Навыки самостоятельности на уроках легкой атлетики

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПНавыки самостоятельности на уроках легкой атлетики.ыткова Наталья Викторовна

МБОУ «СШ №11»

учитель физической культуры

В мире нет ни одного лекарства, которое бы заменило движение , а движение может заменить все лекарства мира.

Навыки самостоятельности на уроках легкой атлетики.

Для предупреждения монотонности на уроках легкой атлетики во время бега учащиеся у нас бегают по дорожкам произвольной формы со множеством поворотов и зигзагов. С первых уроков ставлю задачу сохранить естественность бега. Хорошо воспринимается школьниками бег с изменением направления.

Вообще любое физическое упражнение мы вместе с учащимися рассматриваем как средство развития не только физических качеств, но и личностных, моральных. А бег является одним из таких универсальных средств.

Когда учащиеся передвигаются в колонне по одному , учу их бегать «змейкой» с произвольным выбором направления бегущим первым. «Змейкой» можно бегать и с различными дополнительными заданиями - с подскоком, приставным шагом и т.п. Во время передвижения «змейкой» можно обучать и технике бегового шага.

Как правило, с интересом младшие школьники выполняют имитационный бег с шумовым эффектом подражания. Так, изображаю птицу, они машут крыльями-руками, управляя машиной - держаться за воображаемый руль, подают звуковые сигналы - «гудят» и т.д. Как средство развития внимания провожу бег врассыпную на ограниченной площадке. Бежать с заданной скоростью, доступной конкретному ученику, а не с усредненной скоростью, что обычно наблюдается при беге в колонне по одному, практически возможно лишь при самостоятельном выполнении бегового задания.

При взгляде со стороны складывается не совсем обычная картина урока: каждый бежит с разной скоростью на разных по длине дистанциях. Ведь одно дело бежать шаг в шаг в колонне по одному и выполнять различные беговые упражнения на ограниченной площадке, когда невозможно двигаться быстрее или медленнее товарищей. И другое дело, когда каждый бежит в силу своих возможностей и для этого выходит из строя, бежит рядом с товарищем или поодаль на внутреннем круге. В старших классах в разминочный бег включаю также дополнительные упражнения для рук - вращения в кистевых, локтевых и плечевых суставах.

Говоря же в целом о беговой легкоатлетической разминке, основой которой является «комфортная» скорость бега, не вызывающая отрицательных эмоций, а приносящая, наоборот, удовлетворение, следует отметить, что в организации процесса обучения большую роль играет совместимость требований учителя с возможностями каждого учащегося, с его желаниями и интересами. Отсюда и поиск новых форм и методов проведения уроков.

Всегда заботит, как заинтересовать учащихся обычными общеразвивающими упражнениями? Как сделать этот процесс не автоматичеки-бездумным, а осмысленным? Поэтому уже в начальных классах, обучая физическим упражнениям, постоянно объясняю их воздействие на организм и зависимость выполнения по качеству на результат. То есть, не просто «Делай так!», а с обязательным «Почему?».

Схема проведения вводной части урока - разминки практически одинакова в любом классе. Но она отличается не только объемом нагрузки, но и глубиной проработки мышц, усложнением упражнений, амплитудой движения, а главное осмысленностью в самостоятельном выполнении, умением целенаправленно подготовить свой организм к той или иной предстоящей учебной деятельности.

При выполнении в движении поворотов, приставных и переменных шагов, захлеста голени, прыжков происходит подготовка голеностопного сустава. Эмоциональную окраску этим упражнениям придают способ выполнения (в движении «змейкой») и условия («самолет», «кузнечик», «зайчик» и др.). Затем выполняют упражнения в приседе для проработки коленных суставов («лягушка», «гуси», «паук»).

