства: физкультурные занятия, специально организованные занятия, физкультурные развлечения, спортивно-оздоровительный кружок «Здоровячок».
Кроме, того задачи направленные на физическое развитие детей решаются индивидуально, в других видах деятельности, проводимые воспитателем в группе (динамические паузы, малоподвижные игры и др.).
Диагностика физической подготовленности дошкольников проводится два раза в год: сентябрь - вводная, апрель - май - заключительная, возможно в течение года проведение промежуточной диагностики (по необходимости).
Продолжительность занятий: не более 30 минут
Спортивные праздники 2
Всего занятий в месяц - 5
Подготовительная к школе группа.
Характеристика возрастных возможностей детей 6 -7 лет.
К семи годам личность ребенка приобретает универсальные и индивидуальные черты, ее базисные характеристики становятся более содержательными. Появляются новые: выраженная произвольность и свобода поведения, самосознание и способность к самооценке.
Компетентность. На уровне социальной компетентности ребенок понимает различный характер отношения к нему взрослого, сверстников, способен выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок способен попросить о помощи и оказать ее, учитывая желания других людей. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально-приемлемой форме.
Коммуникативная компетентность появляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и не речевых средств.
Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, логическим операциям и т.д.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок владеет своим телом, различными видами движений. Имеют представления о своем физическом облике и здоровье. Чувствуют недомогание, могут сообщить об этом взрослому. Появляется потребность в культурно - гигиенических процедурах и понимает их необходимость.
Креативность. Дети склонны к созданию нового рисунка, конструкции, движений, которые отличаются оригинальностью, подвижностью, вариативностью. Их отличает любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результатов, спонтанность действий, бурно развивающиеся воображение.
Инициативность начинает проявляться во всех видах деятельности, но особенно в игре, общении, экспериментировании: могут найти занятия по интересам, предложить интересную игру, включиться в разговор. В этом возрасте дети становятся более любознательными, изобретательными, отличаются пытливостью ума.
Самостоятельность и ответственность. Дети имеют навыки самообслуживания, замечают не порядок в быту, природном окружении; способны проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между можно и нельзя, хочу и должен.
Свобода поведения и безопасность. Дети становятся более осторожными и предусмотрительными, проявляют разумную осторожность; могут выполнять определенные правила (в играх, при переходе улицы, в использовании предметов).
Самосознание и самооценка. Дети начинают осознавать свое положение в системе отношений с взрослыми и сверстниками, стремиться выполнять деятельность, значимую не только для него самого, но и окружающих; способны достаточно адекватно оценивать результаты своих действий. Вместе с тем для многих детей характерна завышенная самооценка, как защитный механизм.
Произвольность. К шести годам отдельные дети способны к волевой регуляции поведения (к преодолению желаний, к сдерживанию данных обещаний и т.д.); появляется умение преодолевать трудности.
Характеристика физического развития детей 6 -7 лет: одной из основных характеристик физического развития выступает развитие двигательной сферы ребенка. Движения ребенка могут выражать его эмоциональное состояние, переживания по поводу различных событий.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается достаточный опыт и знания о двигательных действиях, при этом ребенок опирается на зрительные, кожные, слуховые ощущения. К концу старшего дошкольного возраста ребенок овладевает практически всеми видами физической активности. Ребенок способен легко ходить, бегать, энергично отталкиваться от опоры. Может легко освоить элементы спортивных игр. Способен относительно быстро ориентироваться в пространстве.
Также они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходя от медленных к к более быстрым движениям по заданию воспитателя.
Ребята способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения самостоятельно выполнять многие его виды.
Также у детей появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущем возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает.
.
Задачи развития:
-
Закрепить умение легко ходить и бегать, бегать, энергично отталкиваясь от опоры;
-
Развивать быстроту, ловкость. Общую выносливость в играх и эстафетах;
-
Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры;
-
Освоить элементы спортивных игр: баскетбола, футбола, бадминтона;
-
Закреплять навыки счёта в подвижных играх;
-
Воспитывать умение и привычку ухаживать за физкультурным инвентарём, готовить его к занятиям, играм;
-
Совершенствовать координацию движений, функцию равновесия;
-
Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе подвижных игр и выполнении различных физических упражнений;
-
Формировать навык правильной осанки при статичных позах и передвижениях;
-
Поддерживать у детей интерес к различным видам спорта.
