Тренинг для воспитателей ДОУ «Подвижные игры»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг «Подвижные игры»

Подготовила инструктор по физич. культуре Филиппова О.А.

МБДОУ № 10 СП «Родничок»

Проблема: Недостаточно разнообразно используется подвижная игра, как одно из средств развития творческого воображения у дошкольников.

Цель:

  1. Ообучении педагогов целенаправленным, методически-продуманным руководством подвижной игрой.

  2. Добиваться наивысшего уровня творчества: придумывание новых подвижных игр.

В каждом человеке заложена творческая искра.
У одних людей она развита лучше, у других хуже.
Творчеству невозможно обучиться, читая книги.
Единственный путь обучения творчеству - практика.


Предлагаю Вам занятся практикой. И потренироваться самим организовывать, играть и самим придумывать, разнообразить подвижные игры.

Предлагаю всем собраться на игру.

1 Ситуация: Как можно созвать участников поиграть? (Ответы участников)

Мои варианты: «Тай, тай, налетай, кто с нами играй!» (цепляются друг за друга за большой пальчик, или ладошка на ладошку, паровозиком)

2 Ситуация: Выбор водящего (Ответы участников)

Мои варианты: Посчитать по ладошкам, считалка, загадка, кто лучше выполнит задание, кто выиграет, рулетка с закрытыми глазами, выбор короткой палочки, чудесный мешочек и т. д. Из-за того, что ребёнок выиграл право быть водящим, появляется желание хорошо выполнить роль ведущего.

3 Ситуация: Игра «Летел лебедь», «Летела ворона». Правя ладошка игрока лежит поверх левой ладошки второго игрока, передаём хлопок по кругу называя по одному слову.

Задание участникам: Будем учиться фантазировать. Попробуйте придумать, что называла ворона, или считал лебедь? Придумайте свой вариант игры. Объясните всем и расскажите ваши правила.

Мои варианты: (называла слово, цвет, цифру, считала слоги, слова на букву…, названия птиц, деревьев, фруктов и т.д.»

4 Ситуация: Игра "Шаги". Напротив водящего выстраивается шеренга, и он, называя каждого по очереди по имени, говорит, сколько и каких шагов ему надо сделать, например: "Таня, тебе 3 гигантских шага!", "Света, тебе 5 лиллипутских шагов!", "Максим, тебе 20 муравьиных шагов!" и т.д. Кто быстрее доберётся до водящего, тот и водит.

Задание участникам: Придумайте свой способ или вариант передвижения.

Мои варианты: зайчик, муравей. Великан, гномик, кенгуру, бабочка, кузнечик, лавочка, вертушка, прыжки боком, правой или левой ногой.

5 Ситуация: Игра "Море волнуется раз". Слова: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - любая фигура на месте замри!". Замирают, изображая телом заданную фигуру.

Задание участникам: Попробуем проявить своё творческое воображение. Какие движения можно использовать во время слов: «Море волнуется», чтобы разнообразить игру? Какую тему недели можно обыграть в этой игре?

Мои варианты: Фигуры могут быть заводные, двигающиеся, музыкальные, по теме недели: н-р: морские фигуы: рыбка, морская звезда, морской конёк, водоросли, медузы ракушка и т.д. Изображать можно буквы, цифры, человечков по карточкам.

6 Ситуация: Игра «Царь Картошка», прими нас на работу. А что вы умеете делать? Мы не скажем, а покажем!

Мои варианты: Водящий может быть Дедом Морозом, а игроки будут изображать зимние забавы. Осень - оссенние работы в поле, в огороде, Мама - помощь маме, Тренер - спортивные движения.

Задание участникам: Придумайте свой вариант игры. Что могут «уметь делать» игроки, если ведущий Владелец Цирка. Учитель. Папа.

7 Ситуация: Игра "Я знаю пять..." (с мячом)
Игроки отбивают мяч от земли со словами: "Я знаю пять... (имён девочек или мальчиков, названий городов, животных, цветов и т.д.).
Когда мяч ударяется о землю, произносится только одно имя или название: (Даша - раз, Маша - два, Оля - три, Катя - четыре, Лена - пять!).
Если игрок ошибается или долго думает - мяч передаётся другому участнику игры.
Побеждает игрок, который дольше всех стучал о землю мячом и ни разу не ошибся.

Мои варианты: Можно играть так: Ведущий отбивает мячом на слова: "Я знаю пять имён, названий…». А дальшебросает мяч по очереди каждому участнику игры, они кидают мяч назад ведущему с ответом.

Задание участникам: Давайте попробуем поиграть и будем придумывать, что будем перечислять.

