«О психоэмоциональном перенапряжение школьников»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«О психоэмоциональном перенапряжение школьников».

учитель физической культуры Апашкина Н.В.

Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей - тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность - очевидная реальность современной школы, фон её учебного процесса. Учителя встречаются с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. И не секрет, что данные проявления снижают не только качество учебного процесса, но и влияют отрицательно на здоровье и школьников, и учителей.

Исследования показывают, что школьники, склонные впадать в раздражительность, конфликтность, агрессивность, ухудшают при этом психоэмоциональное состояние не только своё, но и окружающих и при этом у всех отмечается переизбыток адреналина в крови.

Постоянное проявление агрессивности ведёт к ухудшению функциональных систем. Не случайно в последнее время у школьников 11-13 лет резко возросли показатели заболевания гастритом, язвой желудка, снижением памяти.

В большей степени страдает у детей иммунная система: например, гормон кортизол выбрасывается в кровь при тревожности, а при положительных эмоциях - гормоны эндорфины. А мы, взрослые, с удивлением отмечаем, что с каждым годом сокращается число здоровых детей, и многие школьники уже имеют не одно заболевание. Психическая напряжённость, повышаясь из года в год, неизбежно снижает уровень здоровья детей, ведь эти процессы взаимосвязаны и дополняют друг друга. После любого конфликта происходит увеличение содержания кислоты и пепсина в желудке, и из-за избытка этих веществ на стенках желудка провоцируются язва желудка и другие заболевания.

Избыток накопившихся гормонов адреналина и норадреналина можно «сбросить» с помощью двигательной активности. Под действием физической нагрузки происходит разрушение гормонального фона без вреда для организма. Таким образом, физическая активность - необходимая и действенная защита от проявления конфликтности, агрессивности, психической напряжённости школьников.

Уместно напомнить учителю, что выполнение упражнений при хмуром выражении лица приводит к выделению адреналина, что в свою очередь, вызывает чувство тревоги, подавленность. А улыбка подкрепляет чувство уверенности и спокойствия.

Вывод однозначен: средства физической культуры и спорта - действенный фактор урегулирования конфликтов, эмоциональных перенапряжений, создания в школьном коллективе атмосферы доброжелательного настроя на занятиях. И эти средства используют учителя физической культуры.

Школьники порой не осознают, какой психический и физиологический вред своему здоровью наносят проявляемыми ими раздражительностью и агрессивностью. Поэтому необходимо раскрыть для них механизмы воздействия отрицательных психических эмоций на здоровье. Именно через профилактические беседы возможно изменить сознание школьников; следует объяснить, как конфликтующие в действительности наказывают себя в конфликте и после него.

Хороший эффект в снижении агрессивности дают упражнения, выполняемые лёжа. Количество повторений - до 15 раз - подавляет агрессивность, исключает психическую напряжённость, а отдых после каждого упражнения - от 15 до 30 сек. - позволяет школьнику расслабить полностью все мышечные группы и сосредоточиться на выполнении следующего упражнения.

Примерный комплекс несложных упражнений вполне можно считать специальным для снижения агрессивности у школьников.

  1. Из упора согнувшись, поочерёдно переставляя руки, прийти в упор лёжа и вернуться в и.п. (8-18 раз).

  2. В упоре сидя сзади, руки на скамейке, сгибание и разгибание рук (15 раз).

  3. Лёжа на боку, одна нога впереди, другая сзади, руки вверху (партнёр держит ноги за голень), поднимание туловища (15 раз).

  4. Лёжа на полу или скамейке (ноги закреплены), поднимание и опускание туловища (15 раз).

  5. Лёжа на животе, руки вверху, поднимания туловище и ноги, прогибаться в пояснице (15 раз).

Будьте здоровы и добры друг к другу!

© 2010-2022