Календарно - перспективное планирование физкультурных занятий.
Месяц
№ Занятия.
Цель
Содержание
(физ.упражнения,
подвижные игры)
Задачи
Октябрь
1 занятие.
Развитие навыка метания.
Ходьба с мячом, с заданием для ног и рук.
Бег змейкой.
ОРУ с мячом.
Работа с мячом в парах. Набивание и ведение мяча.
Подвижная игра
«Мяч через сетку».
Формировать свод
стопы, мышечный корсет, координацию.
Развивать ловкость.
Обучать навыку метания.
Развивать ловкость,
Воспитывать интерес к своим результатам.
2 занятие.
Развитие быстроты.
Ходьба разными способами
ОРУ без предметов.
Прыжки в высоту с разбега.
Ловля мяча у стены.
Бросок мяча в кольцо.
Подвижная игра
«Мяч скорей бери».
Учить следить за положением тела в упражнениях.
Развивать гибкость, скоростно-силовые качества, навык метания, быстроту, внимание
Совершенствовать технику прыжка.
Учить ловить кистями рук.
Воспитывать выдержку, настойчивость.
3 занятие.
Развитие гибкости.
Лазанье по канату.
Прыжки на скакалке.
Упражнения на гимнастической лестнице.
Подвижная игра
«Ловишка с лентами».
Укреплять свод стопы, мышцы ног.
Формировать мышечный корсет
Развивать гибкость, координацию движений, силу мышц ног и рук, быстроту, внимание
Обучить технике лазанья.
Воспитывать эстетические чувства.
4 занятие.
Развитие ловкости.
Повороты.
Ходьба с заданиями для рук и ног.
Бег с препятствиями.
Прокатывание обруча в парах.
Подлезание в движущуюся цель.
Подвижная игра
«Охотник и утки»
Учить ловкости.
Укрепление мышц рук и ног
Развивать ловкость.
Воспитывать привычку к ежедневным занятиям физкультурой.
Ноябрь
1 занятие.
Формировать знания о коренном народе - хакасах.
Построение четвёрками.
Ходьба и бег с расхождением в два круга.
ОРУ четвёрками.
Прыжок в длину с разбега.
Школа мяча.
Подвижная игра
«Кузнечики».
Учить двигаться четвёрками, быстро реагировать на сигнал.
Развивать гибкость, быстроту, внимание
Закрепить навык метания.
Воспитывать чувство товарищества.
3 занятие.
Развитие навыка метания.
Бег медленный.
ОРУ с палками
Метание вдаль.
Подвижная игра
«Третий лишний».
Развивать ловкость и общую выносливость, чувство ритма,
навык метания, быстроту, ловкость, внимание.
Воспитывать честность, справедливость.
3 - 4 занятие.
Формирование интереса к спортивным играм.
Спортивные игры
Школа мяча.
Хоккей.
Баскетбол.
Городки.
Футбол.
Учить соблюдать правила в играх.
Развивать интерес к спортивным играм.
Упражнять в метании.
Воспитывать самостоятельность.
Декабрь
1 - 2 занятие.
Формирование знаний о спортсменах и их достижениях.
Бег в среднем темпе.
ОРУ с малым мячом.
Вольная гимнастика: ходьба по скамье с выполнением «ласточки», кувырок вперёд и назад.
Прыжки в длину с места.
Спортивная игра «элементы баскетбола».
Развивать выносливость, гибкость, равновесие, скоростно-силовые качества.
Учить группировке.
Совершенствовать технику броска.
Воспитывать интерес к результатам своих занятий и достижениям спортсменов.
3 - 4 занятие.
Развитие скоростно-силовых качеств.
Ходьба с заданием для ног и рук.
Бег в среднем темпе с препятствием.
ОРУ с мячом
Прыжки в высоту с разбега.
Подвижная игра
«Волки во рву».
Развивать координацию движений, укреплять свод стопы, выносливость, скоростно - силовые качества, интерес к народным играм. Определять толчковую ногу.
