• Преподавателю
  • Физкультура
  • Профилактика и коррекция нарушений осанки как элемент здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры

Профилактика и коррекция нарушений осанки как элемент здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры

В связи со значительным ухудшением здоровья детей школьного возраста на современном этапе одной из главных задач сохранения и укрепления здоровья является внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Одна из важнейших задач физического воспитания детей на сегодняшний день, является профилактика и коррекция нарушений осанки, выявляемой у 40-50 % детей 8-10 лет, а  ближе к подростковому возрасту около 70 %. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Крикьянц Николай Юрьевич,

учитель физической культуры ГБОУ РХ

«Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова»

Профилактика и коррекция нарушений осанки как элемент здоровьесберегающей

технологии на уроках физической культуры

В связи со значительным ухудшением здоровья детей школьного возраста на современном этапе одной из главных задач сохранения и укрепления здоровья является внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.

Одна из важнейших задач физического воспитания детей на сегодняшний день, является профилактика и коррекция нарушений осанки, выявляемой у 40-50 % детей 8-10 лет, а ближе к подростковому возрасту около 70 %. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояние костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерность их развития и физиологических изгибов позвоночника.

Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушению осанки, а нарушение осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. Недостаточное развитие мышц туловища, отсутствие крепкого мышечного корсета предрасполагает к неправильной осанке1. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо : «Движение может заменить разные лекарства, но не одно лекарство не в состоянии заменить движение». Поэтому мы склоняемся, что формирование правильной осанки должно проходить в первую очередь через физические упражнения. Основные направления в работе:

1. по формированию мировоззрения относительно осанки человека. В первую очередь мы помогаем детям формировать навыки самоконтроля за осанкой и осознанно относиться к своему здоровью. Проводим беседы с учащимися. Показываем видеофильмы, фото, иллюстрации. Задаем домашние задания на тему коррекции осанки. Вклеиваем в дневники комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) для учащихся со всеми видами отклонений. Но достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. С этой целью мы проводим консультации для родителей, предлагаем памятку «Пять простых правил для формирования осанки». Привлекаем родителей к изготовлению буклетов «Что я делаю, чтобы мой ребенок был здоров». Постоянно напоминаем родителям, что их совместные занятия с детьми утренней гимнастикой, различными подвижными и спортивными играми и упражнениями формируют детские интересы и предпочтения. В спортивном зале выставляем различные комплексы утренних гимнастик, упражнений, игр на формирование у детей правильной осанки.

2. Используем на уроке физической культуры сочетание упражнений, развивающих силу мышц, с упражнениями направленными на развитие подвижности суставов, т.к. осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата, степени развития мышц шеи, спины, груди, живота, нижних конечностей, от возможностей мускулатуры, и способности к продолжительному напряжению2. Основными средствами проведения уроков являются физические упражнения, которые оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, улучшают осанку, функцию дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Физические упражнения подбираем в соответствии с возрастом и видами нарушений осанки, они делятся на дыхательные, общеразвивающие и специальные (коррегирующие)3. Дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики). Проводим в подготовительной и заключительной части урока. Общеразвивающие упражнения используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп с предметами (гимнастической палкой, мячами, гантелями, книжками и другими предметами) и без них, в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах), в положении стоя (у гимнастической стенки) и на гимнастической перекладине. Также для эластичности мышц, гибкости и подвижности суставов мы используем гимнастику на растяжение - стретчинг. Регулярные занятия общеразвивающими упражнениями укрепляют мышечную систему ребенка, что предупреждает формирование неправильной осанки. Бывает часто у учащихся выполнение на занятиях физических упражнений в течение длительного времени кажется скучным и не интересным. С целью стимуляции их деятельности за 10-15 минут до конца занятия, провожу подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки, такие как («Замри!», «Исправить осанку!», «Не урони мешочек», «Салки с осанкой», эстафеты и т.д.) которые повышают их эмоциональное состояние, а так же развивают координационные способности, морально-волевые качества, внимание и повышают интерес к занятиям физической культурой.

3. Коррекционная (специальная) направленность физических упражнений при нарушениях осанки. Коррегирующие, или специальные, упражнения обеспечивают коррекцию имеющихся нарушений осанки. При выполнении коррегирующих физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологических кривизн. Укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создается мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении4. В каждой параллели классов мы выявляем специальную медицинскую группу с различными нарушениями осанки и проводим с ними занятия лечебной физической культуры (ЛФК). Занятия проводим 2 раза в неделю, используя различные формы организации учащихся, а в особенности индивидуальную, т.к. индивидуальная работа в наибольшей мере помогает нам учесть психологические особенности каждого ученика. Под индивидуальной работой понимаем организацию двигательного режима учащихся, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка, изучение и использование их потенциальных возможностей. Данные группы получают домашнее задание с целью самоподготовки и саморазвития. Каждый ученик ведет дневник самоконтроля для наблюдения положительной или отрицательной динамики развития. При выполнении упражнений объясняем значение и эффективность каждого из них. При объяснении учебного материала используем компьютерную презентацию, фото и видеофильмы. Работаем с медицинскими книжками каждого ученика, с целью выявления дефектов и разрабатываем индивидуальные рекомендации на коррекцию нарушений осанки. Ежегодно проводим мониторинг состояния физического развития и уровня физической подготовленности каждого ученика.

Вывод: учащиеся положительно и с большим интересом относятся к занятиям, направленным на формирование правильной осанки. Стремятся улучшить свои результаты. Динамика роста детей с нарушениями осанки уменьшилась по сравнению с предыдущим годом.

Литература

  1. Бурмистрова Н.И. С помощью родителей: игры и физкультминутки для профилактики нарушений осанки у младших школьников//Физическая культура в школе 1998 № 2 с 74-77

  2. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л. : Медицина, 1988. 14/с

  3. Лечебная физическая культура при коррекции основных физических отклонений у школьников: учебно-методический комплекс по дисциплине. Учебно-методическое пособие / Сост.: Андреев В.В., Фоминых А.В., Шурышев Н.А.- Абакан, 2009.

  4. Рипа, М.Д., Велитченко, В.К., Волкова, С.С. Занятия ФК со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе.- М.: Просвещение, 1988.



1 Бурмистрова Н.И. С помощью родителей: игры и физкультминутки для профилактики нарушений осанки у младших школьников//Физическая культура в школе 1998 № 2 с 74-77

2 Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л. : Медицина, 1988. 14/с

3 Лечебная физическая культура при коррекции основных физических отклонений у школьников: учебно-методический комплекс по дисциплине. Учебно-методическое пособие / Сост.: Андреев В.В., Фоминых А.В., Шурышев Н.А.- Абакан, 2009.

4 Рипа, М.Д., Велитченко, В.К., Волкова, С.С. Занятия ФК со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе.- М.: Просвещение, 1988.

© 2010-2022