- Преподавателю
- Физкультура
- Методическая разработка внеклассного мероприятия
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Емельянова Л.А. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Л.А. Емельянова
Восточные оздоровительные практики:
Йога для начинающих
Копейск 2011
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Копейский горно - экономический колледж
(ФГОУ СПО КГЭК)
Л.А. Емельянова
Восточные оздоровительные практики:
Йога для начинающих
Методическая разработка открытого
внеклассного мероприятия по дисциплине
«Физическая культура»
Копейск 2011
Восточные оздоровительные практики - йога для начинающих: методическая разработка открытого внеклассного мероприятия /
составитель Л.А.Емельянова, - Копейск : ФГОУ СПО Копейский горно - экономический колледж, 2011. - 5с.
Составитель: Л.А. Емельянова - преподаватель Копейского горно - экономического колледжа.
3
Введение.
Особое значение в подростковом и юношеском возрасте приобретают занятия спортом, способствующие личностной самореализации молодежи. Анализ спортивной практики показывает, что вопросу сформированности «Я - физического» уделяется недостаточное внимание, недооценивается его роль как механизма произвольной саморегуляции деятельности студентов.
В отечественной психологии «Я - физическое» рассматривается как сложное комплексное единство восприятий, установок, оценок, представлений, связанных с телесной внешностью и с функциями тела. Бесспорно, что внешность человека является существенным элементом формирования его «Я - концепции».
Внешность взрослеющего человека имеет
4
огромное значение для его самоутверждения в
глазах сверстников и сверстниц. Потребности в уважении, самоутверждении, признании являются одним из важнейших потребностей личности. Поэтому работа над собственным «физическим я», над развитием и совершенствованием своего тела является крайне значимой для юношей и девушек.
Физическое развитие и воспитание студентов средних специальных учебных заведений зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.
В том числе и внеклассные мероприятия, предполагающие вовлечение студентов в разнообразные современные оздоровительные практики, каковыми являются к примеру восточные практики, в нашем случае - йога для начинающих.
Этот комплекс упражнений включен в учебную
5
программу занятий для девушек, как метод
совершенствования их физических качеств, таких как гибкость, координация, ловкость движений, красота и грация.
Путь к успеху на любом поприще начинается с физического тела. Научитесь владеть телом - научитесь владеть психическими состояниями, а так же и событиями своей жизни.
Йога в переводе с санскрита означает «единение», «связь», «сосредоточение». Так же это понятие можно истолковать, как внутреннее единство, связь физического и психического состояния человека, гармонию его телесного здоровья и душевной красоты.
В течение 4 месяцев девушки - учащиеся 2 курса колледжа осваивали первые ступени хатха - йоги - как метода своего физического
совершенствования, навыками самостоятельных
6
занятий, навыками познания своего собственного «физического я», учились самостоятельно составлять комплексы для домашних занятий, контролировать степень нагрузки и методов восстановления после нагрузки, проводить простейшие тесты контроля самочувствия.
Вопросы для домашнего задания:
1.Хатха - йога базируется на 2 основных
понятиях: яма и нияма.
Яма - нормы общественного поведения.
На этой первой ступени человек должен
научиться жить в гармонии с обществом.
Успех ученика в йоге находится в прямой зависимости от общественных условий, в которых он существует, от умения поддерживать с окружающим миром гармоничные связи (культурные, экономические и т.д.).
7
Негативные эмоции, стрессы, вредные привычки, дурные поступки - все это ведет к нарушениям психики и болезням тела (в том числе и к лишнему
весу). Поэтому специалисты йоги и рекомендуют начинать тренировки с освоения ямы.
Яма в индийской мифологии - бог смерти.
На этапе ямы человек должен нанести смертельный удар по своим негативным мыслям и привычкам.
Нияма - кодекс личного поведения ученика.
Нияма - это возрождение, формирование нового, позитивного образа жизни и мышления.
По словам йогов, яма очищает душу и сознание от пороков, а на их место приходят добродетели ниямы.
К нияме относятся такие принципы, как
- не говорить неправды, не использовать бранных выражений и не обижать словами окружающих;
8
- не тратить слов попусту, говорить конкретно и кратко;
- самопознание и самовоспитание, расширение кругозора;
- борьба с собственным эгоизмом, пребывание в гармонии с окружающим миром.
2.Знания по здоровому питанию (о значении чистой воды и об умеренности в еде).
3.Правила для освоения асан.
- Последовательность (от простого к сложному)
- Регулярность занятий (перерыв не более 10 дней)
- Умеренность (не заниматься до изнеможения).
9
Тема: Восточные оздоровительные практики - йога для начинающих
Тип занятий: Внеклассные мероприятия
Цели и задачи: - формирование индивидуальных практических умений и навыков с целью физического совершенствования и оздоровления организма учащихся, посредством нового вида упражнений - асан из раздела хатха - йоги;
- расширение кругозора с помощью новых знаний по практике йоги (в том числе междисциплинарные связи с философией, физиологией и другими знаниями).
Оборудование и инвентарь: видео материалы (Фильм «Йоги - кто они?»), видео - слайды по комплексу «Хатха - йога», гимнастические
10
коврики.
Литература:
1.Куликова В.Н. Йога для стройной фигуры /
В.Н. Куликова - Москва : РИПОЛ классик, 2010г.
2.Левшинов А. Йога «7×7» / А. Левшинов - М: Аст, 2010г.
