- Преподавателю
- Физкультура
- ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по профессии Пожарный
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по профессии Пожарный
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лавренов Д.И. |
Дата | 07.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение_______
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) и на основе примерной программы, рекомендованной Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО») 20.01.01 Пожарный.
Организация разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 20» города Ленск, Республика Саха (Якутия), далее ГБОУ «Профессиональное училище № 20».
Разработчик:
Лавренов Денис Иванович, преподаватель физкультуры, ГБОУ «Профессиональное училище № 20»
Рекомендована методической комиссией преподавателей теоретического обучения.
Протокол № «____»____________2014г.
Председатель:
_________________ Кудринова В.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
5
-
условия реализации учебной дисциплины.
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины.
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 20.01.01 Пожарный
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла ППКРС и входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека;
- основы здорового образа жизни.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 258 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 час;
самостоятельной работы обучающегося 87 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
258
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
171
в том числе:
лабораторные работы - не предусмотрено
практические занятия
112
теоретические занятия
59
контрольные работы - не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
87
1.Выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики. Соблюдение оптимальных режимов суточной двигательной активности на основе выполнения физических упражнений.
12
2. Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. (Лёгкая атлетика).
15
3.Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.
25
4.1 Выполнение изучаемых двигательных действий, связок, комбинаций, комплексов в процессе самостоятельных занятий. (Аэробика, девушки).
4.2 Выполнение изучаемых двигательных действий, их комбинаций в процессе самостоятельных занятий. (Атлетическая гимнастика, юноши).
25
5. Катание на лыжах/коньках в свободное время.
10
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, не менее 2 часов в неделю. Проверка эффективности данного вида самостоятельной работы организуется в виде анализа результатов выступления на соревнованиях или сравнительных данных начального и конечного тестирования, демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. *
Научно-методические основы формирования физической культуры личности
57
Тема 1.1. **
Общекультурное и социальное значение физической культуры. Здоровый образ жизни.
Содержание учебного материала.
10
1.Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры. Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание. Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими упражнениями на достижение человеком жизненного успеха. Дисциплина «Физическая культура» в системе среднего профессионального образования.
1
2.Социально-биологические основы физической культуры.
Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения упражнений. Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывание, утомление, восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные возможности человека.
15
3.Основы здорового образа и стиля жизни.
Здоровье человека как ценность и как фактор достижения жизненного успеха. Совокупность факторов, определяющих состояние здоровья. Роль регулярных занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья. Компоненты здорового образа жизни. Роль и место физической культуры и спорта в формировании здорового образа и стиля жизни. Двигательная активность человека, её влияние на основные органы и системы организма. Норма двигательной активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка двигательной активности человека и формирование оптимальной двигательной активности в зависимости от образа жизни человека. Формы занятий физическими упражнениями в режиме дня и их влияние на здоровье. Коррекция индивидуальных нарушений здоровья, в том числе, возникающих в процессе профессиональной деятельности, средствами физического воспитания. Пропорции тела, коррекция массы тела средствами физического воспитания.
15
Практические занятия:
-
Выполнение комплексов дыхательных упражнений.
-
Выполнение комплексов утренней гимнастики.
-
Выполнение комплексов упражнений для глаз.
-
Выполнение комплексов упражнений по формированию осанки.
-
Выполнение комплексов упражнений для снижения массы тела.
-
Выполнение комплексов упражнений для наращивания массы тела.
-
Выполнение комплексов упражнений по профилактике плоскостопия.
-
Выполнение комплексов упражнений при сутулости, нарушением осанки в грудном и поясничном отделах, упражнений для укрепления мышечного корсета, для укрепления мышц брюшного пресса.
-
Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма.
5
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики.
-
Соблюдение оптимальных режимов суточной двигательной активности на основе выполнения физических упражнений.
12
Раздел 2.
Учебно-практические основы формирования физической культуры личности
201
Тема 2.1.
Общая физическая подготовка
Содержание учебного материала.
4
4
4
4
3
-
Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания.
-
Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей.
-
Возрастная динамика развития физических качеств и способностей.
-
Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных качеств.
-
Особенности физической и функциональной подготовленности.
Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы, комплексы обще развивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами. Подвижные игры.
1
2
Практические занятия:
-
Выполнение построений, перестроений, различных видов ходьбы, беговых и прыжковых упражнений, комплексов обще развивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами.
-
Подвижные игры различной интенсивности.
4
6
Тема 2.2.
Лёгкая атлетика.
Содержание учебного материала.
Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции, бега по прямой и виражу, на стадионе и пересечённой местности, Эстафетный бег. Техника спортивной ходьбы. Прыжки в длину.
2
Практические занятия:
-
Решение задач по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий.
-
Решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты в процессе занятий лёгкой атлетикой.
-воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий лёгкой атлетикой.
-воспитание выносливости в процессе занятий лёгкой атлетикой.
-воспитание координации движений в процессе занятий лёгкой атлетикой.
14
Самостоятельная работа обучающихся:
Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий.
15
Тема 2.3. *
Спортивные игры.
