Рабочая программа 6-7 класс

Раздел Физкультура
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО: Зам.директора: Директор школы:

______ /_____________ / _____ /___________/ _____ /___________/

27.08. 2015 г. ___ _________2015 г. ___ _________2015 г.

Протокол № ____ Приказ № _____



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

6 - 7 класс

И.Е. Толстых учителя высшей категории.



Рассмотрена на методическом совете (28.08. 2015, протокол № 1)

Утверждена решением педагогического совета (31.08.2015, протокол № 1)











с. Пригорское


2015 - 2016 учебный год





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по физической культуре

для учащихся 6 - 7 классов

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. От 30.08.2010 г, обязательного минимума содержания общего среднего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1235 основана на про­грамме по предметной линии учебником В.И. Ляха, М.Я. Виленского, А.А. Зданевича и обеспечена учебниками для общеобразовательных учреждений «Физическая культура 5-7, 8-9 классы» (М.: Просвещение).

Общая характеристика учебного предмета.

Физическая культура - это обязательный учеб­ный курс в общеобразовательных учреждениях. Учебный предмет «Физическая культура» являет­ся основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физ­культурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутка, зарядка и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, по­движные игры), внеклассной работой по физиче­ской культуре (спортивные секции, группы ОФП), физкультурно-массовыми и спортивными меро­приятиями (дни здоровья, спортивные праздники, походы и т. п.) - достигается формирование фи­зической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических заня­тиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной дея­тельности, разностороннюю физическую подготов­ленность.

При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяю­щая урочные, внеурочные формы занятий физиче­скими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскры­тия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.

Цель обучения - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности, ор­ганизации активного отдыха.

Задачи обучения:

• укрепление здоровья, улучшение осанки, про­филактика плоскостопия, содействие гармо­ничному физическому, нравственному и со­циальному развитию, успешному обучению;

• развитие координационных (точность воспро­изведения и дифференцирование простран­ственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способно­стей;

• формирование знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;

• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве капитана команды, судьи;

* формирование адекватной оценки собственной физической подготовленности

• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, спортивными играми, использование их в свободное время на основе формирования интереса к опре­деленным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным вилам спорта;

• воспитание дисциплинированности, доброже­лательного отношения к товарищам, честно­сти, отзывчивости, смелости во время выпол­нения физических упражнений, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной деятельности.

Место курса в учебном плане.

Предмет «Физическая культура» в соответствии с базисным учебным планом среднего общего образования, учебного плана МБОУ Пригорская СШ (федерального и регионального компонента), годового учебного календарного графика на 2015-2016 год, начальной и основной образовательных программ МБОУ Пригорская СШ, примерной образовательной программы по учебному предмету «Физическая культура», изучается с 1 по 11 класс.

На курс «Физическая культура» 6 - 7 классах для каждой параллели от­водится 105 ч в год (3 ч/нед). Третий час на преподава­ние учебного предмета «Физическая культура был введен приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 для увеличения двигательной активно­сти и развития физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического вос­питания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к. результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Федерального го­сударственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № .173) данная рабочая программа для 6 - 7 классов направлена па до­стижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты;

• формирование чувства гордости за свою Ро­дину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной при­надлежности;

• формирование уважительного отношения к культуре других народов;

• развитие мотивов учебной деятельности и осо­знание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;

• развитие этических чувств, доброжелательно­сти и эмоционально-нравственной отзывчи­вости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

■ развитие навыков сотрудничества со сверст­никами и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответ­ственности за свои поступки на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социаль­ной справедливости и свободе;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование установки на безопасный, здо­ровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

• сохранение способностью принимать и сохра­нять цели и задачи учебной деятельности, по­иска средств ее осуществления;

• формирование умений планировать, контро­лировать и оценивать учебные действия в со­ответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результа­та, общие цели и пути их достижения, дого­вариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности, осуществлять вза­имный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, готовности кон­структивно разрешать конфликты посредст­вом учета интересов сторон и сотрудничества;

• овладение начальными сведениями о сущ­ности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предме­та, базовыми предметными и межпредметны­ми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и про­цессами;

Предметные результаты:

• формирование знаний и представ­лений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитив­ном влиянии на развитие человека (физи­ческое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здо­ровье как факторах успешной учебы и социа­лизации;

• овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздо­ровительные мероприятия, спортивные игры и т. д.);

* углубленное представление об основных видах спорта;

• формирование навыка систематического на­блюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показатели ми развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, коор­динация движений, гибкость);

* углубленное представление об основных видах спорта;

Содержание учебного курса.

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приёмы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

  1. Естественные основы.

6 - 7 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

Опорно - двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возростно - половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  1. Социально - психологические основы.

5 - 6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.

Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно - трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

  1. Культурно - исторические основы.

6-7 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

Физическая культура и её значение в формирование здорового образа жизни современного человека.

9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к её материальным и духовным ценностям.

  1. Приёмы закаливания.

Воздушные ванны (тёплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).

Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах.

Пользование баней.

  1. Спортивные игры.

Волейбол.

Баскетбол.

Терминология избранной игры. Правила и организация проведение соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых занятий.