3.Леви Т.С. Психология телесности. Между душой и телом. / Т.С. Леви - М: Аст, 2005г.
4.Неумывакин И.П. Эндоэкология здоровья / И.П. Неумывакин - Издательство «Диля», 2010г.
План занятий:
1.Хатха - йога - часть учебной программы для девушек.
2.Видео - фильм («Йоги - кто они?»), видео - слайды.
3.Приктическая часть.
11
3.1 Разминка.
3.2 Основная часть.
3.3 Заключительная часть.
4.Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Организационный момент: тема, цель занятия, установочные указания.
Ведущие:
Йога - означает единство духовного и физического.
Хатха - йога - это учение о гармонии, которая достигается с помощью физических средств воздействия на организм (асаны, дыхание, диета и т.д.). Хатха - йога представляет собой путь к физическому благополучию, которое необходимо
12
не только для тела, но и для духа и ума. Многие учителя называют хатха - йогу первым звоном в достижении физического совершенства.
Йога зародилась в глубокой древности, о чем свидетельствуют Веды - памятник древнеиндийского литературы. Йога распространена не только в Индии, но и во всем мире. Почти в каждой стране есть общество, клубы, институты йоготерапии. Секции йоги открыты при высших учебных заведениях и научно - исследовательских институтах.
Практическая ее польза настолько велика, что в некоторых государствах хатха - йога («ха» - солнце, «тха» - луна - единство противоположностей) включена в систему обязательной подготовки летчиков, моряков - подводников. Ряд методов применяют спортсмены, космонавты. Поклонниками йоги
13
были такие известные личности, как К.С.Станиславский, Ф.Э.Дзержинский, академик И.П.Павлов, Махатма Ганди, Джовахарнал Неру, Индира Ганди, Джон Кеннеди.
Миллионы людей в разных странах с большим успехом используют йогу для профилактики и лечения заболеваний или общего поддержания здоровья. Йога помогает сохранить бодрость духа, оптимизм, работоспособность и долголетие, что очень важно в наше время стрессов и огромных психологических нагрузок. Рекомендации йоги по вопросам дыхания, питания, гигиены, физической нагрузки, отдыха и работы совпадают с требованиями, которые выдвигает современная медицина.
Чтобы убедиться в пользе йоги, достаточно больше узнать о людях, которые занимаются ею длительное время. Даже в пожилом возрасте они
14
не страдают старческими болезнями и выглядят моложе своих сверстников. И конечно, проблема избыточного веса приверженцам йоги абсолютно незнакома.
Так как йога - это не просто гимнастические упражнения, а целая система, нужно помнить, что достичь успеха, сосредоточившись на автоматическом выполнении асан невозможно. Важно освоить правильное дыхание, принципы рационального питания и методы очищения организма. Лишь так вы сможете добиться слаженной работы всех органов и систем своего организма, в том числе и нервной системы.
Практикуя йогу, вы не только избавитесь от лишних килограммов и проблем со здоровьем, но и приобретете нечто большее - гармонию и счастье.
15
Проверка домашнего задания.
1.(Самостоятельное составление комплекса разминки) ответы на заданные на дом вопросы для изучения.
1.2 Выбираем ведущего разминки.
1.3 Проведение разминки (5 - 7 минут).
1.4 Контроль за самочувствием до и после разминки, (по пульсу).
Основная часть.
Комплекс упражнений хатха - йоги - йога для начинающих:
1.Вдох - руки вверх над головой.
2.Выдох - прогнуться назад.
3.Вдох - руки вверх.
4.Выдох - наклон вниз - «водопад».
5.Вдох - спина параллельно полу.
6.Выдох - присед, руки у стоп.
16
7.Вдох - толчком, ноги назад в планку, выдох.
8.Вдох - шаг правой ногой вперед.
9.Выдох - шаг левой вперед.
10.Вдох - толчком назад двумя ногами.
11.Выдох - «собака мордой вниз».
12.Волной - переход на руки в планку.
13.Встать коленями на пол - отжимание 5 раз.
14.Поза расслабления - назад на пятки.
15.Лежа на животе - асана «лук».
16.Стоя на коленях - асана «потягивающийся тигр».
17.Сидя, колени под себя - «простая поза».
18.Сидя - асана «голова коровы», руки в намастэ.
19.Упражнение «верблюд идет».
20.Ноги под себя - асана «верблюд».
21.Лежа - асана «полумост».
22.Сидя - нога в пах, другая прямо - наклоны.
17
23.Сидя - взять себя за ноги - разведение в стороны - «уголок».
24.Сидя - асана «лодка».
25.Перекаты назад - асана «плуг».
26.Встать на правое колено, левая нога впереди, захватить правую стопу правой рукой, то же на другую ногу.
27.Встать, ноги широко - «всадник».
28.Наклон правой рукой к правой ноге, затем поворот к левой ноге.
29.Повторить на другую ногу.
Заключительная часть комплекса.
1.Встать прямо, взять правую ногу за стопу, выпрями и отвести в сторону.
2.Встать прямо, ногу согнуть и приставить в пах, руки наверх - равновесие.
3.То же в другую сторону.
18
4.Руки перед собой - асана «птица Геруда».
5.Заключительное «приветствие в намастэ».
Подведение итогов занятия.
1.Проверка восстановления после выполнения комплекса (пульс проверить сразу после выполнения и через 1 минуту).
2.Обратная связь - обменяться выводами о проделанной тренировке (что смогли улучшить в своих качествах).
19