Формировать мышечный корсет, чувство ритма.
Совершенствовать технику прыжка
Воспитывать чувство товарищества..
5 занятие.
Развитие гибкости.
Ходьба спиной вперёд.
Бег с ускорением.
Элементы тенниса.
Развивать координацию движений, быстроту, гибкость, красоту движений, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать эстетические чувства..
6 занятие.
Формирование представлений о разнообразии спортивных игр и упражнений.
Эстафеты.
Любимые спортивные и подвижные игры.
Прививать интерес к командным играм.
Учить действовать в команде.
Развивать быстроту, внимание, ловкость, выносливость.
Воспитывать чувство коллективизма.
Январь
1 - 2 занятие.
Развитие быстроты.
Эстафеты.
спортивные и подвижные игры:
хоккей, футбол.
Два мороза.
Выжигалы.
Развивать быстроту, силу, общую выносливость.
Воспитывать чувство коллективизма.
3 - 4 занятие.
Формирование интереса к физической культуре и спорту
ОРУ с флажками.
Подвижная игра
«Салют».
Эстафета.
Укреплять мышечный корсет.
Развивать быстроту, силу.
Воспитывать волевые качества.
Февраль
1 - 2 занятие.
Формирование интереса к спортивным упражнениям.
Ведение мяча клюшкой.
Подвижная игра
«Весёлый хоккей».
Эстафеты.
Совершенствовать навыки игры в хоккей.
Закреплять умение держать клюшку и вести мяч по прямой и между предметами.
Воспитывать привычку к ЗОЖ.
3 - 4 занятие.
Развитие навыка метания.
Повороты, ходьба, бег с мячом.
ОРУ с мячом.
Бросание мяча о стену и через сетку.
Подвижная игра
«Мяч скорей бери».
Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве.
Развивать внимание, сил, ловкость.
Укреплять мышечный корсет.
Учить броску из за головы, соблюдать правила в играх.
Воспитывать волевые качества.
5 занятие.
Формирование мышечного корсета.
Построение, ходьба, бег, ОРУ с гимнастической палкой.
Прыжок в высоту с разбега.
Подвижная игра
«День и ночь».
Развивать гибкость.
Совершенствовать технику прыжка.
Развивать координацию движений, ловкость.
Воспитывать интерес к своим результатам.
6 занятие.
Развитие быстроты
Соревнования - эстафеты.
Кто быстрее?
Чья команда быстрее?
Перетягивание каната.
Подвижная игра «Краски».
Прививать интерес к командным играм.
Развивать быстроту, внимание, ловкость.
Воспитывать самостоятельность.
Март
1 - 2 занятие.
Развитие общей выносливости.
Бег медленный, чередовать с бегом змейкой.
ОРУ с малым мячом.
Метание.
Прыжки в длину с места.
Элементы тенниса.
Подвижная игра
«Мышеловка».
Развивать выносливость, гибкость, скоростно - силовые качества, ловкость.
Совершенствовать метание.
Воспитывать смелость, решительность.
3 - 4 занятие.
Развитие координации движений.
ОРУ без предметов.
Прыжки на скакалке.
Подвижная игра
«Городки».
Развивать гибкость, координацию, обучать прыжкам на двух ногах.
Закрепить знание правил игры .
Воспитывать активность, самостоятельность.
5 занятие.
Развитие ловкости.
Ходьба и бег змейкой.
ОРУ с мячом.
Лазанье, подлезание, ходьба по скамье парами.
Подвижная игра
«Кольцеброс».
«Городки».
Развивать ловкость, гибкость, меткость
Совершенствовать технику метания.
Воспитывать волевые качества.
6 занятие.
Формирование знаний об олимпийцах.
Соревнования по бегу на скорость, прыжкам, метанию.
Показ детьми достигнутых результатов.
Воспитывать честность, чувство соперничества, умение оказать поддержку.
Апрель
1 - 2 занятие.
Развитие гибкости.
Ходьба с заданием для рук и ног.
Лазанье.
Прыжки в высоту с разбега.
Подвижная игра
«Ловишки с мячом».
Развивать координацию, гибкость, ловкость, быстроту, внимание.
