- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре 8 класс
Рабочая программа по физической культуре 8 класс
Раздел | Физкультура |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бородина О.Л. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Планирование 8 класс
Пояснительная записка
Программа по физической культуре соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Составлена на основе «Примерных программ общего образования по физической культуре» , авторской программы «Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 - 11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011 г)
Изучение физической культуры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,
-
целостном развитии физических и психических качеств,
-
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа для обучающихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности, процессов и свойств личности.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
Знать и иметь представление:
- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные занятия;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе физической культурой.
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного
вида спортивной специальности;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями;
- пользоваться современным спортивным инвентарём.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ 8 КЛАССА
Кол - во часов
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
1
Основы знаний
В процессе уроков
2
Легкая атлетика
30
15
15
3
Спортивные игры (волейбол)
12
12
4
Гимнастика с элементами акробатики
21
21
5
Лыжная подготовка
21
21
6
Спортивные игры (баскетбол)
18
9
9
Всего часов
102
27
21
30
24
Учебно - тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
Контроль
Практические
работы
1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
-
-
2
Легкая атлетика
30
12
-
3
Спортивные игры (волейбол)
12
3
4
Лыжная подготовка
21
4
5
Гимнастика с элементами акробатики
21
2
6
Спортивные игры (баскетбол)
18
4
Всего:
102
25
Содержание предмета физическая культура включает следующие разделы:
-
«Знания о физической культуре»;
-
«Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент);
-
«Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
VIII КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Основные направления развития физической культуры в обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладно ориентированное), их цели и формы организации.
Базовые понятия физической культуры. Всестороннее и гармоничное физическое развитие и его связь с занятиями физической культурой и спортом. Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и фигуры, профилактике утомления. Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата.
Физическая культура человека. Характеристика возрастных и половых особенностей организма и их связь с показателями физического развития. Опорно - двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Правильная осанка как один из основных показателей физического развития человека. Основные средства формирования и профилактики нарушений осанки и коррекции телосложения. Регулярное наблюдение физкультурником за состоянием своего здоровья, физического развития и самочувствия при занятиях физической культурой и спортом. Учет данных самоконтроля в дневнике самоконтроля.
Педагогические, физиологические и психологические основы обучения технике двигательных действий. Двигательные умения и навыки как основные способы освоения новых двигательных действий (движений). Техника движений и ее основные показатели.
Появление первых примитивных игр и физических упражнений. Физическая культура в разные общественно - экономические формации. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр древности (виды состязаний, правила их проведения, известные участники и победители).
Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А. Д. Бутовского в его становлении и развитии. Первые успехи российских спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Сведения о Московской олимпиаде 1980 года и о зимней Олимпиаде в Сочи.
Летние и зимние Олимпийские игры современности. Двухкратные и трехкратные отечественные и зарубежные победители Олимпийских игр.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий спортивной подготовкой. Составление плана самостоятельных занятий спортивной подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности (совместно с учителем).
Последовательное выполнение всех частей занятий спортивной подготовкой с соответствующим содержанием (согласно плану занятий). Проведение восстановительных процедур во время занятий и после их окончания.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Индивидуальные комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы дыхательной гимнастики. Индивидуальные комплексы упражнений на регулирование массы тела и коррекцию телосложения с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения и зрения - близорукость).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики ( 21 ч). Команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках (юноши). «Мост» и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад (девушки).
Передвижение по гимнастическому бревну (девушки): ходьба со взмахом ног (до конца бревна), поворот на носках в полуприсед, стойка на носках, толчком двумя прыжок вперед, полушпагат, из стойки поперек соскок прогнувшись.
Опорный прыжок. Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика (30 ч.). Совершенствование техники в беговых (спринтерский, эстафетный и кроссовый бег), прыжковых (прыжок в длину и высоту с разбега) упражнениях.
Прикладные упражнения, туристическая ходьба; прыжки через препятствия, многоскоки, спрыгивание и запрыгивание с грузом на плечах, на точность приземления и сохранение равновесия; подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах. Передвижение туристической ходьбой. Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры
Баскетбол (18 ч). Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Бросок двумя руками от головы с места. Бросок одной рукой от плеча. Вырывание, выбивание мяча, перехват. Позиционное нападение со сменой мест. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол (12 ч) Передача над собой во встречных колоннах. Нижняя прямая подача. Прием мяча. Верхняя передача в парах через сетку. Нападающий удар. Игра в волейбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.
Лыжная подготовка (21 ч). Одновременный одношажный ход. Коньковый ход. Торможение и поворот плугом. Прохождение дистанции 4,5 км.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п
Тема урока
Количество часов
Дата
Примечание
Легкая атлетика
15
1
Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт.
1
2
Стартовый разгон. Бег 60 м с высокого старта.
1
3
Низкий старт. Прыжок в длину с разбега. Бег 60 м.