Говоря о нагрузке в выполнении подготовительных упражнений, можно отметить, что наибольшее внимание обычно уделяется мышцам-разгибателям (особенно ног). Концентрируясь же на проработке мышц, удерживающих человека в прыжках, беге, мы значительно снижаем травматизм, укрепляем равномерно все группы мышц и формируем у ребят привычку с одинаковой заинтересованностью выполнять любые упражнения. Ярким примером служат упражнения, выполняемые в полном приседе. Это и прыжки с поворотами, и ходьба боком, спиной вперед, с максимальным и минимальным отталкиванием обеими ногами и т.п. Но затем резко увеличил нагрузку. В серии теперь не 4-10 шагов и прыжков, а 40-100. В результате произошла врабатываемость организма, чего недоставало при минимальной нагрузке, и упражнения учащиеся стали выполнять более качественно и с большим эмоциональным настроем. Самостоятельно ведя подсчет шагов и прыжков, учащиеся заканчивают выполнение неодновременно. В этом, однако, большего ущерба для урока не вижу, как и в том, что отдельные, хорошо подготовленные ребята выполняют по желанию и большее количество движений. Если в средних классах учащиеся самостоятельно проводят разминку по частям - беговая, общеразвивающая, подготовительные упражнения, по заданию учителя, то в старшем звене ребята полностью выполняют разминку самостоятельно. Самостоятельное выполнение учащимися частей урока, отдельных упражнений и блоков дает мне ежеурочную картину степени освоения ими умений и навыков. К тому же это снимает с учащихся стресс, присутствующий при каждом обязательном, неизменно контролируемом упражнении. И наконец, обеспечивает возможность учителю заниматься с учащимися индивидуально.

Выяснив картину качества освоения подготовительных упражнений, время от времени провожу части урока сама, где стараюсь устранить типичные ошибки, указать на способы их исправления самостоятельным выполнением, обучаю новым упражнениям. К примеру, выполнение наклонов вперед, способствующих развитию гибкости позвоночника и растягиванию задней поверхности мышц голени и бедра, провожу по степени усложнения, ставя задачи: а) достать пальцами рук носков ног; б) пола; в) коснуться ладонями пола; г) то же, но пальцами рук в стороны, назад; д) коснуться лбом коленей; е) тянуться локтями к полу; ж) достать локтями пола из положения ноги врозь шире плеч; з) то же из положения ноги врозь на ширине плеч; и) то же из стойки ноги вместе.

В ходе разминки не забываю соблюдать физиологический порядок выполнения упражнений с чередованием занятости различных групп мышц и постепенно увеличиваю амплитуду и скорость движения. Об этом постоянно говорю учащимся, подводя их к самостоятельному выполнению упражнений. Бег парами, тройками, группами с самостоятельным выбором партнеров более естественен и приемлем. Но самое великолепное и совершенное средство беговой подготовки - это игра. Часто урок начинаю именно с игры. Мальчики самостоятельно играют в мини-футбол, а девочки в перестрелку. Затем провожу разминку отдельно с девочками и отдельно с мальчиками. И беговые упражнения ребята выполняют тоже отдельно. Если это спринт, то практически, получается по 2-4 поворота у каждого, с измерением результата по секундомеру и выполнением количества забегов по желанию. Если же это прыжки в длину, то 3-12 попыток, опять-таки по желанию.

В игре с самых первых минут урок идет на эмоциональном подъеме, и само качество тренировочного бега в игре более объемного и индивидуального. Так, полноватый, менее подвижный играет роль защитника, а быстрый, подвижный с азартом действует в нападении. После игры даю возможность самим учащимся обсудить ее моменты, разрешить конфликты, ответить на вопросы. А подводить итоги урока после игры, что делал раньше, трудно из-за ситуации, прямо противоположной задаче учителя. Теперь подвожу итоги и записываю результаты, которые, как правило, запоминают сами учащиеся, в непринужденной обстановке, сидя на скамейке рядом с учеником. Здесь есть возможность дать словесную оценку каждому, не насилуя внимание одновременно всех бездеятельным стоянием в шеренге. Особенно хочется выделить в системе формирования навыка самостоятельных занятий обучение проводить комплекс восстановительных упражнений. И первым из них будет «заминочный» медленный бег. Сначала это обязательное пробегание 100-200 м в медленном темпе, в расслабленном состоянии, или же ходьба для отдельных, ослабленных детей. Затем длина дистанции «заминочного» бега, постепенно увеличиваясь, стабилизируется.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что в привитии навыков самостоятельности важную роль играют такие компоненты, как: а) разнообразие форм и методов проведения уроков, близких к естественности проведения; б) большая глубина знаний по предмету; в) индивидуальная заинтересованность; г) умение владеть приемами восстановления; д) постоянный самоконтроль.

Литература



  1. Дмитриев В. И., игры на свежем воздухе

  2. Загорский Б. И., Физическая культура 2002

  3. Лях В. И., Физическая культура 2010

  4. Журная физкультура в школе 2002, 2004, 2008, 2010

  5. Яковлев М. В., Легкая атлетика на уроках физкультуры 2004


© 2010-2022