Роль педагогического такта в эффективности урока физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Роль педагогического такта в эффективности урока физической культуры


По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.

Условия психической напряженности:

  • шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьнками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;

  • необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;

  • значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;

  • ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска получения травм.

Условия физической нагрузки:

  • необходимость показывать физические упражнения;

  • осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);

  • необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:

  • климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;

  • санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

Все эти условия требуют особого подхода к личности учителя физической культуры, его эмоциональному состоянию, а следовательно и к такому профессиональному качеству как педагогический такт.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога - крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя. Все это способствует плодотворному взаимодействию.

Исследования показали, что в работе с младшими подростками иногда полезно уделять внимание показным, расчитанным на эффект действиям. Особенно это необходимо использовать в день знакомства с классом, так как первое впечатление об учителе является наиболее устойчивым. Учитывая действенность «эффекта ореола», не понравиться классу в день знакомства не может себе позволить даже опытный учитель.

Давно подмечено, что если в день знакомства с младшими подростками учитель произвел на них хорошее впечатление, то он вполне может в дальнейшем расчитывать на их поддержку, даже если и отступит впоследствии от принятой им в тот день линии поведения. Если с первых шагов он вызвал к себе антипатию, то обычно педагогически целесообразные взаимоотношения в дальнейшем не складываются. Дело здесь в том, что сила первого впечатления настолько велика, что все, что соответствует ему, принимается закономерным и естественным, а то, что противоречит, - фальшивым и наигранным. Фальш же в людях дети особенно не любят.

Опыт показывает, что не стоит в этом возрасте игнорировать и фактор личного примера. Если учитель говорит одно, а делает другое, если он неряшлив, груб и косноязычен, если слабо знает свой предмет, расчитывать на уважение, а следовательно, и на установление хороших взаимоотношений с учащимися ему трудно.

Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей свободе. Ему обеспечена поддержка класса, избранной им меры педагогического воздействия, какой бы строгой она ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившихся.

Решение вопроса о регулировании внутриколлективных отношений и сплочения коллектива связано с проблемой педагогического требования. Вот почему эта проблема заслуживает особого внимания. Это, по существу, проблема педагогического стимулирования, большой вклад в разработку которого внес А.С.Макаренко. Он отмечал, что если «вы прямо, по-товарищески, открыто будете требовать», то ученик будет знать, что вы относитесь к нему, как к человеку. Такая требовательность еще больше сплачивает коллектив, больше объединяет учителей и учеников.

Такая требовательность, основанная на уважении личности воспитанника, - условие установления педагогически целесообразных отношений.

Все требования педагога по форме делятся на прямые и косвенные. В косвенных уже не само содержание требования, а вызываемые им психические состояния учащихся становятся стимулом или, напротив, тормозом тех или иных действий воспитанников. Исследования А.Ю.Гордина показывают, что в работе одних педагогов преобладают одни, а других - другие формы косвенного требования. Условно по эмоционально-психологической направленности их можно разделить на три группы:

  1. выражающие положительное отношение - просьба, одобрение, доверие;

  2. выражающие отрицательное отношение - недоверие, осуждение, угроза;

  3. совет, требование в игровой форме, намек, условное требование.

Преобладание предпочитаемых (осознанно или бессознательно) педагогом форм требования во много влияет на характер складывающихся отношений, их развитие, а, следовательно, и эффективность работы с учащимися. Чем шире и богаче палитра косвенных требований, чем выше их процент в общем числе, тем ярче и выразительнее мастерство педагога, тем ближе и дороже он детям и они ему.

Все требования можно разделить на позитивные, т.е. стимулирующие какие-то нужные педагогу действия учащихся, и негативные, призванные тормозить, прекращать те или иные нежелательные действия. Там, где число запретов со стороны учителя возрастает, трудно ожидать хорошего к нему отношения учащихся. А.С.Макаренко считал, что найти чувство меры между активностью и тормозами - значит решить вопрос о воспитании. (31, 477-481).

В зависимости от специфики преподаваемого предмета появляются некоторые условия организации общения учителя и учеников, которые необходимо учитывать. Так на уроках физической культуры важнейшим условием эффективности проектировочно-контсруктивной деятельности учителя является развитое творческое воображение и аналитическое мышление, которое помогает предвидеть возможную реакцию ученика на тот или иной способ воздействия. Здесь также очень важную роль играет коммуникативный компонент - это умение легко вступать в контакт с учениками, поддерживать правильные взаимоотношения. Другими словами, коммуникативный компонент предполагает налаживание общения в условиях педагогической деятельности. Искренность, доброжелательность, терпеливость, тактичность, непринужденность учителя физической культуры в отношениях с учениками положительно влияют прежде всего на дисциплину, на отношение к урокам и к занятиям во внеурочное время, на прочность усвоенных навыков.

Педагогическое общение учителя физической культуры рассматривается как разновидность творческой деятельности. Творчество в процессе общения на уроках физвоспитания проявляется в нескольких планах: в умении предвидеть возможные действия и поступки учащихся, в организации непосредственного воздействия на них и, наконец, в управлении собственным поведением в условиях той или иной педагогической ситуации.

