ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА по туризму

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Предлагаемый учебный план и программа разработаны на основе программ М.И. Краймана «Юные туристы» (1982 г.) и Ю.С. Константинова «Юные судьи туристских соревнований» (1998 г.) с учетом новых нормативных документов по самодеятельному туризму и сложившихся реалий развития детско-юношеского туризма в Туймазинском районе и г. Туймазы.

Занятия туризмом способствуют развитию у учащихся высоких морально-волевых качеств: дружбы, коллективизма, взаимовыручки. Под воздействием занятий формируются такие черты характера, как самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам. Участие в туристских походах, экспедициях и других мероприятиях воспитывают находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, а так же способствует приобретению расширенных знаний об окружающем мире и его развитии.

Юные туристы в процессе занятий знакомятся с природой и достопримечательностями родного края, ведут краеведческую работу, собирают интересные факты и легенды, связанные с местами, где проходит разработанный ими маршрут, на практике применяют знания топографии, ориентирования, охраны природы.

Туристские соревнования учащихся имеют своей целью подготовку юных туристов к проведению познавательных и безаварийных путешествий. Они направлены на совершенствование физического и умственного развития, способствуют изучению Родины, приобретению полезных навыков.

Программа объединения (кружка, секции) рассчитана на учащихся 5 - 10 классов и предусматривает получение знаний, умений и навыков, необходимых для участия в соревнованиях и путешествиях, получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист», «Турист России».

Программа рассчитана на 2 года обучения и построена на основе концентрически - последовательного метода: первый год обучения предполагает преподавание основ туризма, ориентирования, краеведения; второй год - закрепление и расширение общетуристской и начало специальной спортивно - туристской подготовки.

Настоящая программа в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока: программа первого года обучения (начальная туристская подготовка) - в течение 2-х лет; программа второго года обучения (спортивно - туристская подготовка) - в течение 3 - 4 лет. После прохождения двухлетнего курса, руководитель может дополнить ее, исходя из своего опыта, интересов обучающихся, условий соревнований и других мероприятий, проводимых ЦДООТ г.Туймазы.

Участники объединения должны получить разрешение врача на участие в походах. Медицинский осмотр проводится также перед участием в соревнованиях, лагерях и прохождением курса «Школа туристского мастерства».

Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год и предусматривает практические и теоретические занятия, учебно-тренировочные походы, походы выходного дня, участие в соревнованиях и сезонных туристских лагерях, а также прохождения курса «Школа туристского мастерства».

Занятия объединения носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводятся в форме бесед и лекций.

В связи со спецификой работы туристских объединений время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсии в своем населенном пункте, установлено в количестве 4 часов, за проведение одного дня похода, туристского лагеря - 8 часов, за участие в соревнованиях - от 4 до 8 часов. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание необходимо обратить на общефизическую и специальную подготовку.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, а при необходимости (подготовка и участие в соревнованиях, занятия по туристской технике и т.п.) с группами, подгруппами и индивидуально с отдельными учащимися.

Организация туристского быта, привалы и ночлеги.

Особенности организации туристского быта, привалов и ночлегов в зависимости от времени года, метеоусловий, района путешествия.

Особенности бивака на дневке, организация туристской бани, стирка и сушка одежды.

Организация быта в туристском лагере, на слете, соревнованиях. Строительство простейших сооружений: туалетов, столов и навесов, мостов для подхода к воде, мытья посуды и др.

Практические занятия. Выбор места привала, развертывание и свертывания лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров - работа с пилой и топором. Устройство лагеря на слете, соревнованиях, строительство простейших сооружений.

Питание в туристском походе.

Особенности организации питания в пешеходном и лыжном туризме. «Карманное» питание. Витамины. Использование сушеных и сублимированных продуктов, питательных высококалорийных смесей.

Зависимость меню от сложности похода и метеоусловий.

Особенности организации питания на туристских соревнованиях.

Практические занятия. Организация питания в пути, на соревнованиях, в лагерях. Приготовление пищи на костре.

Подведение итогов туристского похода (соревнования).

Практические занятия. Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Подготовка и составление отчета о проведенном походе, участии в соревнованиях. Оформление разрядных документов. Выпуск газеты.


Обеспечение безопасности.

Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Гигиена одежды и обуви. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность.

Особенности посещения районов с различными инфекционными заболеваниями (клещевой энцефалит, вирусный гепатит и др.)

Правила поведения на воде, организации купания. Правила пожарной безопасности, работа у костра.

Основные приемы реанимации. Искусственное дыхание.

Практические занятия. Участие в профилактических работах при подготовке массовых туристских мероприятиях. Разучивание приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.


Краеведение.

Общественно полезная работа в путешествии, походе.

Практические занятия. Получение и выполнение заданий различных организаций на проведение работ во время путешествия, похода. Проведение различных краеведческих наблюдений и их фиксация. Природоохранительная работа во время туристских мероприятий. Краеведческие конкурсы на соревнованиях.


Туристское ориентирование.

Туристское ориентирование, движение по обозначенному маршруту; азимутальный ход, азимутальный маршрут. Отдельные задания по топографии и ориентированию на соревнованиях по турориентированию. Отдельные виды ориентирования в программе туристских слетов и соревнованиях.