Воспитывать дружелюбие.
3 - 4 занятие.
Развитие выносливости.
Бег медленный.
ОРУ с гимнастической палкой.
Прыжки в длину с разбега.
Бег на скорость.
Подвижная игра
«Кто самый быстрый».
Развивать выносливость, гибкость, ловкость, скоростно - силовые качества
Воспитывать волевые качества.
5 занятие.
Развитие гибкости.
Элементы спортивных игр: теннис.
Развивать гибкость.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать эстетические чувства.
6 занятие.
Формирование интереса к подвижным и спортивным играм.
Подвижные игры
Мы - весёлые ребята.
Сбей кегли.
Школа мяча.
спортивные игры:
Городки, Бадминтон.
Футбол.
Баскетбол.
Учить соблюдать правила в играх.
Развивать интерес к народным играм.
Содействовать развитию речи.
Упражнять в метании.
Воспитывать самостоятельность.
Май
1 - 2 занятие.
Формирование потребности заниматься спортивными играми.
Футбол.
Хоккей.
Городки.
Бадминтон.
Пионербол.
Учить соблюдать правила в играх.
Развивать интерес к спортивным играм.
Воспитывать выдержку.
3 занятие.
Формирование знаний об олимпийцах.
Соревнования по бегу на скорость, прыжкам, метанию.
Показ детьми достигнутых результатов.
Воспитывать честность, чувство соперничества, умение оказать поддержку.
4 занятие
Формирование представлений о спорте и спортсменах.
Соревнования по бегу на скорость.
В беге на ловкость.
В метании.
В прыжках.
Учить стремлению к самосовершенствованию.
Формировать привычку к ЗОЖ.
Воспитывать волевые качества.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
К концу учебного года дети могут:
Знать
Уметь
Иметь представление
Строение тела.
Правила игры различных игр.
Об олимпийских играх древности.
Самостоятельно, быстро и организованно строиться и перестраиваться во время движения.
Выполнять ОРУ активно, с напряжением, из разных исходных положений.
Сохранять динамическое и статическое равновесие.
Сохранять скорость и темп бега.
Ритмично выполнять прыжки, мягко приземляться, сохраняя равновесие. отбивать, передавать, подбрасывать мяч разными способами. Точно поражать вертикальную и горизонтальную цель.
Энергично подтягиваться на скамье различными способами.
Быстро и ритмично лазать по наклонной и вертикальной лестнице, по канату.
Организовать игру с подгруппой сверстников. Вести мяч и забрасывать в кольцо.
Контролировать свои действия в соответствии с правилами.
Выполнять действия с ракеткой и воланом.
О различных подвижных играх.
О способах укрепления своего здоровья.
Тестовые методики для детей подготовительной группы.
-
Бег 30 метров с высокого старта;
-
Бег на выносливость 120 (150) метров;
-
Челночный бег 3 по 10 метров;
-
Прыжки в длину с места;
-
Прыжки в высоту с разбега;
-
Прыжки в длину с разбега;
-
Метание мяча весом 1 кг. на дальность;
-
Метание предмета весом 150 (200) гр. на точность;
-
Наклон туловища вперед из положения, стоя согнувшись;
-
Ловля мяча двумя руками, расстояние 2 метра
Нормативы физической подготовленности дошкольников.
Тесты
период
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Бег 30 м\сек.
Сентябрь
>9.5 - 8.9
8.8 - 7.6
7.5<
Май
>8.7 - 8.1
8 - 7.1
7<
Бег 150 м\сек.
Сентябрь
>46- 42.1
42 - 38.1
38<
Май
>43 - 40.1
40 - 36.6
36.5<
Бег 3\10 м.
сек.
Сентябрь
>11.4 - 10.6
10.5 - 9.4
9.3<
Май
>10.3 -9.9
9.8 - 8.9
8.8<
Прыжок в
длину с места в см.
сентябрь
<90 - 99
100 - 119
120>
Май
<100- 110
111 - 129
130>
Прыжок в высоту с разбега см.