Содержание учебного материала.
Баскетбол.
Перемещения по площадке. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в баскетболе. Групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра.
Волейбол.
Стойки в волейболе. Перемещение по площадке. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Приём мяча. Передачи мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Расстановка игроков. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействие игроков. Учебная игра.
Футбол.
Перемещение по полю. Ведение мяча. Передачи мяча. Удары по мячу ногой, головой. Остановка мяча ногой. Приём мяса: ногой, головой. Удары по воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры в защите, в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия). Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие игроков. Учебная игра.
Гандбол.
Техника нападения. Перемещения и остановки игроков. Владение мячом: ловля, передача, ведение, броски. Техника защиты. Стойка защитника, перемещения, противодействия владению мячом (блокирование игрока, блокирование мяча, выбивание). Техника игры вратаря: стойка, техника защиты, техника нападения. Тактика нападения: индивидуальные, групповые, командные действия. Тактика защиты: индивидуальные, групповые, командные действия. Тактика игры вратаря. Учебная игра.
Бадминтон.
Способы хватки ракетки, игровые стойки, передвижения по площадке, жонглирование воланом. Удары: сверху правой и левой сторонами ракетки, удары снизу и сбоку слева и справа, подрезкой справа и слева. Подачи в бадминтоне: снизу и сбоку. Приёма волана. Тактика игры в бадминтон. Особенности тактических действий спортсменов, выступающих в одиночном и парном разряде. Защитные, контратакующие и нападающие тактические действия. Тактика парных встреч: подачи, передвижения, взаимодействие игроков. Двусторонняя игра.
Настольный теннис.
Стойки игрока. Способы держания ракетки: горизонтальная хватка, вертикальная хватка. Передвижения: бесшажные, шаги, прыжки, рывки. Технические приёмы: подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топ-спин, топс-удар, сеча. Тактика игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры. Двусторонняя игра.
2
Практические занятия:
-
Решение задач по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры.
-
Решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей:
-воспитание быстроты в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание выносливости в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание координации движений в процессе занятий спортивными играми.
3. В зависимости от задач занятия проводятся тренировочные игры, двусторонние игры на счёт.
28
Самостоятельная работа обучающихся:
Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.
25
Тема 2.4. ***
Аэробика (девушки)
(одна из двух тем)
Содержание учебного материала.
Основные виды перемещений. Базовые шаги, движения руками, базовые шаги с движениями руками
Техника выполнения движений в степ-аэробике: общая характеристика степ-аэробики, различные положения и виды платформ. Основные исходные положения. Движения ногами и руками в различных видах степ-аэробики.
Техника выполнения движений в фитбол-аэробике: общая характеристика фитбол-аэробики, исходные положения, упражнения различной направленности.
Техника выполнения движений в шейпинге: общая характеристика шейпинга, основные средства, виды упражнений.
Техника выполнения движений в пилатесе: общая характеристика пилатеса, виды упражнений.
Техника выполнения движений в стретчинг-аэробике: общая характеристика стретчинга, положение тела, различные позы, сокращение мышц, дыхание.
Соединения и комбинации: линейной прогрессии, от "головы" к "хвосту", "зиг-заг", "сложения", "блок-метод".
Методы регулирования нагрузки в ходе занятий аэробикой. Специальные комплексы развития гибкости и их использование в процессе физкультурных занятий.
1
Практические занятия:
-
Решение задач по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники выполнения отдельных элементов и их комбинаций
-
Решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей:
-воспитание выносливости в процессе занятий избранными видами аэробики.
-воспитание координации движений в процессе занятий.
-
Выполнение разученной комбинации аэробики различной интенсивности, продолжительности, преимущественной направленности.
32
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение изучаемых двигательных действий, связок, комбинаций, комплексов в процессе самостоятельных занятий.
25
Тема 2.4. ***
Атлетическая
гимнастика (юноши)
(одна из двух тем)
Содержание учебного материала.
Особенности составления комплексов атлетической гимнастики в зависимости от решаемых задач.
Особенности использования атлетической гимнастики как средства физической подготовки к службе в армии.
Упражнения на блочных тренажёрах для развития основных мышечных группы. Упражнения со свободными весами: гантелями, штангами, бодибарами. Упражнения с собственным весом. Техника выполнения упражнений. Методы регулирования нагрузки: изменение веса, исходного положения упражнения, количества повторений.
Комплексы упражнений для акцентированного развития определённых мышечных групп. Круговая тренировка. Акцентированное развитие гибкости в процессе занятий атлетической гимнастикой на основе включения специальных упражнений и их сочетаний.
2
Практические занятия:
-
Решение задач по разучиванию, закреплению и совершенствованию основных элементов техники выполнения упражнений на тренажёрах, с отягощениями.
-
Решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей через выполнение комплексов атлетической гимнастики с направленным влиянием на развитие определённых мышечных групп:
-воспитание силовых способностей в ходе занятий атлетической гимнастикой;
- воспитание силовой выносливости в процессе занятий атлетической гимнастикой;
- воспитание скоростно-силовых способностей в процессе занятий атлетической гимнастикой;
- воспитание гибкости через включение специальных комплексов упражнений.
