• Преподавателю
  • Физкультура
  • Влияние физкультурно-оздоровительных занятий фитнес-йогой на уровень физического состояния организма человека

Влияние физкультурно-оздоровительных занятий фитнес-йогой на уровень физического состояния организма человека

Для сохранения и развития здоровья человека необходимо формировать понятие о здоровом образе жизни с самого раннего детства. Это задача как родителей и педагогов, так и государства в целом, так как отсутствие привычки систематических занятий спортом, малые физические нагрузки, общая низкая культура здоровья  - одни из самых актуальных проблем современности.    Актуальность данных проблем прослеживается также в отсутствии достаточной физической нагрузки на детский и юношеский организм,  поскольку...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние физкультурно-оздоровительных занятий фитнес-йогой на уровень физического состояния организма человека.

Савинова Ю.М., Белинская Е.В.

Движение - это основная необходимая составляющая нашего существования. В наш стремительный информационный век эта прописная истина ни для кого не является секретом. Но, к большому сожалению, большинство таких истин настолько очевидны, что люди перестают принимать их в расчет и живут по крайне однообразному сценарию, в котором практически не осталось места движению. Современному человеку требуется совершать всё меньше действий для выполнения повседневных задач, которые в некоторых случаях сводятся к поездке на транспорте на работу и обратно, 8-часовому сидению за рабочим столом и вечернему просмотру телевизора лежа на диване. Такой распорядок не оставляет времени на поддержание даже просто приемлемой физической формы, не говоря о хорошем самочувствии и здоровом организме.

Человек с малоподвижным образом жизни крайне уязвим, он не в состоянии вести полноценную жизнедеятельность. Зачастую такие люди не осознают, что минимальная физическая активность - это, по сути, приговор самому себе. Это как болезнь, вирусы которой уже находятся в организме, просто еще не проявили себя в полной мере. Очевидно, что чем раньше будет «продиагностировано» поражение, тем больше вероятность восстановления. Поэтому, чем шире будет наша осведомленность о реальной опасности подобного образа жизни, тем больше негативных его последствий можно будет предотвратить. Следовательно, для сохранения и развития здоровья человека необходимо формировать понятие о здоровом образе жизни с самого раннего детства. Это задача как родителей и педагогов, так и государства в целом, так как отсутствие привычки систематических занятий спортом, малые физические нагрузки, общая низкая культура здоровья - одни из самых актуальных проблем современности.

Актуальность данных проблем прослеживается также в отсутствии достаточной физической нагрузки на детский и юношеский организм, поскольку в настоящее время происходит резкое снижение двигательной активности подрастающего поколения. Внедрение компьютеров, широкое распространение видеоигр, малоподвижный образ жизни, непрерывно возрастающая учебная нагрузка, эмоциональное перенапряжение - это наиболее часто сочетающиеся неблагоприятные воздействия на растущий организм. Все это приводит к развитию в организме функциональных и морфологических изменений, в том числе и в органах иммунной системы .[1]

Учеными доказано, что здоровье человека только на 10-15 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% - генетических факторов, на 20-25 % - состояния окружающей среды и на 50-55% - условий и образа жизни (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2006). [3]

Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями (А.С. Чинкин, А.Г. Сухарев, Э.Н. Вайнер, Г.П. Артюнини, Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.К. Бальсевич, В.С. Фомин и другие), которые убедительно свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка, в сочетании с рациональным питанием и образом жизни, является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни. [2]

В настоящее время наблюдается увеличение спроса на занятия физическими упражнениями у разных групп населения. Несмотря на многообразие различных форм двигательной активности как у нас в стране, так и за рубежом, все больший интерес вызывают восточные оздоровительные системы и, в частности, йога.

Эта философско-религиозная система пришла к нам из далекой древности, первые упоминания о ней датированы 3300-1700 годами до н.э. В настоящее время существуют несколько направлений йоги, направленных на различные цели, от улучшения физического самочувствия до достижения трансцендентного состояния сознания. Например, хатха-йога может быть использована вне рамок индуизма как система поддержания тела в оптимальном физическом состоянии, особенно подходящая для людей умственного труда, в частности студентов.