сентябрь
<30 - 35
40 - 45
50>
Май
<35 - 40
45-50
55>
Прыжок в длину с разбега
сентябрь
<110 - 130
140 - 170
180>
Май
<130- 150
160 - 190
200>
Метание 200 гр. м.
сентябрь
<4.5- 5
5.1 - 6.9
7>
Май
<5 - 5.7
5.8 - 7.9
8>
Метание 1 кг. М.
сентябрь
<2 - 2.3
2.4 - 2.9
3>
Май
<2.3 -2.5
2.6 - 3.2
3.3>
Наклон туловища см.
сентябрь
-2 до- 1
0 +4
+5
Май
-2 до- 1
0 +4
+5
Ловля мяча
сентябрь
1 до2
3 до 4
5
Май
1 до2
3 до 4
5
Способы проверки знаний, умений и навыков.
Проверка физической подготовленности детей проводится два раза в год в сентябре и в апреле - мае.
Подготовка к проведению диагностики:
Инструктор по физической культуре подбирает упражнения для разминки к каждому из видов упражнений, знакомит детей с правилами выполнения заданий и командами, готовит протоколы обследования. Совместно с руководителем дошкольного образовательного учреждения и мед. работником проверяют состояние беговой дорожки, ямы для прыжков, площадки для метания и т.д. крепость стоек для прыжков в высоту, прочность гимнастических скамеек, наличие разметок. Врач должен присутствовать на обследовании детей и иметь рядом аптечку. Он оценивает состояние здоровья детей и в случае необходимости освобождает от выполнения заданий.
Создание условий для проведения диагностики:
-
Организация диагностики проводится точно по плану совместно с воспитателем группы (индивидуально или с несколькими детьми)
-
На диагностику детей приводит воспитатель группы;
-
Обязательно познакомить детей с порядком проведения контрольного занятия, сообщает, сколько попыток отводится для выполнения теста, условия выполнения теста и т.д. Детей необходимо функционально и психологически подготовить к выполнению тестов;
-
Диагностику проводить поэтапно в течении 8- 10 дней с малыми подгруппами, либо индивидуально не более 2-3 тестовых заданий за одно занятие;
-
Скоростно-силовые и силовые тесты проводить в один день, тест на выносливость в другой день; тест на гибкость и ловкость в третий день;
-
Приготовить измерительные приборы и предметы: динамометр, рулетку, линейку, секундомер, сантиметровую ленту, оборудование и инвентарь;
-
Приготовить протоколы для тестирования
В качестве метода фиксации предлагается использовать три символических обазначения (галочка, вопросительный знак, флажок), каждое из которых имеет свое качественное определение. Если педагог считает, что тот или иной способ или умение сформированы у ребенка, он ставит в карте галочку. Если данные не определенные - вопросительный знак. Если, несмотря на специально предпринятые меры (индивидуальная работа, иной способ предъявления материала и тп.), результат оказывается ниже возратных возможностей, ставится флажок, который следует рассматривать как сигнал неблагополучия в одной или нескольких областях развития ребенка.
То есть:
«Галочка» - соответствует высокому уровню развития.
«Вопрос» - соответствует среднему уровню развития.
«Флажок» - соответствует низкому уровню развития. (ребенок требует особого внимания взрослого)
Список средств обучения.
Технические средства обучения: магнитофон, фонотека, компьютер, мультимедиа, интернет и т.д.
Оборудование: спортивный снаряд «Стадион», шведская стенка - 3 шт., лестница - 2 шт., наклонная доска - 2 шт., канат - 2 шт., маты гимнастические - 6 шт., скамья гимнастическая - 3 шт., кубики -20 шт., доска ребристая - 3 шт.
Инвентарь: фитболы - 12 шт., канат - 2 шт., скакалки - 15 шт., теннисные ракетки - 4 шт., теннисные шарики - 31 шт., теннисные мячи - 9 шт., бадминтон 4 набора, дуги - 3 шт., обручи - 20 шт., кегли 30 шт., 3 гимнастические палки 50 шт., мячи - большие - 12 шт, средние - 9 шт., маленькие - 30 шт., пластмассовые - 30 шт., волейбольные - 3 шт, баскетбольные - 2 шт.
Нестандартное оборудование: кольцебросс, массажные мячики.
13