32
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение изучаемых двигательных действий, их комбинаций в процессе самостоятельных занятий.
25
Тема 2.5.
Лыжная подготовка
Практические занятия:
Лыжная подготовка.
Одновременные бесшажный, одношажный, двухшажный классический ход и попеременные лыжные ходы. Полуконьковый и коньковый ход. Передвижение по пересечённой местности. Повороты, торможения, прохождение спусков, подъемов и неровностей в лыжном спорте. Прыжки на лыжах с малого трамплина. Прохождение дистанций до 5 км (девушки), до 10 км (юноши).
Катание на коньках.
Посадка. Техника падений. Техника передвижения по прямой, техника передвижения по повороту. Разгон, торможение. Техника и тактика бега по дистанции. Бег по дистанции до 500 метров. Подвижные игры на коньках.
Кроссовая подготовка.
Бег по стадиону. Бег по пересечённой местности до 5 км.
10
10
3
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Катание на лыжах/коньках в свободное время.
10
Всего:
258
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия универсального спортивного зала, зала аэробики или тренажёрного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий; оборудованных раздевалок с душевыми кабинами.
Спортивное оборудование:
баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи; щиты, ворота, корзины, сетки, стойки, антенны; сетки для игры в бадминтон, ракетки для игры в бадминтон,
оборудование для силовых упражнений (например: гантели, утяжелители, резина, штанги с комплектом различных отягощений, бодибары);
оборудование для занятий аэробикой (например, степ-платформы, скакалки, гимнастические коврики, фитболы).
гимнастическая перекладина, шведская стенка, секундомеры, мячи для тенниса, дорожка резиновая разметочная для прыжков и метания;
оборудование, необходимое для реализации части по профессионально-прикладной физической подготовке.
Для занятий лыжным спортом:
лыжные базы с лыжехранилищами, мастерскими для мелкого ремонта лыжного инвентаря и теплыми раздевалками;
учебно-тренировочные лыжни и трассы спусков на склонах, отвечающие требованиям безопасности;
лыжный инвентарь (лыжи, ботинки, лыжные палки, лыжные мази и.т.п.).
Технические средства обучения:
- музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности демонстрации комплексов упражнений.
- электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на экране.
- интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Бишаева А.А. Физическая культура. [Текст] - М.: ОИЦ «Академия», 2010.
-
Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-e изд., перераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
-
Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Э.Б. Кайнова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
-
Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов [Текст] / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2007.
Дополнительные источники:
-
Муллер, А. Б. Физическая культура студента [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко, А. Ю. Близневский. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011.
-
Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /Г.С. Туманян М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
-
Боровских В.И., Мосиенко М.Г. Физическая культура и самообразование учащихся средних учебных заведений [Текст]: методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. - 66 с.
-
Бурбо Л. Тренируем мышцы живота и спины за 10 минут в день [Текст] / Люси Бурбо. - Ростов н/дону: «Феникс», 2005. - 160 с.
-
Жилкин А. И. Легкая атлетика [Текст]: учебное пособие / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Академия, 2005. - 420с.
-
Кремнев И. Атлетическая гимнастика [Текст] / Кремнев И. - М.: Феникс, 2011. - 286 стр.
-
Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / Кеннет Купер: Пер. с англ. - М.: Физкультура с спорт, 2007. - 192 с.: ил.
-
Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда - Москва: Издательство Советский спорт. - 2005. - 192с.
-
Лотоненко А. Физическая культура и здоровье [Текст]: монография / А.В. HYPERLINK "lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=лотоненко%20а"Лотоненко, Г.Р. HYPERLINK "lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=гостев%20г"Гостев, С.Р. HYPERLINK "lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=гостева%20с"Гостева, О.А. Григорьев.- М.: «Еврошкола», 2008.- 450с.
-
Рубцова И.В., Кубышкина Е.В., Алаторцева Е.В., Готовцева Я.В. Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 23 с.
-
Черемисинов В. Н. Валеология [Текст] / В. Н. Черемисинов - Москва: Издательство Физическая культура. - 2005. - 144с.
-
Физическая культура в режиме дня студента: Методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. - 15 с.
Интернет ресурсы:
-
Электронная библиотечная система znanium.com
-
Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики httpHYPERLINK "sport.minstm.gov.ru/"://HYPERLINK "sport.minstm.gov.ru/"sport.minstm.gov.ru
-
Сайт Департамента физической культуры и спорта города Москвы mossport.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
- тестирование в контрольных точках.
- дифференцированный зачёт.
- выполнять задания, связанные с самостоятельной разработкой, подготовкой, проведением студентом занятий или фрагментов занятий по изучаемым видам спорта.
- тестирование в контрольных точках.
- дифференцированный зачёт.
Знания:
- о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека.
- практические задания по работе с информацией.
- основы здорового образа жизни.
- практические задания по работе с информацией.
Разработчик:
ГБОУ «ПУ № 20» преподаватель Д.И. Лавренов.