Учитель физической культуры должен постоянно осуществлять контроль за нравственной стороной своего поведения, приучить себя внимательно относиться к поступкам учеников, спокойно и терпеливо разъяснять ошибки. Поддерживая добрые отношения с воспитанниками, надо помнить, что спокойная сдержанность, вежливая строгость, неназойливая пунктуальность наиболее благоприятны в общении с подростками и юношами. В налаживании правильных деловых отношений с ними во время урока и внеклассных мероприятий важное значение имеет отзывчивость учителя, проявляющаяся в способности внимательно прислушиваться к вопросам, мнениям, замечаниям учеников, в повышенном внимании к физически слабым ребятам.

Не менее важным проявлением коммуникативной стороны деятельности учителя физической культуры является уважение к каждому ученику, отношение без предубеждения, без неприязни. Предвзятое отношение, субъективная оценка поведения ученика ведет к неправильному выбору методов и приемов воздействия на него. Это осложняет общение не только с данным учеником, но и с классом в целом, что может вызвать стойкое отрицательное отношение учащихся всего класса к урокам физической культуры.

В неменьшей степени, чем предвзятость, в общении с учениками разных классов недопустимы грубость, повышение голоса, употребление бранных слов. Это унижает учителя, подрывает его авторитет, может привести к длительным конфликтам.

Проявление педагогического такта всегда связано со знанием возрастных и индивидуальных психологических особенностей воспитанников. Эти знания учитель физической культуры добывает не только из книг или анкет и ученических характеристик, а в результате развитой профессиональной наблюдательности.

Таким образом, стержнем психологических основ педагогического такта являются нравственные черты личности ученика, отзывчивость, доброжелательность, стремление понять ученика и помочь ему в трудной ситуации и вместе с тем постоянная высокая требовательность к ученику.

Что же дает педагогический такт для наиболее эффективного взаимодействия учителя с учащимися. Если обобщить знания о педагогическом такте, полученные нами, то можно выделить следующее значение педагогического такта:

  • педагогический такт создает благоприятную возможность для всестороннего изучения учащихся, а следовательно, и глубокого проникновения во внутренний мир ребенка. Знание психологии школьника помогает учителю физической культуры понять душевное состояние ученика, чем оно вызвано, что в данный момент он чувствует и как подойти к нему, чтобы пробудить в нем стремление стать лучше;

  • при правильной организации педагогического процесса на уроке физической культуры педагогический такт учителя способствует активному восприятию учащимися учебного матеорала, стимулирует их к преодолению возникших трудностей в самостоятельной работе;

  • педагогический такт помогает учителю взять нужный тон и правильную линию поведения с ученическим коллективом;

  • педагогический такт учителя исключает формализм в воспитательной работе с учащимися, так как в центре внимания учителя - ребенок, его человеческая природа. «Детская душа - очень сложный и очень тонкий инструмент. И обращаться с ним надо соторожно, внимательно и умело, чтобы не испортить, не поломать»;

  • педагогический такт раширяет сферу влияния учителя физической культуры на формирующуюся личность ребенка, подростка, юноши.

Активность учащихся на уроке физической культуры и других обусловлена не только научной эрудицией и педагогическим мастерством учителя, но и его личным отношением к учащимя.

Учащиеся всех возрастов очень восприимчивы к малейшему изменению эмоционального состояния учителя на уроке, и это прежде всего сказывается на их работоспособности.

Тактичный подход учителя к учащимя на уроке в известной мере определяет отношение учащихся к учению. Тактичный учитель быстрее вызывает у учащихся стремление хорошо работать, активно усваивать основы науки, развивает волевые качества учащихся, умение ставить и решать разного рода учебные задачи.

В проведении каждого урока важно чувство меры учителя и в темпе работы, и в преодолении физической нагрузки, и в отношении к детям. Изучение опыта показывает, что у многих учителей физической культуры преобладает повышенный эмоциональный тон в течение всего урока, переходящий порой в крикливость, когда объяснение и закрепление материала проводится на «высокой ноте». Такие учителя обычно исходят из ложного понимания «строгого тона». Повышенный тон переходит порой в раздражительность, окрики. Особенно часто это можно наблюдать на уроках физической культуры, где учащиеся находятся в вольном положении, в постоянном движении. Умение педагогически грамотно, педагогически тактично вести уроки, организовывать занятия и определяет, в конечном итоге, насколько эффективно эти занятия будут идти.

В некотором отношении можно утверждать, что провести урок физической культуры значительно сложнее, чем уроки, скажем, по алгебре, литературе или физике. В школьных кабинетах ученики сидят на своих местах, учитель видит каждого, и поддержать дисциплину практически просто, учителю надо только методически правильно построить занятие на всех этапах урока. А в спортивном зале забота о дисциплине становится чуть ли не главной: ученики постоянно в движении, они не только растрачивают физическую энергию, но и выплескивают эмоции. Как удержать возникающий в зале шум в допустимых границах? Как проследить, чтобы кто-то по недомыслию или из озорства не нанес травму товарищу? Как обеспечить надежную взаимостраховку? Как заставить учеников оставаться у своих мест занятий, а не бегать без разрешения по залу?