1
Контроль техники
4
Прыжок в длину с разбега. Бег 60 м. Метание мяча с разбега.
1
5
Прыжок в дину с разбега. Метание мяча с разбега.
1
6
Бег 60 м на результат. Прыжок в длину с разбега. Метание мяча с разбега.
1
Контроль
м 8,8;9,7;10,5
д 9,7; 10,2; 10,7
7
Прыжок в длину с разбега. Метание малого мяча.
1
8
Прыжок в длину с разбега на результат. Метание малого мяча.
1
Контроль
м 410; 370; 310
д 360; 310; 260
9
Метание малого мяча. Беговые и прыжковые упражнения. Прыжок в высоту.
1
10
Метание малого мяча. Прыжок в высоту.
1
Контроль
М: 42-37-28
Д: 27-21-17
11
Прыжок в высоту. Преодоление препятствий.
1
12
Прыжок в высоту. Бег с препятствиями.
1
Контроль м: 125- 115- 105
Д:115-105-95
13
Прыжок в длину с места. Преодоление препятствий.
1
14
Преодоление препятствий.
1
15
Контрольное упражнение бег 2000 м.
1
Контроль
м 10,0;10,40;11,40 д 11,0;12,40; 13,50
Спортивные игры (волейбол) - 12 часов.
16 (1)
Техника безопасности на уроках спортивных игр. Стойка и передвижения игрока.
1
17 (2)
Нижняя прямая подача, прием подачи.
1
18 (3)
Верхняя передача в парах через сетку.
1
Контроль техники
19 (4)
Передача над собой во встречных колоннах.
1
20(5)
Верхняя передача в парах через сетку. Передача над собой во встречных колоннах.
1
Контроль техники
21 (6)
Нападающий удар. Передача мяча над собой сверху, нижняя подача.
1
22(7)
Нападающий удар. Верхняя прямая подача и прием мяча в тройках.
1
23 (8)
Нападающий удар. Верхняя прямая подача.
1
24(9)
Нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
1
25(10)
Розыгрыш мяча в три передачи.
1
26 (11)
Прием мяча после подачи. Передача мяча в четверках.
1
27 (12)
. Передача мяча в четверках.
1
Контроль техники
Гимнастика с элементами акробатики - 21 час
28 (1)
Правила ТБ на уроках гимнастики. Выполнение команды «Прямо!», Висы.
1
29 (2)
Висы. Упражнения на гимнастической скамейке.
1
30 (3)
Повороты в движении направо, налево. Упражнения в равновесии.
1
31(4)
Комбинации на гимнастическом бревне. Эстафеты.
1
32(5)
Опорный прыжок. Прикладное значение гимнастики.
1
33(6)
Техника выполнения опорного прыжка согнув ноги.
1
34(7)
Техника выполнения опорного прыжка ноги врозь.
1
35(8)
Опорный прыжок.
1
36(9)
Кувырок назад в упор стоя ноги врозь.
1
37(10)
Мост и поворот в упор на одном колене .
1
38(11)
Кувырок назад в упор стоя ноги врозь. Мост и поворот в упор на одном колене .
1
39(12)
Кувырок вперед и назад.
1
40(13)
Длинный кувырок вперед.
1
41(14)
Кувырок вперед и назад. Длинный кувырок вперед.
1
42(15)
Стойка на голове.
1
43(16)
Длинный кувырок, стойка на голове.
1
Контроль техники
44(17)
Акробатическое соединение.
1
45(18)
Выполнение акробатического соединения.
1
Контроль техники
46(19)
Преодоление гимнастической полосы препятствий.
1
47(20)
Элементы ритмической гимнастики
1
48(21)
Элементы ритмической гимнастики
1
Лыжная подготовка - 21 час.
49(1)
Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки. Попеременный двухшажный ход.
1
50(2)
Одновременный бесшажный ход.
1
51(3)
Попеременный двухшажный ход. Развитие выносливости.
1
52(4)
Коньковый ход. Попеременный двухшажный ход.
1
53(5)
Коньковый ход.
1
54(6)
Одновременный бесшажный ход.
1
55(7)
Подъем на склон «полуелочкой», спуск со склона.
1
56(8)
Одновременный бесшажный ход. Подъем на склон «полуелочкой», спуск со склона.
1
57(9)
Торможение «плугом».
1
58(10)
Торможение и поворот «упором»
1
59(11)
Одновременный бесшажный ход (контроль).
1
Контроль техники
60(12)
Попеременный двухшажный ход (контроль).
1
Контроль техники
61(13)
Чередование различных лыжных ходов.
1
62(14)
Повороты переступанием и прыжком на лыжах.
1
63(15)
Бег на лыжах до 2,5 км с применением разученных ходов.
64(16)
Преодоление естественных препятствий.
1
65(17)
Спуск со склона в высокой стойке, подъем «полуелочкой».
