Осетинские национальные игры как средство физического воспитания

 Физическое воспитание ставит перед собой цель – воспитать физически совершенных людей всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины. Но эта цель может быть достигнута путем реализации ряда задач:  1)       воспитательной;  2)       оздоровительной;  3)       образовательной.            Современная осетинская школа должна предусматривать обучение и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа. Глубокое изучение и использование национально-регионального компонента в сис...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Осетинские национальные игры как средство физического воспитания

В истории физической культуры нашей страны особое место занимают национальные игры. В них отражаются все характерные черты народа. Посредством игр у молодежи воспитывались и развивались физическая сила, ловкость, меткость, скорость, гибкость, умение ездить верхом, владеть оружием и ряд других качеств, необходимых в бою и трудовой жизни народа. Создателем и хранителем народных форм физической культуры, как правило, всегда выступал трудовой народ.

У осетин общественные игры развивались почти на тех же основах, что и у других народов. В период феодальной раздробленности у осетин господствовали патриархальные родовые пережитки в быту. Низкое состояние производительных сил обусловливало господство древних языческих верований. Было развито почитание культа предков, домашнего очага. Каждая семья, род или фамилия имели своих богов или дзуаров. К примеру, у фамилии Хетагуровых фамильным дзуаром являлся Нарк-дзуар, у Гагиевых - Мыкалгабыр, у Джанаевых и Бурнацевых - Хохы-дзуар, в Тагаурии у Шалаевых - Ног-дзуар и т. д.

Остатком сознания племенного единства было почитание некоторых дзуаров всем обществом ущелья. В Тагаурском ущелье таким дзуаром был Уацилла, в Алагирском и Дигорском - Реком. Общими дзуарами для всех осетин являлись Уастырджи - бог-покровитель путников, Уацилла - бог урожая, Фалвара - бог-покровитель животных.

У осетин игры и состязания проводились на всех религиозных праздниках, но главным образом, на общеущельских празднествах, которые продолжались иногда от трех до пяти дней. Так, в Алагирском ущелье на празднество собиралось все население ущелья. Здесь проводились игры и состязания между отдельными фамилиями. Основными видами игр были стрельба, скачки, поднятие тяжестей, метание камня, переход через горную реку Ардон по бревну, борьба, восхождение и бег на гору и т. д.

В быту осетин игры служили средством физического воспитания, они привлекали к себе внимание почти всего взрослого населения не только ближайшего селения, где в данный момент проводились те или иные игры, но и отдаленных аулов и селений. Интерес к играм был настолько широким, что их проведение не ограничивалось пределами только религиозных и похоронных обрядов. Игры затевались, как правило, на ныхасе6 и специально отведенных площадях. Существовали аульные и общеущельские площадки, которые выполняли роль стадионов. Эти площадки существовали с незапамятных времен. В Алагирском ущелье, например, площадка была расположена в районе селения Нар, называлась она Пота, площадь ее составляла около 2400 кв. м. Недалеко от селения Бад располагалась площадка Зилахар, а в Дигории местом игр были площадки Мадзаска и Ма-цута. Общеизвестным стадионом являлась поляна в районе селения Коби в Дарьяльском ущелье. Именно ей обязана своим происхождением известная осетинская поговорка: «Къобы фæзы бæрæг уыдзæн», т. е. мужество проявится на Кобинской площадке.

Большое значение придавалось военным играм, которые готовили юношей-осетин к судьбе воинов. Основное внимание уделялось умению хорошо ездить на лошади, метко стрелять на скаку, спрыгивать с лошади на скаку, хорошо владеть шашкой, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ловко лазить по скалам, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы и умело их использовать в единоборстве с противником с кинжалом в руках и без него.

Из всего сказанного ясно, что игры имели для осетин жизненно важное значение, являлись прежде всего важнейшим средством воспитания молодежи, а также развлечения и массовыми зрелищами.



Метание с плеча

Цель игры: укрепление мышц плечевого сустава, туловища, мелких мышц рук, развитие ловкости, глазомера.

Для данной игры берется мешочек с песком весом 200-300 г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек.

Правила игры:

  • место удара мешочка о землю отмечается;

  • выигрывает тот, кто бросит дальше всех.

Вариант игры: метание можно проводить снизу.

Гаккарис

Цель игры: развитие ловкости, укрепление мускулатуры туловища, ног.

На игровой площадке по кругу на расстоянии 40-50 см друг от друга чертят круги. В них на корточках приседают игроки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась за чертой круга.

Правила игры:

  • игрокам разрешается время от времени касаться руками пола;

  • водящий не должен ударять сидящего ногой, а слегка только подталкивать его;

  • по договоренности водящему разрешается менять ногу, на которой он прыгает.

Осетинские национальные игры как средство физического воспитания

Жмурки-носильщики

Цель игры: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

В одном конце игровой площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают десять каких-нибудь мелких предметов (детские игрушки, камешки и т. п.). На другом конце игровой площадки ставят два стула шагах в десяти-пятнадцати от столика и в трех-четырех друг от друга.

Из числа играющих выбираются два носильщика. Они садятся лицом к столику, им завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов.

Правила игры:

  • побеждает тот, кто раньше справится с заданием;

  • переносить можно только по одному предмету;

  • во время игры надо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

Осетинские национальные игры как средство физического воспитания

Борьба за флажки

Цель игры: воспитание выдержки, организованности, внимательности.

В игре участвуют две команды. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих.

Задача играющих - завладеть флажком противника, сохранив свой.

Правила игры:

  • в процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком;

  • начинать игру надо по сигналу;

  • в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.



© 2010-2022