Для молодого учителя именно эти вопросы зачастую в первые годы работы важнее всяких дидактических задач. И только со временем, когда приходит опыт, проблема дисциплины перестает существовать, и он может сосредоточиться на главном: формах занятий, обучении учеников. А если точнее: когда он научится организовывать занятия, отпадут заботы о дисциплине.

Что же такое организация занятий? Не вдаваясь в теоретические тонкости, определим ее как создание логически взаимосвязанных структур, наилучшим образом обеспечивающих достижение целей. Но если цель для учеников - приобрести определенные умения и довести их до уровня навыков, то цель для учителя - создать ученику оптимальные условия.

К этим условиям можно отнести: знание учащимися контрольных нормативов, которые они должны выполнять при завершении определенной темы; понимание, для чего они выполняют те или иные упражнения; обеспечение учителем плотности урока для увеличения моторной нагрузки (и для лишения учащихся возможности отвлекаться от занятий).

Большой проблемой для учителей физкультуры становятся страхи учеников, при обучении различным двигательным действиям. Зачастую речь уже не может идти не о каком педагогическом такте, когда ребенок просто боится выполнить упражнение.

На подобных уроках всегда неловко за человека с высшим образованием, не «опускающегося до мелочевки». Но именно она закономерно выводит ребят из-под контроля учителя, заставляет его нервничать и постоянно повышать голос.

В итоге учитель сам создает для себя трудности, треплет нервы и постепенно теряет уважение учеников. У таких учителей можно отменить урок, заменив его контрольной по математике, прервать занятия, отправив ребят на медосмотр или на разгрузку машины с канцтоварами. К подобному положению привыкают администрация и, что еще хуже, ученики: уроки, на которых практически нечем заняться, действительно можно заменить чем угодно. А какое отношение к урокам, такое и к учителю. И наоборот.

Учащиеся-подростки или старшие школьники очень резко реагируют на бестактные упреки и замечания учителя физической культуры и порой отказываются выполнять те или иные упражнения. По-иному подходит тактичный учитель к оценке учащихся в старших классах, стараясь чаще ставить их на путь самооценки. Опытный педагог терпеливо воспитывает у своих учеников стремление добиться лучших успехов, преодолеть психологические или физические трудности, самостоятельно оттачивать умения.

Учитель физической культуры, мотивируя оценки учащихся с учетом их возрастных особенностей, раскрывает перед ними реальные возможности дальнейшего роста каждого из них, вызывает уверенность в своих силах и активизирует процесс обучения.

Изучение передового опыта показывает, что тактичный учитель в большей мере предупреждает нарушение дисциплины на уроке, чем разбирает конфликт. Тактичный педагог всегда близко стоит к учащимся, и это позволяет ему быстро ориентироваться в конкретной обстановке и своевременно реагировать, проявляя большую гибкость в выборе средств и методов воспитательного воздействия на учащихся.

Таким образом, педагогический такт учителя является одним из важнейших средств повышения эффективности урока.

Тактичный подход учителя к учащимся при правильной организации урока определяет психологический настрой учащихся к работе, активизирует учебный труд учащихся, расширяет сферу влияния учителя, способствуя установлению контакта в совместной работе.

Если мы говорим об авторитете учителя физической культуры и о его педагогическом такте, то надо признать, что одних только хороших уроков для него маловато. Спортивные секции, соревнования, спортивные праздники - это естественное продолжение учебного процесса. На тренировках между учителем и учениками устанавливаются дружеские отношения. Такие отношения трудно сформировать на уроках, где учитель выступает совсем в другой ипостаси. Члены секций становятся помощниками учителя на спортивных мероприятиях, они же помогают ему на уроках и первыми приструнят тех, кто позволит себе нарушить установленный на занятиях порядок. Для членов секций учитель становится человеком, к слову которого прислушиваются и не выполнить поручение которого просто немыслимо. К такому учителю нередко обращаются и родители с просьбой повлиять на поведение и успеваемость своих детей. Это неудивительно: пожалуй, нет в школе другого учителя, который общается с учениками во внеурочное время больше, чем учитель физической культуры.

Но уж если сама специфика работы предоставляет учителю такие возможности, то нужно использовать их полностью. Но невозможно это без особых требований к самой личности учителя физической культуры, к его знаниям, его культуре, образованности, умениям.

Работа с детьми сложна, но труд сей весьма благодарный: если вкладываешь в него душу, моральное удовлетворение (хотя и не подкрепленное достойным материальным) вам обеспечено. Однако в школе ежедневно приходится общаться не только с учениками, но и со взрослыми людьми. И это не всегда гарантирует безмятежное существование. Именно здесь педагогический так учителя физической культуры проявляется сильнее всего.

Общение в коллективе педагогическом очень часто накладывает свой отпечаток и на ученический коллектив, а учитель физической культуры наиболее тесно общается с детьми во время занятий.


© 2010-2022