Баскетбол.

Терминология избранной игры. Правила и организация проведение соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых занятий.

  1. Гимнастика с элементами акробатики.

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.

Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

  1. Лёгкоатлетические упражнения.

Терминология лёгкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по лёгкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.


  1. Лыжная подготовка.

Правила и организация проведения соревнований по лыжам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета учащиеся должны:

знать

  • Основы истории развития физической культуры в России;

  • Особенности развития избранного вида спорта;

  • Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках,

  • Возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

  • Способы организаций самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

  • Правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

уметь.

  • Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  • Производить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень работоспособности;

  • Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • Пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать.

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Прыжок в длину с места, см

180

165

Лазание по канату на расстояние 6 м, с

12

-

Поднимание туловища, лёжа на спине, руки за головой, количество раз

-

18

К выносливости

Бег 2000 м, мин

8.50

10.20

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

10,0

14,0

Броски малого мяча в стандартную мишень, м

12.0

10,0


Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре.

Градация положительной оценки зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.

1. По основам знаний.

Оценивая знания учащихся, надо глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения. Умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим действиям.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» - учащиеся получают за ответ, в котором отсутствуют логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своём опыте.

С целью проверки знаний проводятся различные методы:

  • Метод опроса - применяется в устной и письменной форме, в паузах между выполнения упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных нагрузок.

  • Программированный метод - заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществить опрос фронтально.

  • Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимся в конкретной деятельности (например: изложение знаний в развитии силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.д.)

2. По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).

«5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко.

«4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений.

«3» -двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведённых к неуверенному или напряжённому выполнению.

Основными методами оценки техники двигательного действия являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

  • Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будут оценивать;

  • Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определёнными видами двигательных действий;

  • Вызов , как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия;

  • Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.

  • Комбинированный метод состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.

3. По способам (умениям) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

«5» - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс утренней, атлетической, ритмической гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения задания, оценить его.

«4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

«3» - учащиеся допускают грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую, ритмическую гимнастику; испытывают затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролируют ход и итоги выполнения задания.

Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оценивается методами наблюдения, опроса, практического выполнения индивидуально или фронтально во время любой части урока.

4. По уровню физической подготовленности.

Оценивая уровень подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определённый период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определённых физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определённого возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов.

Напротив: при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.

При оценке темпов результатов на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведённых аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить не возможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определённую трудность, но быть выполнимыми. Достижения этих сдвигов даёт основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы балов, полученных учащимися за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеет оценка за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны.

Учащиеся специальной медицинской группы оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умению осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия

Освоение учебной программы по физической культуре в 6-7 классах сопровождается промежуточной аттестацией, утвержденной учебным планом ОУ в форме зачета по практике и теории.

Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

• стандарт среднего общего образования по физической культуре;

* примерные программы по учебному предмету «Физическая культура»

(1-11 классы);

• рабочие программы по физической культуре;

• учебники и пособия, которые входят в пред­метную линию В.И. Ляха;

• методические издания по физической культу­ре для учителей.

Демонстрационный материал:

• портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения:

• мячи набивные (5 кг);

• маты гимнастические;

• мячи набивные (1кг);

Технические средства, спортивное оборудование:

• компьютер, принтер;

• скакалки гимнастические;

• мячи малые (резиновые, теннисные);

• палки гимнастические;

* обручи гимнастические;

• кольца пластмассовые разного размера;

• планка для прыжков в ысоту;

• стойки для прыжков в высоту;

• рулетка измерительная (10 м, 50 м);

• стенка гимнастическая;

• щиты с баскетбольными кольцами;

• бревно гимнастическое напольное;

• большие мячи резиновые (баскетбольные, футбольные, волейбольные);

• скамейки гимнастические;

• перекладина гимнастическая;

• стойки волейбольные;

• перекладина навесная;

• сетка волейбольная;

• канат для лазанья;

* комплект навесного оборудования (мишени, перекладины);

• мячи средние резиновые; аптечка медицинская.




Учебная литература.

Для прохождения программы в основной школе в учебном процессе используются учебники: М.Я. Виленский Физическая культура. 5 - 7 кл.: учебник для образовательных учреждений, Просвещение, 2011, Лях В.И. Физическая культура 8 - 9 кл, учебник для образовательных учреждений, Просвещение, 2011 г.

Гаскил Стивен Беговые лыжи для всех: Пер. с англ.- Мурманск: Издательство «Тулома», 2007.-

192с.
Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред.

В.М. Смолевского.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 336с., ил.
Глязер С.В. Зимние игры и развлечения.- М., «Физкультура и спорт», 1973. 80с., с ил.
Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов - М.: Физическая культура, 2005.- 320с.
Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре: Для учащихся 1-4 кл.- Мн.: 1988.-

183с.: ил.
Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-

11 кл.: метод.пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин.- М.: Дрофа, 2006.- 110с.- (Библиотека

учителя).
Спортивные праздники круглый год / Прибышенко М.Н., Колесник В.И., Трушкин А.Г., Громак

Е.С.- Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 288с.
Талага Е.
Энциклопедия физических упражнений.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 412с., ил.








© 2010-2022