1
66(18)
Подъем «полуелочкой», торможение при спуске «плугом» (оценка техники).
1
Контроль техники
67(19)
Бег на лыжах 2 км с применением разученных ходов. Повороты переступанием.
1
68(20)
Прохождение дистанции 2 км на результат.
1
Контроль м 6,30;6,31-7,39; 7,40 д7,00;7,01-8,00;8,01
69(21)
Спуски с горы с торможением, подъем «полуелочкой».
1
Спортивные игры (баскетбол) - 18 часов.
70(1)
Инструктаж по ТБ на уроках спортивных игр. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока.
1
71(2)
Бросок одной рукой от плеча с места.
1
72(3)
Передачи мяча разными способами в тройках с сопротивлением.
1
73(4)
Бросок одной рукой от плеча с места с сопротивлением.
1
74(5)
Передачи мяча разными способами в движении тройками, с сопротивлением.
1
75(6)
Ведение мяча с сопротивлением. Бросок одной рукой от плеча в движении.
1
Контроль техники
76(7)
Сочетание приемов ведения, передачи, бросков.
1
77(8)
Штрафной бросок.
1
78(9)
Сочетание приемов ведения, передачи, бросков. Позиционное нападение со сменой мест.
1
79(10)
Позиционное нападение со сменой мест.
1
Контроль техники
80(11)
Бросок одной рукой от плеча в движении с сопротивлением.
1
81(12)
Сочетание приемов ведения, передачи, бросков с сопротивлением.
1
Контроль техники
82(13)
Нападение через «заслон».
1
83(14)
Броски мяча в баскетбольную корзину.
1
84 (15)
Ведение и броски мяча.
1
85(16)
Ведение и броски мяча. Броски мяча в баскетбольную корзину.
1
Контроль техники
86(17)
Вырывание и выбивание мяча.
1
87(18)
Учебная игра.
1
Легкая атлетика - 15 часов
88 (1)
Преодоление горизонтальных препятствий. Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики.
1
89(2)
Преодоление горизонтальных препятствий. Специальные беговые упражнения.
1
90(3)
Преодоление вертикальных препятствий.
91(4)
Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции.
1
92(5)
Прыжок в высоту.
93(6)
Прыжок в высоту. Развитие выносливости.
1
Контроль
м: 125- 115- 105
Д:115-105-95
94(7)
Старт с опорой на одну руку. Бег 60 м.
1
Контроль
м 8,8;9,7;10,5
д 9,7; 10,2; 10,7
95(8)
Прыжки в длину с разбега.
1
96(9)
Метание мяча с трех шагов разбега. Беговые и прыжковые упражнения.
97(10)
Метание мяча с трех шагов разбега. Круговая эстафета.
98(11)
Тестирование прыжков в длину с разбега. Встречная эстафета.
1
Контроль:
М:430 - 380 - 330
Д: 370 - 330 - 290
99(12)
Метание мяча с трех шагов разбега. Встречная эстафета.
1
Контроль:
М: 30-25-20
Д: 20-18-13
100(13)
Бег 1500 м. Эстафеты.
1
Контроль:
М:8,50-9,30-10,00
Д: 9,00 -9,40 -10,30
101(14)
Контрольный урок по двигательной подготовленности.
1
Контроль:
Бег 30 м..М: 5,2 -5,5 -6,0; Д: 5,5 -6,0 -6,5
Прыжки в дл. с места
М: 185-175 -160
Д: 175 -160 -140
Подтягивание
М: 6-4-2
Д: 15-10-8
102(15)
Бег 2000 м на результат.
1
Контроль
м: 9,20 -10,00 -11,00 д: 10,20-12,00-13,00
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Тематический план ориентирован на использование следующих учебных пособий и материалов:
-
Пособие для обучающихся:
- Лях В.И., Зданевич Физическая культура: учебник для учащихся 8-9 классы. - М.: Просвещение, 2010г.;
-
Пособие для учителя:
- Журнал «Физическая культура в школе».
- Кузнецов В.С., Колодницкий, Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. -., 2009.
- Лёгкая атлетика в школе /под ред. Г.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. - М., 2008.
- Макаров А.Н. Лёгкая атлетика. - М., 1990.
- Настольная книга учителя физической культуры /под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 2009.
- Практикум по лёгкой атлетике /под ред. И.В.Лазарева, В.С. Кузнецова, Г.А.Орлова. - М., 2009
- Спортивные игры на уроках физкультуры /ред. О.Листов. - М.,2011.
- Спорт в школе /под ред.. И.П.Космина, А.П. Паршикова, Ю.П.Пузыря. - М., 2009.
- Урок в современной школе /ред. Г.А Баландин, Н.Н. Назаров, Т.Н.Казаков. - М., 2008.
- Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры /под ред. Э.Найминова. - М., 2010.
11