Преимуществом асан хатха-йоги является то, что при их выполнении оказывается глубокое воздействие на железы внутренней секреции, развивается подвижность позвоночника, суставов, эластичность связок, обеспечивается широкий диапазон свободы движений. (Б.К.С.Айенгар, 1993, 2006; Ю.Н.Полковников, 1995; В.И.Белов, 1997). При выполнении асан происходит психическая саморегуляция, которая выражается в появлении ощущений хорошего самочувствия и бодрости, улучшается кровоснабжение клеток мозга. При этом мозг выделяет в кровь огромное количество эндоморфинов, которые вызывают биохимические реакции и биоэнергетические изменения в организме, повышая, тем самым, работоспособность человека.[4]

На основании вышеизложенного было выдвинуто предположение, что занятия фитнес-йогой на основе специально подобранных динамических и статических асан из различных направлений практик йоги следует использовать в физическом воспитании студентов ЮФУ для улучшения и развития их физического самочувствия. Нами были проведены исследования группы студентов 1-2 курсов различных факультетов ЮФУ, с целью выявления влияния физкультурно-оздоровительных занятий фитнес-йогой на уровень функциональной подготовленности их организма. В исследовании принимали участие 40 человек.

Первоначально была разработана программа занятий фитнес-йогой, состоящая из разминочного комплекса упражнений, основного блока асан и завершающего релаксационного этапа. Основной блок асан включал в себя комплексы йогических упражнений для подготовки дыхательной и нервно-мышечной систем и упражнения, направленные на увеличение подвижности позвоночника и суставов, укрепление и повышение тонуса мышц, улучшения равновесия.

Уровень функциональной подготовленности испытуемых определялся по следующим контрольным испытаниям: проба Генчи, проба Штанге, индекс Руфье и показателям индекса здоровья. Замеры производились впервые перед началом занятий и повторно после восьми месяцев полуторачасовых систематических тренировок дважды в неделю. Полученные количественные данные были обработаны методом математической статистики, для оценки различия между показателями контрольных замеров был использован критерий U (Манна-Уитни). Были получены следующие эмпирические значения: проба Штанге - U эмп.(479) , проба Генчи - Uэмп.(415,5), индекс Руфье - Uэмп.(511,5) при U критическом (557) при p≤0.01 и (628) при p≤0.05. Следовательно, полученные эмпирические значения критерия Манна-Уитни попадают в зону значимости, что свидетельствует о том, что за период эксперимента произошла положительная динамика функционального состояния испытуемых.

Таким образом, результаты исследования подтвердили целесообразность использования занятий фитнес-йогой для повышения функциональной подготовленности студентов.

Систематические занятия йогой в условиях напряженной учебной деятельности повышают не только физическую, но и психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма человека. Занятия физическими упражнениями играют значительную роль в повышении работоспособности, лучшего усвоения новых знаний - именно поэтому очень важно усиливать оздоровительную направленность посредством использования разнообразной физической активности, в том числе использовать и нетрадиционные виды физических упражнений в образовательных учреждениях. Физическая культура должна стать неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Использованная литература:

[1] Агеева В. А., кандидат биологических наук, диссер. «Морфология тимуса растущего организма при воздействии дозированной гиподинамии и гипокинезии», Санкт-Петербург, 2007

[2] Бондин В. И., доктор педагогических наук, диссер. «Педагогические основы физкультурно-оздоровительных систем», Ростов-на-Дону, 1999

[3] Никулина Ж.В., статья «Особенности формирования предложения физкультурно-оздоровительных услуг в современных экономических условиях», 24с., сборник под общ. редакцией профессора В.В. Ермакова и доцента И.А. Грец. - Смоленск, 2010

[4] И.А.Сидоренко, статья "Хатха-йога в физическом воспитании школьников", 111с., сборник под общ. редакцией профессора В.В. Ермакова и доцента И.А. Грец. - Смоленск, 2010


© 2010-2022