8 Ситуация: Игра «Иголочка и ниточка». Дети делятся на 2 команды. Выбирают водящего - «иголочку». К нему присоединяются 3-4 человека - «ниточка». Остальные размещаются, взявшись за руки, изображая лоскуток. «Иголочка» и игроки, составляющие «ниточку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди - водящий.
Под музыку - «иголочка» проходит в «дырочки лоскутка», а «ниточка» должна точно повторить путь, не размыкая рук. Затем команды меняются ролями.
Мои варианты: Поезд и тунель, Вьюнок и заборчик, Червячки и яблочко, Змейка и норка, рыбки и водоросли, Ласточки и гнёздышки, Муравейник и муравьи, Ручеёк
Задание участникам: Предложите свои варианты пар и как в этом случае лучше построиться?


9 Ситуация: Играем в сказку «Теремок», «Колобок», «Репка» «Гуси- лебеди».Задание участникам: Выберите любую из этих сказок и попробуйте в неё сыграть.

10 Ситуация: Придумывание новых дополнительных действий в игре. «У медведя во бору», «Лохматый пёс»

Рассказываю мои варианты.

В заключение хочу сказать, что в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

Подвижные игры:

  • «Летела ворона»

  • «Летел лебедь»

  • «Шаги»

  • «Море волнуется раз»

  • «Царь Картошка»

  • «Я знаю пять имён, названий…»

  • «Иголочка и ниточка»

  • Играем в сказку «Теремок», «Колобок», «Репка» «Гуси- лебеди»

  • «У медведя во бору», «Лохматый пёс»

Памятка «Организация и руководство подвижными играми»

Сбор детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Объяснение правил. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.

Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.

По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Варьируя игру можно: увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного - звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать). К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.



Развитие двигательного творчества в подвижной игре у дошкольников

В подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского двигательного творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по картинам, по материалам знакомых художественных произведений.

Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта, организованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка.

Методика проведения творческих подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Главным мотивом детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивать их в деятельности. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она является одним из источников детского творчества, даёт пищу детской фантазии, будит мысль.

В развитии творческой деятельности малышей важную роль играет искусство руководства ею педагогом. Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческую деятельность детей. При проведении игры, внесением вариантов её воспитатель постепенно привлекает детей к творческим поискам. Например, при последующем проведении игры можно предложить детям подумать и сказать, от кого ещё могут улететь воробушки. Дети говорят: от кошки, собачки, мальчика и т.д.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются двигательные задачи. В развитии творческой активности детей среднего возраста перед педагогом стоит сложная задача: создать атмосферу радости, воодушевления. Важно помогать ему, накапливать опыт в самых разных видах деятельности, повышать интерес к окружающему. Дети отчётливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребёнка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетные подвижные игры. Сюжетная форма деятельности способствует успешному формированию творческой активности. Дети способны увлечённо и самозабвенно заниматься доступными им видами творческой деятельности. Ребёнок способен выражать своё отношение к персонажам игры. Имея определённый запас знаний, умений и навыков, делают попытку придумывать варианты игр, придумывают сюжетные подвижные игры, вначале по аналогии с уже известными, а затем с новым содержанием.. Постепенно руководя развитием творчества, воспитатель подводит некоторых из них к самостоятельному придумыванию игр.

К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается двигательный опыт, происходит перестройка движений и действий. На первый план выдвигается самостоятельная ориентировка ребёнка в игровой ситуации, которая позволяет ему проявить инициативу и творчество. Хорошее овладение речью даёт ему возможность передачи замысла игры. Творческая активность у детей так же требует от воспитателя владения соответствующей методикой. Важную роль в развитии творческой деятельности играют привлечение их к составлению вариантов игр, усложнение правил. Дети придумывают не только варианты игр, правила к ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения. Таким образом, все дети старшего дошкольного возраста могут проявить инициативу и творчество в подвижных играх.

Творчество в подвижных играх, особенно сюжетных, развивается постепенно: вначале дети создают комбинации движений, некоторые по аналогии с товарищами, а затем и самостоятельно. Варьируя сюжетные игры и подключаясь к придумыванию новых игр, дети сначала меняют название игры и вводят в неё какой-нибудь персонаж. Постепенно придумывают игры по литературным произведениям, запомнившимся кинофильмам, мультфильмам, телепередачам и, наконец, сочиняют свои. Под влиянием художественных произведений, сюжетных рассказов воспитателя, а так же выполнения детьми творческих заданий значительно возрастает интерес и творческое отношение детей к игровой деятельности. Однако, владение воспитателя соответствующей методикой содействует формированию творческой деятельности у большинства детей.

Творческие подвижные игры - это игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.

Для воспитания у детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя соответствующей методикой. Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представление об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать свое действие, не похожее на действия других детей, новые правила, решить по-своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.

Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.



© 2010-2022