Практические занятия. Упражнения по отдельным заданиям турориентирования. Прохождение учебно-тренировочных дистанций по видам туристского ориентирования.


Подготовка к походу.

Составление плана подготовки похода членами группу в соответствии с их должностными обязанностями. Хозяйственная и техническая подготовка похода. Составление сметы похода.

Практические занятия. Разработка планов-графиков и маршрутов учебно-тренировочных походов выходного дня. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходу на маршрут, соревнования.



Общая и специальная физическая подготовка.

2.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

Практические занятия. Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.

Общая физическая подготовка.

Практические занятия. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища, для ног. Упражне­ния с сопротивлением. Упражнения с предметами. Элементы акробатики.

Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву, переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног. Подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев.

Игры: баскетбол, футбол, гандбол - со специальными заданиями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движений.

Легкая атлетика.


Специальная физическая подготовка.

Практические занятия. Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специальной подготовки.

Ориентирование.

Движение по азимуту по открытой и закрытой местности. Измерение расстояний на местности во время бега по дорогам, тропам, просекам, по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны. Движение без помощи компаса по солнцу. Бег «в мешок». Бег с выходом на линейные и площадные ориентиры. Бег с выходом в заданную точку со строгим контролем направления и расстояния.

Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости растительности, почвенного покрова. Движение по маркированной трассе с фиксацией основных встречающихся ориентиров. Выход на контрольные пункты и уход с них в заранее выбранном направлении.

Лыжная подготовка.

Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Спуск на лыжах по скло­ну в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, способами «елочка» и «лесенка». Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. По­вороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга». Тропление лыжни на открытой местности и в лесу. Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах. Меры страховки и самозадержания.

Туристская техника.

Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно-растительными услови­ями. Прохождение различных этапов соревнований по технике туризма: спуски и подъемы, траверс склонов, переправы и т.д.


Школа туристского мастерства.

Обеспечение безопасности в походе.

Основные причины возникновения экстремальных ситуаций:

- потеря ориентировки в сложных метеорологических условиях;

- отставание одного или нескольких участников от группы;

- утрата снаряжения;

- тяжелое заболевание или травма участников похода;

- стихийное бедствие в районе похода (лесные пожары, затяжные дожди, грозы).

Действия группы при потери ориентировки. Остановка движения, разбивка лагеря. Использование костров для обогрева. Способы добывания огня без спичек. Приготовление пищи в экстремальных условиях.

Поиск и обеззараживание воды.

Практические занятия. Добывание огня без спичек. Фильтрация воды. Строительство временных укрытий. Упражнения на запоминание международной кодовой таблицы сигналов.

Спортивное ориентирование.

Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Старение карт, изменения, происходящие на местности. Карта с различными формами рельефа. Особенности спортивной карты для зимнего ориентирования.

Подготовка к участию в соревнованиях. Тактические действия спортсмена до старта, на старте, на дистанции и контрольных пунктах (КП). Составление плана прохождения КП и распределение сил на дистанции. Действия ориентировщика с учетом вида соревнований. Выбор пути движения и факторы, влияющие на него.

Снаряжение ориентировщика.

Практические занятия. Игры и упражнения на местности с использованием спортивных карт. Прохождение учебно-тренировочных дистанций по видам ориентирования.


Туристская техника.

Безопасность - основное и обязательное требование при проведении походов, тренировок и на соревнованиях.

Использование специального снаряжения: страховочная система, веревки, карабины и т.д.

Практические занятия. Использование переправы по веревке и бревну с перилами, навесной переправы, через тонкий лед. Организация страховки при организации переправ.

Преодоление подъемов, спусков, траверс склонов. Организация страховки при организации перил на подъеме, спуске, при траверсе.

Организация страховки при организации перил при подъеме, спуске, траверсе.

Учебно-тренировочный поход.

Отработка порядка движения группы на маршруте.

Преодоление естественных препятствий (спуски, подъемы, овраги) с организацией страховки и наведением перил.

Добывание огня без спичек. Приготовление пищи в экстремальных условиях.

Ориентирование на местности, по топографической и спортивной карте.

Выкладывание знаков международной кодовой таблицы сигналов. Разбор результатов по ходу.

Походы выходного дня, экскурсии,

туристские выездные лагеря в каникулярное время.

Указанные в тематическом плане 48 часов занятий можно распределить следующим образом:

  • пребывание в трехдневном выездном туристском лагере, проводимом ЦДООТ;

  • три однодневных похода;

  • один двухдневный и один однодневный поход.

Возможна замена одного однодневного похода двумя экскурсиями или проведением школьного турслета.

учащиеся должны уметь:

- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

- фиксировать наблюдения;

- проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;

- вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;

- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

- делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;

- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование;

- иметь опыт участия в соревнованиях по спортивному ориентированию и технике пешеходного туризма на дистанциях I класса.

- действовать при возникновении экстремальных ситуаций в походе;

- обустраивать бивак на слете, соревнованиях;

- выполнять общественно полезную работу в походе;

- ориентироваться в заданном направлении, на маркированном маршруте, по выбору;

- организовать переправы, перила на спуске, подъеме, при траверсе;

- основным приемам реанимации;

- иметь опыт участия в соревнованиях по спортивному ориентированию и туризму на дистанциях II - III класса.

Основы туристской подготовки.


© 2010-2022